Конспект прогулки "В гостях у Липовичка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Боровкова Ирина Сергеевна

Конспект прогулки в весенний сквер с детьми старшего дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсия в весенний сквер

Тема: «В гостях у Липовичка»

(старшая группа №1)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: формирование у детей умения видеть сезонные изменения в природе.

Задачи:

Образовательные: расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе; учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

Развивающие: создать условия для развития наблюдательности, познавательной активности; активизировать словарь по теме;

Воспитательные: воспитывать интерес к живой природе, желание относиться к ней бережно.

Словарная работа: крона, шаровидная, липа, Липовичок, сквер.

Предварительная работа: беседы о признаках наступления весны и правилах поведения в природе, рассматривание иллюстраций по данной теме, чтение стихов и рассказов о весне.

Методы и приемы: беседа, дидактическая игра, наблюдение.

Материалы и оборудование: письмо, мяч, походный рюкзачок, бинокль.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Оно адресовано вам – воспитанникам старшей группы №1. Давайте прочтем письмо, вдруг там что-то важное.

«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Липовичок. Я веселый старичок, который очень любит природу и детей. Я живу в одном из скверов вашего поселка. Сквер  – это мой дом. Сейчас в моем доме происходят чудеса: все меняется, все оживает. Словом, становится так интересно! Одна сорока мне рассказала, что вы любознательные ребята и тоже любите природу. Если это и правда так, то я приглашаю вас к себе в гости».

 Ребята, хотите сходить в гости к Липовичку? А вы знаете, что такое “сквер”? (объяснение значения слова).

«Добраться до меня вам помогут подсказки. Смотрите их ниже в письме».

Воспитатель читает первую подсказку:

Сквер, в котором я живу, нетрудно разыскать.

Нужно имя вам мое внимательно читать.

Работа со словом “липовичок”. При обсуждении подсказки дети приходят к выводу, что Липовичок живет в сквере в центре поселка, где растет много лип.

Воспитатель: Дети, мы идем в гости. Вы помните, как надо вести себя в гостях? А правила бережного отношения к природе? Тогда берем наш походный рюкзачок, бинокль и в путь.

Воспитатель: Вот мы и пришли. Посмотрите вокруг. Ребята, вы видите Липовичка? (Нет) Может, в письме указано, где его искать? Сейчас я посмотрю. Воспитатель читает:

«Есть хорошая игра, чтобы не скучать –

“Шаг назад и пять вперед”. Полезно поиграть».

Мне эта игра знакома. Если Липовичок советует, предлагаю вам в эту игру поиграть. Правила такие: называем предмет, который сейчас видим – делаем шаг назад. Затем подбираем пять слов для описания этого предмета – делаем пять шагов вперед. Например, Я вижу “небо” – шаг назад, оно – “ясное”, “голубое”, “высокое”, “безоблачное”, “необъятное” – пять шагов вперед.

 Таким образом, дети описывают все, что видят вокруг: солнце, траву, деревья землю, клумбу и проч., постепенно продвигаясь вглубь сквера.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему Липовичок назвал игру полезной? (Ответы: учит быть внимательными, развивает речь)

Воспитатель читает письмо дальше:

«Прямо к клумбе путь держите,

Только под ноги смотрите,

Вдруг сюрпризик под ногой –

Хоть и крошка, а живой».

Дети, куда нам нужно идти? Верно, к клумбе. А что такое клумба? Напомните, пожалуйста. О каком крохотном сюрпризе упомянул в письме Липовичок? (Воспитатель с детьми обсуждают данные вопросы, затем приседают или наклоняются с целью найти ползающих насекомых и рассмотреть их. Далее идут к клумбе).

Воспитатель: Кажется, пока не видно “хозяина” сквера. Может, в письме есть дальнейшие указания?

«Вы на правильном пути,

Нужно клумбу обойти,

Разглядеть всю красоту,

Обнаружить доброту».

Дети ходят вокруг клумбы, разглядывают, что на ней растет, называют знакомые цветы.

Воспитатель: Красоту мы разглядели, а “доброту” вы обнаружили?

В процессе рассуждений дети с помощью воспитателя делают вывод, что доброта заключается в бережном отношении к природе в целом и этой клумбе – в частности. Одни люди создали эту красоту и ухаживают за ней, другие – любуются и не портят: соблюдают правила бережного отношения к природе.

Воспитатель читает письмо дальше:

«Милые ребятки,

Я люблю загадки.

За отгадками следите

И туда свой путь держите.

До первой отгадки скачите, как зайчатки.

До второй отгадки идите, как утятки.

До третьей отгадки тихо, как мышатки»

Ребята, Липовичок подготовил для вас такие загадки:

Съели в сквере вы конфетку,

Фантик вам мешается.

Знает каждый - некрасиво,

Когда он валяется.

Отнеси его туда,

Где ему и место.

Если любишь чистоту,

Оно тебе известно.

(мусорный контейнер)

На одной ноге стоит,

Как солдатик на посту.

Днем он спит, а по ночам

Разгоняет темноту.

Каждой ночью у дорожки.

Освещает людям путь,

Чтобы не споткнулись люди,

Знали, где куда свернуть.

(уличный фонарь)

Если долго ты в пути

И устали ножки.

На меня скорей садись,

Отдохни немножко.

В каждом сквере вы меня

Без труда найдете.

