Конспект проведения опыта с детьми старшей возрастной группы: "Эта удивительная вода и ее свойства".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Погодина Марина Васильевна

Проведение экспериментальной деятельности с воспитанниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_konspekt_provedeniya_opyta.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения опыта с детьми

старшей возрастной группы.

Тема: «Эта удивительная вода и её свойства».

Цель: развитие познавательной активности детей и формирование навыка исследовательской деятельности на основе экспериментальной практики.

Задачи: познакомить детей со свойствами воды, развивать мышление, внимание, любознательность, воспитывать у детей бережное отношение к природе, формировать умение самостоятельно проводить опыты, анализировать, наблюдать и обобщать результаты, развивать социальные навыки (умение работать в группе и находить компромисс), воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность.

Методические приемы:  экспериментирование, совместное решение о способах преодоления проблемной ситуации, наблюдение, обсуждение, подвижная игра.

Оборудование и материалы: вода, сосуды различной формы, мерный стаканчик, прозрачные пластиковые стаканчики по 2-а на ребенка, чайные ложки, речной песок, сахарный песок, акварельные краски, кисти, сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье, чай, жидкое мыло, шоколадный сироп, компот, подсолнечное масло, соль, проектор, экран, ноутбук, салфетки для уборки на столе после проведения эксперимента.

Предварительная работа:

  1. Беседы о воде, о ее роли в жизни человека.
  2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
  3. Чтение художественной литературы.
  4. Отгадывание загадок о воде.

Ход работы:

  1. «Вода – это жидкость»

Звучит спокойная музыка, воспитатель в образе работника лаборатории предлагает деткам присесть за столы, стоящие полукругом, и надеть фартучки и нарукавники, на столе воспитателя находятся несколько стеклянных сосудов различной формы, стену украшает плакат «Лаборатория невероятных открытий».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами оказались в лаборатории. Кто-нибудь из вас знает, что это за место? (ответы детей) – Да, всё верно, это место особенное, в лаборатории происходят невероятные открытия, сегодня нас ждёт много интересного.

- Давайте поговорим с вами о воде. Скажите пожалуйста какая вода бывает? (ответы детей) – действительно вода прозрачная, теплая или холодная (различной температуры)…

- Посмотрите на мой стол, что вы видите? (ответы детей) – да, на моем столе находятся сосуды, различной формы, сейчас мы с вами посмотрим, что получится, если мы с вами нальем в каждый сосуд одинаковое количество воды. Кто хочет мне помочь, приглашаю 4-ех человек.

Выходят ребята и по очереди наливают мерным стаканчиком определенное количество воды в каждый из сосудов. Воспитатель благодарит их и просит занять свои места за столами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста на емкости с водой на моем столе, кто может сказать о том, какая вода и что у нас с вами получилось? (детки отвечают) Да, действительно, вода принимает форму того сосуда или той емкости, в которую ее наливают. Всё верно, какие вы у меня внимательные.

Воспитатель: А теперь посмотрите на свои столы, перед вами стоят по два стаканчика, в один из них налито немного воды, я прошу вас аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой. Пожалуйста попробуйте, здорово, у всех получилось. Что произошло с водой? Она перелилась из одного стаканчика в другой – Вода льется. А кто может ответить – почему так происходит? (ответы детей) Да, вы, просто умнички, потому что вода жидкая, или жидкость – это еще одно свойство воды. Скажите мне пожалуйста, а что было бы если бы вода не была жидкой? (ответы детей) Действительно, вода в этом случае не смогла бы течь в реках, ручьях, и даже из крана. Ребятки, а какие жидкости вы еще знаете? (варианты детей) Это просто удивительно, какие умные вы у меня детки, всё знаете, я вами горжусь))

  1. «Вода - это растворитель»

Воспитатель: А теперь я хочу предложить вам стать настоящими сотрудниками нашей лаборатории, как вы к этому относитесь? (ответы детей). Ой, здорово, тогда слушайте внимательно какое у нас с вами будет важное задание.

Нам нужно выяснить как ведет себя вода, если в нее попадает другое вещество.

А для этого нам необходимо с вами разделиться на команды, посмотрите у нас с вами 5-ть столов, будет удобно, если каждый стол будет представлять одну команду. (Воспитатель выставляет на каждый стол по коробке с необходимыми веществами, все вещества находятся в небольших прозрачных бутылочках с картиночками и названием вещества).

Я вам буду давать задания, а вы совместно, в своей команде будете его выполнять, для этого нужно на каждый эксперимент выделить одного ответственного, который будет проводить сам эксперимент, а остальные будут ему помогать: подносить необходимые материалы, давать рекомендации по проведению опыта, после проведения эксперимента, вам нужно всем вместе обсудить и запомнить результат.

Все готовы? Тогда начинаем.

