«Из истории часов»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Закрепление пройденного материала по теме "Из истории часов"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Из истории часов»
Цель: Формировать у дошкольников представление о времени, развивать интерес к истории возникновения различных видов часов.
Задачи: Познакомить детей с историей появления часов в жизни человека;
- расширять кругозор дошкольников, через знакомство с разными видами и назначением часов;
- формирование интереса к познанию истории;
- развивать способности детей, понимать ценность времени в жизни человека.
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение;
- получение положительных эмоций от опытно- экспериментальной деятельности.
Активизация словаря: «солнечные часы», «водяные часы», «песочные часы», «циферблат», «часовщик», закрепить умение правильно образовывать слова.
Материал: Презентация «История возникновения часов», 3 стола. На столах лежат: пластиковые бутылки ёмкостью 1,5 литра, кувшин с водой, песок, палочка, картонная заготовка циферблата без цифр, разделенный на сектора, цифры, болт и гайка, стрелки для часов, клей, клеенки, фонарь, песня «Часики» из мультфильма «Фикси- пелки».
Методы: наглядный, словесный, практический.
ХОД:
Звучит песня «Часики» из мультфильма «Фикси-пелки». Дети забегают в группу и свободно танцуют. По окончании музыки воспитатель обращает внимание детей на присутствующих и предлагает детям поздороваться с гостями.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:
Кто ворочая усами
Раскомандовался нами?
Можно есть, пора гулять,
Умываться и в кровать.
Дети: Это часы.
Воспитатель: Правильно. Это часы. Вы много знаете о часах. Предлагаю вам рассказать нашим гостям о некоторых из них.
Слайд 1 «Птицы. Растения»
В старину люди жили без часов. Как же они узнавали время?
Дети: Люди замечали вокруг себя поведение разных птиц и растений в разное время суток. Соловей пел ночью, петух кукарекал с восходом солнца, одуванчики раскрывали свои цветы как только солнце вставало, вьюны раскрывали граммофоны только к обеду, а цветы кувшинки белой раскрывались ближе к полуночи…
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, удобно было пользоваться такими часами? Почему?
Дети: Птиц не возьмешь с собой , если надо было отлучиться. Если сорвешь цветы, то они быстро завянут.
Воспитатель: Шло время. Человеку стало необходимо знать более точное время. Он стал замечать, что при движении солнца по небу, от предметов падала на землю тень и она двигалась по кругу. Ее длина увеличивалась или уменьшалась. И человек придумал…. Посмотрите на экран. Как связаны между собой предметы?
Слайд 2 «Солнце, песок, палка»
Дети: При помощи палки, песка, солнца были изобретены первые часы. Они назывались «солнечными».
Слайд 3 «Солнечные часы»
Тень от палки двигалась по кругу за солнцем и человек мог определить время.
Воспитатель: Удобны ли были такие часы?
Дети: Нет, такие часы были неудобными. Ими нельзя было пользоваться ночью, в пасмурную и дождливую погоду. В пасмурную погоду не было тени, а дождь смывал рисунок.
Слайд 4 «Вода, сосуд в виде воронки, большая емкость»
Воспитатель: Вам приходилось слышать такую фразу, что «время течет»? Предлагаю детям посмотреть на экран. А что общего между этими предметами?
Дети: Люди придумали «Водяные часы»
Слайд 5 «Водяные часы»
В водяных часах вода переливалась по каплям из одного сосуда в нижний сосуд. Такими часами можно было пользоваться в любую погоду, днем и ночью.
Воспитатель: А были ли такие часы удобными?
Дети: Такие часы тоже были неудобными. Нужен был человек, следил бы за водой в сосуде. Воду надо было постоянно доливать. Сосуды могли перевернуться и вода вытекла бы.
Воспитатель: Но человек не остановился, он все время искал… и нашел…
Слайд 6 «Стекло, песок»
Ребята, скажите, как связаны эти предметы между собой?
Дети: Человек научился делать стекло. При помощи стекла и песка он изобрел «песочные часы».
Слайд 7 «Песочные часы»
Между двумя стеклянными емкостями было маленькое отверстие через которое сыпался песок.
Воспитатель: Эти часы были удобными в использовании? Почему?
Дети: Такие часы надо было всегда переворачивать. Их можно разбить. Не заметить, когда надо переворачивать.
Воспитатель: Можно ли встретить песочные часы в наше время? Где можно их увидеть?
Дети: Песочные часы можно встретить в лабораториях, в больницах, где люди проходят процедуры.
Слайд 8 «Часы»
Воспитатель: В наши дни люди изобрели множество разнообразных и удобных часов. Это наручные механические часы, которые показывают время, если их регулярно заводить, электронные часы, которые идут от вставленной внутрь батарейки, атомные часы, которые показывают всегда точное время. И все эти часы, если они ломаются, чинить и чистит человек. Как называется профессия?
Слайд 9 «Часовщик»
Дети: Профессия называется часовщик или часовых дел мастер.
Физминутка: Звучит песня «Часики» из мультфильма «Фикси-пелки». Дети свободно танцуют.
