Викторина "Зимующие птицы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Ключникова Надежда Викторовна

В игровой форме закрепить знания детей о зимующих птицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx260.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 384 г. Челябинска»

_________________________________________________________________________________________

Российская Федерация, 454000,  г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 68-Б, Телефон: (8-351)741-24-21; Email: mdouds384@mail.ru

Конспект викторины по познавательному  развитию

в старшей группе

Тема: «Зимующие птицы»

Выполнил: воспитатель Ключникова Н. В.

(Высшая квалификационная категория)

Челябинск, 2019

Цель: Закреплять знания детей о зимующих птицах: их внешнем виде, строении, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
Задачи: 
Образовательные:
1. Учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
2. Продолжать учить отгадывать загадки, активизировать словарь детей и память.
Развивающие:
1. Развивать умение узнавать, называть, сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия: в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи.
2. Развивать в детях организованность, дисциплинированность, умение 
договориться между собой. 
Воспитательные:
1. Воспитывать доброе отношение к природе, желание помогать и заботиться о птицах зимой.

Словарная работа:

Активизация: зимующие, .

Обогащение:
Предварительная работа: проведение наблюдений за птицами на участке группы, рассматривание картинок с изображением птиц, чтение художественной литературы о птицах, прослушивание аудиозаписей, отгадывание и придумывание загадок, использование дидактических игр.

Оборудование: разрезные картинки голубя и воробья, картинки следов вороны и воробья, фишки, аудиозапись голосов птиц, дидактическая игра «Залатай дырку», картинки зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, дятел, голубь, свиристель), картинки еды птиц (семена, крошки, ягоды, сало), ободок «Сова», на каждого ребенка-раскраска, обруч.

Ход викторины.

 Дети сидят полукругом на стульчиках.  Звучит музыка (голоса птиц, журчание ручья), воспитатель читает стихотворение:

На нашей планете живут чудесные создания

Они летают и поют, и землю свято берегут.

Скажите дети можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы на земле все пропадут?

Букашки, жучки, червячки на деревья нападут

И съедят кору, листочки, обглодают ветки, почки.

Вот, что будет, если птицы, если птицы

 Все исчезнут-пропадут!

И не будут щебетанья, дивных трелей соловья

И сороки стрекотанья, чик-чирика воробья.

                 Скучно будет знают дети, жизнь без птиц на белом свете!

Воспитатель: Как, вы думаете, дети, о чём мы сегодня с вами будем говорить?  (о птицах) Мы, много знаем о птицах, и сейчас я предлагаю провести викторину, которую мы так и назовём «Зимующие птицы». А кто скажет, почему зимующие? (Ответы детей).

Перед игрой предлагаю вспомнить правила, которые необходимо соблюдать во время проведения викторины «Зимующие птицы»
Правила:
1. Слушать вопрос до конца.
2. Поднимать руку, не выкрикивать с места.
3. Не перебивать товарищей.
4. Не подсказывать.
Ну что, вы готовы?
Внимание, внимание!
Начинаем соревнование!
Сегодня тот побеждает,
Кто о птицах много знает!
Сейчас мы с вами разделимся на две команды. Все будут участвовать в 
викторине, и отвечать на вопросы, за каждый правильный ответ команда получает фишку (с помощью считалки   дети делятся на две команды.)

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/1/132/822/132822426_51jpeg_Thumbnail0.jpg http://photo-zhurnal.ru/images/1856194_kartinka-snegir.jpg

Воробьи, вороны, голуби.

Раз, два, три.

Прилетели красногрудые снегири,

Сели и нахохлились у окна.

Кто накормит крошками пернатых гостей?

После того как  дети разделятся на команды,  каждая команда садится за отдельный стол).
Чтобы узнать название своей команды нужно собрать разрезанные картинки. Чья команда первая справиться с заданием, возьмитесь за руки и поднимите их вверх, это будет сигналом готовности.
(На разрезанных картинках изображены голубь и воробей).

http://zagadki.info/pic/zag/all/5884def7880f2.jpghttps://t3.ftcdn.net/jpg/01/19/07/20/240_F_119072058_gn4OsJojTGkt3a2VLGfCTRAJtErCMl3s.jpg

Ребята, вы уже много знаете о зиме, о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. Я думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые мы приготовили для вас. Напомню, что темой нашей игры будут зимующие птицы.

Команды готовы к следующему заданию?

1 Конкурс – разминка: «Я начну, а ты закончи»

Я буду читать предложение, а вы должны его закончить. Читать я буду по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команды получают один бал.

У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый);

Снегирь малоподвижный, а синица (шустрая);

Клёст нарядный, а воробей (невзрачный);

Синицы высиживают птенцов летом, а клёст (зимой);

У воробья туловище мелкое, а у вороны (крупное);

У вороны клюв большой, а у воробья (маленький);

У воробья хвост короткий, а у вороны (длинный);

У воробья лапки тонкие, а у вороны (толстые);

Ворона большая, а воробей (маленький);

Если снегирь мало двигается, то он (малоподвижный);

Если у синицы чёрная голова, то она какая? (черноголовая);

Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая);

Если у сороки чёрный хвост, то она какая? (чернохвостая);

Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый).