1 эксперимент: песок речной и сахарный

Воспитатель: Ребята в каждой команде определились, кто будет проводить первый эксперимент? Хорошо. Для проведения первого эксперимента вам понадобятся 2-а стакана, мерный стаканчик, ложечка, вода, песок речной и песок сахарный. Всё необходимое находится в ваших коробочках. Всё нашли? Молодцы. Начинаем эксперимент: Возьмите пожалуйста 2-а стаканчика, налейте в каждый из них до половины воды. Затем в 1-ый стакан положите 1-ну ложечку речного песка, а во 2-ой 1-ну ложечку сахарного песка. И тщательно размешайте. Что мы видим? Что произошло в 1-ом стаканчике? (ответы) Что произошло во 2-ом стаканчике? (ответы). У нас получилось, что в 1-м стаканчике речной песок не растворился, а во 2-м стаканчике сахарный песок растворился. А что происходит с водой в тот момент, когда в ней растворяется сахарный песок? (ответы детей) Правильно ребята, вода меняет свой вкус, она становится сладкой.

Скажите, а что было бы если бы в реке вместо речного тоже был сахарный песок? (ответы детей) Да, ребятки, тогда на дно реки мы не смогли бы вставать Получается, что если в воде растворяется сахарный песок, то вода является растворителем. А сама смесь 2-ух веществ называется раствором. А все вещества, которые могут раствориться в воде, называются растворимыми. Переходим ко 2-му эксперименту.

2 эксперимент: акварель или гуашь

Воспитатель: Начинаем второй эксперимент, в каждой команде определились с тем, кто будет проводить этот эксперимент? Умнички. Для проведения этого эксперимента, нам понадобятся 2-а стакана, мерный стаканчик, вода, краски, кисть. Возьмите пожалуйста 2-а стаканчика и наполните их до середины водой. После этого прошу вас взять кисть и обмакнув ее в воде набрать краски на кисть, затем ополоснуть кисть в 1-ом стаканчике. Что мы видим? (ответы) Краска окрашивает воду, придает ей цвет. Теперь набрав на кисть столько же краски, ополоснем ее во 2-м стаканчике, проделаем это дважды. Получилось? Что мы видим во 2-м стаканчике? (ответы) Да, действительно во 2-м стаканчике, цвет воды тоже изменился, но он более насыщенный, чем в 1-м. Как вы думаете почему? (ответы) Всё верно, чем больше краски мы положим, тем темнее или насыщеннее будет цвет получившегося раствора. Скажите мне пожалуйста краска в данном случае растворимое вещество? А вода – растворитель? А получившуюся в стаканчиках жидкость можно назвать раствором? (ответы деток) Какие вы у меня наблюдательные, просто прелесть. Переходим к следующему эксперименту.

3 эксперимент: что еще растворяется в воде?

Воспитатель: Ребята переходим к 3-ему эксперименту, вы выбрали исполнителя? Какие молодцы, начинаем Для проведения эксперимента нам понадобятся: 2-а стакана, мерный стаканчик, вода, ложка.

А теперь внимание:

для 1-ой команды необходимы вещества - сок и молоко,

для 2-ой команды – сироп и кефир,

для 3-ей команды – мед и варенье,

для 4-ой команды – жидкое мыло и чай

для 5-ой команды - шоколадный сироп и компот

(В данном эксперименте, воспитатель помогает с поисками необходимых веществ для проведения эксперимента или раздает сама каждой команд их набор)

Воспитатель: Итак, начинаем проводить эксперимент, возьмите пожалуйста 2-а стаканчика и наполните их до середины водой, затем в 1-ый стаканчик добавляем жидкость №1, а во 2-ой стаканчик добавляем немного жидкости №2. И тщательно размешиваем ложкой раствор в каждом стаканчике. Посмотрите на результат, оцените, что произошло, обсудите пожалуйста в своей команде, что вы видите в результате в 1-м стаканчике, а что во 2-м стаканчике.

Прошу вас по порядку рассказать мне что у вас получилось, послушаем сначала команду, которая проводила эксперимент:

№1 – с соком и молоком.

№2 – с сиропом и кефиром.

№3 – с медом и вареньем.

№4 – с жидким мылом и чаем.

№5 – с шоколадным сиропом и компотом.

Команды поочередно рассказывают, что у них получилось, что растворилось легко и быстро, а какое вещество растворялось медленно. Вместе делаем выводы и обсуждаем результаты.

