Информационная карта проекта " Огород на подоконнике."
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Ковальская Надежда Васильевна

Проект способен расширить представления детей о растениях как  живых организмах . А так же об условиях которые необходимы для роста и развития растений .Учит детей радоваться красоте выращеваемых растений .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ogorod_na_podokonnike.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»«ДЕТСКИЙ САД № 2 «ВЕТЕРОК»

Информационная карта проекта

Проект: «Огород на подоконнике».

Автор проекта: Ковальская Н.В. Сычёва В.С.

Продолжительность: 3 месяца (февраль, марта, апрель)

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: дети подготовительной группы «Золотая рыбка», родители, воспитатели.

Возраст детей: 6-7 лет

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект :

Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Целевая группа:

дети, родители, воспитатели

Цель проекта:

Формирование экологических представлений детей об овощных культурах в процессе выращивания из семян и луковиц, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Задачи проекта:

Для детей:

• Изучение особенностей выращивания культурных растений.

Обогащение и расширение представлений детей о растениях. Как можно вырастить лук, укроп;рассаду перца, огурцов, кабачков на окне.

Расширять и систематизировать знания детей об овощных культурах: строение, польза, уход за ними.

Для педагогов:

• Обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги для роста растений.

• Наблюдение за посадкой, первыми всходами.

• Развивать познавательные и творческие способности детей.

• Воспитывать бережное отношение к своему труду, любовь к растениям.

• Создание условий для познавательного и экологического развития детей.

Для родителей:

• Формировать партнерские взаимоотношения между детьми и родителями.

Форма проведения итогового мероприятия;

• Выставка детских работ.

• Презентация проделанной работы по проекту.

Высадка рассады на огород детского сада.

Продукты проекта:

Для детей:

Рисунки детей «Огород на подоконнике»; аппликация «Лук от всех недуг»; лепка «Весёлый Чиполино»; посадка лука, перца, укропа; заполнение дневника наблюдений.

Для педагогов

• Подготовка презентации проведенной работы по проекту «Огород на подоконнике»

Для родителей

• Выставка детских работ

• Ознакомление с презентацией о проделанной работе по проекту «Огород на подоконнике» .

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей :
Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

Для педагогов:

  • видеть, как дети узнают мир природы;
  • чувствовать желание ребят быть активными участниками на протяжении всего проекта.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

«ДЕТСКИЙ САД № 2 «ВЕТЕРОК»

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «Огород  на подоконнике»

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ

ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ

ДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

(формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов/ продуктов проекта)

- Беседы с детьми

  • (выявление уровня знаний о посадке растений).
  • - Составление плана работы над проектом.
  • - Сбор материала необходимого для реализации проекта.
  • - разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
  • - организация предметно-развивающей среды по теме проекта.

Дополнение дидактических игр и пособий.

Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта. Возникший спор между детьми, желание разобраться в проблеме, «мозговой штурм», план.

Интерес к возникшей проблеме, отклик на детские предложения. Сбор необходимого материала для посадки лука, перца, укропа.

Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

ОСНОВНОЙ

Познавательно-исследовательская деятельность

Оказывают помощь детям и родителям.

Подбор материала (рассказы, сказки, стихи, загадки, поговорки, песни).

Моделирование поисковых ситуаций. Беседа с детьми познавательного характера. Подготовка материала.

Наблюдение за ростом лука, перца, укропа.

Рассматривание овощей (внешний вид, строение и т.д.).

Наблюдение за ростом лука, рассадой перца, укропом. Отражение результата через художественно-творческую деятельность( рисунки детей).

Родители интересуются ходом проекта.

ЗАВЕРШАЮЩИЙ

Презентация фотовыставка.

  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
  • Презентация проекта.

Рассказы «Как мы сажали, наблюдали и ухаживали за посаженными растениями».

Совместная высадка рассады на огород детского сада.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

«ДЕТСКИЙ САД № 2 «ВЕТЕРОК»

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ «Огород на подоконнике»

Этапы, их цель

Формы работы

Конечный продукт

Необходимые материалы

Участники

Выявление проблемы.

Цель: помочь детям осознать проблему.

Выбор темы проекта.

Цель: сформулировать тему проекта

Беседа; групповой сбор.

Тема: «Огород на подоконнике».

Семина, земля.

Дети, воспитатели

«Мозговой штурм» в группе активных. Групповой сбор.

Создание условий для посадки растений. Сбор информационного материала о овощах. Рисунки детей.

Загадки, поговорки, стихотворения о овощах, бумага, фломастеры, карандаши, краски,

Дети, родители, воспитатели

Реализация проекта. Цель для детей: изучению особенностей пользы овощей.Цель: для педагога: своевременный вклад в экологическое развитие детей.

Беседы, наблюдение, экспериментирование, трудовая деятельность.

Дневник наблюдений, под

елки.

Фотографии, , цветная бумага, клей, карандаши, фломастеры, пластилин, ножницы, картон, салфетки.

Дети, родители, воспитатели

Завершение проекта.

Цель: дать возможность предъявить результат своей деятельности.

Подготовка к высадке рассады на огород детского сада.

Презентация о проделанной работе.

Высадка рассады на огород детского сада.

Презентация о проделанной работе.

Фото, рисунки, поделки.

Дети, родители, воспитатели

                                           Приложение к проекту.

Загадки

Посадили огород

Посмотрите что растёт

Будем мы ухаживать

Будем поливать

Будем за росточками

Дружно наблюдать.

Их в землю теплую сажай,

Корми их понемножку —

И соберешь ты урожай:

Морковь, редис, картошку…

(Семена)

***

В землю теплую уйдем,

К солнцу мы ростком взойдем.

(Семена)

***

Лежало на свету,

Бросилось в темноту,

Да и там покоя нет:

Как бы вырваться на свет.

(Семена)

***

Сколько выросло плодов:

Овощей, зерна, цветов!

На участке не зевай,

Собирай-ка …

(Урожай)

https://i0.wp.com/mshishova.ru/wp-content/uploads/2017/07/zagadki_ovozhi_7.jpg?resize=150%2C150

Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький…
— лук —

***
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
— лук —

***
Пришла Таня в желтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать.
— луковица —

***
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
— лук —

***
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
— лук —

***
Пришел барин с грядки, весь в заплатках,
Кто ни взглянет, всяк заплачет.
— лук —

***
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
— лук —

***
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а просто …
— лук —

***
Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?
— лук —

***
Он на грядке вырастает,
Никого не обижает.
Ну, а плачут все вокруг,
Потому что чистят…
— лук —

***
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
— лук —

***
В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовешь,
Сам не заметишь, как слезы прольешь.
— лук —

***
Скинули с Егорушки
Золотые перышки,
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
— лук —

***
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь.
— лук —

***
Что без боли и без печали доводит до слез?
— лук —

***
Птица в норе,
Хвост во дворе.
Кто перья выдирает,
Тот слезы утирает.
— лук —

https://i1.wp.com/mshishova.ru/wp-content/uploads/2017/07/zagadki_ovozhi_16.jpg?resize=150%2C150

Он в теплице летом жил,
С жарким солнышком дружил.
С ним веселье и задор.
Это — красный…
— помидор —

***
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
— помидоры —

***
На кустах тепличных красные плоды,
Толстые, пузатые, узнаешь их ты?
Как большие ягоды на веточках висят
С нетерпеньем просятся в овощной салат.
— помидор —

***
Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ?
— Помидор —

***
Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них
Красные детки.
— помидоры —

***
У красавца-толстяка
Ярко-красные бока.
В шляпе с хвостиком синьор —
Круглый спелый…
— помидор —

***
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят

(помидоры)

https://i1.wp.com/mshishova.ru/wp-content/uploads/2017/07/zagadki_ovozhi_10.jpg?resize=150%2C150

Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это…

(Перец)

***

Нахлобучил старичок
Ярко-красный колпачок.
Колпачок красив на вид,
Только горечью набит.

(Красный перец)

***

Яркие фонарики на кустах висят,
Словно здесь проходит праздничный парад.
Зеленые, красные, желтые плоды,
Кто они такие, узнаешь их ты?

(Перцы)

***

Если красный твой стручок –

Горький, злой ты старичок!

Если ты зеленый малый,

Твоя горечь убежала,

Ты гордишься сочным тельцем,

Ты зовешься сладким …

(Перцем)

***

В огороде перед нами
Куст усыпан колпачками,
Каждый пламя прячет,
А кто съест — заплачет.

(Перец)

***

Кто его положит в рот,

Тотчас губы обожжет,

Хоть он острый, как горчица,

Как приправа пригодится.

(Перец острый)

***

Разноцветный, как фонарик,

Иногда похож на шарик.

Он блестящий, крепкий, гладкий,

Догадались?

(Перец сладкий)

***

Вот так диковина:

На ветке –морковина.

Висит, краснеется,

На солнце греется.

(Перец)


https://i2.wp.com/mshishova.ru/wp-content/uploads/2017/07/zagadki_ovozhi_17.jpg?resize=177%2C135

Желтым зонтиком расцвел

Друг всех овощей…

(Укроп)

***

Он и вкусный и душистый,
Сам зелёный, шелковистый.
Овощи собрали? Оп!
Не забудьте про …

(Укроп)

***

Пряность вкусная такая,
Нежная и молодая.
Сельдерей, петрушка? Стоп!
Догадались вы? …

(Укроп)

***

Над ним не кружит пчёлка,
Она с ним не дружна.
Пахучая метёлка
Солениям нужна.

(Укроп)

***
Кустик с запахом приятным,
Душистым, пряным, ароматным.
Он форму зонтика имеет,
Когда в нем семена созреют.

(Укроп)

***

Листик пряный, шелковистый,

Он пушистый и душистый.

Там, где рос когда-то боб,

Хорошо взойдет…

(Укроп)

***

Он растёт у нас на грядке

Этот «зонтик» посевной.

Он в салат идёт в достатке

И в соленья — он такой!

(Укроп)

***

Эту пряную траву

В огороде я нарву,

И добавлю, без сомнений,

В банки маминых солений.

(Укроп)

Рассказы про овощи

КАПУСТА

В огороде пусто,
если нет…
Правильно, капусты. Этот овощ известен людям с давних времен. Древние люди употребляли в пищу листья дикой капусты. А выращивать капусту стали около 7 тысяч лет назад, в Испании. Оттуда эта культура попала и в другие страны. На Руси капусту начали возделывать в XI веке. В народе этот овощ один из самых любимых. «Для чего и огород городить, коль капусту не садить», говорят в народе. Почему же люди так ценят капусту?
Потому что самый вкусный,
очень вкусный лист капустный.
(А. Крылов)

Капуста не только вкусна, но и полезна. Еще знаменитый греческий математик Пифагор писал: «Капуста представляет собой овощ, который поддерживает бодрость и веселое спокойное настроение духа». В капусте содержится много витаминов, белков, сахаров и разных минеральных солей. Большая часть полезных веществ находится в кочерыжке.
В жаркий день и в день прохладный
Капуста хочет быть нарядной.
Стоит она на крупной ножке
В охапке держит все одежки.
(Г. Гринев)
Самый распространенный сорт капусты – капуста белокочанная. Это двухлетнее растение. В северных районах, весной, когда на улице тепло, в грунт высаживают рассаду. В первый году капусты вырастает укороченный стебель, его называют кочерыгой, вокруг него образуются широкие листья – «сто одежек», – собранные в кочан. Кочан – это не плод капусты, в нем нет семян. Чтобы получить капустные семена, осенью вытаскивают капустную кочерыжку с корнем. Зимой ее хранят в прохладном месте, а весной высаживают в грунт. Из кочерыжки вырастают высокие стебли, на них появляются кисти желтых цветов. Осенью из цветов образуются плоды – стручки с мелкими круглыми семенами.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Без капусты щи не густы.
Заяц – трус, а и тот на капусту охотится.
Не суйся к капусте, пока не припустят

МОРКОВЬ

Люблю морковку! Вот она еще в комочках глины.
Лежит нарядна и сочна – сплошные витамины!
Я даже приучил щенка морковку грызть для роста.
Она и для снеговика необходима просто.
(В. Сабиров)
Морковку люди стали выращивать давно – около 4 тысяч лет назад. Особого ухода это растение не требует – бросил семечко в землю и жди урожая. Если земля не очень плодородная, это не страшно – морковь прекрасно растет даже на песчаных почвах. Одинаково легко морковь переносит засуху и небольшие холода. Морковь любит принимать солнечные ванны, поэтому ее сеют на открытом, не затененном месте.
С XIV века морковь стали выращивать и на Руси. Крестьяне придумали немало пословиц и поговорок, связанных с морковью. «На полатях лежать, так моркови не видать!», «Сей морковь в срок, будет прок».
Самая ценная часть моркови, которую мы употребляем в пищу – корнеплод. Он образуется в первый год жизни моркови. Корнеплод полностью находится в земле, наружу торчит лишь его верхняя часть, а над ней – зеленый хвостик листьев, похожих на листья укропа.
Чем же так полезна морковь? Корнеплоды моркови содержат огромное количество бета-каротина, который в нашем организме превращается в витамин А. Его еще называют витамином роста – он очень полезен для детей. Приносят человеку пользу и семена моркови. Из них изготавливают лекарственный препарат, с помощью которого лечат болезни сердца. А на Руси издавна боли в печени и носоглотке снимали морковным соком. Корнеплоды моркови бывают разной формы: конуса или цилиндра. А вес их может достигать полу килограмма! Между прочим, по форме морковки можно определить, где она росла. Если корнеплод длинный и острый, условия для его роста были не самые хорошие – плотная и тяжелая почва, мало воды. Если же морковка короткая и толстая, значит, «разъелась» она на плодородной земле, при обильном и частом поливе.
Цвет у морковки не обязательно оранжевый. Есть сорта моркови желтого, белого и даже темно-фиолетового цветов.

ЛУК

Еще земля черна вокруг и солнцем не прогрета,
Но в огороде всходит лук – веселый вестник лета.
Когда, от сырости дрожа, он стрелки вверх потянет,
То на зеленого ежа похожа грядка станет.
(В. Сабиров)
Самый распространенный вид лука – репчатый. Он выращивается почти во всех странах мира.
С древних времен люди употребляли в пищу дикорастущие виды лука. А около 6 тысяч лет назад в Индии и Китае его стали выращивать как огородное растение. У египтян лук пользовался всеобщей любовью. Лук почитали древние греки, они воспринимали лук как символ устройства Вселенной. На празднествах в честь бога Пана – защитника лесов и полей – его скульптурные изображения осыпались луком. В дни празднеств греки старались принести в храм самую большую головку лук. Древние римляне считали, что лук заряжает человека энергией и защищает от болезней.
В XII веке лук оказался и на Руси. 20 сентября крестьяне отмечали луков день. Лук несли на базар продавать. Кто лука много собрал и быстро продал, у того и доход хороший. Луков день – грустный праздник по двум причинам. Первая – он совпадал с окончанием бабьего лета, позади оставались теплые денечки. Вторая – девушкам и женщинам в этот день приходилось проливать много слез, обрабатывая лук.
Луковица состоит из нескольких слоев внутренних листьев. Именно там растение запасает питательные вещества. А их в луке очень много – и витаминов, и минеральных солей. Ученые установили, что по по-лезности лук стоит на третьем месте среди овощей, уступая лишь свекле и корню петрушки. Остроту луковице придают содержащиеся в ней эфирные масла. Они вызывают раздражение слизистой оболочки глаза, потому мы и плачем, когда режем лук. В луке есть вещества, которые убивают вредные бактерии. Для того, чтобы не болеть простудными заболеваниями, нужно есть лук.
Лук можно вырастить и у себя дома. Достаточно опустить луковицу в баночку с водой. Через несколько дней лук пустит корни, а вверх потянутся зеленые листочки.
Есть горькие сорта лука, а есть сладкие. У разных сортов лука разная окраска луковицы: красная, фиолетовая, желтая, белая, розовая.
В наши дни выращивают не только репчатый лук. Очень вкусны и полезны блюда, в которые добавляют лук-порей, лук-шалот, лук-батун, шнитт-лук.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Луковый урожай убирать поспешай.
Лук – от семи недуг.

ПОМИДОР

Этот овощ называют то томатом, то помидором. Хотите узнать почему? Родина этих чудесных овощей – Южная Америка. Там это растение называли «туматль» – от него и произошло слово томат. В 1523 г. семена томатов завезли из Мексики в Испанию и Португалию, откуда они распространились по всей Европе, а потом через Филиппины проникли в Китай, Японию и Индию. Итальянцы нарекли этот овощ «помод’оро», что означает «золотое яблоко». Итальянский ботаник П. Маттиоли так описал это растение: «Плод сдавленный, наподобие кругловатых яблок, рассеченный – подобно дыням, сначала цвета зеленого, затем, когда наступает зрелость, у некоторых растений оказывается золотым, у других же красным, и потому называется золотым яблоком». Внешне помидоры и с самом деле напоминают яблоки: округлой формы, красные, розовые, золотисто-желтые.Поначалу в Европе томаты считали ядовитыми и выращивали их только для декоративных целей. Красивые разноцветные плоды украшали клумбы, балконы. В 1811 году в немецком Ботаническом словаре сообщалось: «Хотя томат и считается ядовитым… в Португалии и Богемии делают из него соусы, отличающиеся приятным кисловатым вкусом».
Одной из первых стран, где помидоры стали употреблять в пищу, была Россия. Русский ученый-агроном Андрей Тимофеевич Болотов сумел доказать, что томаты полезны и вкусны. Он вырастил томаты с помощью рассады, получив спелые плоды, продемонстрировал их великолепный вкус. Томаты – растения теплолюбивые, в нашей стране их можно выращивать только рассадным способом.
Помидоры содержат большое количество полезных веществ: минеральные соли калия, магния, натрия, железа, витамин С, каротин, сахара.
Помидор стал одним из самых распространенных овощей на нашей планете. Селекционеры вывели более двух тысяч разновидностей томатов, разные по форме, вкусу, величине. Вам наверняка доводилось видеть большие крупные помидоры, вес которых превышает полкилограмма и совсем маленькие плоды, размером с крупные вишни.

ПЕРЕЦ

Кто его положит в рот,
Тотчас губы обожжет.
Слезы побегут из глаз,
Жгучий жар волной обдаст.
(Т. Шорыгина)
Вы, конечно, догадались, что речь идет о перце.
Правда, здесь нужно уточнить, о горьком перце.
Есть еще и перец сладкий – приятный на вкус и совсем не горький. Принципиальных различий между горьким и сладким перцем нет. Оба они один вид – перец стручковый – только сорта разные. В горьком перце содержится такое вещество – капсаицин – очень горькое на вкус. Попав на язык даже в мизерном количестве, оно начинает сильно жечься. В сладком перце этого вещества в сотни раз меньше, чем в горьком.
Родина перца – Южная Америка. В Европу его семена привез знаменитый мореплаватель – Христофор Колумб. Поначалу перец использовали как лекарственное растение, готовили мази, настойки, затем стали применять как приправу.
Примерно в XVIII веке ученые вывели перец сладкий. Плоды сладкого перца знакомы каждому. Они бывают разного цвета: красные, желтые, зеленые, оранжевые, различаются и формой. Ученые насчитали четырнадцать типов: яйцевидные, хоботовидные, призмовидно-вздутые, приплюснутые.
Но как бы ни выглядел этот овощ, витаминов и полезных веществ в нем значительно больше, чем в любом другом. Особенно витамина С. Здесь перец настоящий рекордсмен. Например, в кетчупе из перца витамина С в 16 раз больше, чем в томатном. Богат перец и витамином Р. Достаточно съесть лишь один стручок средней величины, и суточная доза этого витамина получена. Так что блюда из перца не только вкусны, но и полезны. Перец едят свежим, добавляют в салаты, тушат, маринуют, фаршируют мясом, рисом, овощами.
Перец – растение теплолюбивое, он совсем не переносит заморозков. В наших краях поздней весной или в начале лета на грядки высаживают рассаду, выращенную в теплицах или парниках. Урожай собирают в конце лета или осенью.

Стихи о овощах

Лук – наш овощ очень жгучий,
Зря его не трогать лучше.
Ну а если тронешь, ручки
Надо тщательно помыть
И всю горечь лука смыть.
Так сказать на всякий случай,
Чтобы в глазки не пекло
И до слез не довело.
Потому что лук сердитый
И немножко ядовитый.
Но он вовсе не опасен
И не вреден людям, к счастью.
Он так лечит наши глазки,
Носик, если он заложен,
Доктор лук ему поможет.

*****

Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжет глаза и жжет язык,
Заставит плакать в один миг.

Жуковская Е.


*****

Я – лук, я – Чипполино,
Веселый, озорной.
Простуды и ангины
Не справятся со мной.

*****

Баба Таня чистит лук
Убежал из кухни внук
Он хоть мал, но твердо знает
Лук за глазки покусает.

Казырина Т.

 

*****

Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку!
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зеленый лук,
Петрушка и морковка.
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка!

*****

Перья отрастив зеленые
И в земле головку спрятав,
От всех бедствий защищенный
Так растет наш лук, ребята.
Режем мы его в салаты
И в зажарки для супов.
Лук всегда помочь готов
Сделать пищу нам вкуснее,
Привлекательней сумеет.
Мы растим его, храним,
Ведь наш лук не заменим
Он помощник нам везде –
И в лекарстве, и в еде.

*****

На Букву «Л» тут зреет Лук,
Он для здоровья лучший друг.
Хоть Лук порой до слёз доводит,
Но со стола у нас не сходит.
В салат порежем мы лучок,
Иди, сорви скорей пучок.

Красноперова Н.

*****

Лук растёт на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одёжек он одет,
Ребятишки на обед
Не хотят его срывать,
Зачем слёзы проливать!?

Хе Лена

*****

Слёзы льются градом –
Сеня режет лук.
Брат смеётся рядом:
- Лук тебе – не друг!
- Ничего, братишка,
Скоро твой черёд!
Лук кусачий слишком,
Сам тебя найдёт.
Кончилась потеха,
Сева трёт глаза.
Тут уж не до смеха:
На щеке слеза.

Агарков С.

*****

Вот на грядке лук зелёный,
Ярким солнцем освещенный,
Стрелы вытянулись в ряд,
Как солдатиков отряд.
Знают все, что лук полезен,
Витаминами богат,
Но немного горьковат.
В этом лук не виноват.
От природы он такой,
Очень скромный и простой.
Ешьте все зелёный лук,
Он здоровью верный друг!

Тесленко А.

*****

Я ненавижу в супе лук,
Ужасней нет картины.
А бабушка твердит: - мой внук
Есть должен витамины!
Да я не против витамин,
Но в супе их не видно.
Там плавает лишь лук один,
Вот отчего обидно!

Ефимова О.

*****

Почему от лука плачут?
Говорят, он очень злой.
Кто же злит его на даче?
Почему же он такой?
Я у бабушки спросила:
- Расскажи мне, почему?
И она мне объяснила,
Разъяснила что к чему.
Что лучок - полезный овощ,
И никто его не злит.
Он всегда спешит на помощь,
От микробов защитит.
Лук сырой, конечно, горький,
А чеснок ещё горчей.
Но зато помощник стойкий
От простуды для людей.

Генералова Л.

*****

Как же Луку
Cлёз не лить,
Если он в душе -
Стрелок.
Просто так
На грядке жить,
Взглядом меряя
Чеснок?
Стрелы выпустит,
Чудак, -
Не летят,
Хоть тресни,
Ввысь.
И вздохнёт:
- Опять не так.
И заплачет:
- Что за жизнь?

Ильина Г.

*****

В банку мы воды налили,
Лук пузатый посадили.
Он на банке, как на троне
В новой зубчатой короне.
Только вот одна беда -
Очень мокнет борода.

Перец - овощ интересный,
Очень вкусный и не пресный.
Или сладкий, или горький,
Режь его и скушай дольку.
Желтый или красный,
Очень он прекрасный.
А может быть зеленым,
Печеным иль соленым.
И пожарить можно,
Только осторожно...
Шкурку не сожгите
И руки берегите.

Борина М.

*****
Перец

Перец овощ разноцветный
Он зеленый, желтый, красный
И оранжевого цвета,
И размеров, формы разной.
Что подходит – выбирай
И на завтрак собирай.

*****

В сентябре и августе -
Урожай плодов.
Овощи и фрукты –
Результат трудов.

Красный и зелёный,
Жёлтый, как лимон,
Вовремя взращённый.
Перец – гегемон.

Вкусный и полезный,
И любим людьми,
Перец на здоровье,
На, скорей возьми.

Ревю И.

*****

Да, я – перец, но не тот,
Что язык так сильно жжет.
Я мясистый, витаминный,
Запаси меня на зиму.

*****

Перец горький – это пряность,
А болгарский – это овощ.
Впрочем, тут еще как глянуть,
Что за блюдо приготовишь.
Перец горький, перец сладкий
Все полезно нам ребятки:
И горошек, и мясистый,
Желтый, красный, золотистый.
Разный перец нужен людям,
Ведь его все кушать любят.
Взрослые и малыши
С удовольствием большим.

*****

Перец перцу говорит:
- У тебя прекрасный вид!
Ты большой и гладкий!
- Потому что сладкий!
Если был бы горький, злой,
То не вырос бы такой!

*****

Кто-то любит перец сладкий,
Кто-то горький, кто душистый,
Что растет на наших грядках,
Прикрывая себя листьями.
Нужен перец нам всегда,
Что без перца за еда?

*****

Этот перчик горький,
А вот этот сладкий,
И росли не вместе,
А на разных грядках.

*****

Любят перец даже звери,
Пусть он горький или сладкий,
Всем полезен он ребятки,
Если в горькости умерен.
Без него не обойтись
На столе как не крутись.
Чтоб прожить побольше лет –
Поддержи иммунитет!

Укроп

У укропа запах резкий,
Даже детям всем известный.
Его кушать надо в меру,
Пару веточек, к примеру,
В свою порцию ложить.
С ним надо дружно жить,
Ведь для нас укроп всегда
И лекарство, и еда.

*****

Укроп – полезное растение,
И в этом нет у нас сомнения,
Его добавим мы в салат,
И каждый будет очень рад.

*****

И зеленый, и душистый.
И, как елочка, пушистый.
Я – укроп, делюсь секретом:
Нужен я зимой и летом.

*****

У укропа и петрушки
Чудо ушки на макушке.
Распустив свои косички
Они дремлют по привычке,
Распластавшись томно, сладко
На политой нами грядке.
Бодренькие, свеженькие,
Призывные, неженки.
Приходи и собирай
Свой зеленый урожай.

*****

Ну кто укропа не встречал,
Хоть и не рвал в букеты?
Но каждый ли
В нём замечал
Особые приметы?
А вот сестра и брат
Вдвоём
Разобрались всех лучше в нём:
- Из парашютиков он, сплошь! –
Андрейка крикнул звонко.
- Нет, он на зонтики похож, -
Откликнулась Алёнка.

*****

Он используется всюду
В наших первых-вторых блюдах.
И приносит радость людям,
Давно, в качестве приправы,
Мы гордимся им по праву.
Придает он привкус пище
Замечательный, дружище.
Как показывает опыт
Вся еда вкусней с укропом!

*****

Он и вкусный и душистый,
Сам зелёный, шелковистый.
Овощи собрали? Оп!
Не забудьте про ...(укроп).

*****

Чтобы не было проблем,
Я укропа много ем.
Лечит он живот, желудок,
Сердце, печень и сосуды.
Прямо доктор айболит,
Если что-нибудь болит.

*****

Пряность вкусная такая,
Нежная и молодая.
Сельдерей, петрушка? Стоп!
Догадались вы? ...(укроп).

 

Помидор

Наш любимый помидор –
Это просто чудо овощ.
Нам известен с давних пор
Прибавляет всем здоровья.
Он растет в полях на грядках
Красный-красный, кисло-сладкий.
Мы зимой по нем тоскуем,
Ну а осенью смакуем.
Консервируем и солим,
Чтобы после кушать вволю.
Таким образом весь год
Помидор к столу нас ждет!

***

Помидор я, иль томат,
Витаминами богат,
На вид я не ужасный:
Круглый я и красный,
Положить меня в салат
Каждый будет очень рад.

Жуковская Е.

***

Кусочек
Утренней зари
Среди
Зеленых веток –
Он,
Словно звездочка,
Горит
На ярком платье
Лета.

Гончаров Н.

***

Помидор, он же Томат,
Ничему уже не рад,
Он от страха покраснел:
Как бы кто его не съел!

Лызлова В.

***

Помидоров нынче – море.
Детка брось свои конфетки,
Старших, золотце, послушай
И салатов больше кушай.
Много солнышка и света
В них для нас вложило лето.
Позабудь про все «Мивины»
Кушай, детка, витамины!

***

Помидор, помидор,
не ходи ты в коридор.
Там котёнок, он не струсит,
За бочок тебя укусит.

Алешков

***

Наши чудо – помидоры
Созревают, но нескоро
И мы будем есть их вволю,
Посыпая крупной солью.
Угощать друзей, подруг
Помидор наш лучший друг!

***

Помидор созрел на грядке,
Стал он красным! Все в порядке!
Поднимайтесь-ка, друзья,
Ждет работа всех с утра.
Помидоры собирать,
На засолку, и в салат!

Тесленко А.

***

Любят дети сок томатный
Кисло-сладкий и приятный.
В первых блюдах и в салатах
Мы используем томаты.
Мир реально б обеднел,
Если б помидор не ел.
Наш бы стол скуднее стал,
Если б помидор не знал.
Вот поэтому томаты
Людям дороги ребята.

***

Помидорчик, помидор,
Очень важный ты сеньор.
У тебя кафтанчик красный,
Здесь ты вырос не напрасно.
Ты пузатый и солидный,
Сразу ясно, овощ видный.
Очень сочный и румяный,
Приготовит тебя мама.
Вкусный сделает салат
И накормит всех ребят.

Борина М.

***

Сеньор Помидор,
самый главный, томатный,
На грядочке вырос,
огромный и сладкий,
Не красный, а жёлтый,
ужасно красивый,
Ну, прыгай в ведёрко,
мой друг молчаливый!
Ты больше моей
оказался ладошки!
Пожарю сейчас
непременно картошки!
Огурчик добавлю,
лучка нашинкую –
Салата нарежу
я миску большую!
И всех накормлю,
кто окажется дома!
Спасибо, друзья
с огорода родного!

Дорошенко В.

***

Помидор растет на грядке,
Вырос он большой и гладкий!
Был сначала он ростком,
А потом расцвел цветком.
Нежно солнцу улыбался,
С пчелками дружить старался,
Пчелкам подарил нектар,
Тут цветочек взрослым стал.
Солнце летом нежно грело,
Помидоринка поспела.
Выросла она к сезону -
Сарафанчик по фасону!
Август любит красный цвет,
Но другим запрета нет.
В огороде показ моды,
Лето водит хороводы!
В овощном угодье спор,
О том, красив ли помидор?
Безусловно он прекрасен
И на кухне очень важен.
Рад ему салат и суп,
Испугает он недуг,
Кетчупом придет на стол,
Зимой соком угостит
И улучшит аппетит.
Да, красив и важен он
Карапузый помидор!

Симакова Л.

***

Граф томат - веселый брат
Баклажану и картошке!
Он готов сложить салат
С огурцом, лучка немножко!
А еще вкуснейший борщ
С ним заправит наша мама,
Станет розовой сметана,
Когда в борщь ее кладешь!
А еще томатный сок
Нарисует нам "усищи",
Ну-ка быстро в огород,
помидорный куст отыщем!
Мы найдем там помидор -
Краснобокий, славный братик
Мы его зовем  - Томатик
Или просто - помидор!

