Проект "Эти удивительные насекомые" для младшего дошкольного возраста.
проект по окружающему миру (младшая группа)

Морозова Татьяна Борисовна

        Младший дошкольный возраст имеет свои особенности! Маленькие первооткрыватели очень подвижны, любопытны, эмоциональны, что вносит свои коррективы в процесс обучения и воспитания и предполагает выбор определенных методов и средст развития детей. При ознакомлении дошкольников с миром природы в этом возрасте следует особый упор делать на то, чтобы сформировать у малышей элементарные умения взаимодействия с растениями и животными, понимание специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета. Проект "Эти удивительные насекомые" прежде всего направлен на развитие познавательной деятельности у детей, становление эмоционально-положительного отношения в миру живой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomye.docx74.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №39 «Ягодка»

Проект

«Эти удивительные насекомые»

(Для детей младшего дошкольного возраста.)

 Выполнила: воспитатель Морозова Т.Б.

2019-2020уч.г

Название проекта: «Эти удивительные насекомые!»

Автор проекта: Морозова Татьяна Борисовна (воспитатель)

Продолжительность проекта: две недели.

Тип проекта: познавательно-речевой.

Участники проекта: дети младшей группы, их родители и воспитатели группы.

Актуальность проблемы:

В последнее время во всём мире значительно снизился уровень экологической культуры среди населения.  Возможность просмотра в домашних условиях телепередач о путешествиях, неизведанных уголках планеты, использование интернет - ресурсов  открыло с одной стороны для людей равные возможности, но с другой стороны сократило количество походов детей совместно с родителями на природу, наблюдений за объектами окружающей природы родного края воочию, вживую. Современные возможности,  однако  не способны заменить  роль родителей в воспитании экологической культуры ребенка,  в становлении его личности. Начиная любить и ценить ближайшее свое окружение, ребенок в последствие станет способен оценить и сберечь природу всей нашей огромной Родины. И это, прежде всего, зависит от примера окружающих  взрослых с первых лет его жизни.

Знакомство детей с миром природы, как правило, мы начинаем со знакомства с домашними питомцами, комнатными растениями, солнышком и травкой в своем дворе. На ум приходят потешки про петушка, котика, козу рогатую и другие произведения известные нам со своего детства. Возможность разглядеть все по подробнее и запомнить отличительные особенности птиц, зверей, насекомых нам помогают детские книжки. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге, начиная с дошкольного возраста.  Прогулки на свежем воздухе, также как и книга, способствуют расширению горизонта детского знания о мире природы, помогают ребёнку усвоить образцы поведения животных в природе, формируют первоначальные представления о добре и зле, любви и помощи  бездомным животным или зимующим птицам к примеру.

Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.

Проблемы, на решение которых направлен проект:

• низкий уровень экологической  культуры среди детей и родителей.

Цель проекта: повышение уровня экологических знаний среди детей и родителей.

Задачи проекта:

-Расширять представления детей о насекомых, местах их обитания, особенностях строения;

-Формировать бережное отношение к природе через знакомство с насекомыми-тружениками (муравьи, пчелы)

-Обогащать отношения детей и родителей совместным опытом прочтения книг о насекомых, творческой деятельностью.

-Воспитывать интерес и бережное отношение к окружающему миру.

Особенности проекта:

Опора на практический опыт детского сада.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Предполагаемый результат:

Знать о значении насекомых в жизни человека.

Владеть понятием насекомые - труженики.

Знать о том, что произрастает на территории детского сада и кто обитает по соседству.

Уметь совместно с родителями, а затем и самостоятельно создавать изображения насекомых в рисунках, лепке и аппликации.

Иметь представление о сезонных изменениях в природе и поведении  насекомых весной.

Владеть навыками бережного отношения к братьям нашим меньшим.

Продукт проекта:

Выставка детского творчества «Эти удивительные насекомые».

Презентация: обыгрывание фрагмента из сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха».

Предварительная работа:

-Оформление «экологической тропы» на территории детского сада.

-Посев семян цветов на рассаду в группе.

-Поисковая работа по подбору демонстративного материала по теме «Насекомые».

-Подбор загадок, считалок, стихов.

-Знакомство родителей с задачами проекта.

Реализация проекта. Совместная деятельность с детьми.

-Пополнение книжного уголка.

-Чтение произведений о насекомых.

-Экскурсия по территории детского сада.

-Серия наблюдений за растительностью, птицами и насекомыми на территории детского сада.