У дорожки я стою,

Мимо не пройдете.

(скамейка)

Дети идут по обозначенному маршруту, выполняя активные движения вместо физкультминутки.

У скамейки воспитатель читает письмо:

«Вы – большие молодцы!

Справились вы лихо.

И спасибо всем за то,

Что подошли вы тихо.

Потому что этот сквер –

Маленький оркестр.

Репетируют артисты

Новенькую песню.

Вы прислушайтесь, ребята,

Здесь одни таланты.

И скажите, отгадайте,

Что за музыканты?»

Дети внимательно слушают и с помощью воспитателя приходят к выводу, что Липовичок имел в виду не людей-музыкантов, а птиц, насекомых, ветерок и другое, их окружающее и издающее звуки. А вместе у них получается музыка весенней природы.

Воспитатель: Ребята, а вы заметили, какая работа кипит весной в сквере: растения начинают активно расти, проснулись и сразу взялись за дело насекомые. Кто еще активно трудится в этом сквере? Верно, птицы. Что это за птицы и чем они так заняты? (Дети рассматривают грачей, обсуждают их работу – строительство гнезд). Давайте с вами немного поиграем в одну народную игру. Называется она «Грачи летят».

Дети встают в круг или произвольно располагаются на площадке, но обязательно так, чтобы видеть и слышать взрослого ведущего. Взрослый ведущий говорит:

«Грачи летят,

На всю Русь трубят:

Гу-гу-гу,

Мы несем весну!»

Все дети кричат хором:

«Летят! Летят!»

Ведущий продолжает:

«Журавли летят,

На всю Русь трубят:

Гу-гу-гу,

Мы несем весну!»

Дети опять кричат:

«Летят! Летят!»

И размахивают руками.

Так же летят пчелы, комары и т.д.

А потом водящий говорит:

«Поросята летят,

На всю Русь трубят:

Гу-гу-гу,

Мы несем весну!»

Кто из детей ошибется и закричит «Летят!» или замашет руками — выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

Воспитатель читает письмо:

«Вокруг вас деревья, дети,

Моя да-а-альняя родня.

Потому уж тыщу лет

Зовут Липовичок меня.

Рассмотрите лучше липы,

Буду рад, ребята, я.

Я люблю их. Липы эти

Для меня словно семья.

Дети рассматривают липу: ствол прямой, ветви расположены высоко (нижние ветви отходят от ствола и слегка поднимаются вверх, средние – растут горизонтально, верхние – под углом поднимаются вверх), крона дерева шаровидная, листьев пока не наблюдается, почки красновато-бурые, набухли (апрель), кора серая, щершавая, покрыта глубокими бороздами и трещинами. При рассматривании коры воспитатель рассказывает детям, что кору липы используют для лечения (примочки из отвара липовой коры помогают снять боль при ранках) и изготовления различных изделий (в старину плели обувь, лукошки, рогожи, кули, делали мочалки и даже копии царских (княжеских) печатей. Древесину липы используют при изготовлении музыкальных инструментов. Липа давно и широко используется при резьбе по дереву.

Воспитатель читает письмо:

«Я надеюсь, вы, ребята,

Время с пользой провели

И ко мне сегодня в гости

Не последний раз пришли.

Вы, наверно, огорчились,

Что не встретили меня.

Только я чуть-чуть волшебный,

Видеть вам меня нельзя.

Я ж смотрю за вами, дети,

Рад, что вы сюда пришли,

Что играли, наблюдали,

Хорошо себя вели.

Напоследок предлагаю

Поиграть немного я:

Если правильно сужденье,

Дружно говорим «Весна».

Дидактическая игра «Значит, в сквер пришла весна».

Солнце ярче засветило, значит, в сквер пришла … (весна)

Травкой вся земля покрылась, значит, в сквер пришла … (весна)

Стало в воздухе теплее, значит, в сквер пришла … (весна).

Далее воспитатель предлагает детям встать в круг и, передавая мяч друг другу, самим говорить подобные выражения, основываясь на недавних наблюдениях за весенними изменениями в природе, тем самым закрепляя полученные знания.

После игры воспитатель спрашивает детей, с каким деревом они сегодня познакомились, предлагает еще раз внимательно посмотреть на липу (можно в бинокль, можно сфотографировать ее воображаемыми фотоаппаратами), чтобы вернувшись в группу, наиболее точно его изобразить. Затем дети прощаются с Липовичком и сквером, строятся и возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в 1 младшей группе «В гости к Зимушке – зиме»

Конспект прогулки в 1 младшей группе «В гости к Зимушке – зиме»...

Конспект прогулки "В гости к деду Сосноведу"

Конспкт прогулки предназначен для воспитанников подготовительной группы с целью  формирования целостных редставлений о значении сосен в жизни человека и животных; развития навыков гуманного взаим...

План-конспект прогулки "В гостях у березы"

Данный конспект прогулки поможеть расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, сформирует умение замечать  изменения в жизни растений  в осеннее время. У детей  появит...

Конспект прогулки "В гости к осени"

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «В гости к осени». Цель: познакомиться с сезонными изменениями в природе ЗАДАЧИ: Воспитательные: 1Воспитывать ...

Конспект прогулки "Гость с планеты "Любознайкус"

Конспект прогулки в старшей группе на тему "Гость с планеты "Любознайкус" (весенние изменения в природе) с описанием всех структурных компонентов....