Шалимова О.

***

Блеск на кожице атласной.
Стоп! На грядке – светофор!
Это светит ярко-красный
Сочный спелый  помидор.

Неменко Е.

***

Огородный помидор –
Как дорожный светофор.
Если зелен он на грядке,
Мимо топайте, ребятки!
Станет жёлтым – подождите,
Вы пока его не рвите.
Покраснеет – не зевайте,
Стойте, дальше не шагайте!
Выключайте светофор,
Ешьте сладкий помидор!

Раннева Е.

***

Это что здесь за синьор?!
Крупный красный помидор!
Он играл со мною в прятки,
Я нашёл его на грядке.
Сзади подошёл тихонько,
Куст раздвинул я легонько,
Спрятаться он не успел –
Я его в салате съел!

Полетаева А.

Сказки

Спор овощей.

Жили-были старик со старухой. Дед по вечерам смотрел телевизор, а бабушка вязала ему носки. Скучно им стало так жить. Решили обзавестись огородом. Целыми днями на нем возились. Им очень нравилось, что время быстро пролетало и стало совсем не скучно. Пришло время сеять семена. Такое серьезное дело дед не доверил бабке. Сам поехал на базар, все купил. Решил бабулю не звать, а сам семена посеять. Но споткнулся, и все семена рассыпались по огороду. Пришел дед домой угрюмый. И говорит: "Как же теперь отыскать, где морковка, а где свекла!" "Не беспокойся, дед, - сказала бабка, - придет пора, сами догадаемся". Вот и осень наступила, пора собирать урожай. Смотрят старик со старухой, а овощи удались все такие красивые, спелые. Вот только спорят они друг с другом, кто из них лучше и полезней. - Я помидор, из меня получается вкусный томат. Я лучше всех. - А я всех полезней. Я - лук, спасаю от всех недуг. - А вот и нет. Я тоже витаминами богата. Я - тыква сладкая и очень вкусная, а еще я очень яркая и красивая. - Не одна ты красотой блещешь. Я - морковка красная, девица я прекрасная. Полезная и вкусная, всем очень нравлюсь. Долго спорили овощи, пока дед с бабкой не сказали: "Все вы главные, важные и полезные. Всех вас соберем, никого на грядке не оставим. Кто-то в кашу пойдет, кто-то в суп, а многие из вас и сырые съедобные и очень вкусные. Обрадовались овощи, засмеялись и захлопали".

Веселый огород

Однажды щенок шел по огороду и повстречал его обитателей. Но только не знал, как кого зовут. Нужно помочь щенку узнать про жителей чудесного огорода. Сначала песик увидел зеленое и пупырчатое существо Кто это? Так это же огурец, настоящий бравый удалец. Дальше он повстречал красного красавца. Он был спелый, сочный и немного толстощекий. Это же синьор помидор! А вот и дама деловая, в сто шуб она одета. И летом ей ни капельки не жарко. Это капуста, которая никак не может согреться. А кто это солнцу выставил свой бочок? Он не загорел, а лишь немного побелел. Да это же лежебока-кабачок. Дальше он прошелся, и увидел разноцветные кусты. Это были сладкие перцы разных цветов: красного, оранжевого, желтого и зеленого. Повидал он и девицу, у которой коса все время на улице, а сама она сидит в темнице. Кто это? Конечно же, морковка. Вот теперь щенок знает, кто проживает на веселом огороде. Его населяет замечательный народ.

Сказка о полезных овощах.

Хочу рассказать вам одну историю…

Однажды мальчику Ване приснился сон, в котором он попал в чудесное место – Королевство овощей. Увидел он дорожку и пошел по ней. И вдруг слышит разговор. Огляделся он, нет никого. Только овощи лежат. Подошёл поближе к грядкам и увидел разговор овощей. Да не просто разговор, а спор.

- Я самый главный! – громко говорил картофель.

- Почему же? – спрашивал улыбающийся огурец. – Ведь я тоже полезен и очень красив!

– Потому что я лучше других овощей насыщаю, даю всем людям силы на весь день! – отвечал картофель.

 

- Нет, я самая главная! – не соглашалась с картофелем и огурцом оранжевая морковка. – Знаете, как много во мне особого витаминчика – бета-каротина? Он полезен для хорошего зрения. Кто меня, морковку, кушает, тот до самой старости хорошо видеть будет. Только кушать меня надо со сметанкой, так моивитаминки правильно работают и становятся намного полезнее.

Слушает Ваня морковку и головой кивает. Вот почему оказывается, бабушка хорошо видит, и не надевает очки даже когда вяжет и шьет. Она, наверное, морковку любит.

- Подружка, не только ты, богата бета-каротином, — ответила тыква. – Во мне его тоже много, так же как других полезных витаминов! Я помогаю человеку бороться с осенними и весенними болезнями, когда на улице сыро, холодно и дует ветер. Во мне и витамин С есть!

- О, если хотите получить витамин С, то это ко мне вы обращайтесь! – рассмеялся сладкий мясистый красный перец. – Во мне его ооочень много! Даже больше чем в жёлтых лимонах и оранжевых апельсинах! Я при простудах помогаю, организм укрепляю.

- Я красный помидор, я поднимаю настроение! Если скушал помидор, то будешь много улыбаться.

- А я тоже один из самых полезных овощей! – улыбнулась брокколи — кудрявая капуста, поправив свои зелёные листочки. – И чего во мне только нет! Хоть вари меня, хоть сырой кушай – сплошные витамины! А мой вкус! Знаете, какой из меня супчик получается?

- Ну-ну, друзья, не горячитесь, — сказал басом лук. – Вы же слышали поговорку «Лук от семи недуг»? Это про меня так говорят. Значит, что я от многих болезней человека могу вылечить и защитить. И меня во все блюда добавляют. Без меня они не такие вкусные.

Тут вдруг овощи заметили, что за ними наблюдают и сразу затихли, как будто только что не спорили друг с другом.

- Вот чудеса! – прошептал Ваня, и тут сон закончился. Это мама разбудила его, позвав кушать.

Мальчик понял, что сильно проголодался и побежал мыть руки. По пути он вспоминал, что сегодня приготовила мама на завтрак. А когда вспомнил, что она говорила про тыквенную кашу, обрадовался. Теперь-то он всегда будет кушать мамины супчики, кашки и салатики и станет сильным, ловким и здоровым. С тех пор Ваня больше никогда не капризничал, хорошо кушал и стал меньше болеть. А другим деткам, когда видел, что те балуются едой, всегда рассказывал о своём чудесном сне.