-Оформление клумбы и посадка цветов для привлечения насекомых.

-Рассматривание иллюстраций Мир в картинках «Насекомые»

-Разучивание подвижных игр «Комарики-мошки», «Жучок-паучок», «Пчелки и медок».

 -Разучивание считалок, потешек, песенок.

-Театрализованная деятельность: отрывок из сказки «Муха Цокотуха».

-Творческая деятельность: рисование «Пчелки-труженицы», лепка способом налепа «Бабочка-красавица», аппликация «Домик для пчел».

-Выставка изобразительной деятельности «Удивительные насекомые».

Сотрудничество с семьёй:

-Беседы: «Где вы любите гулять с детьми», «Как часто вы бываете на природе», «Как нужно  себя вести на природе», «Какие меры по охране окружающей природы вы применяете» и др.

-Совместная трудовая деятельность с родителями на участке группы.

-Памятка для родителей.

- Консультация для родителей «Что стоит прочесть дома с детьми».

Деятельность с детьми и родителями:

-Разучивание слов  из сказки  «Муха Цокотуха».

-Подготовка костюмов для инсценировки отрывка из «Мухи Цокотухи» К. Чуковского.

-Изготовление плакатов «Берегите насекомых!»

Викторина для родителей «А вы это знали? А вы это видели?».

Источники проекта:

1. «От рождения до школы»   Образовательная программа  дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр.и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019

2. Парциальная   программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханёвой.

3.  Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. Младшая группа. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014»

 4. «1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов

5. Насекомые.  Какие они? Шорыгина Т.А., 2008г.

6. Мир насекомых в заданиях и играх Познавательное развитие дошкольника ФГОС ДО Славина Т.Н. «Учитель», 2017г.

7. С.Н.Николаева. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2 – 4 лет. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010

Памятка для родителей

1. Читайте вслух с ребёнком не менее 10-15 мин. в день.

2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы. Проветрите комнату.

3. Если ребёнок устал, проведите физкультминутку.

4. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.

5. Беседуйте о прочитанном (чему учит книга, что нового ребенок узнал).

6. Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

7. Оставляйте у детей на виду книги для самостоятельного просмотра.

Список литературы для чтения родителями детям дома.

  1. В Бианки.  «Репортаж со стадиона «Жукамо» и другие интересные истории.
  2. Ирина Пивоварова «Паучок и лунный свет».
  3. Майе Анвин «Кто живет у нас на даче.  Букашки».
  4. Лариса Тарасенко «Познавательные сказки: « Превращение гусеницы», «Муравьишка и тля», «Гномик в муравейнике» и др.
  5. Анна Макупина «О чем поет кузнечик?»
  6. Д. Мамин-Сибиряк «Букашкины сказки».
  7. В. Кастрючин «Сказки волшебного сада».
  8. А Богдарин  «Знакомые насекомые».
  9. Ю. Дмитриев «Сказка про мушонка и его друзей».
  10.  М. Пляцковский «Дневник кузнечика Кузи».

День недели

Организованная деятельность детей

Взаимодействие с родителями.

Самостоятельная деятельность детей.

Понедель-ник

Рисование «Скворечник»

Беседа на тему  «Что изменилось за окном? Чем питаются птицы?»

Наблюдение на прогулке по теме: «Какие удивительные соседи обитают с нами по соседству. Перелетные и зимующие птицы»

Чтение «Ласточки»

 Знакомство с задачами проекта

Рассматривание картинок с изображением первоцветов.

Вторник

Ознакомление с миром природы «Где у бабочки глаза?

Наблюдение на прогулке по теме «Растения нашего участка. Березы»

Чтение «Хлопотливая птичка», «Садик».

Консультация «Что делать, если ребенка не интересуют книги?»

Работа с раскраской «Угадай сказку».

Среда

Лепка «Красивая птичка»

Наблюдение на прогулке по теме: «Какие удивительные соседи обитают с нами по соседству. Скворцы прилетели»

Подвижная игра «Комарики-мошки»

Чтение «Божья коровка»

Привлечение к организации выставки «Эти удивительные насекомые».

Знакомство с энциклопедиями.

Четверг

ФЭМП

Беседа на тему «Какого цвета небо?»

Наблюдение на прогулке по теме «Растения нашего участка. Почки набухли»

Развлечение  «В весеннем лесу»

Консультация «Перечень литературы для совместного чтения с детьми»

Рассматривание репродукций «Мир искусства. Пейзаж».

Пятница

Развитие речи Чтение стихотворения Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?»

Наблюдение на прогулке по теме: «Какие удивительные соседи обитают с нами по соседству. Скворцы облюбовали скворечник».

Чтение «От чего умерла гусеница?»

Изготовление плакатов «Берегите насекомых!»

Рассматривание книжки «Как гусеничка стала бабочкой».

Понедель-ник

Рисование «Пчелки-труженицы»

Наблюдение на прогулке по теме «Растения нашего участка. Медовые деревья».

Чтение «Пчелки на разведках»

Чтение детям произведений из серии читаем дома, предложенной в консультации.

Дидактическая игра «Чей это домик?»

Вторник

Ознакомление с окружающим миром «Профессия - пчеловод»

Наблюдение на прогулке по теме «Растения нашего участка. На соснах появляются новые иголочки».

Оформление клумбы на участке группы.

Чтение «Пчелка Майя»

Подготовка костюмов к инсценировке отрывка из «Мухи Цокотухи» К. Чуковского.

Творческая деятельность: налеп «Бабочка-красавица».

Среда

Аппликация «Домики для пчел»

Наблюдение на прогулке по теме: «Какие удивительные соседи обитают с нами по соседству. Муравьи проснулись»

Чтение отрывка из «Муха Цокотуха»

Разучивание с детьми отрывков из «Мухи Цокотухи».

Работа с раскраской «Пчелка Майя и ее друзья»».

четверг

ФЭМП

Беседа на тему «Как привлечь насекомых в наш детский сад?»

Наблюдение на прогулке по теме «Растения нашего участка. Высадка рассады цветов».

Чтение рассказа из серии  «Лунтик и его друзья»

Подготовка костюмов к инсценировке отрывка из «Мухи Цокотухи» К. Чуковского.

Творческая деятельность: налеп «Бабочка-красавица», работа с раскраской «Пчелка Майя».

Пятница

Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжетных картин «В саду весной».

Наблюдение на прогулке по теме: «Какие удивительные соседи обитают с нами по соседству. Сладкий подарок для муравья»

Чтение отрывка из В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Викторина для родителей «А вы это знали? А вы это видели?»

Работа с раскраской «Лунтик и его друзья», «Забавные насекомые»,

Приложение 1.

Подснежник

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
"Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?"

Весной

Я пройдусь по лесам,                         Я пройдусь по лугам,

Много птичек есть там;                     Мотылечки сеть там;

Все пархают, поют,                            Как красивы они

Гнезда теплые вьют.                          В эти майские дни!

Хлопотливая птичка

Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет, –
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет .
Птичка домик сделать хочет:
Солнышко взойдет, зайдет –
Целый день она хлопочет,
Но и целый день поет.
Ночь холодная настанет,
От реки туман пойдет,
Птичка-душенька устанет,
Спит и петь перестает.
Но чуть утро – птичка снова
Песню звонко заведет;
Весела, сыта, здорова
И поет себе, поет.

Песенка пчелы

Буква «з» поет пчелой.

Звонко-звонко над тобой.

«Зу-зу-зу!» - поет пчела.-

Я вам меду принесла».

Жучок-паучок

Жучок-паучок,           Мы тебя кормили,         Танцевать заставили.

Тоненькие ножки,      Мы тебя поили,             Танцуй сколько хочешь,

Красные сапожки.      На ноги поставили,       Выбирай, кого захочешь.

Комарики-мошки

Комарики-мошки,                                          Пляшут по дорожке,

Тоненькие ножки,                                          Близко ночь,

Улетайте прочь!

Приложение 2.

Консультация для родителей

Рисуем дома вместе с мамой или папой!

«Пчелка-труженица»

Первые уроки рисования должны проходить в спокойной обстановке. Помните: вы НЕ « рисуете картину на выставку», вы УЧИТЕ ребенка азам рисования предметов различной формы!!!

Этапы рисования:

  1. Отгадывание загадки.
  2. Рассматривание образца предмета (пчелы).
  3. Обсуждение частей, из которых состоит предмет, их формы (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).
  4. Обсуждение цветовой гаммы, подбор необходимых карандашей.
  5. Начинают рисовать, как правило, с самой большой части предмета (туловище).
  6. Постепенно дорисовывая остальные части в порядке их уменьшения (голова, крылья, усики, глазки, …).
  7. Раскрашивание, если есть желание, дополнение рисунка простейшими предметами (травка, солнышко).
  8. Обсуждение рисунка, выделение особенно удачно получившихся частей и деталей (полосатое брюшко, веселые глазки, длинные усики).

Стоит еще раз отметить, что главным при оценке работы является похожесть предмета самого на себя, его узнаваемость (что достигается соответствием формы и цветовой гаммы). Постепенно требования будут возрастать. На первый план выйдут такие характеристики, как аккуратность, сохранение пропорции частей тела и др. Для младших дошкольников очень важна поддержка и внимание родителей!!!

 

Полосатая рубашка

Летает над ромашкой

Жужжит и поет

Собирает сладкий мед!поэтапное рис

  (пчелка)

Приложение 3.

Викторина для родителей

«А вы это знали? А вы это видели?»

  1. Какое насекомое, гроза муравьев, носит имя царя зверей?
  2. Какое насекомое в Древнем Египте считалось символом солнца и мира?
  3.  Каких насекомых муравьи, подобно пастухам, пасут, охраняют, доят?
  4. Какое насекомое живет дольше всех?
  5. Какое насекомое (единственное из всех) способно повернуть голову и посмотреть «через плечо»?
  6. Памятники каким насекомым воздвигнуты в Алабаме (США) и Гифу (Япония)?
  7. Название какого насекомого переводится с немецкого как «поющая кобылка»?
  8. Какое насекомое на Руси зовется запечным соловьем?
  9. Тараканы являются одними из древнейшийнасекомых. А когда они появились на Земле?
  10. Чем, кроме точек, может быть украшена спинка божьей коровки?

Ответы к викторине.

  1. Муравейный лев.
  2. Жук скарабей.
  3. Тля.
  4. Цикада.
  5. Богомол.
  6. Хлопковый долгоносик, пчела.
  7. Цикада.
  8. Сверчок.
  9. 300 млн. лет назад.
  10. Точками, запятыми и даже буквой «М».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №39 «Ягодка»

Проект

«Эти удивительные насекомые»

(младший дошкольный возраст)

Конспект прогулки

«Какие удивительные  жильцы обитают с нами по соседству»

(наблюдение за муравейником)

Выполнила: воспитатель Морозова Т.Б.

2020г.

Цель: познакомить детей  с муравьями,  местом их обитания и особенностями существования на территории детского сада.

Задачи:

Расширять представления о деятельности отдельных муравьев и жизни муравейника в целом.

Продолжать учить различать насекомых родного края, называть их.

Обогащать словарный запас.

Развивать эмоциональный  отклик на удивительную приспособленность муравьев к жизни, их трудолюбие и работоспособность.

Связь с другими  видами деятельности: рассматривание иллюстраций к произведению «Муха Цокотуха» К.Чуковского, «Как муравьишка домой спешил» В.Бианки;  рисование «Пчелки-труженицы»;  чтение «Кто живет у нас на даче. Букашки» Майк Анвин.; «Паучок и лунный свет» Ирина Пивоварова и др.

Предварительная работа: беседы о весне, наблюдение за птицами, сезонными изменениями в природе, чтение стихотворений о весне.

Ход наблюдения.

Организационный момент.

Воспитатель: посмотрите какое яркое, весеннее солнышко светит к нам в окошко. Оно зовет нас на улицу, на прогулку.

Воспитатель с детьми собираются на прогулку. Во время одевания, воспитатель обращает внимание детей на то, что многие сменили теплые зимние вещи на более легкие; вместо теплых варежек в кармашках детей лежат перчатки и др. Выходят на улицу.

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами проверим, проснулись ли уже насекомые, появились ли первые цветы…что нового принесла нам с собой долгожданная весна. А для этого мы отправимся с вами вместе на интересную прогулку, заглянем в самые далекие уголки, пройдем по неведанным тропинкам. А чтобы никто не потерялся и не заблудился, найдите себе дружочка и никуда его от себя не отпускайте.

Наблюдение.

1 этап: Воспитатель обращает внимание детей по ходу движения на растения,  посаженные вдоль экологической тропы. На то, что молодые деревца стоят еще совсем «голые», без единого листика, но на ветках уже набухают почки. Чтобы узнать, что за дерево посажено, рядом с каждым из них стоит табличка. На ней изображен лист этого дерева и плоды или семена. Ребята узнают по табличкам среди саженцев дуб, каштан и яблоню.

2 этап: рассматривание муравейника. Дети обращают внимание на табличку, на которой изображен муравей и небольшой поросший сухой травой холмик, огороженный с четырех сторон.

