Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста ( 6-7 лет) «Морские жители»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Кондратьева Лолита Римантасовна

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста ( 6-7 лет)

«Морские жители»

  • Познакомить детей с обитателями морского дна, рассказать об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.
  • Познакомить детей с некоторыми формами защиты морских обитателей.
  • Познакомить с новыми словами: дайвинг, дайвер, батискаф.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО:

 

- речевое развитие 

-социально-коммуникативное развитие 

-художественно-эстетическое развитие

- физическое развитие.

 

Речевое развитие:
- Расширять словарь детей (дайвинг, дайвер, батискаф)

- Совершенствовать связную диалогическую речь детей

- Закреплять представление о названиях морских животных

- Совершенствовать грамматический строй речи детей

 

Социально-коммуникативное развитие:

 - Развивать коммуникативные навыки ребенка в общении с взрослым и сверстниками

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость


Художественно-эстетическое развитие :

- Развивать музыкально – слуховые представления детей.

 

Физическое развитие:

- Развивать координацию речи с движением

- Развивать мелкую моторику рук

 

Современные образовательные технологии:

1. ИКТ – технология, презентация «Морские обитатели».

2. Технология музыкального воздействия (Звуки моря).

3. Здоровьесберегающая технология – пальчиковая гимнастика «Рыбки», физ. Минутка «Море волнуется раз»

 

Оборудование: Глобус, карта, мультимедийное оборудование, презентация «Морские обитатели» аудиозапись «Звуки моря», ракушки.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

 

  1. Организационная часть

 

Воспитатель:

Ребята, давайте рассмотрим карту нашего мира и глобус, которые я принесла для вас. Более двух третей поверхности земли покрыто морями и океанами. Эта огромная масса воды необходима для жизни на нашей планете.

2. Основная часть

Глядя на поверхность воды, трудно представить то многообразие жизни, которое скрывается внизу. Давайте прислушаемся к звукам моря. (Слайд 2)

Воспитатель:

Все недоступное зачаровывает. А что может быть дальше от человека, чем океанское дно? Морские обитатели так непохожи на земных существ. О них очень хочется узнать побольше. Чем питаются? Как живут и защищаются? Так много всего того, что очень хочется знать. Для изучения морского дна люди создали подводные аппараты, с помощью которых мы можем погружаться в морские глубины. Это батискаф, батисфера, специальное оборудование для погружения акваланги

 (Слайд 3)

Воспитатель:

Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по морскому дну.

Самые маленькие обитатели морского дна – это планктон.

В морских водах живет множество мелких организмов. Это разные бактерии, малюсенькие водоросли, рачки, икринки рыб. На рисунке они большие, но на самом деле некоторые из этих организмов даже не видно глазами. Все они вместе плавают в воде и называются «планктон». Планктон - это корм для очень многих обитателей моря. (Слайд 4)

Воспитатель:

Наверняка вы знаете, что в морях и океанах живет очень много самой разной рыбы. Рыбки бывают разных расцветок и форм, одни живут у поверхности воды, а другие в глубине. Одни рыбки питаются разными растениями, планктоном, а некоторые поедают другую рыбу. (Слайд 5)

Чтобы отлично плавать, у рыбки есть плавники и хвост. Тело рыбы покрыто чешуйками. Они надежно защищают её и позволяют легко изгибаться и двигаться. Для того, чтобы дышать у рыб есть жабры. Это такие отверстия в голове, через которые проходит вода. (Слайд 6)

 

 

Воспитатель:

А мы встречаем еще одного обитателя морских глубин - морской конек.

Это тоже рыба, но без чешуи. Из-за своего сходства с конем её называют «Морской конек»(Слайд 7)

Все рыбки откладывают икру. Из неё потом вылупляются мальки – маленькие рыбки. А вот папа морского конька носит икринки в своем мешочке в животике (Слайд 8)

Воспитатель:

Многие морские жители вовсе не безобидны. Давайте посмотрим на следующий слайд. (Слайд 9)

Это – Осьминог.

У осьминога восемь щупалец («восемь ног»). На щупальцах расположены маленькие присоски. Осьминоги могут менять свой цвет! Если осьминогу грозит опасность, то он может выплюнуть непрозрачную краску на своего врага и быстро уплыть! Осьминог – хищник, ест крабов, рыбу, других моллюсков, и любит прятаться среди камней, поджидая свою добычу

Добычу обыкновенный осьминог захватывает всеми восемью щупальцами. Осьминог кусает жертву, удерживая её присосками.

Воспитатель:

А к нам навстречу плывет уже другой житель морских глубин – кальмар.

Так же как и осьминог, кальмар питается рачками и другими моллюсками и может быстро передвигаться в воде за счет выброса воды (реактивное движение) и даже выпрыгивать из воды.