Овощная сказка

В зеленом царстве-государстве жил да был синьор Кабачок. Он был очень важный, упитанный и немного неуклюжий.
Он очень любил свое царство-государство, но больше всего на свете он любил греться на солнышке и толстеть.
У него дочь – прекрасная принцесса Патиссон. Она любила гулять на зеленой полянке, петь песенки и танцевать. Слышите, она поет: ля-ля-ля-ля.
А еще во дворце жил охранник – синьор Картофель. Он очень хорошо делал свое дело, охранял царство – зеленое государство, чтобы никто чужой не пробрался, не вырос на чужой территории.
Синьор картофель был угрюмый и немного суровый.
Еще он присматривал за принцессой Патиссон, чтобы она не ходила далеко, в ямку не упала, ножку не сломала.
Все было тихо и спокойно в царстве – зеленом государстве.
Недалеко, за поляной, на простом огороде жили простые овощи: свекла – «Бардо», которая каждый день из своей косы делала самые забавные прически, малышка – морковка, перец зеленый, старичок-баклажан, да лучок – зеленый стручок.
Лучок очень любил играть, но все, с кем он заводил дружбу, вдруг начинали плакать, тереть глаза, зажимать нос и убегали.
- Какой я несчастный» - говорил лучок, - со мной никто не играет, от меня идет горький луковый запах, и все начинают лить слезы. Я приношу несчастье.
И лучок гулял один в полном одиночестве. Гуляя один, он думал о друге. И вдруг на поляне он увидел незнакомку. Это была принцесса Патиссон, она вышла погулять перед сном.
- Кто ты? Спросила она, - как тебя зовут?
- Я Лучок, а ты кто?
- А я принцесса Патиссон. А почему ты такой грустный?
- Со мной никто не хочет дружить, потому что я горький. Вот и ты сейчас заплачешь.
- Нет, я не буду плакать, я буду петь песенки.
Они взялись за руки и закружились под веселую песенку Патиссон.
Все это увидел охранник Картофель и доложил синьору Кабачку.
- Глубокоуважаемый синьор Кабачок! Ваша дочь принцесса гуляет неизвестно с кем, с простым овощем.
- Как? Я не позволю, немедленно привести ее в царство, зеленое государство и запереть.
Патиссон стояла одна у раскрытого окна и думала о добром новом друге. Она загрустила, ничего не ела, похудела и заболела.
- Апчхи! Апчхи!
- Беда! Беда! Заболела дочь – принцесса Патиссон! Кто вылечит мою дочь, кто спасет ее? – кричал в отчаянье синьор Кабачок.
- Я вылечу принцессу - сказал Лучок. Она поправится.
Он пришел к принцессе – принцесса чихала, из глаз ее текли слезы.
Лучок стал снимать со своей головы чешуйчатые шляпки – и вся комната наполнилась горьким луковым запахом.
- Потерпи еще немного, и ты будешь здорова.
- Я уже здорова – сказала принцесса. А слезы – это слезы радости. Спасибо тебе, что ты вылечил меня.
Синьор Кабачок смутился и на свадьбу согласился. Всех на свадьбу пригласил, никого не позабыл.
А Лучка назначил главным лекарем в царстве, зеленом государстве.
Тут и сказочке конец.

Консультация для родителей. «Огород на окне».

Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей раннего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.

Родителям предлагается выбрать для посадки: лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста растений.

Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети  наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный познавательный  материал.

Рекомендуем родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

Консультация для родителей "Овощи в питании детей"

Овощи в питании детей
            Овощи дети не очень жалуют за их достаточно пресного вкуса (если без соли и специй) и плотной структуры, волокнистости. Однако, пользу овощей для детского питания невозможно переоценить. В овощах много минеральных солей, которых детям катастрофически не хватает, в них много углеводов, витаминов и органических кислот в не раздражающей концентрации, а также веществ, стимулирующих перистальтику, отделение соков и регулирующих стул. Особенно ценными и полезными из состава овощей можно считать бета-каротин, придающий овощам желтый и оранжевый цвет, фолиевую кислоту, содержащуюся в зеленых овощах, витамин С, минеральные соли калия, меди и железа, фосфора, кальция, цинка и марганца.

         Кроме того, плоды содержат дубильные вещества, эфирные масла и фитонциды, благодаря чему оказывают сильное противовоспалительное, стимулирующее пищеварение и стул действие. Без овощей в рационе добиться полноценного пищеварения будет сложно. Не менее ценным свойством овощей можно считать их способность облегчать активное усвоение организмом жиров и белков, углеводов, и поэтому овощи полезны и как самостоятельные блюда, и как гарниры к мясу и рыбе. Без овощей в ежедневном рационе питание любого ребенка полноценным не назовешь, да и очень сложно кормить детей совсем без овощей в приготовлении. 
          Хотя способов кулинарной обработки для овощей существует достаточно много, есть целый ряд общих правил приготовления овощных блюд, которые рекомендуется соблюдать, чтобы в самих овощах осталось максимальное количество полезных веществ и сохранилась их пищевая ценность, что стоит помнить: 
- перед тем, как варить овощи, их нужно тщательно промывать в проточной воде со специальной щеточкой,

- овощи и зелень, которые будут употребляться в сыром виде, сначала моются в сырой проточной воде, а затем ополаскиваются горячей кипяченой водой на дуршлаге,
- после того, как сырые овощи были очищены, их следует снова промывать,
- с корнеплодов лучше соскребать, а не срезать кожицу, так остается больше витаминов,
- готовить овощи лучше на пару, а не варить в воде, это лучше сохраняет минеральные соли и аскорбиновую кислоту, а сами овощи, отваренные на пару, получаются вкуснее и ароматнее,

- свеклу, картофель и морковь для салатов и винегретов нужно варить нечищеными, после варки их необходимо очистить, охладить и нарезать кусочками или ломтиками,
- для максимального сохранения картофеля, капусты и свежей зелени, необходимо их добавление уже кипящую воду,

- также нужно знать о витаминах, что витамин С может разрушаться в овощах в случае, если овощи очищают и варят не сразу, а они длительно лежат в воде, либо если овощи варятся в открытой посуде, если готовая пища разогревается более одного раза, и пища хранится более двух часов. 

Сколько варить овощи детям?
В среднем, время варки овощей будет составлять для картофеля, порезанного кубиком, около 15 минут, для свежей капусты – до 25 минут, для квашенной капусты до полутора часов, для моркови до 25 минут, для свежих томатов, горошка и шпината около 8 минут, свеклы до получаса. Переваривать овощи не стоит, в результате они теряют большую часть витаминов, теряют свою питательную ценность, развариваются и становятся бесформенными и невкусными. Овощные отвары от очищенных овощей полезны и питательны, в них переходит много минеральных солей, поэтому их не стоит выливать, а можно добавлять их во вторые блюда, первые блюда или соусы. 

Кроме вареных овощей в первых и вторых блюдах, детям полезны свежие овощи и овощные салаты на второй завтрак, в обеденное время и на ужин, их можно давать как закуску, в качестве гарнира к мясным блюдам или рыбным. Салаты имеют свойство возбуждать аппетит и содержат в своем составе много витаминов и минералов, в сочетании с заправкой, усиливающих свое действие. Готовить салаты нужно сразу же перед едой, иначе они потеряют свой истинный вкус и свою пищевую ценность.если ваш салат состоит из вареных овощей, добавляйте к ним сырые овощи или фрукты, свежую зелень. Подавать салатики нужно красиво, на тарелочке с украшением зеленью, ломтиками огурцов, яиц, помидоров или сладких перцев, ягод смородины. Можно украшать салаты кусочками вареного белка желтка, кусочками вареной моркови и свеклы.                                 

Польза овощей для детского питания

  Но, стоит помнить, что во всем нужна мера – избыток овощей в питании ребенка на период лета не приведет к накоплению в организме дополнительных витаминных и минеральных веществ. Для полноценного роста и развития детишек им нужно стабильное и нормальное, не избыточное, но прерывистое количество витаминов. Поэтому, овощи нужно давать ребенку с умом, а в некоторых случаях от отдельных видов овощей и фруктов и вовсе стоит отказаться. 
          У многих детей все сырые овощи, а белокочанная капуста и свекла даже в отварном виде, зелень с огорода может вызывать склонность к неустойчивому стулу, сильному вздутию живота (метеоризм). Такие овощи стоит полностью исключать у детей при расстройствах пищеварения, при развитии острых кишечных инфекций и в периоде обострения проблем с желудочно-кишечным трактом (если у ребенка гастрит, колит или патологии печени и желчевыделительной системы). Также стоит помнить, что детям до трех лет противопоказанными будут малосольные или маринованные овощи – в них содержится слишком много соли и уксуса, они обладают сильно резким вкусом и могут привести к пищевым отравлениям и расстройствам.

Помним о нитратах!
   Любые плоды могут нести в себе потенциальную угрозу для ребенка, если при их выращивании были нарушены технологии или применялись особые вещества. Все из вас слышали о нитратах, но само по себе наличие нитратов в растениях и плодах является вполне нормальным явлением, эти вещества являются источниками органического азота, необходимого растениям для роста и развития. Но, при всем этом накопление нитратов в избыточном количестве в плодах растений крайне нежелательно. А учитывая тот факт, что остальное питание детей также может содержать не самые полезные вещества, еще и порция нитратов малышу ни к чему. Особенно активно нитраты накапливаются в корнях и стебельках, корнеплодах, черешках и крупных жилах листьев, а в плодах нитратов обычно значительно меньше.

   Так, свекла и морковь копят нитраты в верхней части, ближе к листьям, и это место у них нужно нещадно срезать. У капусты необходимо удалять кочерыжку, толстые стебли листьев и самые верхние листья. У зелени нужно использовать только листики, а крупные стебли смело выкидывайте. Меньше всего вредных веществ в редиске и редьке, цветной капусте, огурцах и капусте, кукурузе. У любого из овощей срезают ту часть, которая примыкает к плодоножке, а у свеклы и огурцов важно срезать нижнюю и верхнюю часть плода. Но в чем же польза каждого из самых широко употребляемых овощей в детском питании? 

Польза картофеля
 Картофель – лидер среди овощей по потреблению, его едят практически все люди нашей страны и многих других стран. В нем много витамина С, который хотя и разрушается при варке, но не весь, и попадает в организм малышей. Кроме того, в картофеле много витаминов группы В, и витамина РР, железа и калия, йода, фосфора, натрия и магния, кальция и марганца, меди и цинка, кобальта, никеля, бора. Чем младше возраст клубня, тем в нем больше витаминов и микроэлементов. Картофельные витамины растворимы в воде, поэтому, на плите ее варить не самый лучший вариант, лучше перейти на пароварку, микроволновую плиту или духовой шкаф, иначе при варке большая часть витаминов просто уплывет в воду. Картошка является самым калорийным овощем. И самую высокую питательную ценность ей придают углеводистые соединения (крахмал) не менее полезными будут белки картошки – они также самые полноценные, имеют практически все незаменимые аминокислоты. 
    При приготовлении картофеля помните – нельзя употреблять в пищу картофель с «зеленцой» и проросшими глазками, в области зелени и проросших глазков образуется онкогенное ядовитое вещество – солонин. Для ребенка можно приготовить массу блюд – начиная от картофельного пюре, и заканчивая особо изысканными запеченными блюдами с картофелем. Малышам не стоит употреблять картофель-фри, жареную картошку и уж тем более картофельные чипсы. Это слишком жирные и слишком тяжелые для маленького желудочка продукты. Полезной будет отваренная на пару картошка с зеленью и сливочным маслом, запеченная в духовке картошка половинками, посыпанная сыром. 
                                                  

Польза свеклы
   Свекла является очень полезным для питания ребенка овощем – в ней содержится много витамина С, витамина Р, витамины группы В1 и В2, а также РР. Кроме того, свекла из всех овощей наиболее богата йодом, в ней много калия, магния, фосфора, кальция и натрия. Сок свеклы является очень ценным продуктом питания для взрослых и эликсиром здоровья, но вот детям этот сок давать не стоит – он сильно агрессивен для нежного пищеварения, особенно при условии наличия гастрита иди раздраженных желчных путей. В составе свеклы много клетчатки и пектинов, поэтому она очень активно стимулирует пищеварение в кишечнике, что приводит в большинстве случаев к послаблению стула. Этот продукт полезен детям со склонностью к запорам, кроме того, она полезна детишкам с анемиями, проблемами свертывания и повышенном давлении.

  Сырая кашица из свеклы применяется наружно при ранках, кроме того, говорят о том, что свекла помогает в лечении онкологии. Кстати, по свекле можно определить состояние микрофлоры кишечника, если она не нарушена и кишечник здоров, моча не окрашивается в розовый цвет от приема свеклы (или дает еда видное окрашивание), а вот если в мочу попадает краситель от свеклы, говорят, что нужно пройти обследование, есть проблемы пищеварения или обмена веществ, нарушена микрофлора кишечника. Для детей рекомендуется добавление свеклы в любую из кашек – особенно полезно добавлять ее к гречке. Также рекомендуют использование свеклы с сухофруктами – ее можно тушить с курагой, изюмом и черносливом, с добавлением риса.

Польза тыквы

Этот солнечный овощ содержит массу полезных для здоровья детей веществ – витамин В1 и В2, витамин В6, а также аскорбиновую кислоту, витамин Е и РР, много каротина, предшественника витамина А. В тыкве много солей фосфора, кальция, калия, магния, а количество железа в ней превышает количество в любых других овощах. Особенно много в тыкве пектина и калия, что полезно детишкам. Тыква – это вообще-то ягода (по законам биологии), но ее традиционно относят к овощной группе. Полезным будет не только сама тыква, но и ее сок, каша с тыквой, которые помогают в чистке печени и кишечника от шлаков, помогают лечить воспаленные почки и кишечник. Тыква также помогает детям мягко и деликатно справиться с запорами. Ее одной из первых вводят в первые овощные прикормы детей. 

Польза моркови

   В этой овощной красавице содержится много каротина, а также витамина с и витамина Е, йода, магния, меди, железа и кальция. Морковь вкусная, имеет сладкий привкус, отчего нравится детям, она излечивает раны, укрепляет зубки и десны, выводит холестерин, помогает при болезнях пищеварения, при лечении сосудов и укрепления сердца. Кроме того, она помогает детям активно расти и укреплять иммунитет, помогает реже болеть и быстрее выздоравливать. Морковка активно помогает бороться с хронической усталостью, можно пить морковный сок, кушать салаты из моркови, готовить с нею котлеты, супы, пюре и многие другие блюда. Отличным блюдом для ребенка могут быть макароны с тертой морковью и кукурузой, они будут вкусными и полезными.

 

Польза белокочанной капусты

  Это один из традиционных представителей овощей на нашем столе, который содержит целый набор полезных витаминов и минеральных веществ. Ни одни щи и борщ не могут обойтись без капусты! К набору полезных веществ капусты можно отнести аскорбиновую кислоту, витамин Р, витамины группы В, каротин и фолиевую кислоту, биотин, витамин К и витамин Е, фитонциды, соли калия, фосфора и кальция, серу, железо и йод. Капустный сок обладает активным сокогонным эффектом, его применяют как лекарство. В капусте содержится большое количество клетчатки, поэтому, чтобы меньше было газообразования и вздутия живота, для детей капусту при приготовлении нужно тщательно мять руками и ошпаривать кипятком. Если же от капусты у вас с ребенком се равно пучит животик, добавьте к капустному блюду тмин. 
  Внимательнее нужно быть с капустой при повышенной кислотности желудка, тогда ее стоит сильно ограничить в питании. Не менее полезной будет не только свежая, но и квашеная капуста – в ней содержится молочная кислота, которая помогает расти полезным микробам, и убивает вредных. Детям квашеную капусту рекомендуют давать только с двух лет, в ней содержится еще и гистамин, известный медиатор воспаления и аллергии. у детей, склонных к аллергии, квашенная капуста может провоцировать высыпания по телу. Особо полезны блюда из капусты в сочетании с белком, особенно рыбным. В меню детских садов тушеная капуста с рыбным филе или котлетой – традиционное второе блюдо. Завтра мы продолжим обзор овощей.

Польза цветной капусты
    Это очень нежный и вкусный овощ, появляющийся в питании детей одним из первых. В нем содержится много витамина С и каротина, а также достаточно большое количество витаминов группы В, витамин РР, а также соли калия, натрия, кальций, магний, железо и йод, фосфор. Свое название капуста получила не за цвет, а за наличие у нее мелких соцветий из цветочков белого цвета, собранных в плотные пучочки с мясистыми ножками. Такая капуста бывает разных сортов, но наиболее популярной является белый сорт такой капусты. Из нее готовят первые нежнейшие пюре для прикормов, также из нее получаются отличные гарниры, ее запекают, отваривают, готовят на пару, обжаривают в кляре. Такая капуста может применяться и в салатах с другими овощами – у нее нежный и приятный вкус. Если ребенок не любит капусту, ее можно отлично спрятать в картофельное пюре или протереть в суп. 
                                              

Польза капусты брокколи
    Это маленькие капустные кочанчики, собранные на веточках. Особенная ценность данного вида капусты в том, что она содержит растительный и легко усваивающийся белок, по питательным свойствам мало уступающий растительным белкам. Набор незаменимых аминокислот в этом капустном белке не менее ценный, чем, к примеру, в составе белков куриного яйца. Кроме того, в этой капусте много каротина, витамина С и группы В, много фолиевой кислоты, витамина Е и РР, фосфора, хлорофилла (придает ей зеленый цвет), а также магния и фосфора, солей натрия, калия и кальция. По количеству железа эта капуста - лидер среди своих собратьев другого сорта. Брокколи является подвидом цветной капусты, и она обладает определенными лечебными свойствами - обладает противоопухолевой активностью, помогает в лечении неврологических заболеваний, помогает в выведении тяжелых металлов из организма. Из брокколи можно готовить первые пюре для прикормов, а также первые и вторые блюда, гарниры, запеканки, можно добавлять кочанчики в салаты. 

