Проект "Экологическая тропа"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Чернецова Светлана Александровна

Материал о создании экологической тропы на участке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tropa.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Экологическая тропа»

Паспорт
Цели экологической тропы:
 Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и оздоровления детей на свежем воздухе
Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром
Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников: вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.
Использовать прогулки по экологической тропе для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов деятельности
Назначение экологической тропы:
- прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;
- наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе;
проведение исследовательской, игровой, театрализованной и других видов деятельности.
Задачи:
воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
формирование знаний о природе;
развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение;
формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
Назначение экологической тропы:
- прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;
- наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе;
проведение исследовательской, игровой, театрализованной и других видов деятельности.
Краткое описание границ маршрута:
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение по часовой стрелки от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на карта-схеме тропы, приведенной в карта-схеме.
Таким образом, экологическая тропинка состоит из  объектов. Они  специально созданы нами  на территории участка группы «Искорка». Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.
Правила поведения в природе.
Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи плакатов на стенде, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:
Правила поведения на экологической тропе
Поздоровайтесь с хозяином тропы!
Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
Шум не помощник в познании природы, слушай голоса леса, наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Я сорвал цветок-
И он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
П. Гвездослав
2 «Птичий городок»
Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Содержание: На данном объекте экологической тропы размещены кормушки для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми. Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.
Рекомендации по организации работы: предназначение кормушек рассматривание домика для птиц наблюдение за птицами слушание голосов птиц слушание пения разных птиц в записи выработка правил поведения
3 «Царство насекомых»
Цель: углубить знания о насекомых, их образе жизни; сформировать представление о роли насекомых в природе; воспитывать бережное отношение к насекомым.
Содержание: Луговые цветы, их яркие краски и запах, привлекают множество насекомых: пчел, собирающих нектар, муравьев и жуков, бабочек, божьих коровок. Проводятся дидактические игры «Луговые цветы», «Узнай насекомое по описанию», «Составь рассказ – труженица пчела».
Объекты для наблюдений: муравьи, бабочки, пчелы, божьи коровки, гусеницы.
 
4 «Маленькая елочка»
Цель: познакомить детей с хвойным деревом, обогатить знания детей о структуре, пользе и использовании дерева. Наблюдать за елочкой в разные времена года. Учить находить сходство и различия между разными видами хвойных деревьев.
Объекты для наблюдений: елка. Содержание: в этом месте посажены молодые елочки. На данном этапе дети знакомятся с строением дерева (ствол, ветви, хвоя, узнают, что шишка – это плод ели, носитель семени. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Елка) Её всегда в лесу найдёшь – пойдем гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Елка)
5 «Кусты»
Цель: учить детей различать кусты по внешним признакам; закрепить названия кустов, их строение, внешние признаки;
воспитывать бережное отношение к растениям.
Объекты для наблюдений: кизильник, дерен белый.
Рекомендации по организации работы с детьми: экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой связь с животным миром польза для человека и забота человека.
6 «Скорая помощь»
Место хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор, вар и др.) .
7 «Зеленая аптека»
Цель: знакомство детей с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Содержание: На участке детского сада создан объект «Подворье» с малыми архитектурными формами: фигуры животных (лошадка, поросята и др., тележка). Все это способствует расширению кругозора детей, экологическому воспитанию. С хозяином дружит, дом сторожит, Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака) Стоит копна посреди двора, спереди - вилы, сзади - метла. (Корова) Хвост крючком, нос пятачком. (Поросенок)
9 «Березы»
Цель: создать условие  для наблюдения за березами разного возраста и разной толщины;   формировать чувство бережного отношения к природе.
познакомить детей с лиственными деревьями, обогатить знания детей о структуре, пользе и использовании деревьев. Содержание: данная зона предназначена для ознакомления детей не только с березой, но и с другими лиственными деревьями. Дети рассматривают и наблюдают за деревьями в разные времена года.
Объект для наблюдения: березы.
Рекомендации по организации работы: Игры с детьми: «Мы деревца», «Подари дереву подарок», «С какого дерева листок» Игра с листьями на внимание: -Раз-два-три! Этот лист бери! -Раз-два-три! Красный лист бери! -Раз-два-три! Кленовый лист! -Раз-два-три! Два листа бери! -Раз-два-три! Такой же как у меня лист бери! -Раз-два-три! Ничего не бери!
10 «Цветник»
Цель: уточнить представления детей о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста; дать представление о сезонных работах в цветнике; учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия; воспитывать желание работать в цветнике, создавать красоту; развивать навык опытно-экспериментальной деятельности. многолетние и однолетние цветущие растения.
Объекты для наблюдений: 1. Пион 2. Лилия 3. Ландыш 4. Лен 6. Ноготки 8. Хосты Рекомендации по организации работы с детьми: прогулка и наблюдение за ростом цветов, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев рассматривание и сбор растений для гербария беседы с детьми о разнообразии цветов игры с детьми «Мы — растения», «самый красивый цветок» сенсорное развитие детей
11 «Деревья»
Цель: учить детей различать деревья по внешним признакам; закрепить названия деревьев и их строение, внешние признаки; систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях; воспитывать бережное отношение к растениям.
Объекты для наблюдений: рябина, карагач, пихта.
Рекомендации по организации работы: рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года сравнение их между собой забота человека о деревьях использование луп для наблюдений проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени дерева сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений связь с животными
12 «Город мастеров»
ПЕСОЧНИЦА
Объектом для наблюдений стали песок, вода, снег. Рекомендации по организации работы: исследовательская деятельность проведение опытов и экспериментов коллекционная работа коллективный труд творческая работа
13 «Лавочка-отдыхалочка»
Стол со скамейками включены в маршрут как последний объект тропы, чтобы дети могли посидеть. Здесь они отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью. Объекты для наблюдений: природные объекты участка в разное время года Рекомендации по организации работы с детьми: сенсорное развитие детей во время прогулок беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.) эстетическое развитие чтение художественной литературы творческая мастерская видеть красоту и неповторимость каждого цветка, каждой травинки формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться о природе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....