Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «ПОМОЖЕМ МАЛЫШУ» с элементами экспериментирования
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Воронова Екатерина Сергеевна

Цель: Развитие познавательных процессов у младших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Обучающие: Закрепить представления детей о свойствах воды, воздуха и магнита;

Активизировать и обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих свойства воды, воздуха, магнита.

Закрепить знания  детей о понятии «круговорот воды в природе».

Развивающие: Продолжать прививать детям навыки экспериментирования.

Развивать внимание, воображение, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать у детей отзывчивость и доброжелательное отношение к окружающим людям.

Воспитывать бережное отношение к неживой природе.

Здоровьесберегающие: развивать двигательную активность, формировать сознательное отношение к своему здоровью.

Методические приемы: детское экспериментирование, метод проблемной ситуации, игровой, наглядный, практический, словесный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_malyshu_srednyaya_gruppa.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной

деятельности в средней  группе

«ПОМОЖЕМ МАЛЫШУ»

с элементами экспериментирования

Составила:

Воспитатель

Воронова Екатерина Сергеевна

Цель: Развитие познавательных процессов у младших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Обучающие: Закрепить представления детей о свойствах воды, воздуха и магнита;

Активизировать и обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих свойства воды, воздуха, магнита.

Закрепить знания  детей о понятии «круговорот воды в природе».

Развивающие: Продолжать прививать детям навыки экспериментирования.

Развивать внимание, воображение, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать у детей отзывчивость и доброжелательное отношение к окружающим людям.

Воспитывать бережное отношение к неживой природе.

Здоровьесберегающие: развивать двигательную активность, формировать сознательное отношение к своему здоровью.

Методические приемы: детское экспериментирование, метод проблемной ситуации, игровой, наглядный, практический, словесный.

Предварительная работа: беседа о воде, воздухе, о роли в жизни человека,  проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Растворимость веществ в воде», просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон».

Материал к занятию: мультимедийный проектор, шарики воздушные, полиэтиленовые пакеты, картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэты картинки солнца, капельки, тучи, термос с кипятком, зеркальце, магнит, “следы щенка”, будка, замок, в контейнере предметы из различного материала.

Ход организованной образовательной деятельности

Образовательные области

 Последовательная деятельность

 Время

 Предполагаемые ответы  и действия детей

Социально-коммуникативная.

 

 

 

Физическое развитие

Познавательное развитие, речевое развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное развитие, речевое развитие.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное развитие,

речевое развитие

 

 

 

 

 

Познавательное развитие;  речевое развитие; социально-коммуникативное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное развитие, социально-коммуникативное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Познавательное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

 

 

 

 

Познавательное развитие, речевое развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное развитие, речевое развитие.

 

 

 

 

 

 

 

Социально-коммуникативное развитие.

Дети входят в зал, встают полукругом возле воспитателя.

В: Ребята, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас еще согревает и улучшает наше настроение?

В: Правильно, солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.

В: Ребята нам кто-то звонит. Слайд 3

“Здравствуйте, ребята, у меня пропал щенок. Помогите мне, пожалуйста, его найти. Мне без него грустно”. (Слайд 4)

В: Как вы думаете, сможем мы помочь Малышу найти щенка? Да, мы очень постараемся ему помочь, и я думаю, что у нас это обязательно получится, потому что мы дружные ребята.

На каком транспорте можно отправиться в путь, чтобы найти щенка?

В: Я сейчас загадаю вам загадку, и вы узнаете, на чем мы отправимся в путь.

С теплым воздухом шар, 
А под ним корзинка, 
Под ногами земля – 
Словно на картинке.
Слайд 5

В: Да мы отправимся в путь вот на этом необычном воздушном шаре. Посмотрите какой он красивый, какого цвета наш шар?

В: Ребята как вы думаете, что находится внутри шара?

В: Какого цвета воздух? Мы его видим?

В: Ребята, чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Давайте попробуем. 

В: Возьмите вот эти пакеты. Что в пакете?

В: Мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.  Поймали. Какого цвета воздух в пакете?

В: Пакет полон воздуха, он похож на воздушный шар. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

(Воспитатель обращает внимание детей на схему- карточку Воздух. Слайд 6

В: Какой вывод мы с вами сделаем:

В: Ребята нам надо лететь. Прошу вас занять места.  Чтобы наш шар полетел надо на него подуть теплым воздухом. Давайте все вместе подуем (а воспитатель постепенно отпускает шар в воздух. Звучит тихая спокойная музыка. Включается Слайд 7,8 с изображением неба, облаков).  

Слайд 9 с изображением озера.

В: Ребята смотрите, озеро, приземляемся. (Выходим из шара)

Слайд 10

“Здравствуйте, ребята, это Русалочка! Я видела щенка, он прыгнул в воду и весь промок. Он совсем ничего не знает о воде, а вы ребята знаете?” (Слайд 11)

В: Давайте вместе разберемся? Что мы знаем о воде? Сейчас немного поэкспериментируем. Подходите к столам.

Опыт№1. 

В: Ребята, как вы думаете, у воды есть запах? Давайте ее понюхаем. У вас пахнет? В: какая вода на вкус? Попробуем?

В: Ребята возьмем стакан №1 и кладем в него сахар, размешаем.

Попробуем, какая вода на вкус?

 В: в стакан с водой № 2 насыпим соль, размешаем.  Попробуем какая по вкусу вода?

Опыт №2 

В: Проведем еще опыт. Перед вами краска, возьмите ее аккуратно и добавьте  кисточкой в любой стакан с прозрачной водой. Не жалейте краски! Размешайте. Ой, какие разноцветные стаканчики у вас получились! Какого цвета у тебя вода? Почему? 

В: Молодцы, ребята, что мы знаем о воде! (Воспитатель обращает внимание детей на схему-карточку Вода. Слайд 12)

В: а сейчас я предлагаю превратиться в капельки и поговорить, как вода путешествует. (Воспитатель одевает детям капельки. Звучит музыка.) Проходите к столам. 

«Круговорот воды в природе»

В: Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?

В: Много воды нужно для этого?

В: Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом я вам расскажу.

Перед вами на столах лежат картинки. (Слайд 13) 

Возьмите капельку и поместите ее в реку. (Слайд 14) 

Каждый день на небе восходит солнце. Поместите на картинку солнце. (Слайд 15) Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.

Давайте посмотрим, как это происходит вот в этот термос я налила подогретую воду. Откроем крышку и посмотрим. Во что превращается вода при нагревании?

(Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар).

В: Куда движется пар?

Во: Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на облако. (Слайд 16) 

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Сейчас я еще раз открою термос и приложу к выходящему из него пара зеркало.

Дам остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало?

В: Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. (Слайд 17) 

Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю. (Слайд 18). 

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря.

Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагревается и поднимается вверх в виде пара. Ребята, а вы знаете как называется это явление природы?

В: Ребята нам надо отправляться дальше.  (Звучит музыка)

 Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом;

Лесом и зеленым лугом. (Слайд 19,20)

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают. (Слайд 21)

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружили...

В: Ой, смотрите следы. Как вы думаете, чьи они?

Наверно, щенка, давайте пойдем по ним. Куда же они нас приведут? (следы привели к собачьей будке). Посмотрите будка, но на ней висит замок и записка.

Читаем: “Чтобы освободить щенка достаньте, ключ, не дотрагиваясь до него рукой. Если справитесь с заданием, то спасете щенка”.

В: Интересно, а как же мы с вами сможем достать ключ из коробки, не дотрагиваясь до него рукой? Давайте подумаем. Посмотрите у нас на столе лежат ключи: пластмассовые, деревянные, и т.д.

В: Кто знает, что притягивает железо к себе?

В: Попробуем магнитом достать ключ без рук. Я каждому дам магнит, и мы вместе попробуем Ты чем достал его? Рукой? Нет. Магнитом.

А почему магнит не притянул вот эти ключи...?

Дети: Они не металлические.         

В: Правильно магнит притягивает только железные и металлические предметы. (Воспитатель обращает внимание детей на схему-карточку Магнит. Слайд 22).

В: Ребята мы достали три ключа какой же ключ подходит к нашему замку давайте посмотрим.

(Воспитатель подбирает ключи открывает замок и достает из будки щенка).

В: Мы нашли и освободили щенка. Ребята, мы справились с заданием?  Какие опыты мы с вами проводили?). Пора нам возвращаться домой. Прошу вас занять места.  Полетели.

(Звучит тихая спокойная музыка. Включается слайд 23,24).  Детский сад. (Слайд 25)

 Приземляемся.

В: Ой, Карлсон как хорошо, что, ты к нам прилетел.

Карлсон: Я пролетал мимо и решил у вас передохнуть.

В: Карлсон, а ты не передашь Малышу его щенка, которого мы нашли.

Карлсон: Конечно передам, с большим удовольствием. (Воспитатель отдает щенка Карлсону) Спасибо ребята, я расскажу Малышу какие вы добрые и отзывчивые. До свидания, я полетел. 

“Спасибо, ребята, что мою собаку нашли!”

В: За то, что мы помогли и не оставили Малыша в беде он дарит эти шарики вам.

1 мин.

 

 

 

 

1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1 мин

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1 мин.

1 мин.

1 мин

 

 Дети: Солнышко.

  (Дети становятся в круг, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом).

Дети:

Солнышко, солнышко!

Мы твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

(Раздается звонок от Малыша (приложение 1) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (Дети перечисляют транспорт).

Дети: Воздушный шар

 

 (Дети рассматривают шар)

Дети: Красный

Дети: Воздух

Дети: Нет

  

Дети: Он пуст.

(Дети пытаются поймать воздух полиэтиленовыми пакетами).

Дети: прозрачный, бесцветный

Дети: в нём нет воздуха

Дети: воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.

Дети дуют

Раздается звонок от Русалочки (приложение 2)

Дети: нет, ничем не пахнет, вода без запаха

Дети: Она безвкусная

Дети: Сладкая.

Дети: Соленая

 

Дети: я добавила краску. Вода может изменить свой цвет.

Дети: Вода без запаха, без вкуса, прозрачная, может приобретать вкус, того вещества, который в нее положили, и окрашиваться в различные цвета.

Дети занимают места за столами

Дети: Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения.

Дети: Много.

Дети выполняют задания воспитателя

Дети: в пар.

Дети: Вверх

 

 

 

 Дети: в воду.

 

 

(Имитация движений.)

Дети выполняют под музыку физминутку.

(Ответы детей)

Дети: Магнит.

Дети подходят к столу, на котором поднос с ключами. (дети достают ключ). 

Дети: Они не металлические

Закрепляли  знания о воде, воздухе, магните

Видеописьмо от Малыша (приложение 3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема : Стихотворение А. Барто «Кораблик».Элемент.опыт деятельность «Кораблик из бумаги».Игры с корабликами в воде

Конспект непосредственно образовательной деятельности  Тема : Стихотворение А. Барто «Кораблик».Элемент.опыт деятельность «Кораблик из бумаги».Игры с корабликами в воде.  ...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми с изпользованием элементами экспериментирования,с введением динамических пауз,дыхательной и пальчиковой гимнастики ,гимнастика для глаз в младшей группе. НОД»Я И МОЕ ТЕЛО» ЦЕЛЬ:

» ЦЕЛЬ:Познакомить детей с понятием:Я-человек. ЗАДАЧИ:1.Познакомить детей с одним из признаков живого ростом,закрепить название частей тела и их фунуций.2.Развивать слуховое внимание,н...

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми «Зима пришла» с элементами экспериментирования

1.Уточнить знания детей о приспособлении хорошо знакомых детям животных к среде обитания.2.Расширить представления детей о том, что лед – это вода в твердом состоянии.3. Устанавливать связи, делать об...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе раннего возраста с элементами экспериментирования «Утка с утятами»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»....

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшей группы с элементами экспериментирования "Путешествие в царство воды"

Игра-экспериментирование "Путешествие в царство воды" проводилась с детьми 2 мл. группы. В нашей деятельности я использовала здоровье сберегающие технологии, такие как дорожка здоровья, паль...

ООД на тему "Водные ресурсы Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования с детьми 5-6 лет

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования с детьми 5-6 лет на тему«Водные ресурсы»....