Из опыта работы по организация мини-музея "Заповедный Бузулукский бор"
проект по окружающему миру

Милова Оксана Вячеславовна

Мини-музей Заповедный Бузулукский бор" рассказывает об истории создания и возникновения федерального заповедника, о животном и растительном мире, приводятся уникальные факты редких животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_muzeya.docx478.41 КБ

Предварительный просмотр:

        

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ

«Заповедный Бузулукский бор»

(из опыта работы)

Милова О.В., воспитатель

Детского сада «Колокольчик»  с.Борское

Борское, 2020 г

Содержание

Паспортные данные мини-музея…………..…………………………………...3

Аспекты музейной деятельности…...……………….........................................4

Характеристика мини-музея…………………....................................................5

Перспектива развития мини - музея ………………..........................................8

Литература.............................................................................................................9


ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея:  «Бузулукский Бор»

Цель  -  формирование эколого–патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через знакомство с историей, культурой и природой родного края.

Задачи:

1.  Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории;

2.  Приобщать к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему;

3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру;

4. Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.

   

   Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как это воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
  • Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
  • Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
  • Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
  • Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
  • Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

АСПЕКТЫ  МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Формы деятельности:

    -   поисковая;

    -   научная;

    -   экспозиционная;

    -   познавательная.

Мини-муей Бузулукский бор" рассказывает об истории создания и возникновения федерального заповедника, о животном и растительном мире, приводятся уникальные факты редких животных. Бузулукский бор имеет единственный в своем роде статус особо ценного лесного массива. 
По своему режиму, установленному отдельными нормативными актами, эта территория находится "посередине" между заповедником и национальным парком. Основной охраняемый объект - реликтовый сосновый южно-таежный лесной массив в степях южного Предуралья. Более 10 объектов  Бузулукского бора имеют статус памятников природы. Чистый сосновый бор сформировался около трех-четырех тысяч лет до наших дней. В то время климат был более влажным.
 В бору существовало большое количество глубоких озер, топких трясин и опасных зыбучих «окон» .Первым ученым, обратившим внимание на бор как мощное лесное сообщество, был крупнейший лесовод Г. Ф. Морозов. Чтобы вывести бор из тяжелого и запущенного состояния, он ценою огромных усилий добился основания в 1903 году Борового опытного лесничества. Бор представляет собой огромный лесной массив, имеющий форму треугольника, посередине которого протекает река Боровка. Бор вытянут по широте на 53, а по долготе — на 34 километра Окружная граница составляет почти 200 километров. Грандиозное расчленение  в бору произвела река Боровка, вырывшая долину шириной до 2 км и глубиною до 30 м.Зона лиственных лесов — дубняков, тополевников и ольшаников — тянется вдоль Боровки, а отдельные участки осинников и березняков разбросаны по всему бору. Сосна здесь образует разреженный древостой без густого затенения, вследствие этого на почве разрастаются светолюбивые наземные лишайники из рода кладоний.В Бузулукском бору встречается 39 видов млекопитающих, 144 вида птиц, 8 видов пресмыкающихся, 4 вида земноводных, 23 вида рыб и около 800 видов насекомых. За последние годы в бору развелось очень много лосей. Животные находятся под охраной. Из степных животных сюда проникли суслик рыжеватый, выпь, стрепет, лунь степной, чекан-каменка и другие. В  лесах массива гнездятся глухарь, тетерев, несколько видов орлов и сов, шесть видов дятлов, несколько видов синиц. Обычны на гнездовье в бору такие птицы, как кулик-вальдшнеп, серый журавль, сойка, вертишейка, зяблик. « И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование, и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из величайших признаков любви к своей стране»

ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ

Экспонаты мини-музея

Название экспоната

Кто предоставил

1

Географическая карта Бузулукского бора

семья Молодцовых

2

Серия фотографий «Природа Бузулукского бора»

семьи Кужелевых, Путылиных, Андросовых, Зайцевых

3

Информационный стенд о  создании Борового опытного лесничества под руководством Г.Ф.Морозова и А.П. Тольского

семья Путылиных

4

Историческая справка о создании  национального заповедника

педагог группы

5

Макет «Заповедный Бузулукский бор»

коллективное изготовление детей и педагога

6

Фотография  памятника природы – 350 летней сосны

семья Шмойловых

7

Серия фотографий пожар в бору

Кирьянов А.А.

8

Архивные материалы газеты «Наш Бор», «Закон против браконьерства»

Карпова В.Ф.

9

Растительный мир Бузулукского бора

семьи Кужелевых,  Андросовых,

педагог группы

10

Животный мир Бузулукского бора

семьи Лежневых, Андросовых

11

Буклет «Лекарственные травы Бузулукского бора»

национальный парк «Бузулукский бор» пос.Колтубанка.

12

Буклет «Уникальные места национального парка»

семья Панариных

13

Буклет «Редкие виды растений, занесенные в Красную книгу»

национальный парк «Бузулукский бор» пос.Колтубанка.

14

Буклет «Места отдыха»

национальный парк «Бузулукский бор» пос.Колтубанка.

15

Загадки о флоре и фауне бора

педагог группы

16

Дидактические игры

педагог группы

17

Настольные игры «Стань другом природы»

педагог группы

18

Папка-передвижка «Правила поведения в лесу»

педагог группы

19

Коллекция природного материала

педагог и родители

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной .

Библиография

1. Милякова Е.А., Шеин Е.В., Русанов А.М. Бузулукский бор как фактор биоразнообразия естественной растительности примыкающих к нему территорий // Проблемы геоэкологии Южного Урала. Оренбург, 2005. С. 97-102.

2. Русанов А.М. Растительный покров и почвы северной степи Высокого Заволжья // Вестн. Оренбургского гос. ун-та, 2006. № 1. С. 30-35.

3. Русанов А.М., Коршикова Н.А., Милякова Е.А. Влияние Бузулукского бора на почвенно-растительный покров сопредельных территорий // Социально-экономические, политические и экологические проблемы в сельском хозяйстве России и стран СНГ: история и современность: Мат-лы междун. симп. Ч. 2. Оренбург, 2004. С. 348-352.

4. Русанов А.М., Поляков Д.Г., Воропаев С.Б. Влияние Бузулукского бора на некоторые показатели биогеоценозов сопредельных территорий // Стратегия природопользования и сохранения биоразнообразия в XXI веке. Оренбург, 2004. С. 115-117.

5. «Географический атлас Оренбургской области». -- М.: Издательство ДИК, 1999. -- 96 с.: с ил., карт. -- С. 65.

6. www.wikipedia.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

     

     Мини-музей будет способствовать полноценному  развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима  организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.  

    Участвуя в экскурсиях,  музейных праздниках,  составляя свои рисунки,  рассматривая экспозиции:  

-  дети усваивают опыт социальных взаимоотношений;

- учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам;

-учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром

      На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...