Методическая разработка НОД по математическому развитию в подготовительной группе с использованием игровых технологий и технологии ТРИЗ. Тема: «Путешествие в космос»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Орехова Виктория Михайловна

Конспект занятия поможет  систематизировать знания детей о космосе, будет способствовать развитию математичемских способностей. Дети с помощью игровых технологий, используемых на занятии, в совершенстве смогут овладеть количественным счетом. С помощью технологии ТРИЗ дети на занятии решают изобретательские  задачи, учатся анализировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_puteshestvie_v_kosmos.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД по математическому развитию в подготовительной группе с использованием игровых технологий и  технологии ТРИЗ

Тема: «Путешествие в космос»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах, навыков счета в пределах 20 в прямом и обратном порядке.

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать умения анализировать и решать изобретательские, практические задачи.

Формировать у детей правильное отношение к окружающему миру, основ анализа действительности.

Развивающие:

Развивать память, внимание, речь, логику;

Развивать творческое воображение и творческие способности (беглости, оригинальности, гибкости мышления)

Воспитательные:

Воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умение работать в команде, согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Материалы:

Демонстрационный материал: 3 домика, набор цифр, мяч, геометрические фигуры, карточки для игры «Найди отличия»

Раздаточный материал: на каждого ребенка набор цифр, набор геометрических фигур для игры «Сложи узор», цветные карандаши и листы бумаги.

Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть

(Организационный момент)

Дети стоят свободно рядом с воспитателем.

В.: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А вот куда, вы узнаете, выполнив задание. 

Дети беседуют с педагогом.

Вводная часть(мотивационный момент)

Дети стоят свободно рядом с воспитателем.

Воспитатель подготовил материалы: 

Картинки для игры «Найди лишний предмет»

Задание «Найди лишний предмет»

(Нужно найти лишний предмет в каждом ряду. Если ответ правильный, то под лишним предметом будет нарисована буква).

 

В.:         Задание это непростое (воспитатель показывает картинки)

Нужно найти лишний предмет и определить какая буква спряталась.

В.: Какие буквы у вас получились?

(О,К,С,О,М,С)

В.: Попробуйте составить слово из этих букв.

В.: Правильно, это слово КОСМОС. Сегодня на занятии мы будем открывать космическое пространство.

Дети выполняют задание воспитателя: дети находят лишние предметы.

Дети называют буквы, которые у них были найдены.

Дети составляют слово из букв, которые у них были найдены.

Основная часть

Дети садятся за столы.

Комментарий воспитателя:

Возьмите большой синий прямоугольник. Положите перед собой вертикально - это будет часть корпуса ракеты. Сверху на него положите большой красный треугольник - это будет верхняя часть корпуса. Возьмите маленький зеленый треугольник. Положите его слева вниз к корпусу - это будет левая хвостовая часть. Возьмите маленький черный треугольник. Положите его с правой стороны вниз от корпуса - это будет правая хвостовая часть. Возьмите большой желтый круг. Положите его посередине корпуса - это будет иллюминатор. Возьмите маленький желтый круг. Положите его ниже большого круга - это тоже будет иллюминатор. Проверьте, что у вас должно получиться.

Счет от 1 до 20

Обратный счет от 10 до 1

В.: На чем можно подняться вверх над землей?

 Придумайте различные варианты: (реальные; сказочные).

В.: Давайте выберем объект, на котором летают настоящие космонавты.

Верно, это ракеты.  На ракете летать хорошо или плохо? (что хорошо и что плохо)

В.: Давайте составим ракету, на которой нам будет с вами лететь интересно и безопасно. У вас у каждого есть индивидуальный конверт. Откройте его, достаньте его содержимое. Попробуйте составить ракету из фигур, которые у вас представлены в конверте.

Воспитатель комментирует действия, в конце показывает образец изображения.

В.: Ребята, теперь посчитайте:

- Сколько в ракете треугольников?

- Сколько в ракете кругов?

- Чего больше, треугольников или кругов? На сколько?

- Сколько всего геометрических фигур в ракете?

В.: А сейчас я вам загадаю объект, который вы должны отгадать, задавая мне простые вопросы, на которые я смогу ответить только ДА или НЕТ (воспитатель подводит детей к определению слова космонавт)

В.: Правильно вы отгадали (показывает картинку с изображением космонавта).

В.: 12 апреля 1961 года наш русский космонавт впервые облетел землю на космическом корабле «Восток». Сегодня мы с вами тоже станем космонавтами! Ребята, скажите, откуда взлетает ракета? Правильно с космодрома (показывает картинку). 

В.: Я предлагаю вам пройти на наш космодром. До него ровно 20 шагов. Всем экипажам занять свои места. Готовы к полету? Начать обратный отсчет. Пуск! (звучит космическая музыка)  Ракета уносит нас в звездное небо. 10 секунд - полет нормальный, 20 секунд – полет нормальный. Корабль вышел на орбиту. 

Дети отвечают на вопросы, предполагают различные варианты.

Дети отвечают на вопросы, предлагают различные варианты, аргументируя свои  ответы.

Дети открывают конверты и достают содержимое.

Дети на столах выкладывают изображение ракеты под комментарий воспитателя.

Дети проверяют правильность выполнения задания, комментируют,  сравнивают свои изображения с образцом - осуществляют самоконтроль работы в соответствии с образцом воспитателя.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, опираясь на свои изображения.

Дети задают воспитателю наводящие вопросы.

Дети слушают воспитателя.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети рассматривают иллюстрации с изображением космодрома.

Дети проходят на космодром считая до 20.

Дети хором считают в обратном порядке.

Дети считают от 0 до 10.

Дети считают от 10 до 20.

Физкультминутка

(динамическая пауза)

Дети встают свободно рядом с воспитателем.

А сейчас мы с вами, дети, полетаем на ракете. На носки поднимись, а потом руки вниз. Раз, два, три, четыре, вот летит ракета ввысь.

Дети поднимаются на носки, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты».

Основная стойка.

1- руки в стороны направлены вниз;

2- руки в стороны параллельно полу;

3- руки вверх;

4- ладони образуют купол ракеты.

Заключительная часть

(продолжение)

Дети сидят полукругом.

Игра «Созвездия» (в небе звезды блестят, весело сверкают и с ребятами они поиграть желают (дети ходят по кругу). Ну-ка звездочки светлей в небе засияйте, звездную карусель в небе начинайте (бег по кругу). Раз, два, три, созвездия из звездочек собери (дети встают по трое в маленькие кружки, изображая созвездия).

Дети сидят за столами.

Индивидуальная работа по карточкам: дорисуй недостающие геометрические фигуры.

В.: Хорошо отдохнули. Давайте все заглянем в иллюминаторы и посмотрим в космическое пространство. Что мы видим?

Давайте посмотрим на звезды.

Кто знает самую яркую звезду? Из звезд на небе образуются созвездия. Кто из вас знает названия созвездий? (показывает иллюстрации, перечисляет. 

В.: Давайте сосчитаем количество звезд в созвездии Медведиц. Что у них одинаковое? Чем они отличаются?

В.: Внимание, экипажи могут покинуть корабль, выйти в открытый космос, поиграть в игру. Игра «Созвездия» 

В.: Экипажам вернуться на корабль. Хотите еще раз взглянуть в иллюминатор? Что мы там видим? (показывает иллюстрацию Земли) А для того, чтобы вернуться на Землю, на нужно выполнить последнее задание.

(воспитатель показывает правильный образец выполненного задания)

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети смотрят иллюстрации с изображением звезд.

Дети участвуют в обсуждении.

Дети рассматривают изображение созвездий большой и малой медведицы, считают количество звезд в них.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, сравнивают, анализируют.

Дети играют в игру.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, рассматривают изображения Земли.

Дети садятся за столы.

Дети индивидуально выполняют задание по карточкам, анализируют, сопоставляют.

Осуществляют самоконтроль работы в соответствии с образцом воспитателя.

Рефлексия:

итог НОД. Оценка деятельности детей

Дети стоят свободно рядом с воспитателем.

-Кому понравилось занятие, поднимите красный треугольник;

- кому было трудно, поднимите зеленый треугольник;

- кто хочет стать космонавтом, поднимите синий треугольник;

- кто считает, что для того, чтобы стать космонавтом, вам надо хорошо заниматься в детском саду, поднимите большой желтый круг.

В.: Вот и настало время возвращаться домой. Давайте закроем глаза, представим, как мы соскучились по своей планете, родному дому, друзьям. Даем обратный отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Ура! Мы дома! Можно открыть глаза.

В.: На ваших столах лежат макеты ракет, состоящих из геометрических фигур (воспитатель предлагает детям оценить свою деятельность)

В.: Молодцы, я благодарю вас за занятие и за то, что вы вместе со мной были в космическом путешествии.

Дети закрывают глаза и хором считают в обратном порядке.

Дети рассматривают макеты ракет.

Дети участвуют в обсуждении своей деятельности, оценивают ее, выполняя комментарии воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием развивающих технологий и технологий проблемного обучения

В данной методической разработке используется развивающий дидактический материал - палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. С их помощью решаются задачи развития логического мышления детей, смекалки, умения...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии.Образовательная область «Речевое развитие. Развитие речи». «Звуковая культура речи: звуки [У], [А]»

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии. Целью занятия является формирование правильного произношения звуков [...