Кальмар тоже моллюск. У него помимо восьми ног есть еще две «руки». У кальмара очень большие глаза и целых три сердца! (Слайд 10)

Воспитатель:

А я предлагаю нырнуть еще ниже на морское дно.

Физкультминутка «Море»
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

 

В морских водах очень много ракушек. На берегу моря мы находим их пустыми, а в глубине вод в таких раковинах живет двустворчатый моллюск (у ракушки две створки). У этого моллюска есть одна нога! 

 

Воспитатель: А теперь приготовили свои ручки, сделаем пальчиковую гимнастику «Рыбки» 
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

- Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
- То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
-
Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
-
То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

 

Идём дальше.


(Слайд 11)

 

Моллюск может открывать и закрывать створки, пропуская воду и мелкую пишу - мельчайших рачков, растения (планктон). Ракушка надежный домик. Моллюск растет вместе со своим домиком. (Слайд 12)

Если внутрь ракушки попадет маленькая песчинка, то некоторые моллюски выращивают из неё жемчужину! Издавна люди собирали жемчужины и делали из них бусы. (Слайд 13)

Воспитатель: Посмотрите, что я вам привезла с моря. Это – ракушки.

И в таких раковинах живут моллюски, их называют улитки. Питаются улитки обычно растениями. На голове у улитки есть небольшие рожки, а на них есть глаза! Таких улиток называют брюхоногие, наверно из-за того, что на их брюшке есть одна нога. Они с помощью неё и двигаются. (Слайд 14)

Воспитатель:

А это необычные звездочки, тоже морские жители.

Морские звезды поедают моллюсков (например, из ракушек, планктон и червяков. Рот у звездочек находится в центре с обратной стороны. Если одна из ножек звезды оторвется, то вскоре отрастет новая! (Слайд 15)

Воспитатель: Еще один не менее опасный для человека морской обитатель – медуза. У медуз целых 24 малюсеньких глаза, питается она планктоном. А некоторые медузы могут больно ужалить человека!

На ощупь они похожи на кисель и состоят, в основном, из воды! Чтобы двигаться, они набирают в себя воду и выплевывают её. Вода выбрасывается в одну сторону, а медуза при этом плывет в другую! Такое движение называется «реактивным».
(Слайд 16)

 


Воспитатель:
Ребята, давайте  найдём 10 отличий на картинке(Слайд 17)

 

Рефлексия:

О каких обитателях морских глубин мы сегодня еще не рассказали (Морская черепаха, рыба – ёж, серая акула, синий кит)

(Слайд 18)

Что нового вы узнали из нашего подводного путешествия.

Все молодцы! Поработали отлично! (Слайд 19)

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морские обитатели Кондратьева Лолита Римантасовна Презентация к непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы детского сада

Слайд 2

Все недоступное зачаровывает. А что может быть дальше от человека, чем океанское дно? Морские обитатели так непохожи на земных существ. О них очень хочется узнать побольше. Чем питаются? Как живут и защищаются? Так много всего того, что очень хочется знать

Слайд 3

Планктон В морских водах живет множество мелких организмов. Это разные бактерии, малюсенькие водоросли, рачки, икринки рыб. На рисунке они большие, но на самом деле некоторые из этих организмов даже не видно глазами. Все они вместе плавают в воде и называются «планктон». Планктон - это корм для очень многих обитателей моря.

Слайд 4

Наверняка вы знаете, что в морях и океанах живет очень много самой разной рыбы. Рыбки бывают разных расцветок и форм, одни живут у поверхности воды, а другие в глубине. Одни рыбки питаются разными растениями, планктоном, а некоторые поедают другую рыбу.

Слайд 5

Рыба Чтобы отлично плавать, у рыбки есть плавники и хвост. Тело рыбы покрыто чешуйками. Они надежно защищают её и позволяют легко изгибаться и двигаться. Для того, чтобы дышать у рыб есть жабры. Это такие отверстия в голове, через которые проходит вода.

Слайд 6

Морской конек Это тоже рыба, но без чешуи. Из-за своего сходства с конем её называют «Морской конек».

Слайд 7

Все рыбки откладывают икру. Из неё потом вылупляются мальки – маленькие рыбки. А вот папа морского конька носит икринки в своем мешочке в животике!

Слайд 8

Осьминог У осьминога восемь щупалец («осемь ног»). На щупальцах расположены маленькие присоски. Осьминоги могут менять свой цвет! Если осьминогу грозит опасность, то он может выплюнуть непрозрачную краску на своего врага и быстро уплыть! Осьминог ест крабов, рыбу, других моллюсков, и любит прятаться среди камней, поджидая свою добычу

Слайд 9

Кальмар Так же как и осьминог, кальмар питается рачками и другими моллюсками и может быстро передвигаться в воде за счет выброса воды (реактивное движение) и даже выпрыгивать из воды. Кальмар тоже моллюск. У него помимо восьми ног есть еще две «руки» . У кальмара очень большие глаза и целых три сердца!

Слайд 10

Ракушка

Слайд 11

Если внутрь ракушки попадет маленькая песчинка, то некоторые моллюски выращивают из неё жемчужину! Издавна люди собирали жемчужины и делали из них бусы.

Слайд 12

Улитка И в таких раковинах живут моллюски, их называют улитки. Питаются улитки обычно растениями На голове у улитки есть небольшие рожки, а на них есть глаза! Таких улиток называют брюхоногие, наверно из-за того, что на их брюшке есть одна нога. Они с помощью неё и двигаются.

Слайд 13

Морская звезда Это не обычные звездочки, а морские жители. Морские звезды поедают моллюсков (например, из ракушек), планктон и червяков. Рот у звездочек находится в центре с обратной стороны. Если одна из ножек звезды оторвется, то вскоре отрастет новая!

Слайд 14

Медуза У медуз целых 24 малюсеньких глаза, питается она планктоном. А некоторые медузы могут больно ужалить человека! На ощупь они похожи на кисель и состоят, в основном, из воды! Чтобы двигаться, они набирают в себя воду и выплевывают её. Вода выбрасывается в одну сторону, а медуза при этом плывет в другую! Такое движение называется «реактивным».

Слайд 16

Об этих обитателях ты узнаешь в следующий раз Морская черепаха Рыба - ёж Серая акула Синий кит



Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста ( 6-7 лет)

«Морские жители»

  • Познакомить детей с обитателями морского дна, рассказать об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.
  • Познакомить детей с некоторыми формами защиты морских обитателей.
  • Познакомить с новыми словами: дайвинг, дайвер, батискаф.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО:

- речевое развитие  

-социально-коммуникативное развитие  

-художественно-эстетическое развитие

- физическое развитие.

Речевое развитие:
- Расширять словарь детей (дайвинг, дайвер, батискаф)

- Совершенствовать связную диалогическую речь детей

- Закреплять представление о названиях морских животных

- Совершенствовать грамматический строй речи детей

Социально-коммуникативное развитие:

 - Развивать коммуникативные навыки ребенка в общении с взрослым и сверстниками

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость


Художественно-эстетическое развитие :

- Развивать музыкально – слуховые представления детей.

Физическое развитие:

- Развивать координацию речи с движением

- Развивать мелкую моторику рук

Современные образовательные технологии: 

1. ИКТ – технология, презентация «Морские обитатели».

2. Технология музыкального воздействия (Звуки моря).

3. Здоровьесберегающая технология – пальчиковая гимнастика «Рыбки», физ. Минутка «Море волнуется раз»

Оборудование: Глобус, карта, мультимедийное оборудование, презентация «Морские обитатели» аудиозапись «Звуки моря», ракушки.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

  1. Организационная часть

Воспитатель:

Ребята, давайте рассмотрим карту нашего мира и глобус, которые я принесла для вас. Более двух третей поверхности земли покрыто морями и океанами. Эта огромная масса воды необходима для жизни на нашей планете.

2. Основная часть

Глядя на поверхность воды, трудно представить то многообразие жизни, которое скрывается внизу. Давайте прислушаемся к звукам моря

Воспитатель:

Все недоступное зачаровывает. А что может быть дальше от человека, чем океанское дно? Морские обитатели так непохожи на земных существ. О них очень хочется узнать побольше. Чем питаются? Как живут и защищаются? Так много всего того, что очень хочется знать. Для изучения морского дна люди создали подводные аппараты, с помощью которых мы можем погружаться в морские глубины. Это батискаф, батисфера, специальное оборудование для погружения акваланги

 (Слайд 2)

Воспитатель:

Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по морскому дну.

Самые маленькие обитатели морского дна – это планктон.

В морских водах живет множество мелких организмов. Это разные бактерии, малюсенькие водоросли, рачки, икринки рыб. На рисунке они большие, но на самом деле некоторые из этих организмов даже не видно глазами. Все они вместе плавают в воде и называются «планктон». Планктон - это корм для очень многих обитателей моря. (Слайд 3)

Воспитатель:

Наверняка вы знаете, что в морях и океанах живет очень много самой разной рыбы. Рыбки бывают разных расцветок и форм, одни живут у поверхности воды, а другие в глубине. Одни рыбки питаются разными растениями, планктоном, а некоторые поедают другую рыбу. (Слайд 4)

Чтобы отлично плавать, у рыбки есть плавники и хвост. Тело рыбы покрыто чешуйками. Они надежно защищают её и позволяют легко изгибаться и двигаться. Для того, чтобы дышать у рыб есть жабры. Это такие отверстия в голове, через которые проходит вода. (Слайд 5)

Воспитатель:

А мы встречаем еще одного обитателя морских глубин - морской конек.

