Авторская работа, план-конспект: «Знатоки «Как человек придумал свет»» (Старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Обобщение и систематизация знаний детей об истории электрической лампочки 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»

г. Рубцовска Алтайского края

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Познавательное развитие

Тема «Знатоки «Как человек придумал свет»» (Старшая группа)

Выполнила:

Полякова Анастасия Анатольевна

Воспитатель МБОУ «Гимназия

«Планета Детства»

        Рубцовск, 2020 г.        

……….

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.

Наименование учреждения:  МБОУ «Гимназия «Планета Детства» гор. Рубцовска Алтайского края

Педагог:  Полякова Анастасия Анатольевна.

Должность:  воспитатель.

Доминирующие области  интеграции:

«Познавательное развитие»

Интегрируемые области:

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие»

Возрастная группа:  старшая

Тема : «Знатоки «Как человек придумал свет»»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об истории электрической лампочки, стимулировать развитие познавательных процессов внимания, памяти, мышления.

Образовательные задачи:

1. Систематизировать знания о свойствах и действиях различных предметов-предшественников электрической лампочки.

2. Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества

3. Продолжать активизировать словарный запас

Развивающие задачи:

1. Формировать способности устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

2. Способствовать развитию познавательного интереса, стремления к исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

1. Вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому электрической лампочки.

Словарная работа

Лучина, керосиновая лампа

 Методы:

  • Словесные: загадка, вопросы, похвала; Игровые, практические.
  • Наглядные: рассматривание предметов;

Предварительная работа:

Чтение познавательной литературы

1. «Что такое свет?» («Детская энциклопедия»)

2. Нефёдова К., «Бытовые электроприборы. Какие они?»

3. Рассматривание картинок и иллюстраций об источниках света.

Оборудование и материалы:  Мультимедийная установка; коробка с электрической лампочкой, с лучиной, свечой, керосиновой лампой, пластмассовые ручки на каждого ребенка, полоски бумаги, кусочки шерстяной ткани; разрезанные предметные картинки для дидактической игры «История электрической лампочки» на каждого ребенка, Картинки: холодильник, утюг, пылесос, светильник,  ваза, кухонная плита, стол, фонарик.

Вводно-организационный этап

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Обращают внимание на гостей в группе, здороваются с ними и произносят

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться, доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длиться до вечера!

Дети: Коробка

Обращают внимание на письмо и слушают, что же там написано.

Дети: Готовы.

Воспитатель заводит детей в группу:

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться, доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длиться до вечера!

Воспитатель: Ой, ребята, а что это такое? Верно, коробка.

Воспитатель: А еще тут письмо ребята. Что же там написано?

 «Здравствуйте ребята! Я Совунья и хотела бы вместе со своей командой, в конце учебного года, поиграть с вами в игру «Что? Где? Когда?». Что бы попасть к нам в команду, вам придется потрудиться. Вам нужно выполнить ряд заданий, чтобы мы посмотрели, какие вы знатоки!»

Воспитатель: Ребята, готовы показать Совуньи ее команде, какие мы знатоки?

Воспитатель вместе с детьми

Стук в дверь и вноситься коробка с письмом

Воспитатель читает

Этап восприятия, расширения  имеющихся представлений и закрепления материала.

Дети: Лампочка.

Дети: Нет.

Дети: Костёр.

Дети: Камнями.

Дети: Нет.

Дети: Хотим.

Дети закрывают глаза.

Дети присаживаются около костра.

Протягивают свои ладони.

Дети: Да, чувствуем тепло.

Дети пытаются раздуть костёр.

Дети: Согрелись.

(Варианты ответов детей)

Дети: От лучины мало света, она быстро сгорает. Нужно было следить, чтобы не случился пожар.

Дети: Свеча

Дети: Свечки на торте(ответы детей).

Дети: Ей можно обжечься, из за нее может начаться пожар, даёт мало света.

Дети: Удобна.

Дети: Плохо освещала комнату, постоянно надо было наливать керосин. Если ее уронить, то вспыхнет пожар.

Дети выполняют задание.

Дети: Письмо.

Дети: Да.

Дети выполняют соответствующие тексту  движения.

Дети: От электричества.

Дети: По проводам.

Дети: Не браться мокрыми руками, не брызгать воду, не ронять, беречь провода.

Воспитатель: И так, посмотрим, какие же задания приготовила нам Совунья.Загадки:

1.Дом – стеклянный пузырек,

а живет в нем огонек

2.Чудеса на потолке -

Повисло солнце на шнурке.

3. Висит она без дела днем,

А ночью освещает дом.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали все загадки. Ответ один и тот же - электрическая лампочка.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, всегда ли существовала электрическая лампочка? 

Воспитатель: Как вы думаете, чем древний человек освещал свою пещеру?

Воспитатель: Но как же первобытные люди разводили огонь, ведь спичек ещё не было?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как с помощью камней высекали искры?

Воспитатель: Огонь очень опасен, я попробую высечь, с помощью камней, сама.

Воспитатель: Получается у меня? Да это очень трудно. Очень много времени и труда затрачивал человек, чтоб высечь одну маленькую искорку. И поэтому люди берегли огонь, постоянно поддерживая его в очаге. Огонь стал для человека и теплом и светом в пещере.

Воспитатель: А вы хотите погреться у костра?

Воспитатель: Тогда закроем глазки и представим, что мы оказались около костра.

Открываем глазки вот и наш костёр.