Разминка прошла удачно.

Переходим к следующему конкурсу.

2 конкурс.  «Следы на снегу» по 1 ребенку

            Птицы

Точки, крестики, кружочки.

 Кто рассыпал на снегу

 Под окном и на снегу

 Длинные цепочки?

Мне понятны эти строчки,

 Кто рассыпал на снегу

 Прочитать я их могу.

Крестики и точки?

Это мне письмо прислали  

Это птицы на бегу

На заре друзья мои.

 Оставляют на снегу

«С добрым утром!»—

Написали на снегу

Загадочные ножки.

Задача игроков, отгадать, какая птица оставила свои следы.

http://uslide.ru/images/3/9253/389/img14.jpghttp://uslide.ru/images/3/9253/389/img14.jpg

http://uslide.ru/images/3/9253/389/img14.jpg http://uslide.ru/images/3/9253/389/img14.jpg

3 конкурс «Залатай дырку в картинке» 

https://babydaytime.ru/wp-content/uploads/2015/12/10.jpghttps://babydaytime.ru/wp-content/uploads/2015/12/10.jpg

4 конкурс «Раздели на две группы: оседлые и кочующие»

Оседлые: воробей, синица, голубь, дятел.

Кочующие: снегирь, щегол, свиристель, клест.

Пальчиковая игра «Покормите птиц». 

Покормите птиц зимой! Изображают как сыплют крошки

Пусть со всех концов    Разводят руки в стороны

К нам слетятся, как домой,   Большие пальцы соединяют

                                               остальными машут, как крыльями

Стайки на крыльцо. Кончики пальцев соединяют

                                  изображая крышу дома

Сколько гибнет их – не счесть Держатся за голову и качают ей

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть Прижимают руки к сердечку

И для птиц тепло.             Обнимают и гладят себя

Приучите птиц в мороз    Изображают как сыплют крошки

К своему окну, Соединяют руки кольцом, над головой

Чтоб без песен не пришлось Пальцы щепоткой «открывают

 Нам встречать весну.            и закрывают клюв»

5 конкурс "Птичье меню"
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовили птичкам еду.
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
Ребята, а чем питаются птицы? (Ответы детей). Разные птицы питаются разными 
видами корма. 
Мы должны не забывать о наших птичках и подкармливать их зимой.
Перед вами картинки с изображением разной еды, у каждой команды по 3 птицы. Ваша задача вокруг них расположить ту еду, которой они питаются.

Воробей- крошки белого хлеба, семечки подсолнечника.

Синица-семечки подсолнуха, арбузные семечки, несоленое сало.

Снегирь-ягоды рябины, шиповника, семечки подсолнуха.

Дятел-несоленое сало, сырое мясо.

Голубь-семечки дыни, арбуза, подсолнечника, крошки белого хлеба.

Свиристель- семечки дыни, арбуза, подсолнечника, ягоды рябины.

6 конкурс «Отгадай, кто поет?»

Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (птицы) .

Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Сейчас вам надо отгадать какая птица поёт?

За правильный ответ присуждается один бал (прослушивание записи с голосами птиц).

7 конкурс «Отгадай загадку»

Загадки буду загадывать по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команда получает один бал.

Спиною зеленовато,

Животиком желтовато,

Черненькая лапочка

И полоска шарфика. (Синица)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор.

{Дятел)

Это кто там на дорожке

Испугался нашей кошки?

Это кто там поднял крик

- Чик-чирик да чик-чирик?

(Воробей)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая!

(Сорока)

Выпал снег, а эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем

Красногрудым. (снегирем) .

Он по-рабочему одет – удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел)

На голом суку сидит,

На весь двор кричит:

"Кар-кар-кар! "

(Ворона)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым,

Кле-кле-кле поёт со свистом? (клёст)

Сизокрылая птичка любит семечки и крошки.

У окна она сидит и тихонечко воркует. (Голубь.)

8 конкурс «Знатоки птиц».

(вопросы задаются каждой команде по очереди)

1.Птичий домик. (гнездо)

2.Руки птицы.(крылья)

3.Ноги утки.(лапы)

4.Лесной доктор.(дятел)

5.Дети птиц.(птенцы)

6.Нос птицы.(клюв)

7.Кудахчующая птица.(курица)

8.Пингвин-это птица?(да)

9.Начальник курятника.(петух)

10.Какая птица может обогнать лошадь.(страус)

Подвижная игра «Совушка».

В уголке площадки - обруч. Это «гнездо совы». В него становится ребёнок, который избран «совушкой». Остальные дети - это «мотыльки» и «жучки». Они становятся на другой стороне площадки. Середина площадки свободная.

На слова воспитателя: «День начинается, все просыпаются» - мотыльки и жучки начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают сок из цветов.

На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в любой позе. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом избирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

 Подсчиваются  фишки у каждой команды вместе с детьми. Подводятся 
итоги. Всем детям вручаются сладкие призы и грамоты.
И вот закончилась игра
Но мы надеемся, что с ней,
Вы стали чуточку умней и дружней.
Ребята, дружите с птицами, помогайте, оберегайте их везде и всегда, и тогда 
окружающий нас мир будет прекрасен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....