НОД по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ «Как человек победил ночь»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Меркулова Елена Васильевна

Цель: уточнить представление об источниках света, о необходимости рационального освещения помещения и т. д, о свете, как источнике тепла, продолжать развивать воображение и логическое мышление, продолжать учить разрешать противоречия.

Материал и оборудование: Филя и Степашка(игровые персонажи), картина с изображением ночной реки, поляны, костра и палатки, макет комнаты с различными осветительными приборами, лучина, свеча.

Предварительная работа: беседы и занятия на тему»Различные источники света», «Свет как источник тепла», «Экономь электроэнергию», чтение соответствующей литературы.

                                                                 Ход:

Воспитатель: Поздняя осень, холодно сыро…приятно вспомнить о лете.

Расскажите кто где отдыхал?(рассказы детей) Молодцы, многие из вас отдыхали на море, в эти жаркие летние дни. Отдых у моря –это хорошо! А почему? Кто ответит?

Ответы детей

(Можно купаться и загорать, ловить рыбу, В жару -на море прохладо)

Воспитатель: Но иногда отдых у воды(моря или реки) может быть и опасным…А почему?

-(ответы)

Воспитатель: вот я расскажу вам как в этом убедились Филя и Степашка, отправившись на рыбалку .Когда стемнело, им стало холодно и грустно. Н ведь ночью и должно быть темно? А почему?

Дети: ночью все спят, вот и должно быть темно -иначе свет мешает.

Воспитатель: в то же время ночью и не должно быть темно? почему?

Дети: чтобы не было грустно и страшно тем, кто не спит.Свет дает тепло так необходимое в ночное время.

Воспитатель: что же делать Филе и Степашке?

Дети: развести костер -будет тепло, светло и весело.

Воспитатль: Филя и Степашка так и сделали, но свет разбудил птиц, рыб, деревья, траву. Они стали выражать свое недовольство, и наши друзья огорчились. Вдруг пошел дождь…Все живое обрадовалось…Почему?

Ответы детей.

Дети: костер погаснет, Филе и Степашке придется перебраться в палатку, станет тихо и природа опять погрузится в сон.

Воспитатель: В палатке было холодно. Филя решил разжечь костер в ней., но Степашка начал бурно возражать. Раз идет дождь, рыбалку придется отложить, поэтому можно спать  -свет не нужен. А вот тепло необходимо. Как его добыть?

Дети :нагреть камни, ведро с водой -они обогреют палатку. Перенести палатку на то место, где разжигали костер. Поставить печку с трубой.

Воспитатель: Друзья -рыбаки так и сделали и спокойно проспали до утра…Вернувшись на следующий день домой, они  решили и в своей городской квартире поставить печку. Печка должна быть, чтоб было тепло, и ее не должно быть потому что…

Дети: некрасиво, е сли из окна будет выглядывать труба. Дым,  копоть, гарь все это неприятно.

Воспитатель: Чем же можно заменить печку, чтоб в доме было тепло?

Костер разжечь нельзя, ведра с горячей водой дом не обогреют…

Дети: В квартирах есть трубы и батареи, по которым течет горячая вода.

Воспитатель: а поступает она в дома из котельных или электростанций…Но вернемся к Филе и Степашке. Костер, который они разожгли на берегу реки, давал им не только тепло, но и свет. Если сидеть в палатке вечером, то свет нужен. Значит, костер в палатке -это хорошо?

Дети: Хорошо. Светло, дым отпугивает комаров.

Воспитатель: Костер в палатке - это плохо? Почему?

Дети: Может начаться пожар. От дыма глаза слезятся.

Воспитатель: Значит, источник света, достаточного для палатки, должен быть немного меньше. Что вы могли бы предложить Филе и Степашке для освещения палатки?

Дети: Свечу, лучину зажечь.

Воспитатель: (зажигая свечу и лучину и наблюдая вместе с детьми за тем, как они горят) Свеча -и  лучина-это хорошо. Почему?

Дети: Огонь меньше чем у костра, света достаточно, а вероятность пожара минимальна. Их можно переносить с места на место.

