НОД Ознакомление с окружающим «Осень» с элементами ТРИЗ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бочкарёва Елена Александровна

Познакомить детей с системным подходом: компонентным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_triz_starshaya_gruppa.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Старшая группа.  НОД Ознакомление с окружающим «Осень» с элементами ТРИЗ

Воспитатель:  Бочкарева Е.А.

Программное содержание: 

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ  ЗАДАЧА:  Познакомить детей с системным подходом: компонентным. Знакомить детей с разными сторонами явлений природы, раскрывая перед ними не случайные связи, а закономерности природных явлений. Учить находить прямые аналогии по внешнему виду. Показать приём фантазирования: оживление.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА: Воспитывать любовь к природе своего края.

Оборудование и материал: иллюстрации осени – 5шт, весны, лета, зимы; картинки признаков осени, лета, зимы; ватман с нарисованными деревьями без листьев.        

 

Ход:

1 часть

В: Сегодня к нам пришла гостья. А кто вы узнаете, если отгадаете загадку:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима. (Осень)

(Воспитатель вносит куклу в осеннем наряде.)

-Ребята, посмотрите,  какая красавица осень к нам пришла.

- Осень предлагает передать друг другу осенний листочек и каждый скажет самые красивые слова,  какая осень. Игра «Цепочка слов»: осень золотая, печальная, хмурая, красивая, долгая,   разноцветная, дождливая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя,     дивная, задумчивая, замечательная, интересная,  величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

-Ребята, мы сейчас рассказали много красивых слов об осени. Красотой осени восхищались поэты. Вот послушайте стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора».

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

 

- Нравилась ли осень Пушкину?

-  А вы знаете стихи об осени?

- Красотой осени восхищались и художники. Посмотрите  и выберите картины, на которых изображена осень. (дети отбирают репродукции картин Исаака Левитана, Игорь  Михайлов, Иван Шишкин, Василий Поленов, Роман Романов)

-Ребята,  наша гостья предлагает   включить первый экран нашего волшебного телевизора. (1)

 - Что он нам сейчас показывает? (он показывает осень)

- По каким приметам мы узнаем осень?

- Дни стали короче, а ночи длиннее.

- Почему?

- Солнце светит реже, и греет все меньше.

- Почему?

- Листья на деревьях желтеют.

- Почему?

- Птицы улетают в теплые края.

- Почему?

- Травы желтеют, буреют и сохнут, а цветы вянут

- Почему?

- Ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое.

(По ходу беседы выставляются картинки во втором экране)

- Осень сейчас хозяйка везде.

- Давайте заглянем в сад. Какой он осенью?

- Давайте заглянем на огород. Какой он осенью?

- Давайте заглянем в лес. Какой он осенью?

- Давайте заглянем в поле. Какое оно осенью?

- Давайте заглянем на болото. Какое оно осенью?

(По ходу беседы выставляются картинки на третьем экране)

3

Осень в природе

1

Картина осеннего пейзажа

2

Приметы осени

 

 В: О  осени  поэт  написал вот такие строки:

 Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая куст малины,
В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь.

 В: Ребята, волшебница осень превратила вас в листья, сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери листочки  своему дереву»

 Физкультминутка «Собери листочки к своему дереву»

Пока звучит музыка, все дети двигаются, гуляют по лесу. Когда музыка прекращается, берут любой лист, бегут к своему дереву и становятся вокруг него. Воспитатель  спрашивает каждого ребенка, какой у него лист. Дети отвечают: березовый, кленовый, дубовый, осиновый, рябиновый.

2 часть

-Ребята давайте с вами все вместе нарисуем осень? Вот посмотрите, у нас есть деревья без листьев. Давайте его сделаем осенним лесом.

- Какие листья должны быть на березе?

- Какие листья у рябинки?

- Какие листья у осинки?

 

-Ребята послушайте стихотворение В.Авдеенко «Осень на опушке»

Осень на опушке

Краски разводила

По листве тихонько,

Кистью проводила.

(Дети рисуют осенний лес)

3 часть

-Ребята послушайте:

«Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки»

-Какая осень в стихотворении?

- Если осень живая, кто её оживил?

- А если что – то живое, что у него обязательно должно быть? (ноги, руки, глаза, рот) (Ответы детей зарисовать на доске)

-Не всегда человек видит или понимает, что всё вокруг живое. Это чувствуют писатели, поэты. Послушайте, как Ирина Токмакова пишет:

Ель взмахнула ветвями,

Точно крыльями птица.

-Ребята, а мы в признаках живого обозначили крылья?

-Давайте вспомним, в каких сказках есть ожившие герои, которые в настоящей жизни неживые? (Рассмотреть иллюстрации героев….)

-Дети, а что было бы, если   бы к нам   не пришла осень?  (не было коротких дней, не надели бы осеннюю одежду, не увидели золотую листву, не было бы листопада, не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте, не успели бы улететь птицы на юг, не было бы туманов, не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда, не смогли бы поесть  рябины, насекомые не успели бы спрятаться и замерзли, не собрали бы грибы, не поспели овощи, не заметили бы,   как звери готовятся к зиме, не лил бы осенний моросящий дождь.)

-Ребята нашей гостье пора прощаться.  А может ли она уйти и остаться с нами? Как это может произойти?

(осень останется в картине, фотографиях, букете осенних листьев и т.д.) 

   Осень прощается и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить Незнайку ориентироваться во времени. Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ (Системный лифт) в средней группе.

Как научить Незнайку ориентироваться во времени.Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ (Системный лифт) в средней группе. Цель:  Расширить знания детей об измерен...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ «Беседа о головных уборах»

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ для старшей группы: «Сказка в других измерениях»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ для старшей группы: «Сказка в других измерениях»Цель: -формирование у детей субъектной позиции через познавательно-исследовате...

НОД по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ «Как человек победил ночь»

Цель: уточнить представление об источниках света, о необходимости рационального освещения помещения и т. д, о свете, как источнике тепла, продолжать развивать воображение и логическое мышление, продол...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе "Во саду ли, в огороде"....

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ "Во саду ли, в огороде"

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе....