Конспект НОД по познавательному и речевому развитию " Рукавички для снеговика" старшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Попова Любовь Александровна

Дошкольный возраст является благоприятным периодом развития познавательных интересов личности. Поэтому возникает необходимость поощрять познавательную активность ребенка. Харктерные черты дошкольника шестого года жизни - это любопытство, пытливость, постоянное желание узнавать новое, жажда новых впечатлений, активное стремление наблюдать, искать новыесведения о мире. Доказано, что  успешнее обучаются и осваивают школьную программу дети, которые проявляют высокую познавательную активность и получают радость от новых знаний.

На основании характерных черт дошкольного возраста строится познавательно - речевое занятие. В ходе познавательно - исследовательской деятельности дети знакомятся со свойствами и качествами ткани и бумаги.Прбегаем к приему сравнения. Но дошкольнику легче находить отличия между объектами, чем сходства. Поэтому мы сначала находим отличия ткани от бумаги. А затем, когда мы выявили отличия, чем похожи.Благодаря сравнению предметов, ребенок глубже познает их, выделяет новые качества и свойства, что дает возможность по- иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.Дети приобретают навыки эксперементирования , учатся делать выводы и умозаключение о свойствах и качествах ткани и бумаги, с помощью игровых методов и приемов. В исследовательской деятельности ребенок добровольно подчиняется правилам. Выполнение этих правил приности ребенку удовольстивие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                      детский сад № 45 компенсирующего вида

                                          Колпинского района

                                           г. Санкт – Петербурга.

            Конспект непрерывно - образовательной

        деятельности по познавательному и речевому

     развитию с детьми « Рукавички для Снеговика»

                             

       

Подготовила и провела:

                                                                                     Попова Л.А.

                                                                 

                                                            г. Санкт-Петербург

                                                       Колпинский район

                                                   

                                                           Январь 2018.

Квест-игра для детей старшей группы

«Рукавички для Снеговика»

Цель: Развитие основных познавательных процессов у детей с речевыми нарушениями.                                                                                                                         Привить интерес к новой форме игровой деятельности (квест-игра).

Задачи:

Образовательные: Формировать у детей представление о бумаге и ткани, их свойствах и качествах. Формировать умение устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования его в жизни. Совершенствовать способы обследования предметов, направленных на выявление одинаковых признаков                              ( сопоставление).

Развивающие: развивать мыслительные операции: сравнение, сопоставление, совершенствовать опыт восприятия свойств предметов, путем включения органов чувств.

Развивать умение передвигаться по группе с помощью карты  (пространственная ориентация), образное мышление, внимание, память.

Воспитательные: поддерживать интерес к совместному с педагогом и самостоятельному обследованию и экспериментированию, воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, бережное отношение к объектам ручного мира изготовленных из бумаги и ткани.

Активизация словаря: бумага – гладкая, мнется, не разглаживается, размокает, шуршит, рвется; ткань – прочная, не шуршит, разглаживается, тканная, ворсистая, ворсинки.

Ход занятия:

Заходим в группу.  Обращаю внимание на гостей. Здороваемся с гостями.

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, почтальон мне вручил посылку. Эта посылка от Деда Мороза.

Хотите узнать, что там лежало?

Достаю рукавички (бумажные и матерчатые) и письмо. Читаю

« Здравствуйте, ребята. Скоро Новый Год я буду дарить всем подарки. Своему помощнику я тоже приготовил вот эти рукавички. Но не знаю, какие  подарить. Помогите мне, пожалуйста, выбрать: какие лучше и прочнее. Для этого вы должны отправиться в путешествие. В конце путешествия вас встретит мой помощник, и вы ему их подарите те, которые выберите.»

                                         Ваш Дед Мороз.

Ребята, кто помощник Деда Мороза?

Кто с морковкой вместо носа? Кто весь белый, чистый, свежий?

Кто из снега сделан? – Снеговик.

Как мы его лепим.                                                                                                      Физминутка «Снеговик»

МЫ СЛЕПИЛИ СНЕЖНЫЙ КОМ, ШЛЯПУ СДЕЛАЛИ НА НЕМ, НОС ПРИДЕЛАЛИ И В МИГ, ПОЛУЧИЛСЯ СНЕГОВИК,

В одной из рукавичек находим карту.

  1. Воспитатель: Дед Мороз даже карту нашего пути нам прислал.

Скажите, из чего сделаны эти рукавички?

Ответы. (Бумажные и тканевые)

Воспитатель: Значит, мы вместе определим какие рукавички лучше и прочнее тканевые или бумажные, узнаем, что прочнее ткань или бумага. Мы сегодня будем с вами исследователями.

Смотрим карту.

Определяем начало нашего пути. Обозначение физ. уголка.

Находим картинку на ней нарисованы руки. Чтобы это значило?              Ответы детей

Наверное, ваши ручки нам должны помочь. Находим мешочек.

Достаю из мешочка с ткань и бумагу.

Садимся за стол. Потрите ткань пальчиками. Какая ткань на ощупь? Ответы.

Мягкая, гладкая. А теперь потрите бумагу. Какая бумага? Ответы.

Руками мы определили, какая ткань и какая бумага.

  1. Смотрим карту. На карте нарисован светофор и глазки.

Светофор наш помощник, нам помогает переходить дорогу. Смотрим мы глазками. Значит глазки – подсказки.

Идем к светофору.  Находим увеличительные стекла. Это волшебное стекло. Вы сможете лучше рассмотреть через него ткань и бумагу.

Как обращаемся с этим стеклом. Осторожно: не роняем, не стучим им, аккуратно, чтобы не разбить.

Что вы видите?

Ткань ворсинки, нитки. Бумага гладкая.

Посмотрите, по краям ткани виднеются ниточки. Дернете за ниточку.

Она выдергивается. А у бумаги все ровненько.

Из чего делают бумагу? Ответы детей.

А из чего делают ткань? Ответы детей.

Правильно: бумагу делают из дерева, а ткань из хлопка.

Мы с вами глазками определили, из чего состоит ткань и бумага.

Встречаем на пути волшебный мешок. Игра « Волшебный мешочек».

Найди на ощупь предметы из бумаги и ткани.

Дети на ощупь определяют предметы, описывая свои ощущения, достают предмет.

3 Смотрим карту. На карте нарисованы книги.  И ушки. Значит, ушки помогут нам что – то услышать.

Куда идем. В книжный уголок. Шелестим страницами книги. Слышите, как разговаривает книга.   Бумага и ткань тоже умеют разговаривать. Сейчас послушаем их разговор.

Возьмите бумагу сомните ее. Слышите, как она шуршит. Она говорит ткани, я лучше тебя.

А сомните ткань. Что мы слышим? Ответы.  Но если очень прислушаться, то можно услышать. Нет, я лучше!

 Значит, если мнешь ткань она не звучит, а бумага шуршит.

Отмечаем, что это свойство бумаги и ткани.

4 Встречаем на пути волка и лису.

Говорю: волк и лиса сидят, что – то задумали. Спрячьте в кулачки бумагу и тряпочку. Походим к ним. Они нам «Давайте делиться» Мы: самим пригодится. Расстроились волк и лиса

Не расстраивайтесь. Вот и подарок. Стали ссориться и порвали бумагу.

А ткань не порвать.

Ребята, смотрите как легко порвалась бумага. А ткань не порвать.

Что прочнее? ответы.

Ткань можно разрезать. Чем? Ножницами.

Поэтому что шьют из ткани? Ответы.

Мы смяли. Пробуем разгладить. Ткань разглаживается, не мнется. А бумага осталась мятой.

Что мы с вами узнали? Ответы детей.

Еще одно свойство.

Две коробочки. Загадки.

1 этот предмет твердый, он состоит из листочков, они не очень гладкие, без ворсинок, шуршать, легко рвутся и мнутся. Ответы: книга.

Что это? Почему вы так решили?

2 этот предмет гладкий на ощупь, после смятия он быстро расправляется,

Не рвется. Если порвали, то можно зашить иголкой с ниткой. Ее расстилают на стол, когда приходят гости. Он из ткани или бумаги?                (Скатерть)

Почему вы так решили?

Молодцы!

Пока мы с вами путешествовали, наши тряпочки и бумага запачкались. Их надо постирать.

Стираем. Что случилось?

Ткань намокла, но ее можно отжать и повесить сушиться. Потом погладить. Утюгом.

А бумага? Вся размокла, непригодная.

Значит, если рукавички из бумаги намокнут, что с ними случится?

Они порвутся, будут не пригодны. А из ткани, можно посушить, надевать и идти гулять, играть в снежки.

Значит, что прочнее и лучше? Ответы.

Ребята бумага и ткань, очень нужны человеку.

Что делают из ткани и бумаги. Ответы детей.

Вы молодцы!  Какие подарим Снеговику рукавички? Ответы.

Нас встречает снеговик. Дарим Снеговику рукавички, Снеговик дарит сладкие снежки.

Воспитатель: ребята вы сегодня были настоящими исследователями. Что мы с вами исследовали, что нового узнали? Ответы детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию на тему: "Моя семья"(средняя группа)

Конспект занятия по познавательному и речевому развитиюна тему: «Моя семья»(средняя группа)Задачи:1. уточнять и обобщать знания детей о семье, о том, кто такие родственники;2. формировать ...

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в средней группе на тему: «Как лесные звери живут в зимнем лесу».

Конспект непрерывной  образовательной деятельности   по познавательному и речевому развитию в  средней  группе общеразвивающей направленности на тему: «Ка...

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе "В гости к Копатычу"

У нас стало традицией приглашать учителей начальных классов на занятие в подготовительную группу, где дошкольники показывают свои умения и навыки. Ребята показали хорошие знания по формированию элемен...

Конспект по познавательному и речевому развитию во второй младшей группе «Как зимуют дикие животные»

Конспект по познавательному и речевому развитию во второй младшей группе «Как зимуют дикие животные»...