Воспитатель: Свеча и лучина-это может быть и плохо…почему?

Дети: Они быстро сгорают, при малейшем ветре могут погаснуть.

Воспитатель: Дома у Фили со Степашкой было светло. Да и вы обходитесь без свечей и лучин, потому что…

Дети: Есть электрические лампочки.

Воспитатель: Действительно много лет назад было открыто электричество и изобретена электрическая лампочка. Лампочка-это хорошо. Почему?

Дети: Безопасный источник света.

Воспитатель: Лампочка-это плохо, потому что…

Дети: Может перегореть. Ослепляет..

Воспитатель: Лампочка должна ярко гореть, чтобы в помещении было светло, и не должна ярко гореть, чтобы не слепить глаза. Как быть?

Дети: Спрятать его в плафон.

Воспитатель: Наступил вечер -Степашка уселся перед телевизором, а Филя улегся спать. Ворочался, ворочался, никак не мог заснуть: свет мешает. А Степашка все телевизор смотрит и свет не выключает, что бы глаза не испортить. Друзья даже чуть не поссорились. Итак свет должен быть и его не должно быть.

Дети: Света должно быть меньше. Можно включить настольную лампу, торшер.

Воспитатель: Степашка так и сделал, и филя быстро уснул. Посмотрите  на их комнату(показывает макет), сколько у них разных осветительных приборов(рассматривают) .Зачем?

Дети: Каждый светильник нужен для своих целей: настольная лампа, чтобы читать, ночник, когда ложишься спать…

Воспитатель: Если светильники разместить рационально, то в помещении всегда будет достаточно светло и электроэнергию можно сэкономить.(Дети размещают светильники в макете комнаты в соответствии с их назначением)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ

«Как человек победил ночь»

Цель: уточнить представление об источниках света, о необходимости рационального освещения помещения и т. д, о свете, как источнике тепла, продолжать развивать воображение и логическое мышление, продолжать учить разрешать противоречия.

Материал и оборудование: Филя и Степашка(игровые персонажи), картина с изображением ночной реки, поляны, костра и палатки, макет комнаты с различными осветительными приборами, лучина, свеча.

Предварительная работа: беседы и занятия на тему»Различные источники света», «Свет как источник тепла», «Экономь электроэнергию», чтение соответствующей литературы.

                                                                 Ход:

Воспитатель: Поздняя осень, холодно сыро…приятно вспомнить о лете.

Расскажите кто где отдыхал?(рассказы детей) Молодцы, многие из вас отдыхали на море, в эти жаркие летние дни. Отдых у моря –это хорошо! А почему? Кто ответит?

Ответы детей

(Можно купаться и загорать, ловить рыбу, В жару -на море прохладо)

Воспитатель: Но иногда отдых у воды(моря или реки) может быть и опасным…А почему?

-(ответы)

Воспитатель: вот я расскажу вам как в этом убедились Филя и Степашка, отправившись на рыбалку .Когда стемнело, им стало холодно и грустно. Н ведь ночью и должно быть темно? А почему?

Дети: ночью все спят, вот и должно быть темно -иначе свет мешает.

Воспитатель: в то же время ночью и не должно быть темно? почему?

Дети: чтобы не было грустно и страшно тем, кто не спит.Свет дает тепло так необходимое в ночное время.

Воспитатель: что же делать Филе и Степашке?

Дети: развести костер -будет тепло, светло и весело.

Воспитатль: Филя и Степашка так и сделали, но свет разбудил птиц, рыб, деревья, траву. Они стали выражать свое недовольство, и наши друзья огорчились. Вдруг пошел дождь…Все живое обрадовалось…Почему?

Ответы детей.

Дети: костер погаснет, Филе и Степашке придется перебраться в палатку, станет тихо и природа опять погрузится в сон.

Воспитатель: В палатке было холодно. Филя решил разжечь костер в ней., но Степашка начал бурно возражать. Раз идет дождь, рыбалку придется отложить, поэтому можно спать  -свет не нужен. А вот тепло необходимо. Как его добыть?

Дети :нагреть камни, ведро с водой -они обогреют палатку. Перенести палатку на то место, где разжигали костер. Поставить печку с трубой.

Воспитатель: Друзья -рыбаки так и сделали и спокойно проспали до утра…Вернувшись на следующий день домой, они  решили и в своей городской квартире поставить печку. Печка должна быть, чтоб было тепло, и ее не должно быть потому что…

Дети: некрасиво, е сли из окна будет выглядывать труба. Дым,  копоть, гарь все это неприятно.

Воспитатель: Чем же можно заменить печку, чтоб в доме было тепло?

Костер разжечь нельзя, ведра с горячей водой дом не обогреют…

Дети: В квартирах есть трубы и батареи, по которым течет горячая вода.

Воспитатель: а поступает она в дома из котельных или электростанций…Но вернемся к Филе и Степашке. Костер, который они разожгли на берегу реки, давал им не только тепло, но и свет. Если сидеть в палатке вечером, то свет нужен. Значит, костер в палатке -это хорошо?

Дети: Хорошо. Светло, дым отпугивает комаров.

Воспитатель: Костер в палатке - это плохо? Почему?

Дети: Может начаться пожар. От дыма глаза слезятся.

Воспитатель: Значит, источник света, достаточного для палатки, должен быть немного меньше. Что вы могли бы предложить Филе и Степашке для освещения палатки?

Дети: Свечу, лучину зажечь.

Воспитатель: (зажигая свечу и лучину и наблюдая вместе с детьми за тем, как они горят) Свеча -и  лучина-это хорошо. Почему?

Дети: Огонь меньше чем у костра, света достаточно, а вероятность пожара минимальна. Их можно переносить с места на место.

Воспитатель: Свеча и лучина-это может быть и плохо…почему?

Дети: Они быстро сгорают, при малейшем ветре могут погаснуть.

Воспитатель: Дома у Фили со Степашкой было светло. Да и вы обходитесь без свечей и лучин, потому что…

Дети: Есть электрические лампочки.

Воспитатель: Действительно много лет назад было открыто электричество и изобретена электрическая лампочка. Лампочка-это хорошо. Почему?

Дети: Безопасный источник света.

Воспитатель: Лампочка-это плохо, потому что…

Дети: Может перегореть. Ослепляет..

Воспитатель: Лампочка должна ярко гореть, чтобы в помещении было светло, и не должна ярко гореть, чтобы не слепить глаза. Как быть?

Дети: Спрятать его в плафон.

Воспитатель: Наступил вечер -Степашка уселся перед телевизором, а Филя улегся спать. Ворочался, ворочался, никак не мог заснуть: свет мешает. А Степашка все телевизор смотрит и свет не выключает, что бы глаза не испортить. Друзья даже чуть не поссорились. Итак свет должен быть и его не должно быть.

Дети: Света должно быть меньше. Можно включить настольную лампу, торшер.

Воспитатель: Степашка так и сделал, и филя быстро уснул. Посмотрите  на их комнату(показывает макет), сколько у них разных осветительных приборов(рассматривают) .Зачем?

Дети: Каждый светильник нужен для своих целей: настольная лампа, чтобы читать, ночник, когда ложишься спать…

Воспитатель: Если светильники разместить рационально, то в помещении всегда будет достаточно светло и электроэнергию можно сэкономить.(Дети размещают светильники в макете комнаты в соответствии с их назначением)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить Незнайку ориентироваться во времени. Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ (Системный лифт) в средней группе.

Как научить Незнайку ориентироваться во времени.Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ (Системный лифт) в средней группе. Цель:  Расширить знания детей об измерен...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ «Беседа о головных уборах»

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ для старшей группы: «Сказка в других измерениях»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ для старшей группы: «Сказка в других измерениях»Цель: -формирование у детей субъектной позиции через познавательно-исследовате...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе "Во саду ли, в огороде"....

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ "Во саду ли, в огороде"

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему «Необычный урожай»

интересное занятие  по окружающему миру с интеграцией образовательных областей, с элементами триз-технологии....