Воспитатель: ребята, вы знаете, кто изображен на этой табличке? Ответы детей. Правильно, это муравей. А перед нами дом муравьев – муравейник. Свой дом муравьишки построили сами. Муравьи отличные строители! Каждому муравью  в муравейнике найдется место. Давайте рассмотрим муравейник поближе (дети приседают на корточки): есть ли в этом домике, окна, двери, и что сейчас делают его жители? Проснулись ли муравьи после зимней спячки?

В ходе наблюдения ребята замечают несколько дырочек и одного муравья, который показался ненадолго и снова спрятался в своем домике.  

Воспитатель: как вы думаете, почему муравей так быстро спрятался в своем домике? Почему не остался на улице? Чего или кого он мог испугаться? Ответы детей.

Воспитатель объясняет детям, что на улице пригревает весеннее солнышко, но еще дует холодный ветер и по ночам даже бывают заморозки. Муравейник постепенно просыпается, но муравьи еще чувствую холод, и,  спрятавшись в своем домике, тщательно закрывают все окна и двери. Воспитатель просит детей быть аккуратными и не заступать за линии ограждения, чтобы не сломать муравейник. Ведь люди для маленьких муравьев как великаны.

Воспитатель: давайте не будем больше беспокоить этих маленьких жителей, живущих с нами по соседству, а вернемся сюда, когда еще немного потеплеет.

На свободной площадке воспитатель предлагает поиграть в новую для детей игру. Считалочкой выбирают водящего.

Начинается считалка:

На березу села галка,

Две вороны, соловей.

Три сороки, воробей.

Хороводная игра «Комарики-мошки»

Комарики-мошки,

Тоненькие ножки!

Пляшут на дорожке.

Скоро ночь,

Улетайте прочь!

Воспитатель: молодец воробей, много комариков и мошек поймал. А мы отправляемся дальше. Ищите себе дружочка, вставайте парами.

Воспитатель читает стихотворение:

Мать-и-мачеха цветы

Словно солнца огоньки

На пригорочке растут

Прям из снега – и цветут!

Воспитатель: «Пойдемте со мной, поищем, где у нас растут цветы? Вот они где выросли! Много цветов, яркие, красивые! Подойдем поближе, полюбуемся на них. Ах, какие маленькие, как их много! Обойдем вокруг, со всех сторон на них посмотрим.

Ребята оглядываются по сторонам и ищут первые весенние цветы. Рассматривают их.

Воспитатель: почему автор стихотворения сравнивает эти цветы с солнышком? (они желтого цвета). Где они растут? (на горочке, там, где уже нет снега). Почему их называют первоцветы?  (появляются первыми весной).

Итог. Вот какая удивительная прогулка у нас сегодня получилась. Что мы с вами узнали про муравьишек? Как называются первоцветы, которые мы с вами нашли на пригорке? Что же случилось в природе? Ответы детей.

На участке группы ребята играют в малоподвижную игру «Спал цветок…»

Спал цветок                                  сидя на корточках, сложив руки над головой

И вдруг проснулся,                      сидя на корточках, руки в стороны

Больше спать не захотел             сидя на корточках махи руками

Взвился ввысь и полетел.            бег размахивая руками как крыльями

Вернувшись в группу, воспитатель просит найти среди предложенных картинок изображение цветов мать-и-мачехи, интересуется у детей,  были ли у цветов листья…тем самым, находя повод еще раз к ним вернуться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Родительское собрание «Этот удивительный младший дошкольный возраст» «Кризис трех лет: стратегия развития конструктивных взаимоотношений»

Что делать если 2-х летний ребенок сводит вас с ума свои упрямством, капризами, желанием все сделать наоборот. Хотя еще несколько месяцев назад, ваш малыш был послушным, ласковым «лапушкой». Прежде вс...

Конспект позновательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста "Удивительная вода"

Развитие позновательной активности детей в процессе эксперементирования с водой...

"Удивительные приключения воды". Знакомство со свойствами воды. Экспериментирование в группе детей младшего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.Цель: 1.  Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать  бл...

"Удивительные приключения воды". Знакомство со свойствами воды. Экспериментирование в группе детей младшего дошкольного возраста. план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.Цель: 1.  Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать ...

Консультация для родителей «Этот удивительный младший дошкольный возраст».

Консультация для родителей«Этот удивительный младший  дошкольный возраст».Воспитатель Лялюшкина А.П.МАДОУ ЦРР  детский сад №14 город Кропоткин...