4 эксперимент: знакомимся с эмульсией

Воспитатель: А теперь, мои дорогие, проведём совместный эксперимент, в котором будут участвовать все члены команды, а чтобы у нас все получилось, нужно распределить обязанности и слышать других участников вашей команды. Для проведение эксперимента нам понадобятся 1 прозрачный стеклянный стаканчик, мерный стаканчик, вода, ложка, подсолнечное масло. Возьмите пожалуйста стеклянный стаканчик и наполните его до середины водой. После этого прошу вас влить в воду 2-е ложки подсолнечного масла. И теперь тщательно перемешать, пускай по очереди будут мешать все члены команды. Что мы видим? (ответы) Да, верно, жидкости смешиваются, давайте теперь поставим стаканчик на стол и немного подождем. Посмотрите пожалуйста, что происходит? (ответы) Содержимое стаканчика начинает расслаиваться – что это значит? (ответы) Да, верно, образуются слои: на дне остается вода с шариками масла, в среднем слое поровну воды и масла, а верхний слой полностью состоит из масла. Скажите пожалуйста, что вы думаете об этом? (дети отвечают). Вода остается внизу, потому что она более тяжелая, чем масло, а масло поднимается наверх, потому что оно …(дети отвечают). Получается, что вода и масло не смешались между собой, вот такая интересная смесь у нас получилась, а знаете, ребята, что смесь несмешиваемых между собой жидкостей называется эмульсией.  

Ребята, мы с вами познакомились с жидкостями, выяснили, что не все жидкости могут смешиваться между собой, вспомнили, что такое жидкость, узнали, что такое растворимое вещество, раствор и эмульсия.

  1. «Плотность воды» (Демонстрация воспитателем опыта, показывающего изменение плотности воды при изменении концентрации раствора)

Воспитатель: А теперь я хочу вам показать опыт, который нам расскажет еще об одном свойстве воды – о её плотности. Прошу всех внимательно посмотреть, на этот длинный прозрачный сосуд. Сейчас я в него наливаю много воды. Далее мы погружаем в сосуд некое тело (капсулу из-под киндер-сюрприза, для утяжеления, наполненную ластилином). Что мы видим? (ответы) Да, капсула утонула в воде – погрузилась на дно. Сейчас мы с вами возьмем всем известную соль. Ребята, скажите пожалуйста, для чего человеку нужна соль? (ответы детей) Да, соль мы используем для приготовления пищи, чтобы она была вкусной. Попробуем с помощью соли изменить плотность воды в емкости.

Начинаем засыпать в емкость соль, по одной ложке, каждый раз перемешивая раствор.

Скажите, детки, что случилось с капсулой? (ответы) Да, мои хорошие, капсула начинает подниматься. Это происходит потому что на любое тело, находящееся в воде, действует выталкивающая сила, и она зависит от плотности воды, т.е. чем больше мы с вами положим соли, тем более высокой будет плотность воды, и тогда выталкивающая сила увеличится, и капсула будет подниматься выше.

Теперь мы с вами узнали о плотности воды и о выталкивающей силе.

Может быть кто-то из вас сможет ответить применяется ли в жизни данное свойство воды – плотность? (Воспитатель опрашивает каждого ребенка). А сейчас мы узнаем, кто из вас был прав, давайте вместе посмотрим небольшой фильм.

На экране происходит демонстрация короткометражного фильма о флоте, о том, что позволяет кораблям держаться на поверхности воды.

Воспитатель: Ребятки, мы с вами сегодня узнали много всего интересного, сами проводили опыты, вы мне очень помогли в проведении исследования о свойствах воды, я очень благодарна вам за это. А теперь прошу вас убрать всё со своих столов в коробочки, взять салфеточки и протереть столы, чтобы они у нас с вами были чистыми, ведь нам приятно будет кушать или заниматься  в следующий раз на чистых столах. Спасибо вам огромное за помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения "Дня Здоровья" для старшей возрастной группы

Подробный план проведения "Дня Здоровья" в дошкольном учреждении для детей старшей возрастной группы...

Описание проведения опытов с детьми старшего дошкольного возраста

Описание проведения опытовс детьми старшего дошкольного возраста...

Экспериментирование в совместной деятельности с детьми 2 младшей группы по теме «Вода и ее свойства».

Задачи:1. Воспитывать у детей интерес к окружающему миру через экспериментирование.2. Формировать простейшие обобщения в процессе ознакомления детей со свойствами воды (текучесть, прозрачность)....

Экспериментирование в совместной деятельности с детьми 2 младшей группы по теме «Вода и её свойства». (итоговое)

Формировать простейшие обобщения в процессе ознакомления детей со свойствами воды. Развивать умение наблюдать, сравнивать, устанавливать простейшие связи между совершаемыми действиями....

Конспект НОД по ФЭМП с детьми старшей возрастной группы

Конспект НОД по ФЭМП с детьми старшей возрастной группы. Тема: "Поиск сокровищ"....

Конспект индивидуальной коррекционной образовательной деятельности по заданию логопеда с детьми старшей возрастной группы

Конспект индивидуальной коррекционной образовательной деятельности по заданию логопеда с детьми старшей возрастной группы. Тема: "Подготовка к постановке звука "Р"...

Картотека опытов с детьми младшей возрастной группы

Картотека опытов с детьми младшей возрастной группы...