"Развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса к миру природы посредством дидактических игр экологического содержания»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

ЕпифанцеваИрина Николаевна

Формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса к процессам , происходящим в природе посредством дидактических игр экологического содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka_2019_ekologiya.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на XVI территориальной ярмарке образовательных ресурсов

«Новое образование – Поволжскому округу» г.о. Новокуйбышевска

Тема:

"Развитие  у детей  дошкольного возраста познавательного интереса  к миру природы посредством  дидактических игр  экологического содержания»

Подготовила воспитатель

структурного подразделения «Детский сад

«Центр коррекции и развития детей»

 ГБОУ ООШ№18 г. Новокуйбышевска Епифанцева Ирина Николаевна

     

      Природа окружает ребёнка с ранних лет. Её разнообразие, яркость, красота, наглядность её  взаимосвязей и взаимозависимостей обеспечивает доступность понимания детьми явлений живой и неживой  природы и оказывает существенное влияние на совершенствование мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления.

Актуальность проблемы взаимоотношений ребёнка с природой на современном этапе имеет место. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже с дошкольного возраста так важны для воспитания развивающейся личности. Для интеллектуального развития дошкольников необходим богатый чувственный опыт, получаемый ими от восприятия предметов, мира природы, общественной жизни.

     Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному отношению ко всему живому. Главное для педагога – создавать ситуации, в которых у детей могут возникнуть радость общения с природой, чувство глубокого удовлетворения от увиденной красоты, желание беречь и сохранять природу. Формирование такого осознанно-правильного отношения к природе – длительный процесс, поэтому закладывать основы экологического образования уже с младшего возраста. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего познавательного  развития.

       Проблема. Исходя из собственного педагогического опыта, я обратила внимание, что детям дошкольного возраста особенно тяжело даётся формирование понятия разнообразия явлений происходящих в природе , их взаимосвязи  и взаимозависимости;  многообразия  объектов живой и неживой природы,  а так же   необходимости гуманного, бережного  отношения к ним.

       Цель: формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса к процессам , происходящим в природе посредством дидактических игр экологического содержания.

      Задачи:

-развивать познавательный интерес дошкольников к миру природы;

-применить на практике систему эффективных методов и приемов по формированию экологических  представлений у детей  дошкольного возраста, используя дидактические  игры;

-воспитать гуманное отношение ко всему живому.

-выявить соответствие  экологических представлений детей требованиям учебной программы;

- составить картотеку дидактических игр экологического содержания.

        Игры по праву считаются одним из эффективнейших средств ознакомления дошкольников с природой. Поэтому, усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, успешней всего происходит в игровой деятельности.

       Ребёнок, играя сам, наблюдает за играми других детей.

         Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

        Целью дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников является формирование осознанно-правильного отношения к окружающей природе.

      Дидактические игры  экологического содержания целесообразно проводить во время экскурсий, целевых прогулок, ознакомлением с трудом взрослых.

         В процессе формирования экологических представлений у дошкольников я  использую следующие виды дидактических игр:

– предметные;

– настольно-печатные;

– словесные.

     Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, каштаны, камешки и т.д.). Использую их с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику, мелкую моторику рук воспитанника. Например:  «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки детки?”и т.д. Больше всего детям нравится игра «Чудесный мешочек». Эту игру я использую часто. Она способствует развитию тактильных чувств, памяти, интереса к деятельности, а также развитию  заинтересованности. Предметные игры  использую как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, в утренние и вечерние отрезки времени, усложняя содержание игры в зависимости от  индивидуальных возможностей детей.

       Настольно – печатные игры. К ним относятся: лото, домино, разрезные картинки, а также игры:   «Чей силуэт», «Как их назвать?», «Что сначала, а что потом?».   Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. В них решаются самые разнообразные задачи ознакомления с природой: формирование представлений о предметах и явлениях природы, упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д.

       Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и др. Словесные игры провожу с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности воспитанников, способствуют развитию речи и культуре общения. Данный вид игр не требует специальных условий, я их  провожу как в помещении, так и на прогулке. Например: «Кто у кого», «Один – много», «Украсим словами» и др.      Важная роль дидактическим играм мною отводится на прогулке. Например: “Я знаю”, “Воздух, земля, вода”, Береги природу”, Что это такое?” и др

      В своей работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры – беседы, игры в загадки, игры развивающего характера.

    Игры - беседы  помогают скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащения. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции. В своей практике использую самые различные варианты. Например, «Закончи предложение» - говорю начало фразы, а дети должны придумать конец: «Лимон желтый, а огурец...», «Ромашка белая, а василек...», «Весной листья на деревьях растут, а осенью...», «Летом     бывает дождь, а зимой...».

      Интересными являются игры в загадки. Они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое». Придумываю их сама на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех  случаях эти игры помогают закрепить  представления дошкольников, научить их использовать в нужный момент.  

       Очень нравятся воспитанникам игры развивающего характера. Например, «Кто, где живёт?». Дети должны правильно по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и сопроводить свой ответ аргументами. Лиса живёт в лесу, она роет для себя нору, она не впадает в спячку зимой, так как меняет шубку на более тёплую, лиса сама добывает корм, она санитар леса (уничтожает мышей, больных животных).

      Оформила картотеку дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников. Подбирая дидактические игры экологического содержания,  обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям.              

     Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям. При проведении дидактических игр использую постепенное их усложнение от группы к группе, их вариативность.      

 В результате активного использования  дидактических игр  экологического содержания дети стали лучше ориентироваться в объектах природы, стали различать большее количество конкретных видов деревьев, кустарников, животных разных экологических групп; значительно увеличилось качество и количество представлений о флоре и фауне, стали замечать и понимать признаки «живого» – движение, питание, изменение состояния по сезонам; значительно расширились представления о росте и развитии растений и животных, о месте обитания и способах их существования. Дети стали проявлять любознательность в непосредственном общении с природой, стали осознавать необходимость бережного отношения.

Вывод : таким образом, можно сказать, что дидактическая игра являясь методом и формой обучения , а также средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста играет немаловажную роль в  процессе  активной экологической  познавательной деятельности . Благодаря чему у дошкольников формируется  умение видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, желание участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, воспитывается  эмоциональная отзывчивость, понимание важности охраны природы, осознание  необходимости  выполнения  норм поведения в природе. Считаю, что в работе с детьми необходимо  использовать возможности дидактической игры как эффективного средство формирования экологической культуры  у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа саморазвития на тему: «Ознакомление детей раннего и дошкольного возраста с окружающим миром природы»

Программа саморазвития на тему: «Ознакомление детей раннего и дошкольного возраста с окружающим миром природы»...

Сообщение на тему «Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»

Сообщение на тему:«Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»...

Игры для детей старшего дошкольного возраста с компонентом мира природы

Материал содержит подборку словестных, дидактических, подвижных игр, упражнений по ознакомлению и закреплению знаний дошкольников о мире природы...

Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой

Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...

Знакомим детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром природы и развиваем речь

Доклад на тему: «Знакомим детей старшего дошкольного возраста с окружающим, миром природы и развиваем речь». Подготовила воспитатель МКДОУ 346 г.Новосибирска : Федотова Л.П....

Проект во 2 группе раннего возраста "Малыши в мире природы. Осень"

Проект «Малыши в мире природы. Осень» раскрывает малышам некоторые взаимосвязи живой и неживой природы, растений и животных, помогая понять, что человек – это часть природы. Он основ...