Конспект непосредственно образовательной деятельности опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе Образовательная область «Познавательное развитие» Тема «Воздух и его свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бармина Екатерина Валерьевна

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh._nod.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Образовательной деятельности «Воздух и его свойства»

Возрастная группа: Подготовительная, 6-7 лет

Программное содержание (задачи)

ОО Познавательное развитие:

- формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей

ОО Социально-коммуникативное развитие:

- создать условия для позитивного и эмоционального настроя детей;

- воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга;

- формировать основы безопасного поведения в природе

ОО Речевое развитие:

- развивать умение делать выводы и умозаключение;

- продолжать учить детей употреблять в речи развернутые сложноподчиненные предложения;

- обогащать и активизировать словарь детей, развивать умение правильно формулировать доказательную речь, высказывать свои предположения согласно возникшей ситуации, формировать умение активно участвовать в совместном обсуждении проблем

ОО Физическое развитие:

- развивать двигательную активность детей, предотвращая утомление и снятие эмоционального напряжения

Виды детской деятельности: двигательная, познавательно-исследовательская, решение проблемных ситуаций, экспериментирование

Материалы и оборудование: воздушный шарик, карточка с изображением воздуха, карточки с изображением живой и неживой природы, стакан, салфетка, кусочек пластилина, таз с водой, резиновые игрушки (по количеству детей), банки с крышкой (на каждого ребенка), карточки со свойствами воздуха, аудиозапись «Ветер», интерактивная ручка «Знаток» и аудиостикеры, телевизор.

Используемые технологии: Здоровьесберегающие, игровые, технология исследовательской деятельности.

Предварительная работа: Рассматривание энциклопедий, наблюдение на прогулках, беседы: «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда»

Логика образовательной деятельности:

Вводная часть

- Ребята, а что это за звук? Вы слышите? Давайте найдем откуда он доносится. (Дети ходят по группе и находят магнитофон с аудиозаписью «Шум ветра»)

- А как вы думаете, что это за звук? (Шум ветра) Посмотрите, рядом воздушный шарик. И он нам что-то хочет рассказать. Послушайте. (запись ручки)

«Здравствуйте ребята! Это ваш друг – Воздух! Я очень рад, что я вас вижу! Но немного огорчен, что вы не видите меня. Я приглашаю вас в свою лабораторию, где вы сможете поближе познакомиться со мной, и я вам покажу много интересного»

Основная часть

- Сегодня, ребята, наша группа превратилась в большую лабораторию, где есть кабины, и в каждой кабине мы будем проводить эксперименты, узнаем, что такое воздух и где он находится, как его обнаружить, какими свойствами он обладает.

- Как вы думаете с какой кабины начнутся наши исследования? (Ответы детей: С первой кабины)

- Правильно, я с вами согласна. Пройдем в 1 кабину.

Опыт № 1. «Как поймать воздух»

- Что написано? (Дети читают, что написано на карточке)

- Вот наш шарик. Ребята, а как вы думаете, внутри шарика что-то есть? (Ответы детей: Да, воздух)

- Правильно, воздух, а давайте его выпустим, и он поздоровается с вами. Поставьте свои ладошки. (Протыкаю шарик и сдуваю его на ладошки детям)

- Ребята, вы почувствовали воздух? (Ответы детей: Да)

- А вы его увидели? (Ответы детей: Нет)

- А почему? (Он невидимый)

- А куда он делся? Где воздух то? (Везде вокруг нас)

Вывод: Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Опыт № 2 «Можно ли услышать воздух»

- Переходим в следующую кабину № 2

- Мы с вами выяснили, что воздух можно почувствовать. Но его можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос т.д.)

- Посмотрите, на столе стоят резиновые игрушки. Возьмите их в руки и сожмите. (Дети нажимают на игрушки)

- Вы слышите воздух? (Ответы детей: Да)

- А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (Звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки)

- Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.

Вывод: Воздух можно услышать, он не имеет формы, заполняет собой другие предметы.

Опыт № 3 «Кому нужен воздух»

- В какую кабину мы направимся? (Ответы детей: В кабину № 3)

- Ребята, давайте подумаем, кому нужен воздух? (Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу на столе маленькие карточки и называют кому нужен воздух)

- Кому необходим воздух?

- Как можно назвать одним словом? (Живая природа или всему живому)

- Для чего необходим воздух? (Дышать, расти, жить)

Вывод: Воздух нужен всему живому.

- Кажется нам пора перейти в следующую кабину № 4. Найдите ее. А в этой кабине мы немножко отдохнем. (Включаю на телевизоре ролик для физминутки)

Опыт № 4 «Занимает ли воздух место?»

- Отдохнули? Пора нам посетить кабину № 5

- Что это? Стакан. Посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (Нет, он пустой)

- Ребята, а как вы думаете, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? (Ответы детей)

- Хорошо, давайте проверим. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку так, чтобы она не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна емкости. Потом поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

- По-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (Дети убеждаются что салфетка сухая) Что же помешало воде ее намочить? (Воздух в стакане)

- А что же произойдет с салфеткой, если наклонить стакан? (Пузырьки воздуха выйдут, а его место вода займет, и салфетка намокнет)

Вывод: Воздух занимает место.

Опыт № 5 «Легкий ли воздух?»

- Продолжим исследования. Направляемся в кабину № 6

- Ребята, перед вами баночки с водой. Давайте закроем их крышкой и посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой? (Дети закрывают баночку крышкой и делают вывод, что банка наполнена водой не полностью)

- А где находится слой воды? (В нижней половине банки)

- А где слой воздуха? (В верхней половине банки)

- А теперь, давайте попробуем перевернуть банку. (Переворачивают банку и видят, что пузырьки воздуха поднимаются наверх)

- Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность.

Вывод: Воздух легче воды.

- Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду. А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите. Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватало? Как вы себя чувствуете? А как правильно нужно дышать?

- При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые-экологи. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

Заключительная часть

- Вот мы прошли лаборатории, и в каждой сделали свой вывод. А вот какой он был, давайте вспомним. Смотрите, целая коллекция выводов. Вам нужно выбрать из них те, которые мы сегодня сделали и прикрепить на доску. (Дети читают выводы, ищут нужные и прикрепляют на доску)

1. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

2. Воздух нужен всему живому.

3. Воздух занимает место.

4. Воздух можно услышать, он не имеет формы, заполняет собой другие предметы.

5. Воздух легче воды.

- Ребята, понравилось наше путешествие? Интересно экспериментировать?

-Что именно понравилось?

- Спасибо всем!