Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Страна в которой я живу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Соцкая Анастасия Владиславовна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Страна в которой я живу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_v_kotoroj_ja_zhivu.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе

Тема: «Страна в которой я живу».

Задачи: продолжать знакомить детей с Красной книгой Крыма; познакомить с дикими животными, обитающими в лесах Крыма; расширить знания детей об их повадках, поведении в осенний период (чем питаются, как готовятся к зиме), о необходимости защищать животных от исчезновения; воспитывать любовь к родному краю.

Материалы: Красная Книга Крыма (животные); Лесовичок; картинки с правилами поведения в лесу; аудиозапись «Звуки леса»; песня «Детский сад»; ребристая доска, следы; монитор, медиаигры: «Какой зверь убежал?», «Угадай, чей хвост?», «Назови признаки животных», «Назови маму», «Кому что дадим?»; д/и «Где, чей домик?»; игрушки: белка, еж, заяц, лиса, олень; коробочка с раскрасками лесных животных, занесенных в Красную книгу Крыма.

Ход занятия:

Организационный момент.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Воспитатель обращает внимание детей на появившуюся в книжном уголке Красную книгу.

Воспитатель: Как вы думаете, о ком эта книга? (Эта книга о животных). Почему вы считаете, что эта книга о животных? (Эта книга о животных, потому что на обложке изображены животные). Как вы думаете, почему обложка этой книги красная? (Потому что красный цвет красивый, яркий, нарядный). А что еще может обозначать красный цвет? (Красный цвет может обозначать внимание, запрет, опасность, предупреждение).

– Эта книга красного цвета, потому что в нее занесены животные, птицы и растения, которых на земле осталось очень мало. На этих животных и птиц запрещена охота, нельзя собирать редкие растения. Эта книга называется Красной.

Воспитатель открывает Красную книгу, показывает детям.

Воспитатель: Давайте откроем эту книгу. Посмотрите, вы видели этих животных, птиц, растения? (Нет). Эти животные, птицы вымерли, растения исчезли, потому что раньше не было такой Красной книги. Люди не знали, что их осталось очень мало и они нуждаются в охране. Как вы думаете, что случится с остальными животными, птицами и растениями, если мы не будем их защищать? (Растения исчезнут, в лесах не будет животных, не будут петь птицы, не будут цвести красивые растения).

– Давайте познакомимся с теми животными, которые занесены в Красную книгу и которые нуждаются в нашей защите. Сегодня пришел к нам в гости Лесовичок (звучит музыка), он приглашает нас к себе в гости в лес. Пойдем, ребята? (Пойдем!) Чтобы путешествовать по лесу, надо много знать о нем. Что интересного вы слышали о крымском лесе? (В Крыму лес растет только в горах). Почему? (Деревья любят влагу, прохладу, а в Крыму летом очень жарко и деревьям от жары можно спастись только в горах, где всегда прохладно).

Воспитатель: Ребята, Лесовичок говорит, что в лес мы не сможет войти, пока не расскажем как нужно вести себя в лесу.

На ковре лежат картинки с правилами поведения в крымском лесу. Дети по очереди берут и рассказывают о правилах поведения в крымском лесу: 1. На природе запоминать увиденное. 2. Ходить по тропинкам. 3. Не ломать ветки деревьев. 4. Не топтать цветы, травы. 5. Не кричать, не включать громко музыку. 6. Не лезть в птичьи гнезда. 7. Не ловить насекомых. 8. Не разрушать грибницы. 9. Не ловить мальков и лягушек. 10. Не рвать паутинки. 11. Не оставлять не затушенных костров. 12. Не разорять муравейники.

Воспитатель: Ребята, правила рассказали и теперь отправляемся в лес.

Дети идут по ребристой доске, следам и проговаривают стишок. Звучит музыка.

Вот дорожка не простая

В ней находится секрет

Приведет она нас с вами

В чудный и богатый крымский лес.

– Когда ходишь по сосновому лесу, не чувствуешь усталости (воздух чистый, свежий).

Воспитатель: Ну вот, мы и оказались с вами в лесу, посмотрите, как красиво вокруг.

Дети осматривают «лес».

Воспитатель: Ребята, так что же такое лес? (Ответы детей).

– Лес – это целый мир.

Лес – это деревья.

Лес – это кустарники.

Лес – это травы.

Лес – это грибы.

Лес – это животные и птицы, и даже воздух.

– Мы с вами попали в лес, но в какой? Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.

По утрам морозы,

В рощах – желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром лежат,

– Скажите, пожалуйста, о каком времени года это стихотворение? (Осень). Правильно, это стихотворение об осени. Сегодня мы с вами отправились в осенний лес, и посмотрим, как звери готовятся к зиме.

Воспитатель: Но сначала немного разомнемся. Лесовичок приготовил нам вот такую игру.

Д/и «Какой зверь убежал?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки и запомнить зверей, которые живут в лесу. Затем одну картинку убирает. Детям надо запомнить какой зверь убежал.

Воспитатель: Предлагаю тихонько побродим по лесу, вдруг кого-нибудь увидим. Ой, смотрите:

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка).

Воспитатель: Правда, белка! Правильно вы отгадали! А где живет белка? (В дупле). Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. Ребята хотите узнать, как белка готовится к зиме. (Да, хотим). Тогда внимательно слушайте мой рассказ.

Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Шерсть эта серая и теплая. Серый цвет шерсти нужен для того, чтобы белку было трудно заметить на деревьях, так она спасается от хищников. А теплая шерсть ей нужна, чтобы не бояться морозов зимой. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть. Поэтому белкам необходимы капитальные запасы.

– А что запасает белка? (Орехи, грибы).

– Правильно, белки прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Белки пользуются своими запасами сообща.

Воспитатель: Дальше мы поиграем в игру «Угадай, чей хвост?».

На экране появляются картинки. Дети угадывают, чей хвост.

У лисы – лисий, у зайца – заячий, у волка – волчий, у медведя – медвежий, у белки – беличий, у кабана – кабаний.

Воспитатель: Посмотрите, а кто там идет с другой стороны.

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

(Еж).

– Правильно еж. Осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков, улиток и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

Игра «Назови признаки животных».

– Сыграем в игру. Я покажу животного, а вы должны сказать какой? или какая?

Лиса – хитрая, рыжая, пушистая;

Заяц – трусливый, длинноухий;

Медведь – бурый, косолапый, неуклюжий;

Белка – проворная, быстрая;

Волка – злой, серый, зубастый, страшный;

Олень – рогатый, сильный.

Воспитатель: Смотрите, а кто там сидит на полянке:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(Заяц).

– Молодцы! А где живет заяц? (Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они  под заснеженными кустами).

Воспитатель: Вы знаете, а ведь заяц тоже осенью готовится к зиме. Он тоже линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно  на белом снегу, и чтобы его не заметила лиса. Осенью заяц не делает запасы, как белка ,потому что зимой он грызет кору, мелкие веточки осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору.

Воспитатель: Ребята давайте немного поиграем.

Д/и «Где, чей домик?».

– Чтобы не заблудиться в крымском лесу посмотрите на карточки, которые я вам раздам и по картинкам сзади надо определить «Где, чей домик?»

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Пока мы с вами играли к нам кто-то тихонько подкрался?

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост её краса,

Это - рыжая ...

(лиса).

– Молодцы! А где живет лиса? (В норе). Правильно ребята, Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов. А ведь лисы тоже осенью готовятся к зиме. Лисы конечно не спят. Они тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи – зайцев, мелких грызунов, птиц. Ну, вот пока я вам рассказывала, про лису она убежала в лес.

Игра «Назови маму».

– Ребята, теперь посмотрев на картинку,  назовите маму детеныша.

Лисенок – лисица, зайчонок – зайчиха, ежонок – ежиха, волчонок – волчица, медвежонок – медведица, олененок – олениха.

Воспитатель: А что за треск раздается впереди?

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Скачет по лесу весь день,

И зовут его …

(олень)

Воспитатель: Правда, олень! Правильно вы отгадали! Хотите узнать, как олень готовится к зиме. (Да, хотим). Тогда внимательно слушайте мой рассказ.

Ближе к осени, когда поспевают ягоды, олени любят полакомиться ими прямо с веточками, также любят и грибы, даже ищет их специально. Зимой олень гложет кору осины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами нелегко.

Игра «Кому что дадим?».

– На экране будет, появляется изображение еды. Вы должны назвать какому животному мы дадим ее.

Мелкие веточки – зайцу, орехи – белке, траву – оленю, черви – ежу, заяц – лисе.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по осеннему лесу. Ребята, Лесовичок говорит, то вы очень умные и трудолюбивые, и он приготовил для вас сюрприз. (Открываю коробку). Это раскраски, с изображением лесных животных, занесенных в Красную книгу Крыма. Мы сможем их раскрасить и сделать свою собственную Красную книгу.

– Мы оставим Лесовичка в лесу, это же его дом.

Берегите добрый лес!

Он источник всех чудес.

Чтобы всюду зеленели, сосны, вязы, клёны ели.

Берегите лес!

Белки, куницы, зайцу, лисицы, лес дом родной.

Птицам и зверям хочется верить в мир и покой.

– Давайте все вместе попрощаемся с жителями леса до весны. А нам пора возвращаться в детский сад.

Дети возвращаются в детский сад по ребристой доске, следам. Звучит песня «Детский сад».

Итог занятия.

Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие по осеннему лесу?  (Ответы детей). Каких зверей мы встретили? (Ответы детей). А что вам запомнилось? (Ответы детей). Кто из зверей впадает в спячку? (Ответы детей). А кто делает запасы на зиму? (Ответы детей). Как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно? (Ответы детей). Зачем белка и заяц меняют цвет шерсти? (Ответы детей). Почему лиса этого не делает? (Ответы детей). Молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме и почему.

– А чем же мы с вами можем помочь редким животным? (Ответы детей). Давайте мы сами никогда не будем их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных животных. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление  с окружающим миромТема: «Нео...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».

Конспект занятия    по ознакомлению   с окружающим   миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».

Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Образовательная область "Познание". Тема: "Живая и неживая природа".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Образовательная область "Познание". Тема "Живая и неживая природа".Цель: сформировать представление о "жи...