Воспитатель: Обращаю внимание детей на столы, на которых лежат: пластиковые бутылки ёмкостью 1,5 литра, ёмкости с водой, песок, палочка, картонная заготовка циферблата без цифр, разделенный на сектора, цифры, клей, клеенки. Как вы думаете, для чего нужны все эти предметы?
Дети: Из этих предметов можно сделать разные часы.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам побыть часовщиками. Выберите себе понравившееся рабочее место. Оденьте фартуки.
Дети самостоятельно делятся на подгруппы и проходят к столам.
На первом столе лежат клеенка, тарелка, песок, палочка.
Воспитатель: Для чего нужны эти предметы?
Дети: Из этих предметов можно сделать «солнечные часы».
На втором столе лежат клеенка, разрезанные пластиковые бутылки, стоит кувшин с водой.
Воспитатель: Для чего нужны эти предметы?
Дети: Из этих предметов можно сделать «водяные часы».
На третьем столе лежат клеенка, клей, цифры, круг, разделенный на сектора, болт и гайка, стрелки.
Воспитатель: Для чего нужны эти предметы?
Дети: Из этих предметов можно сделать часы с циферблатом.
Предлагаю детям начать работу. Во время самостоятельной деятельности звучит песня «Часики» из мультфильма «Фикси-пелки».
По окончании самостоятельной деятельности детей подхожу к каждому столу, прошу рассказать детей какие часы они сделали:
Первый стол- мы насыпали песок в тарелку, разровняли его, разделили на равные части, чтобы получился циферблат, в середину вставили палочку и получились «солнечные часы».
Предлагаю посмотреть как «работают «солнечные часы». При помощи фонарика (солнце) свечу на палочку так, чтобы получить тень. Затем, вращаю фонарик вокруг палочки и наблюдаем за «ходом» тени по циферблату.
Дети: Часы работают!
Второй стол- мы вставили одну часть от бутылки ( с крышкой и дыркой в ней) в другую часть от бутылки, налили воду . Вода через дырку капает вниз. У нас получились «водные часы».
Дети: Часы работают!
Третий стол- мы приклеили цифры по кругу, соединили стрелки с кругом при помощи болта и гайки и у нас получились часы с циферблатом. Дети демонстрируют «работу часов».
Дети: Часы работают!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Красивые получились часы! И главное, они все «работают»! А сейчас я приглашаю вас и наших гостей в музей.
Прошу детей вспомнить правила поведения в музее.
Вот мы и пришли в наш музей. Для чего нужны музеи?
Дети: Музеи нужны для того, чтобы мы могли видеть предметы разного времени и эпох.
Воспитатель: Правильно, в музеях мы можем узнать и увидеть «историю предметов». Что нового в нашем музее?
Дети: В нашем музее появились часы.
Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть часы и рассказать, что общего и в чем разница .
Дети рассказывают об увиденном.
Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть в игру «Назови правильно». Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать одним словом:
-Как называются часы, которые вешают на стену? ( настенные часы)
- Как называются часы, которые ставят на пол? (напольные часы)
- Как называются часы, которые стоят на столе? (настольные часы)
- Как называются часы, которые носят на руке? (наручные часы)
- Как называются часы, которые носят женщины? (женские часы)
- Как называются часы, которые носят мужчины? (мужские часы)
- Как называются часы, которые носят дети? (детские часы)
- Как называются часы, которые ставят на камин? (каминные часы)
- Как называются часы, которые нас будят? (будильник)
- Как называются часы, которые носят в кармане? (карманные часы)
Молодцы, ребята. Вы правильно ответили на все вопросы. Расскажите, пожалуйста, что вам запомнилось сегодня? Что нового узнали?
Дети рассказывают о своих впечатлениях.
Воспитатель: Вы все сегодня были активными, изобретательными, любознательными, много рассказали о часах, потому что работали вместе. Нам пора прощаться с нашими гостями и возвращаться в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/10/picture-56347-1373457613.jpg)
"История часов"
Презентация может быть использована при изучении темы "Из прошлого предметов", как иллюстративный материал....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/15/picture-420103-1394907271.jpg)
презентация "Часы" из истории часов
Знакомство детей с историей часов, от древнейшего времени до наших дней...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/10/picture-102153-1489172058.jpg)
Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. История часов»
Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи:1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепит...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/23/picture-807801-1471964429.jpg)
Конспект совместной образовательной деятельности Тематический досуг «Часы в гостях у сказки» В рамках проекта «Раньше и теперь в истории часов» с детьми подготовительной группы
Конспект совместной образовательной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/28/picture-838715-1477650906.jpg)
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию по теме "История часов. Водяные часы"
Время является регулятором жизни и деятельности ребенка в разные периоды жизни. Много трудностей приходится преодолевать ребенку, у которого не развиты временные различения. Поэтому уже в дошкольном в...
Конспект познавательной беседы в старшей группе «Часы. История часов»
Конспект познавательной беседы в старшей группе«Часы. История часов»Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи: 1. Познакомить детей с циферблатом часов,...