Польза зеленого горошка
          Горошек содержит в себе набор полезных для организма аминокислот, таких как аргинин, лизин, цистеин, триптофан и другие. Кроме того, в нем достаточно витаминов группы В, витамин С, витамин РР, провитамин А. Если горох сухой, белка в нем не меньше, чем в говядине, но усваивается он труднее. Много в горошке и минеральных веществ – калия, фосфора, железа и кальция. Благодаря содержанию в горошке белка он препятствует старению тканей и помогает обновлению тканей. Горошек укрепляет иммунитет.

Польза кукурузы
          Из всех овощей кукуруза - самый бесполезный овощ, хотя в ней и содержится селен, но вот остальных витаминов и минералов в ней крайне мало, зато вкусовые качества у кукурузы отменные, и поэтому ее очень любят использовать в салатах, супах, вторых блюдах. Самым основным вопросом становится вопрос о длительности варки кукурузы, который определяется степенью молодости початков. Самую молодую и нежную кукурузу варят около 10-20 минут, если это белые или желтые сорта. Чтобы определить степень молодости кукурузы, возьмите от початка одно зернышко и попробуйте мякоть – если она мягкая и сладкая, кукуруза молодая. Варят такую кукурузу в несоленой воде, так как в соленой она затвердеет. Заливают кукурузу холодной водой и варят под крышкой на среднем огне. Старую кукурузу варить сложно, она будет мягкой внутри, но твердой снаружи, такую кукурузу можно варить до двух часов. Признак готовности, если зерна хорошо протыкаются вилкой, а вот кукурузный запах – не признак готовности. 

Польза кабачков
    Кабачки – очень нежные и вкусные овощи, в них содержится много калия и кальция, фосфор, железо и магний, а также небольшое количество полезных органических кислот, полезного белка, аскорбиновая кислота и витамин А. Кабачок является самым низкокалорийным овощем, а также содержит вещества, помогающие очищать организм от холестерина. Кабачки нежно и деликатно воздействуют на микробную флору кишки, помогая росту полезной микрофлоры, поэтому их особенно рекомендуют в питании малышей для первых прикормов, а также в питании кормящих женщин. Этот овощ отлично регулирует стул, помогая ежедневному стабильному опорожнению кишечника. Кабачок можно добавлять в картофельное или любое другое овощное пюре для обогащения вкуса, можно готовить отдельное овощное пюре из кабачков. Кабачки тушат, запекают, жарят, маринуют и фаршируют, их готовят в разных видах. Отлично подходят кабачки для овощных блюд и мясных, а знаменитая кабачковая икра является вкуснейшей закуской. Но для детей кабачковая икра с уксусом из магазина не подходит, им необходимо готовить только свежую тушеную икру. Из кабачков готовят и оладьи, котлеты и многие другие блюда. 

Польза огурцов
          Свежие зеленые плоды любят практически все, и это неспроста. В огурцах много минеральных веществ в виде солей кальция, калия, фосфора и железа, а также микроэлементов в виде меди, марганца, йода, кобальта и цинка, аскорбиновая кислота, витамин А и группа В, нежная клетчатка и пектины. В огурцах достаточно много железа, больше, чем во многих фруктах. Кроме того, в огурце много полезной «живой» воды, что помогает при жаркой погоде восстанавливать баланс воды и утоляет жажду. Но при всем этом, огурцы полезны при развитии отеков и повышенном давлении, так как способны выводить из организма лишнюю воду и соли, они являются природным мочегонным средством. Огурцы применяют в разгрузочных днях у детей с лишним весом. При покупке огурцов смотрите на цвет, очень темный зеленый цвет говорит о том, что в них много нитратов и они удобрялись азотом. Огурцы обычно используют в питании в свежем виде – их добавляют в салаты, заправляя сметаной или маслом. Хотя огурцы можно и жарить, и запекать и добавлять в овощное рагу.

Польза помидоров
   Помидоры любят многие дети за их приятный вкус и веселый цвет. В помидорах содержится много аскорбиновой кислоты и витамина А, калия, магния, цинка и железа, кальция, фосфора, ликопина, особого вещества, природного антиоксиданта. Кроме того, в помидорах много вещества серотонина, который называют гормоном удовольствия и счастья, а также особое соединение – тирамин, которое претерпевает трансформации в серотонин уже внутри самого организма. Помидоры помогают бороться со стрессом и действуют как природные антидепрессанты, в них много фолиевой кислоты, что крайне полезно при росте организма. При термической обработке помидоров, они почти не теряют своих полезных свойств, а ликопин в них только концентрируется. Помидоры употребляют в детском питании в свежем виде для салатов, а также в фаршированном, запеченном, тушеном других видах. И какой же борщ или щи без помидоров. Детям помидоры постепенно вводят примерно с года, но строго следят за их спелостью и качеством.

Польза баклажанов
           Баклажаны являются достаточно полезными овощами, но не все дети их любят за наличие зернышек и специфическую структуру мякоти. В составе овоща содержится достаточно полноценного белка, достаточно калия и кальция, железа и витамина С, также много витаминов группы В и каротин. Есть один секрет при приготовлении баклажанов для детей – перед использованием их нужно посолить, чуть-чуть подержать и отжать сок, либо подержать их в соленой воде, так уйдет горькое вещество из шкурки и мякоти. Для детей стоит готовить баклажаны без шкурки. Баклажаны для детей не стоит сочетать с мясом, так как это белковые продукты блюдо будет слишком «тяжелым» для желудка, а вот сочетать баклажаны с другими овощами или с крупами – самое верное решение. Баклажаны можно иногда применять как альтернативу мясу за счет их белкового составляющего.

Польза болгарского перца
           Перцы могут быть разных цветов, и за счет этого разнится их состав, могут быть колебания количества каротина и витаминов, хотя все перцы насыщены полезными веществами. В перце содержится достаточное количество эфирных масел и растительных жиров, а также много витамина А и Р, аскорбиновой кислоты, витаминов В1 и В2, фолиевой кислоты, пектинов, кальция, цинка, железа, магния. Перцы полезны детям с расстройствами кишечника, так как обладают высокими бактерицидными свойствами. А витамина С в них больше, чем в лимоне и смородине. Кроме того, зеленые сорта перца содержат много кремния для здоровья ногтей, волос и зубов. Перец применяют в разных видах, в салатах, в мясных и овощных блюдах, его фаршируют мясным фаршем, готовят с ним супы и закуски. Детям полезен перец всех цветов в свежем и термически обработанном виде. 
            В летнее время необходимо по возможности использовать максимальное количество именно свежих, сырых овощей, которые можно употреблять как в салатах и закусках, так и просто кусочками. Это полезно для пищеварения и стимуляции аппетита. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."

Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Информационно-экспериментальный проект "Огород на подоконнике"

Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на ...

Карта проекта "Огород на подоконнике"

Цель: Создание условий для осуществления поисковых действий по выявлению влияния условий жизни на развитие растений посрдством эксперементирования...

Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» (Возраст детей 2-3 года)

Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательск...

Конспект познавательно-исследовательского досуга в рамках проекта «Огород на подоконнике» для детей средней группы с использованием песочной терапии Тема: « Мы ходили в огород»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитиеИспользуемые  технологии:  игровая,  сказкотерапия...

Информационный (познавательно-исследовательский) проект «Огород на подоконнике»

Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив....