Роль игры в нравственно-экологическом воспитании детей в разных возрастных группах
статья по окружающему миру

Иванова Елена Геннадиевна

В статье рассматривается усложнение игровой деятельности при ознакомлении детей с природой за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий от первой младшей группы до подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_nravstvenno.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в нравственно-экологическом

воспитании детей в разных возрастных группах.

         Игра среди всех других видов деятельности имеет в дошкольном детстве первостепенное значение. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать. Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий.

В первой младшей группе дети учатся по просьбе воспитателя находить предмет, с учетом цвета, формы и величины; различать по внешнему виду и вкусу наиболее распространенные овощи и фрукты; различать и называть таких животных, как заяц, медведь, лиса; выделяют их характерные особенности (у зайца длинные уши, лиса рыжая с длинным хвостом, медведь косолапый и т.д.). Наблюдают за красотой природных явлений (падает снег, кружатся листья, распустились цветы). Знакомятся со свойствами воды и песка.

Во второй младшей группе дети учатся подбирать предметы по цвету, форме и величине. У детей формируется умение различать по внешнему виду и вкусу некоторые овощи и фрукты и называть их. Формируются элементарные представления о некоторых растениях родного края; знакомятся с названиями комнатных растений, имеющими ярко выраженные характерные признаки (форма листьев, окраска цветов); учатся различать и называть стебель, листья, цветок.

Знакомятся с домашними животными и их детенышами, особенностями их передвижения и питания. Учатся называть отличительные особенности внешнего вида знакомых животных. Получают первоначальные представления о диких животных (живут в лесу). Знакомятся с характерными особенностями времен года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы и т.д.). Узнают, что рыбы живут в воде, плавают, едят корм. Знакомятся с насекомыми (бабочка, жук) – у них есть крылья, они летают. Расширяются знания о свойствах воды и песка. Формируются элементарные нравственные представления о хороших и плохих поступках; помогать взрослым. Учатся устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире.

В средней группе у детей формируются представления о свойствах предметов, совершенствуется умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей. Продолжает расширяться умение различать и называть овощи, фрукты и ягоды. Упражняются в умении узнавать разные породы деревьев по коре и листьям. Дается представление, что растения – живые существа (для их роста и развития необходимы земля, вода, тепло, свет). Расширяются представления о домашних животных и их детенышах (особенности поведения, передвижения; что едят; какую пользу приносят людям). Знакомятся с трудом людей по уходу за домашними животными. Расширяются представления о жизни диких животных в природных условиях: как они передвигаются и спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Расширяется представления о многообразии природных явлений. Дети учатся устанавливать простейшие связи между ними (похолодало – исчезли бабочки, жуки). Закрепляются представления о сезонных изменениях в природе. Закрепляются знания о земноводных (лягушке). Формируется умение называть характерные особенности внешнего вида. Закрепляются представления о насекомых (бабочка, божья коровка, муравей). Воспитывается любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту на участке детского сада и т.д.). Дается понятие о важном значении для человека правильное питание.

   В старшей группе обогащаются и систематизируются знания детей о природе. Устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями. Углубляются и конкретизируются представления об условиях жизни растений и животных; о том, что человек – часть природы. Расширяются и уточняются представления о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения; растения леса, луга, сада; лесные ягоды, грибы, комнатные растения). Знакомятся с некоторыми способами вегетативного размножения комнатных растений: черенками, листьями, усами. Учатся устанавливать связи между состоянием растения и условием окружающей среды, выявлять причины происходящих изменений (листья высохли – недостаточно воды; листья бледнеют – не хватает света; растение слабое, растет медленно – не хватает питательных веществ). Продолжают знакомиться с дикими животными, обитающими в ближайшей климатической зоне, нашей стране и других странах и их повадками. Детей подводят к понятию, что в природе нет вредных особей. Все существующие живые организмы нужны для поддержания природного равновесия. Формируются представления о зимующих и перелетных птицах. Закрепляется умение находить и узнавать зимующих птиц. Обобщаются и систематизируются представления о временах года и частях суток. Получают элементарные знания о космосе, звездах, луне, солнце и т.д. Учатся укреплять здоровье с помощью солнца, воздуха, воды. Формируется эстетическое отношение к окружающему миру.

В подготовительной к школе группе расширяются представления о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, воде и в воздухе. Закрепляются и углубляются представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах. Воспитывается гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учатся правильному поведению в природной среде, закладываются основы экологической культуры личности. Формируется представление о неразрывной связи человека с природой. Закрепляется умение различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения. Расширяются представления о классификации животного мира: звери, насекомые, рыбы, земноводные и др. Учатся устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных. Формируется представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, об их пищевой зависимости друг от друга. Знакомятся с нашей планетой, с планетами Солнечной системы. Формируется эстетическое отношение к окружающей действительности.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах

Целью данной работы является изучение особенностей физического развития дошкольников, рассмотрение методик организации физического воспитательного процесса в разных возрастных группах.Задачи:1. Раскры...

Развитие представлений о воде, в рамках экологического воспитания дошкольников в разных возрастных группах.

В данном материале систематизировано содержание и формы экологического воспитания дошкольников по теме "Вода"....

Дидактические игры и лексические упражнения для активизации словаря детей в разных возрастных группах

Дидактические игры и лексические упражнения для активизации словаря детей в разных возрастных группах...

Методика обучения, детей в разных возрастных группах, подвижным играм.

Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на все стороны личности ребенка при условии правильного продуманного подбора и проведения их.                ...

Игры и приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп

Игры и приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп...