НОД Ознакомление с окружающим "Обрядовые куклы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Знакомство с историей и видами народных тряпичных кукол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство детей с обрядовыми куклами | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Тема: «Знакомство с народной тряпичной куклой»
Возраст: Подготовительная группа
Цель: Знакомство с историей и видами народных тряпичных кукол.
Задачи:
1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа, интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
2. Обогащать и активизировать словарь детей, (безлика, оберег, обряд, фарфор, пластмасса, керамика, оберег, кукла-закрутка).
3. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов), координации речи с движением, согласованности действий, ловкости
4. Воспитание любви к русскому народному творчеству.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная. изобразительная
Формы организации: групповая, индивидуальная
Оборудование: ноутбук, сундук, куклы обереговые, обрядовые, проектор.
Запись игры – песни «У Маланьи, у старушки»
Раздаточный материал: карточки со схемами изготовления кукол, ткань драповая для валика, квадратный отрезок ткани, нитки мулине на каждого ребенка.
Содержание непрерывной образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I. Вводная часть | |
Колокольчик озорной, -Отгадайте загадку: Волосы льняные, В них ленточки цветные. С лоскутков её скрутила В сарафанчик нарядила. Сарафанчик из сукна. Догадайтесь, кто она? (Кукла) | Дети отгадывают |
| |
II. Основная часть | |
Знакомство музеем кукол. -Раньше на фабриках при изготовлении кукол использовали природное сырье. Слайд №1 -Что это за сырье природное, кто знает? (глина, дерево, воск) Слайд №2 -Куклы сделанные из воска были не прочные. Как вы думаете, почему? (При большой температуре воск становится мягким) Слайд №3 -Из чего сделаны керамические куклы? (из глины) Слайд №4 -Затем куклы стали делать из фарфора. Слайд №5 Фарфоровую куклу делали целиком, она была неподвижна и служила украшением интерьера. -Ребята, а какие фабричные куклы, сделанные из дерева, вы знаете? (матрешки) Слайд №6 -Играли ли вы в бумажные куклы. Что, это за куклы? Слайд №7 (Это картонная фигура девочки или мальчика и бумажная одежда к ним, которая крепилась к ним с помощью бумажного клапана) -Затем стали изготовлять куклы из пластмассы. Слайд №8 Найдите эти куклы и покажите. -Расскажите какие сейчас есть современные куклы и что они умеют. -Куклы нового поколения стали более «умными», они оснащены микрочипами, умеют говорить, петь, реагируют на голосовые команды и т.д. Слайд №9 Хороводная игра «КЛУБОК» Я по горенки шла, клубок ниток нашла Клубок маленький, нитки аленьки Клубок катится, нитка тянется Клубок доле, доле, доле Нитка боле, боле, боле Нитка дольше всех, перевертев шерсть Я за ниточку бралась, Воспитатель приглашает детей пройти в деревенскую избу (горенку) Рассказ воспитателя. «Народные тряпичные куклы» (история кукол, виды кукол) -Давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком. -Кукла первая из игрушек. Всюду где селился человек кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простате таится великая тайна. -Самые первые куклы в древней Руси делали из золы. Брали золу из очага, смешивали ее с водой, потом скатывали шарик, сушили и к нему прикрепляли юбку. Такую куклу называли «женским божеством» или просто «баба» В Древней Руси не было ни фабрик, ни заводов, люди делали кукол из дерева, полена, ниток, соломы, травы. У разных кукол было одно общее – у всех отсутствовало лицо. Люди верили, что кукла с глазами, как бы обретала душу и могла навредить ребенку. При изготовлении кукол всегда соблюдалось правило, не использовать иголку и ножницы. Еще люди верили, что куклы обладали волшебными свойствами, потому их бережно хранили и передавали по наследству от бабушке внучке и т.д. хранили куклы как самые дорогие вещи в сундуках. - А еще делали обрядовые куклы. Эти куклы принимали участие в народных праздниках. Это самые первые куклы, с которыми играли ваши прабабушки. - Хотите узнать больше об этих удивительных куклах? - У меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем? Но его так просто не открыть. Нужно ласково его попросить. «Сундучок мой сундучок Приоткрой нам свой бочек» (Открыть сундук) Показ кукол Что вы видите в сундуке? (Куклы) Достаю из сундука куклы «свадебная парочка» - Эти куклы дарили родственники молодым на рушнике во время свадьбы. - Кто знает, что такое рушник? Рушник, это полотенец. Общая рука – символизировала крепкий брак, а красный цвет – единение в любви. Эта кукла хранилась на видном месте избы. - Когда рождался первенец, рушником начинали вытираться, а куклу давали ребенку. Достою рождественскую куклу. - Рождественскую куклу делали из полена березы. Такая кукла была пожеланием добра, богатого урожая. Во время праздника ее раздевали, а полено сжигали. Достою еще одну куклу. - Самую красивую куклу Маланью делали на старый Новый год, носили ее по домам и желали людям добра, счастья, здоровья. В каждом доме ее украшали по-своему. Опишите внешний вид куклы - Чем могли украшать куклу? (кружевами, бусами, бисером и т.д) Игра: «У Маланьи у старушки» - Давайте вспомним, что такое оберег? - Это предмет, который считалось оберегал человека от несчастья, болезней, охранял дом. На Руси делали обережные куклы. Их делали из дерева. Жена давала куклу оберег мужу, который уходил на войну или в дальную дорогу. - А еще делали куклу «стригушку» Такую куклу мать делала из травы, работая в поле, чтобы ребенку было чем играть - А еще делали целительные куклы. К таком куклам относилась «Кубышка-травница» - Как вы думаете, чем ее наполняли? (травой) - Ее наполняли лекарственными травами. - Назовите, какие лекарственные вы травы знаете? (Ромашка, мята, подорожник, крапива, душица и т.д.) - Ее наполняли душистыми травами, запах которых, как считали наши предки изгоняет из дома духов болезней. - Скажите, а на каком празднике делают обрядовую куклу, ходят с ней по деревне, а потом сжигают? (Масленица) - Из чего ее делают? (Из соломы) - С наступлением весны приходит праздник «Пасха». На этот праздник делали пасхальную куклу «Закрутку» За неделю до праздника люди делали своими руками такие куклы и дарили друг другу. Игра: «У Маланьи у старушки» Приглашаю вас в мастерскую и предлагаю сделать такую куклу. Пальчиковая гимнастика: Наши куколки гуляла До чего ж они устали Указательный и средний, Безымянный и последний Поздоровались с большим. А теперь потрем ладошки Друг о друга мы немножко. Кулачки разжали – сжали, Кулачки разжали – сжали. Вот и пальчики размяли. | Дети садятся на стульчики Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Дети выстраиваются в ряд и берутся за руки. Впереди всех становится самый высокий из игроков. Ему отводится роль столба. До слов «нитка тянется» все дети вместе с ведущим идут в разных направлениях – по диагонали, змейкой, по кругу. Затем ведущий должен стоять неподвижно. Остальные цепочкой словно нитка вокруг клубка, обвиваются вокруг столба. Дети садятся на стульчики Ответа детей Ответы детей Ответы детей Дети выполняют движение в соответствии с текстом Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Дети выполняют движение в соответствии с текстом Дети проходят за столы |
Продуктивная деятельность. Изготовление куклы – закрутки. Этапы работы:
| Изготовление куклы
|
III. Заключительная часть | |
Заведём хоровод, как в старину, Куклу новую покажем свою! Русская, тряпичная куколка простая Славила Россию игрушка удалая Бодрая, веселая, немного озорная А по нраву русская, а значит нам родная! - Ребята, что вам понравилось больше всего? -О каких куклах вы сегодня узнали? -Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. «Сделал дело – гуляй смело! | Дети берутся за руки и ведут с куклами хоровод
Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценка для работы со штоковыми куклами и куклами варежкового театра
Работа с куклами различных систем...
Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"
В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...
Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"
Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами. Развитие мелкой...
Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....
Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".
Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...
План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»
План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»
Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....