Конспект организации образовательной деятельности для детей подготовительной группы в области «Познавательное развитие» «Всё что есть в печи, на стол мечи»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Kузнeцовa Галина Александровна

Конспект занятия "Всё что есть в печи, на стол мечи" предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Приобщая детей к нравственно-патриотическому воспитанию, нельзя не рассказать им о "Хлебе", который является Святыней нашего русского народа. Дети должны знать цену "Хлеба", должны соблюдать традиции и обычаи нашего народа и уважительно относиться к труду тех, кто изготавливал этот главный продукт русского человека. Дети знакомятся с путешествием от зёрнышка до стола, закрепляют знания о процессе выращивания "Хлеба". Этот конспект не только познавательный, но и поучительный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организации образовательной деятельности для детей подготовительной группы в области «Познавательное развитие»

                         

                                                                    Подготовила: Кузнецова Г.А.

                      «Всё что есть в печи, на стол мечи»

Цель: Познакомить с путешествием зернышка от поля до стола (как получается хлеб) и какой пищей питались в Древней Руси.

Программное содержание:

Познание: - обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;

- подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека;

 - Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России.

Труд: - на основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам)

- вызвать интерес к коллективному труду: к приготовлению старинного блюда из хлеба;

- развивать у детей творческое воображение;

- развивать мелкую и общую моторику рук.

Методическое обеспечение: Картины из серии «Выращивание хлеба», макет мельницы, колосья пшеницы, презентация о хлебе и продуктах питания на Руси, глиняные чашки, деревянные ложки по количеству детей, хлеб, каравай, рушник, баннер с изображением русской избы, салфетки.  

Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений и закличек о хлебе; объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; чтение рассказов М. Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб»; сравнение колосков ржи и пшеницы; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.

                                               Ход

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие. Рада видеть вас в добром здравии, с хорошим настроением.

Дети: Здравствуйте!

 (Обращается к детям?) 

Хозяйка: Дети, а вы, хотели бы оказаться в Древней Руси и узнать, какие продукты употребляли наши предки?  

Дети: Хотим.

 Хозяйка: Тогда, представьте себе, что мы оказаться в русской избе? Я буду в роли Хозяйки, а вы, будете моими гостями. Вы, согласны?

Дети: Да.

Хозяйка: Тогда по русскому обычаю шлю вам низкий поклон до пояса и прошу проходить в Красный угол, присаживайтесь. Что же это такое «Красный угол»?

Дети: Это самый красивое место в доме.

Хозяйка: Прошу отведать моего хлеба да соли.

Добрый хлеб на столе –

Нет вкусней на земле!

Хлеб не режь, а ломай

Всё до крошки доедай.

(Дети отламывают кусочки хлеба руками, благодарят хозяйку и рассаживаются на скамейку).

Дети: Спасибо, Хозяюшка, за хлеб – соль.

Хозяйка: В старину и сейчас, где чтят русские традиции, радушные хозяева встречают дорогих гостей с чем?

Дети: С хлебом – солью.

Хозяюшка: А, выносят его на вышитом полотенце, который называется?  

Дети: «Рушник».

Хозяюшка: А, всех гостеприимных хозяев называют?

Дети: Хлебосольными.

Хозяюшка: Этот обычай пришёл из древности, когда хлеб был божеством. Соль была очень дорогим продуктом по цене. А хлеб – по труду очень тяжело доставался. Вот и предлагали дорогим гостям самое дорогое, что было в доме.

Хозяюшка: В старину, люди питались в основном растительной пищей.

   В основном выращивали злаковые культуры. Какие злаковые культуры вы знаете?

(Дети перечисляют: ячмень, овёс, пшеницу и гречиху, несколько позже появилась рожь).

Хозяюшка: Хлеб по праву занимал самое главное место на столе русского крестьянина и нигде в мире его не едят так много, как на Руси и даже в наше время. А вы, знаете, как появился хлеб?

Дети: Нет.

Хозяюшка: Когда-то человек увидел на земле растущий колосок, вот такой же как на этом блюде (Дети берут колоски рассматривают) Из колоска выпало несколько зёрен, человек пожевал их, и они пришлись ему по вкусу.

 Хозяйка: Дети, а вы знаете, что детвора очень любила играть в русские народные игры с колосками. И сейчас мы поиграем в игру: «Мышка и колосок».

     По считалочке выбирается «Хлебороб», все остальные мыши.

Играющие становятся по кругу. «Хлебороб» садится в центр, кладёт на пол колосок и делает вид, что он спит. Все приговаривают:

«Хлебороб устал,

 Присел и задремал».

     Мыши крадут колосок и передают друг другу по кругу припевая:

                 Расти колосок,

                 До неба высок!

                 Я тебя высадил,

                 Я тебя вырастил,

                 Мыши прибежали,

                 Колосок сорвали (на последнем слове колосок оказывается у одного из игроков).

 «Хлебороб» просыпается.

   Все говорят: Раз, два, три – беги!

  Мышка с колоском убегает за кругом, «Хлебороб» догоняет. Если, мышка обежав круг успеет встать на место, то игра повторяется, если её догоняет «Хлебороб», мышка становится «Хлеборобом», а он мышкой. Игра повторяется 2-3 раза.

Хозяюшка: Что же дальше произошло с зёрнышками, как вы думаете?

Дети: Затем люди научились получать муку и печь из неё хлеб.

Хозяюшка: Как в старину превращали зёрна в муку?

Дети: Толкли в ступе. 

Хозяюшка: А, вы видели настоящую старинную ступу?

Дети: У нас в музее и сами пробовали толочь семена.

Хозяюшка: Какие орудия труда для земледелия имеются в нашем музее?

Дети: Ступа, лопата, грабли, жернова, коса, серп.

 Хозяюшка: Первый хлеб пекли из ржаной муки и назывался?

Дети: Ржаным.

Хозяюшка: Затем люди научились печь хлеб из пшеничная мука и назывался он?

 Дети: Пшеничным.

(Рассматриваем ржаную и пшеничную муку, пробуют на ощупь и сравнивают: белая, рассыпчатая, лёгкая, мягкая, пышная).

Хозяюшка: Дети, вы любите хлеб?

Хозяюшка: Почему же мы так любим хлеб? Потому что он какой?

Дети: полезный, вкусный, ароматный, душистый, свежий…

Хозяюшка: Ребята, как надо относиться к хлебу?

Дети: бережно, аккуратно…

 Хозяюшка: Почему?

Дети: Его трудно выращивать…

Хозяюшка: Да, долог путь хлеба от посеянного в землю зёрнышка до душистого ароматного каравая на столе.

     А, сейчас я предлагаю вам выложить из карточек последовательность выращивания хлеба в старину.

(Дети выкладывают из карточек последовательность выращивания хлеба)

Хозяйка: О хлебе народ сочинял множество песен, а дети тоже пели шуточные народные песни, одну из которых мы вам исполним. А называется она «На мельнице».

  1.  Где же ты был наш чёрный баран? – 2 раза

На мельнице, на мельнице, милостивый пан. – 2 раза

  1. Что ты там делал черный баран? – 2 раза

Муку молол, муку молол, милостивый пан. – 2 раза

  1. Чем же молол ты чёрный баран? – 2 раза

Ножками, рожками милостивый пан. – 2 раза

  1. Чем угощали тебя наш баран – 2 раза

Палками, скалками, милостивый пан. – 2 раза

Хозяйка: Люди с уважением относятся к труду хлебороба, к хлебу и сейчас мы вспомним некоторые пословицы и поговорки о хлебе.

(Дети рассказывают пословицы и поговорки)

  • Хлеб – батюшка, водица — матушка.
  • Голодной куме всё хлеб на уме.
  • Хлеб – дар божий.
  • Как хлеб да квас, так и всё у нас.
  • Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
  • Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.
  • Дай Бог покой, да хлеб святой.
  • Хлеб на стол и обед пошел.
  • Хлеб ржаной – отец родной.
  • Хлеб всему голова.
  • Без хлеба куска везде тоска.

Хозяйка: Что ещё пекли из муки помимо хлеба?

Дети: Пекли блины, оладьи, лепёшки, по праздникам – пироги.

  Хозяйка:  Издавна на Руси одним из самых распространенных сладких напитков считались?

Дети: Кисель, квас.

  Хозяйка:   Кисели готовили на основе не из ягод и фруктов, а из ржаных, овсяных и пшеничных отваров.

  Хозяйка: Чем же ещё питались наши предки? 

Дети: Кашами.

  Хозяйка: Очень популярным были каши, преимущественно пшеничная и овсяная, которая тяжело разваривалась в печи.

       Известным и излюбленным продуктом считался горох. Его не только варили, но и делали из него что?

 Дети: Муку, из которой пекли блины и пироги. 

   Хозяйка: Какой овощ был самым распространённым?  

Дети: Самым распространённым овощем была репа.

   Хозяйка: Эти корнеплоды тушили, жарили и делали из них начинку для пирогов, а изначально картофеля, помидоров и огурцов не было вообще.

      Помимо этого, на Руси из растительной пищи употребляли дикий щавель и лебеду. Дополняли растительный рацион многочисленные дикорастущие ягоды и грибы, орехи и конечно же мёд. Мёда ели много, ведь раньше не было сахара.

    На Руси не было супов. Знаменитые русские уха, щи и солянка появились гораздо позже.  

Предшественник современной окрошки была «Тюря»  

      «Тюря» была одним из любимых и доступных блюд крестьянина. Ингредиенты этого блюда: ржаной хлеб, чеснок, зелень, растительное или сливочное масло и простокваша или вода.

Хозяйка: Ну что, дети, попробуем приготовить такое блюдо?

Дети: Да.

(Хозяйка вместе с детьми приготавливают «Тюрю»)

                                       ТЮРЯ:

              Ржаной хлеб – 200 гр.

              Зелень – пучок

              Сливочное масло- 4 столовые ложки

               Вода – 0,5 литра

(Хозяйка предлагает всем гостям попробовать «Тюрю»)

Хозяйка: Поиграем в народную игру: «Пирог»

(под русскую народную мелодию)

Правила игры: игроки стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий - «Пирог».

Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мягошенький,

Режь его, да ешь.

После слов «Режь его, да ешь» к «Пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «Пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «Пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «Пирогов».

Хозяйка: Ну, что ж, дети, возвращаемся в наше время. Вам понравилось наше занятие? Что именно?

 (Дети отвечают и прощаются с гостями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по направлению «Познавательно развитие» (Петербурговедение), по теме: «Стрелка Васильевского острова»

Цель: Познакомить детей с новой достопримечательностью Санкт-Петербурга – Стрелкой Васильевского острова, историей её появления....

КОНСПЕКТ занятия образовательной деятельности для детей подготовительной группы ТЕМА «Восточный календарь» Образовательная область:"Познавательное развитие", «Художественно-эстетическое развитие

КОНСПЕКТ занятия по художественно- этетическому воспитанию для детей подготовительной группы   ТЕМА:" Восточный календарь" Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитиеОбразовател...

Авторский конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе в области «Познавательное развитие» «Тонет – не тонет».

Авторский конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе в области «Познавательное развитие» «Тонет – не тонет». (технология проблемно...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 - 7 лет) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) с использованием социоигровых технологий Тема: «Международный женский день – 8 марта»

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет). Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка) с использованием социоигровых техн...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" по теме: "Мой город"

Интегрированнное занятие построено в виде экскурсии-рассказа о родном городе, ее истории, об основных улицах, о памятниках и площади с показом иллюстраций. В основе непосредственной образовательной де...

«Сказка А.С.Пушкина в звуках и красках» Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по художественно- эстетическому развитию.

Цель: Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие  музыки, поэзию, и живопись.Задачи:1.Закрепить знания детей о видах искусства. Приобщать детей к...