Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в старшей группе «Скворцы прилетели»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тихомирова Ольга Валентиновна

Цель:  Развитие представлений детей об окружающем мире.

Задачи:

  1. Познавательные: расширять представления о перелётных птицах (скворцах), о характерных особенностях внешнего вида и образе жизни.
  2. Обучающие: расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования: согласование существительных с прилагательными; обогащать словарный запас (кладка, вредители, певчая, суетятся); продолжать учить решать логические задачи,  составлять план рассказа.
  3. Воспитательные: воспитывать  чувство любви к природе, добрые отношения к птицам; воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.
  4. Развивающие: продолжать развивать речь детей, развивать психические процессы (внимание, память, мышление); развивать творческую активность при постройки скворечника.
  5. Игровые: продолжать учить соблюдать дистанцию в подвижной игре;  продолжать учить самостоятельно выбирать материал для конструирования.  
  6. С учетом индивидуальных особенностей детей: вовлекать в беседу стеснительных, не активных; понаблюдать все ли самостоятельно построят скворечники, если повторят за другими, то предложить внести свои элементы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._zanyatie.docx68.26 КБ

Предварительный просмотр:

Ленинградская область Приозерский район

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательно – речевому развитию 

в старшей группе

тема: «Скворцы прилетели»

Разработан:  воспитателем

 Тихомировой

Ольгой

Валентиновной

п. Запорожское

Цель:  Развитие представлений детей об окружающем мире.

Задачи:

  1. Познавательные: расширять представления о перелётных птицах (скворцах), о характерных особенностях внешнего вида и образе жизни.
  2. Обучающие: расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования: согласование существительных с прилагательными; обогащать словарный запас (кладка, вредители, певчая, суетятся); продолжать учить решать логические задачи,  составлять план рассказа.
  3. Воспитательные: воспитывать  чувство любви к природе, добрые отношения к птицам; воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.
  4. Развивающие: продолжать развивать речь детей, развивать психические процессы (внимание, память, мышление); развивать творческую активность при постройки скворечника.
  5. Игровые: продолжать учить соблюдать дистанцию в подвижной игре;  продолжать учить самостоятельно выбирать материал для конструирования. 
  6. С учетом индивидуальных особенностей детей: вовлекать в беседу стеснительных, не активных; понаблюдать все ли самостоятельно построят скворечники, если повторят за другими, то предложить внести свои элементы.

Виды детской деятельности: познавательная, конструктивная, коммуникативная, игровая,  изобразительная.

Методы и приёмы: слушание музыки, художественное слово, рассматривание, рассказывание, зарисовка с элементами мнемотехники, конструирование, словесная и подвижная игра, аутотренинг, логическая задача.

Материалы и оборудование: магнитофон, запись пения птиц, плоскостные изображения солнца (лучи отдельно), перелётных птиц, картинки с изображением ласточки, скворца, вороны для игры, листы бумаги, карандаши, силуэт скворца на каждого ребёнка, материал для конструирования: мелкий строительный материал, блоки Дьенеша, математические наборы, плоскостные геометрические фигуры, математический планшет.

Предшествующая работа: чтение  стихотворения  А.Плещеева «Весна», чтение рассказа К.Ушинский «Камень, ручей, сосулька, солнце», разучивание стихотворения «Весенняя гостья» И.А.Белоусова, наблюдение на прогулке за весенними явлениями, рисование весенней природы, рассматривание альбома «Перелётные птицы», изготовление памятки «Как самостоятельно сделать скворечник» для родителей».

Содержание организованной деятельности детей

Ход  ОД

Цель -  задачи

Материал, образователь-ные  ресурсы

Основные образовательные ситуации

Дополнитель-ные  задания

Мотивационная   часть

Вовлечь  детей в  совместную деятельность

Снять психическое и физическое напряжение, развивать коммуникативные  умения

Обогащать словарный запас

Закреплять навыки словообразования (согласование существительных с прилагатель-ными)

Магнитофон, запись пения птиц

На доске солнышко без лучиков и плоскостные изображения птиц (скворец, ласточка, воробей, ворона, синица), магниты,

у воспитателя лучики по количеству детей

Слушание музыки природы  «Пение птиц»,

Воспитатель подзывает детей к себе:

- Ребята, послушайте, кто это поет так красиво? Подойдите, пожалуйста, ко мне, мы вместе послушаем пение птиц.

Аутотренинг "Мы на природе"
- Давайте закроем глаза и представим, что мы на природе. Может быть в лесу, может у реки:
«На небе ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок,
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы слышим, как поют птицы,

И хотим жить в мире с природой,

Оберегать всё живое».
Глазки открываем, кто же это поёт?

Дети:

- Соловьи, скворцы, птицы.

Воспитатель:  

-Как называют птиц, которые поют.

Дети:

- Певчие птицы.

Воспитатель, выключает музыку:  

- Ребята, посмотрите, сколько птиц летает вокруг солнышка, по-моему, они суетятся, что же случилось?

Дети: - Они рады солнышку;

- Они заметили, что у солнышка нет лучей и др.

Воспитатель:  

- Ребята, вы хотите вернуть лучики солнышку?

(воспитатель раздаёт лучики).

Словесная игра «Солнышко, какое оно»

Дети по очереди прикрепляют лучики на доску магнитом, называя прилагательное с существительным (повторяться нельзя):

- Солнышко весеннее,

- Солнышко доброе,

- Солнышко ласковое,

- Солнышко тёплое,

- Солнышко желтое,

- Солнышко радостное и др.

Воспитатель хвалит детей.

Дети садятся за столы.

- А когда птицы суетятся? 

(рядом враг, кормят птенцов и др.)

- А как это суетятся? (нервничают, переживают, быстро порхают и др.)

Основная часть

Продолжать учить решать логические задачи

Развивать мышление

Воспитывать  чувство любви к природе

Воспитывать активность, умение слушать товарища

Развивать речь

Закреплять навык складывания листа

Расширять представления об характерных особенностях внешнего вида и образе жизни скворцов

Развитие мелкой моторики, навыков рисования

Воспитывать активность при создании  плана

Обогащать словарный запас

Воспитывать активность

Развивать память

Книга А.З.Зака «Учимся мыслить логично»

Слова из песни «Скворцы прилетели»

Слова: М. Матусовский,
Музыка: И. Дунаевский

Лист бумаги (половина листа А3), карандаши, ластик на каждого ребёнка

Мольберт для воспитателя

Воспитатель:  

- Ребята, а вы знаете этих птиц? Какие перелётные, какие зимующие?

(Дети перечисляют).

Воспитатель:  

- Предлагаю сегодня поговорить о жизни одной из этих птиц.

Логическая задача (по образцу задач А.З.Зака)

- Здесь есть птицы зимующие и перелётные. О зимующих птицах мы беседовали зимой, про ласточку мы учили стихотворение и читали рассказ. О какой птице мы ещё не беседовали?

Дети: О скворце.

Воспитатель убирает других птиц, оставляет скворца (добавляет ещё 2 скворцов).

Художественное слово:

Опять свой наряд обновили
В зеленых побегах леса.
И нас на заре разбудили
Весёлых скворцов голоса.
Знакомые звонкие трели -
Мы сразу узнать их смогли.

Ребята! Скворцы прилетели!
На крыльях весну принесли!  
 

- Что вы знаете об этой птичке, расскажите.

Дети по одному рассказывают, что знают о скворцах.

Воспитатель:  

- Вы много знаете о скворцах и можете поделиться своими знаниями с другими. Что помогает людям рассказывать, о чем-либо другим?  (План)  Предлагаю составить план рассказа.

Возьмите лист, нам необходимо разделить его на четыре части, в нашем рассказе будет четыре части. Кто знает, как разделить лист на четыре равные части?

Дети рассказывают, какие действия произвести с листом:

- Сначала сложить пополам, потом ещё раз пополам, развернуть, получится четыре равные части.

Рассказ воспитателя и зарисовка плана.

Дети предлагают свои идеи по изображению плана, проходит совещание, выбирается лучший вариант.

Пример плана:

                           Скворец – птица перелётная.

        Возвращается из теплых стран ран-

        ней весной и радует нас своим

        пением. Тело у скворца большое

                            (чуть больше моей ладони).

Шея короткая, клюв длинный, выгнутый книзу. Клюв меняет свой цвет, весной жёлтый, как солнце, летом черный. Перья у скворца блестящие.

        Весной скворцы питаются дожде-

        выми червями.

        Скворцы помогают людям, унич-

        тожают вредителей в огородах:

        гусениц, личинки мух, оводов, слепней. Но летом едят вишню и другие ягоды, нанося урон садам.

        Люди заботятся о скворцах, изгота-

        вливают и вывешивают скворечни-

        ки, подкармливают скворцов. Если

        скворечники, уже все заняты,

        скворцы селятся в дуплах деревьев или под крышами зданий.

        Домики необходимы скворцам для

                            высиживания потомства. Кладка

        обычно состоит из 5 голубых яиц.

                            Птенцы скворцов появляются

                            на свет беспомощными, поэтому родители целый день занимаются добычей пищи для них. Молодые птенцы учатся летать, порхая с  ветки на ветку, потом с дерева на дерево.

- Как можно назвать наш рассказ?

Дети:

- Скворцы;

- Скворцы прилетели;

- Жизнь скворцов и др.

Воспитатель:

- У каждого может быть своё название. План можно сложить и убрать в свой шкаф.  Дома, глядя на план, вы сможете рассказать родителям о скворцах.

- Проверьте свою осанку.

- Давайте попросим наших пап, чтоб они изготовили скворечники для скворцов.

- Давайте, вместе произнесём: высиживание потомства, кладка яиц.

Динамическая пауза

Снять напряжение

Развивать внимание

Продолжать учить соблюдать дистанцию в подвижной игре

Карточки с изображением птиц:

ласточка,

скворец,

ворона

Подвижная игра «Будь внимателен»

- Послушайте правила игры:

Когда я показываю «Скворца», все летают в поиске скворечника.

Когда я показываю «Ласточку», все замирают в позе «Крылышки назад».

Когда я показываю «Ворону», все важно ходят «Машут крыльями и каркают».

- Молодцы, вы были внимательны. А теперь предлагаю вам смастерить скворечник.  

Заключительная   часть

Продолжать учить самостоятельно, выбирать материал  и место для конструирования

Развивать творческую активность, конструктивные навыки, самостоятель-ность

Вызвать радость

Воспитывать доброжелатель-ные взаимоотно-шения между сверстниками

Мелкий строительный материал, блоки Дьенеша, математиче-ские наборы, плоскостные геометриче-ские фигуры, математиче-ский планшет и др.

Магнитофон, запись пения птиц

Силуэты скворцов

Конструирование «Скворечник»

- Вы можете выбрать для конструирования любой материал.

Дети выбирают материал, воспитатель помогает если необходимо.

Располагаются дети по желанию: на ковре, за столом, сидя, лёжа, стоя и т.д.

Воспитатель наблюдает за работой детей, при необходимости даёт советы, отвечает на вопросы, хвалит за творчество, самостоятельность, предлагает посмотреть постройки своих товарищей и др.

При окончании конструирования воспитатель включает музыку «Пение птиц».

Воспитатель:

- Такие красивые скворечники не останутся без жильцов, слышите, скворцы уже летят.

Воспитатель раздаёт силуэты скворцов всем детям.

Дети обыгрывают постройки.

Воспитатель фотографирует постройки детей,  интересуется, что понравилось сегодня на занятии, что запомнилось, о чем расскажите близким.

- Возьмите для пап памятку «Как самостоятельно сделать скворечник»

   Взаимодействие с родителями 

Предложить родителям смастерить скворечник.

Дома выслушать рассказ ребёнка о скворцах с опорой на план. Если ребёнок, что-то забыл, помочь ему наводящими вопросами: а что это вы нарисовали.

Утром следующего дня поинтересоваться у детей, родителей, помог ли план при рассказывании.

скворечник.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевого направления «По дорожке в зимний лес» в первой младшей группе.

Данное занятие направлено на развитие речи  у детей 2 – 3 лет, на расширение их кругозора. Также это занятие способствует развитию воображения  малышей, формирует у них представление о...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию старшая группа Тема: «Ищем семью для Кузьки».

Цель:1. Закреплять знания детей о знакомых литературных произведениях, о жанровых особенностях сказки.2.Формировать умения применять пословицы в соответствующей речевой ситуации.3. Развивать коммуника...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности в подготовительной дошкольной группе «Моя семья»

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности в подготовительной дошкольной группе  «Моя семья» Познавательно-речевое направление.Образовательная...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности в старшей группе «Зима не даром злится, прошла ее пора»

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности в старшей группе  «Зима не даром злится, прошла ее пора»Познавательно-речевое направление.Образовательна...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности (познавательно-речевой деятельности) во 2 младшей группе Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»

Конспект непосредственно образовательной деятельности (познавательно-речевой деятельности) во 2 младшей группе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности Познавательное развитие в старшей группе на тему: «С огнем нельзя играть».

Цель: Расширять знания детей об опасных ситуациях, окружающих их в доме, на улице, в лесу; знать какой вред приносят игры с огнем. Задачи:Обучающие: формировать у детей представление о предм...