Это тоже рыба, но без чешуи. Из-за своего сходства с конем её называют «Морской конек»(Слайд 6)

Все рыбки откладывают икру. Из неё потом вылупляются мальки – маленькие рыбки. А вот папа морского конька носит икринки в своем мешочке в животике (Слайд 7)

Воспитатель:

Многие морские жители вовсе не безобидны. Давайте посмотрим на следующий слайд. (Слайд 8)

Это – Осьминог.

У осьминога восемь щупалец («восемь ног»). На щупальцах расположены маленькие присоски. Осьминоги могут менять свой цвет! Если осьминогу грозит опасность, то он может выплюнуть непрозрачную краску на своего врага и быстро уплыть! Осьминог – хищник, ест крабов, рыбу, других моллюсков, и любит прятаться среди камней, поджидая свою добычу

Добычу обыкновенный осьминог захватывает всеми восемью щупальцами. Осьминог кусает жертву, удерживая её присосками.

Воспитатель:

А к нам навстречу плывет уже другой житель морских глубин – кальмар.

Так же как и осьминог, кальмар питается рачками и другими моллюсками и может быстро передвигаться в воде за счет выброса воды (реактивное движение) и даже выпрыгивать из воды.

Кальмар тоже моллюск. У него помимо восьми ног есть еще две «руки». У кальмара очень большие глаза и целых три сердца! (Слайд 9)

Воспитатель:

А я предлагаю нырнуть еще ниже на морское дно.

Физкультминутка «Море»
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

В морских водах очень много ракушек. На берегу моря мы находим их пустыми, а в глубине вод в таких раковинах живет двустворчатый моллюск (у ракушки две створки). У этого моллюска есть одна нога! 

Воспитатель: А теперь приготовили свои ручки, сделаем пальчиковую гимнастику «Рыбки» 
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

- Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
- То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
-
Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
-
То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Идём дальше.


(Слайд 10)

Моллюск может открывать и закрывать створки, пропуская воду и мелкую пишу - мельчайших рачков, растения (планктон). Ракушка надежный домик. Моллюск растет вместе со своим домиком. (Слайд 11)

Если внутрь ракушки попадет маленькая песчинка, то некоторые моллюски выращивают из неё жемчужину! Издавна люди собирали жемчужины и делали из них бусы. (Слайд 12)

Воспитатель: Посмотрите, что я вам привезла с моря. Это – ракушки.

И в таких раковинах живут моллюски, их называют улитки. Питаются улитки обычно растениями. На голове у улитки есть небольшие рожки, а на них есть глаза! Таких улиток называют брюхоногие, наверно из-за того, что на их брюшке есть одна нога. Они с помощью неё и двигаются. (Слайд 13)

Воспитатель:

А это необычные звездочки, тоже морские жители.

Морские звезды поедают моллюсков (например, из ракушек, планктон и червяков. Рот у звездочек находится в центре с обратной стороны. Если одна из ножек звезды оторвется, то вскоре отрастет новая! (Слайд 14)

Воспитатель: Еще один не менее опасный для человека морской обитатель – медуза. У медуз целых 24 малюсеньких глаза, питается она планктоном. А некоторые медузы могут больно ужалить человека!

На ощупь они похожи на кисель и состоят, в основном, из воды! Чтобы двигаться, они набирают в себя воду и выплевывают её. Вода выбрасывается в одну сторону, а медуза при этом плывет в другую! Такое движение называется «реактивным».
(Слайд 15)


Воспитатель:
Ребята, давайте  найдём 10 отличий на картинке(Слайд 16)

Рефлексия:

О каких обитателях морских глубин мы сегодня еще не рассказали (Морская черепаха, рыба – ёж, серая акула, синий кит) 

(Слайд 17)

Что нового вы узнали из нашего подводного путешествия.

Все молодцы! Поработали отлично!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста: « Спасение жителей планеты «Семицветик».

Задачи:обучающие:- сформировать у детей потребность  анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по трем свойствам (цвету, форме, размеру: цвету, форме и толщине);- акту...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну логики»

Конспект занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Путешествуя по стране логики, дети не заметно для себя во время игр, будут продолжать развивать логическое мышление....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме «Путешествие в страну "Спорта и здоровья»

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность (ЗОЖ)Тема: "Путешествие в страну "Спорта и здоровья"Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие&ra...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Планета Земля – наш общий дом»

Цель: Формирование у дошкольников основ экологической культурыЗадачи:Обучающие:- актуализировать знания детей о природных объектах живой и неживой природы;- формировать первичные представлен...