НОД "Удивительная соль" подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Менщикова Нина Владимировна

      Цель развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширить знания о соли, её свойствах и назначении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_udivitelnaya_sol.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

      Цель развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширить знания о соли, её свойствах и назначении.

Образовательные задачи:

1.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли посредством познавательно-исследовательской деятельности.

2.Формировать навыки безопасного поведения при проведении экспериментальной деятельности.

3. Формировать умения делать выводы, открытия через практическое самостоятельное познание. 

Развивающие задачи:

1.Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом веществе (соль).

2. Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.

3.Развивать усидчивость посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать умение выслушивать мнения друг друга.

2.Воспитывать умения работать в коллективе, оказывать во время экспериментирования при необходимости помощь.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» раздел «Познавательно-исследовательская деятельность».

Словарная работа: «соль – это вещество», «соль - это минерал», «соль – это приправа», «кристаллики соли», «сыпучая», «растворяется», «плотность воды», «добыча соли», «морская соль», «каменная соль», «поваренная соль»,

Материал и оборудование:  стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, одноразовые стаканчики, трубочки, 

Воспитатель - Ребята, давайте с вами поздороваемся:

Доброе утро, доброе утро!

Мы друг другу говорим

Рады встрече, рады встрече

Руки все соединим.

С добрым утром, с добрым утром!

Будем вместе мы играть

Песни петь и сказки слушать,

Танцевать и рисовать.

- Какие еще слова приветствия мы с вами знаем? (здравствуйте, доброе утро, добрый вечер, добрый день, привет)

 - Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости.

- Давайте с ними поздороваемся 

Воспитатель:  Ребята, сегодня я получила  электронное письмо, которое адресовано вам, послушайте его: «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому, я хочу пригласить вас к себе в лабораторию и кое-что рассказать интересное. О чём? Узнаете, когда прилетите ко мне в гости на ковре-самолёте. Ваш друг  профессор».

Воспитатель: Ребята, какое загадочное письмо, интересно, о чём вам хочет рассказать профессор?  Я предлагаю  отправиться к нему в гости на ковре – самолёте . Согласны? (Ответы детей)
Воспитатель: Теперь рассаживайтесь на места,  возьмитесь за руки, чтобы никто у нас не потерялся, закройте крепко – крепко глаза, представьте, что вы летите над лесом, полем, озером. Звучит спокойная музыка для релаксации. В это время  воспитатель надевает белый халат и очки - превращается в профессора.  И так  мы с вами приземлились , открываем глазки

Профессор: Здравствуйте, кто это ко мне прилетел? Вы находитесь в лаборатории. Я – профессор. Только что я проводила опыты  . А про какой продукт пойдет речь вы узнаете, если отгадаете загадку .

 Будьте внимательны слайд № 2

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. А вы знаете  какая бывает соль?  (Соль бывает каменная, морская и поваренная.)  слайд № 3,4

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.  Слайд № 5

С древнейших времен соль   ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

 Посмотрите,  на картинку и скажите почему, здесь  изображен солдат?( В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ. ) (Слайд 6)

Люди научились получать соль из морской воды(Слайд)

Месторождения каменной соли находятся высоко в горах, в подземных соленых шахтах, пещерах. Как вы думаете как она туда попала?( Очень  давно на месте гор был океан, море,. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. )(Слайд 7, 8)

Люди научились добывать соль различными способами.

Соль добывают в соляных шахтах мощными машинами.

Еще способ добычи соли  Как вы думаете, что это?  Как еще кроме машин можно получить соль?

(— выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.) (Слайд9).

Зрительная гимнастика

«Тишина».

Мы устали все чуть - чуть.

Предлагаю отдохнуть.

Отдыхайте наши уши

Тишину мы будем слушать.

И глаза мы закрываем,

И они пусть отдыхают.

В тишине представить море,

Свежий ветер на просторе.

За волной плывет волна,

А в округе тишина.

Наши глазки так устали,

Мы писали, рисовали,

Встанем дружно по порядку,

Сделаем для глаз зарядку.

Ночь. Темно на улице.

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

А теперь всем вместе нужно

Поморгать глазами дружно.

Вправо - влево посмотрите,

Вниз и вверх все поглядите.

Отдохнули? Хорошо.

Повторяем все еще.

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Для чего нужна соль?

Да, соль необходима человеку. Соль содержит минеральное вещество- ЙОД Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Как её используют в медицине.

В соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

 Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Почему нет вредных микроорганизмов, как вы считаете? Люди дышат этим целебным воздухом и выздоравливают. (Слайд)

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

Воспитатель:- Как вы думаете, а  где еще  можно использовать соль ?

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощей почему  её используют?

Для чего  на улице   в гололед   посыпают солью дорожки , вспомните опыт какой мы с вами проводили, когда брали  2 кусочка льда?  .( Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал).

Можно сделать вывод : соль ускоряет таянье льда, в результате которого лед превращается в воду. Именно поэтому дворники зимой посыпают дорожки солью.

Итак,   ребята  , соль - это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека

Про  соль создано много пословиц. Может кто – то из вас знает? .

 

Хлеб да соль — всему голова.

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно

За хлебом-солью каждая шутка хороша.

А сейчас и мы с вами немного отдохнём и зарядку проведём

 физкультминутка Солнце землю греет слабо


Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

 

 А сейчас я предлагаю нам с вами стать исследователями и поэкспериментировать. Приглашаю в нашу научную лабораторию.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила поведения.

Предлагаю занять место в лаборатории.

1.Помните, что с солью нужно работать аккуратно

2. не размахивать руками, не поднимать их высоко, чтобы соль не рассыпалась и не попала вам в глаза.

3.Не трогать руками глаза.

4 Соблюдать тишину

5 Не толкать соседа во время работы

6 Сначала посмотри, а потом повтори

7  Выполнил и положи на место

8. Если вы хотите убрать соль с рук, пользуйтесь бумажными салфетками.

Предлагаю провести

ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ»

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу, (захватить каждый пальчик у основания и        

                                                                            выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну.

Затем руки я помою,                                                         («моют»)

Пальчик в пальчик я вложу,                                             («замок»)

На замочек их закрою и тепло поберегу…

Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики!              (пальцы расцепить и перебирать ими)

Опыт № 1. «Соль сыпучая, без запаха» У вас на столах, на тарелочках, 3 вида соли, давайте рассмотрим ее. Какого она цвета? (Она белого цвета). Пахнет? ( Не имеет запаха). - Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите соль, что вы увидели? (Соль похожа на зернышки, кристаллики). Да, соль – это кристаллическое вещество. Подуйте тихонько на соль через трубочку. Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Выводсоль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт№3Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

ВыводСоль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Пальчиковая гимнастика

Опыт № 4«Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт№5. «Выпаривание»

- Для этого опыта понадобится соленая вода.

Ребята, как нам доказать что вода в стакане соленая?

Кто хочет попробовать воду на вкус?

Какая вода получилась на вкус?

Дети, как вы думаете, можно ли  нам получить обратно соль из воды? Что для этого надо сделать?

Замечательно вы придумали. Давайте вместе проверим – нагреем сильно воду, и посмотрим, получится у нас отделить из соленой воды соль или нет. Но прежде, чем начать этот опыт давайте вспомним технику безопасности при работе со свечой.

Начинаем проводить опыт, наливаю воду в ложку, держу над огнем.

(Через некоторое время вода начала закипать, и

стала превращаться в пар)

Что сейчас происходит? Что вы видите?

Посмотрите дети, что стало появляться в ложке, как вы думаете? И куда же делась вода?

Ребята, как нам проверить белый осадок и есть соль?

Ложка еще горячая, поэтому я сама попробую на вкус – действительно ли это соль? Да, дети, это соль. Значит,  предположение оказалось правильным.  

Какой же можно сделать вывод?

Вывод: опыт подтвердил возможность получения кристаллов соли из солёной воды путём выпаривания.

 Мы сейчас  с вами проводим опыт с солью какой? Это выращивание кристалла соли.

Со временем кристаллы увеличивались, у скрепки

зонтик стал совсем большим.      

В. Итог: ребята, на этом наше занятие подошло к концу.   Что вам не очень понравилось?

В.   Мне понравилось, как вы сегодня с интересом работали в лаборатории, соблюдали правила. Вы молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...