Доклад "Экспериментирование в различных видах детской деятельности"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Ковтун (Седунова) Елена Владимировна

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
 

В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 16 «Мозаика»

Седунова Елена Владимировна

Экспериментирование в различных видах детской деятельности

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления.

Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование используем во всех видах детской деятельности (во время проведения НОД, на прогулках, тематических досугах), мотивирую к экспериментированию в самостоятельной деятельности. т. к. оно развивает творческие способности, способствует целостному восприятию мира.

Целью экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Задачи экспериментальной деятельности в ДОУ:

Образовательные: 

- Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.

- Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.

- Формирование умения делать выводы, открытия.

Развивающие:

- Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.

- Развитие мелкой моторики и координации движений.

- Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.

- Развитие внимания и памяти.

- Развитие речевых способностей.

Воспитательные:

- Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.

- Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.

- Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.

- Воспитание усидчивости и аккуратности.

Ожидаемые результаты:

У дошкольников развивается умение:

- активно познавать окружающий мир,

- действовать, согласно алгоритма познания,

- применять разные способы детского экспериментирования,

-выдвигать гипотезы и подтверждать или опровергать их опытным путем,

- доказательно объяснять полученный результат,

- формируются предпосылки учебной деятельности.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

Мыслительные игры:

Достаточно широко используются в обучении детей исследовательской деятельности.

Существуют такие развивающие игры, действия, и рассуждения которых проходят в уме.

Психологи называют такие игры мыслительными экспериментами. Мыслительные игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития дивергентного мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения.

Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей.

Художественно-продуктивная деятельность

- использовании нестандартных приемов рисования:(пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами.

В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ.

- Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойств, состав, возможности.

Развитие речи

В детской литературе встречается немалое количество произведений, которые помогают педагогам преподносить познавательные уроки через поиск решений, проверку экспериментом. Например, «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду» Л. Муур – эксперимент с собственным отражением в зеркале. А. Усачев «Умная собачка Соня» – «Впитывает – не впитывает», «Умный язычок (определение вкуса)»;

Экспериментальная деятельность во время наблюдений

Наблюдения на прогулках, в уголке природы, в окружающей действительности занимает от 10 до 15 минут времени и, учитывая эти данные, планируются кратковременные опыты уместные по тематике.

Например, выпал град, с детьми обязательно проверяем, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится ли вода.

В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставится поисковая задача, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке.

 

Трудовая деятельность

В рамках трудовой деятельности проводится основная работа по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличивается этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы.

Отдельные опыты помогут запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян).

Зимой во время уборки снега с дошкольниками узнаем о защитных свойствах снега.

Осенью во время листопада выясняем, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет.

Музыкальная деятельность

Процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетентности.

Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок.

Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.  

Проектная деятельность

Дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность, возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, выявлять проблему и самостоятельно искать нужное решение.

Проекты подбираю по интересам детей.

Чаще всего детей увлекают творческие проекты, исследовательские и игровые. Например, творческие проекты «Радуга красок», «Мы – журналисты», «Откуда краски к нам пришли?» вызвали большой интерес не только у детей, но и их родителей, которые активно занимались сбором информации, писали статьи, мастерили и проводили эксперименты. Активные и любознательные дети проявили себя в исследовательских проектах «Посади дерево», «Огород на подоконнике».

Вывод: Детское экспериментирование дало детям представления об объектах живой и неживой природы. Сформировались такие качества личности как: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность. Дети научились анализировать, делать выводы, выдвигать гипотезы и подтверждать или опровергать их опытным путем, доказательно объяснять полученный результат.

Таким образом можно сказать, что цели, задачи и ожидаемые результаты достигнуты.

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Предлагаемая система работы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста....

Статья: "Экспериментирование в различных видах детской деятельности".

Интеграция экспериментирования и других образовательных обрастей....

Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".

    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Конспект организованной образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в старшей группе «По следам Кощея Бесцветного»

Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область: художественно-эстетическая. Игровая форма занятия способствует развитию и поддержанию интереса к изодеятельности. Включает в себя задания, напра...

«Система работы по формированию коммуникативных навыков в непосредственно образовательной деятельности в различных видах детской деятельности»

Материал к ММО  «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в различных видах детской деятельности»...

«Система работы по формированию коммуникативных навыков в образовательной деятельности в различных видах детской деятельности»

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со сверстниками и взрослыми.Жизнь каждого челов...