Давайте присядем у костра. Протяните свои ладони: наш костер разгорелся и язычки пламени жгут нам руки. Чувствуете тепло? Но вот подул ветер. Нам становится прохладно, как же стало холодно.  Костер стал угасать, и теперь мы его раздуем, давайте подуем на него. Для этого мы наберем много воздуха в легкие через нос и подуем через рот все вместе.  Посмотрите, наш костер разгорается, и нам опять становится тепло. Ребята, вы согрелись? Раз мы согрелись, пойдемте с вами дальше.

Воспитатель: Ребята, когда человек научился строить себе жилище, чем же он освещал себе его?

Воспитатель: И тогда, человек придумал Лучину. Это просто щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли в подставке, а другой зажигали.

Воспитатель: Удобно такое освещение.

Воспитатель: Так, что же там еще у нас в коробке.  Загадка.

Таять может, а не лёд, Не фонарь, а свет дает.

Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения - свечу. Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Их используют до сих пор. Как? 

Воспитатель: Как вы думаете, чем не удобна свеча? 

Воспитатель: Что это? Люди стремились придумать более удобное освещение своего жилья и когда научились добывать нефть и перерабатывать ее в керосин, тогда и придумали керосиновые лампы. За стеклянной колбой пламя было безопасно. Удобной ли была такая лампа, если мы сравним ее со свечей? 

Воспитатель: А какие были трудности в использовании такой лампы?

Воспитатель: История возникновения лампочки длилось несколько десятилетий, человек искал новые способы удобного освещения своего жилья. Александр Лодыгин, русский инженер и Томас Эдисон американский изобретатель в 1873 году изобрёли лампочку.

Воспитатель: Такая «Стеклянная груша» светит очень ярко. Если взять лампочку в руки, то можно увидеть за стеклом нить накаливания, она тоненькая как волосок, но прочная. Через металлическое основание электрический ток поступает внутрь лампочки, разогревает нить добела, поэтому она моментально вспыхивает и ярко и ярко светится.

Сейчас появилась новая энергосберегающая лампочка.

Воспитатель: Ребята в нашей коробке еще что то есть. Нам необходимо разделится на команды. Команда «Умницы» и «Умники»

Команде «Умники» необходимо расположить предметные картинки, в том порядке, как начиналось появление электрической лампочки. Расположите карточки по порядку, на своём столе.

Команде «Умницы» необходимо выбрать только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка.  Объясните, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка.

Воспитатель: Даю вам несколько минут и посмотрим, как справились наши команды.

Воспитатель: И так, как справилась первая команда?

Воспитатель: Как справилась вторая команда?

Воспитатель: Ребята,  на дне нашей коробки что то осталось? Что это?

 «Ребята, вы молодцы, вы справились со всеми заданиями. Вы лучшие знатоки. Я приглашаю вас в свою команду, встретимся с вами на игре «Что? Где? Когда? Ваша Совунья».

Воспитатель: Вы хотите отдохнуть?

Мы немножко отдохнём

Встанем глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперед-

Нас работа еще ждёт.

Руки вниз, на пояс, вверх-

Убегаем мы от всех.

Побежали скорее в группу,

С Вами вместе за наукой.

Воспитатель: От чего работает лампочка?

Воспитатель: А вы знаете, как электричество попадает к нам в дом?

Воспитатель: Ребята, электричество, которое попадает к нам в дома вырабатывают динамо-машины, только очень большие. Их приводят в движение вода (на гидроэлектростанции) или пар (на тепловых электростанциях).

Воспитатель: Электричество очень опасно. Вспомним правила безопасного обращения с электрическими приборами.

Воспитатель открывает ящик и достает первое задание

Воспитатель достает из ящика лампочку

(Дети предлагают варианты.) Воспитатель, достает из коробки камни.

Воспитатель пытается высечь искры?

Проводит психогимнастику

Потёрли ручки.

(Дыхательная гимнастика) 

(Достает щепку).

(показываю свечу).

(Достаю керосиновую лампу).

2 слайд

(Показываю лампочку)

3 слайд

Д/И «История электрической лампочки».

Картинки: холодильник, утюг, пылесос, светильник,  ваза, кухонная плита, стол, фонарик.

В ящике достаю письмо

4слайд

Показ на слайде

                                                                                     Практический этап

Дети: Да

Дети рвут бумагу.

Дети: нет.

Дети: Бумага притянулась к ручки

Воспитатель: А хотите мы сейчас станем волшебниками и поймаем тоже электричество, только не опасное?

Воспитатель: Оно называется статическое электричество тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. Сейчас мы научимся ловить доброе электричество. И так нам необходимо быть внимательными.

У вас у каждого на столе бумага в чашке, нужно ее порвать на мелкие кусочки

Возьмите в руки ручку и поднесите к бумаге. С бумагой что-то происходит? 

Воспитатель: Сейчас наши ручки станут волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяного материала и натрите им ручку. Медленно поднесите теперь ручку  к кусочкам бумаги. Что происходит с бумагой? 

Воспитатель: Молодцы! Мы настоящие волшебники.

5слайд

Рефлексионно – заключительный этап этап.

Дети:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Как вы думаете, мы справились со всеми заданиями? А в чем возникали трудности? Поделитесь своими впечатлениями. Что понравилось вам больше всего? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект тематического физкультурного занятия с мячом в старшей группе.

План - конспект физкультурного занятия с мячом разработан для детей старшей группы детского сада. На протяжении всего занятия дети занимаются с мячом, выполняя различные задания....

«План конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «В гостях у Бабы Яги».

Конспект написан  в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями и строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможност...

План - конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.

План - конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками  разработан в соответствии с ФГТ....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Чудо - полянка»

Работа  с природным материалом - это источник новых знаний, способствующий формированию у детей чувства прекрасного. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства...

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...