Планирование "Народная культура и традиции"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Эмма Андреевна Пустовитова

План в старшей группе на тему "Народная культура и традиции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_kultura_i_traditsii_0.docx46.92 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование «Народная культура и традиции» 

Задачи. Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки - городецкая, богородская; бирюльки). Знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказывать детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Продолжать способствовать формированию интереса к театру.

Итоговые мероприятия: Игры и забавы. Мини – музей «Мамины украшения»

Работа с родителями

Сроки

Форма

Тема

Ответственный

1 неделя  

Наглядно – текстовая информация

 Красный, желтый, зеленый…

                     Воспитатели

2 неделя                  

Консультация

Как знакомить детей старшего дошкольного возраста с космосом.

 3 неделя

Беседа

Музыкальные игры с детьми

Работа в группе

1.Отремонтировать книги.

2. Подготовить тонированные листы для рисования.

д/н

Образовательная деятельность

Город мастеров

Народная культура и традиции

Неделя театра

пн

Развитие речи

Физическая культура  

                           9                                                                                                                    

                         16                                                                      Пересказ русской народной сказки «Жихарка»

                     23 Шутку шутить-людей насмешить

вт

ФЭМП

Музыка                                                   

                           10                                                                      Март 3

                           17                                                                            Март 4

                           24 Апрель 1

ср

Развитие речи

Музыка

Рисование                      

                         11                                                                     Расскаа на тему «Если был бы я художником».

Знакомство с искусством гжельской росписи.

                           18                                                                          Составление рассказа по набору игрушек.

Роспись кувшинчиков.

                          25 Небылица в лицах, небывальщина.

Домики трех поросят

чт

Ознакомление с окружающим миром

Рисование

Физическая культура на воздухе                

                          12                                                                        Песня колокольчика.

Дети делают зарядку

                          19 Песня колокольчика.

Дети делают зарядку.

                           26 Профессия артист

Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы - ледяная.

пт

Лепка/аппликация        Физическая культура  

                     

                           13                                                                          Кувшинчик (лепка)

                          20                                                                      Сказочная птица. (аппликация)

                            27                  Панно «Красивые цветы» (аппликация)

Детская деятельность

Формы работы

И

г

р

о

в

а

я

Сюжетно - ролевая игра «Строительство»

Цели. Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

Примерные игровые действия:

выбор объекта строительства;

выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку;

строительство;

дизайн постройки;

сдача объекта.

Предметно-развивающая среда (оборудование): планы строительства, различные строительные материалы, инструменты, униформа, строительная техника, каски, образцы материалов, журналы по дизайну.

Игровые роли: «каменщик», «крановщик», «строитель», «плотник», «сварщик», «маляр».

Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

«На станции технического обслуживания автомобилей»

Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, пробуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники, закреплять знание правил дорожного движения. Развивать память, речь детей.

Примерные игровые действия:

диспетчер выдает путевые листы водителям;

водитель отправляется в рейс, проверяет готовность машины, заправляет машину;

механиком производятся ремонтные работы;

оказывает необходимую помощь товарищу; доставляет груз по назначению;

приводит машину в порядок;

возвращается в гараж.

Предметно-развивающая среда (оборудование): рули, планы, карты, схемы дорог, различные документы (права, технические паспорта автомобилей), наборы инструментов для ремонта автомобилей, дорожные знаки, светофор, страховые карточки, автомобильные аптечки, телефоны.

Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.).

 «Театр».

Цели: Научить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости. Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи, формировать игровую деятельность, развивать сюжет, умение взаимодействовать по ходу игры, осуществлять замысел, распределять роли, планировать, подбирать атрибуты, оборудовать место игры, воспитывать культуру поведения в театре.

Предварительная работа:

беседы о мире театра;

чтение сказки, просмотр кукольного театра  «Репка»;

совместное изготовление атрибутов для игры, афиши к «представлению»;

игры – импровизации;

рассматривание иллюстраций «Театр»;

наблюдение за играми старших детей; рассказы детей об играх;

постройка автобуса из модулей.

Примерные игровые действия:

выбор театра;

изготовление афиши, билетов;

приход в театр зрителей;

подготовка к спектаклю актеров;

подготовка сцены к представлению работниками театра;

спектакль с антрактом.

Предметно-развивающая среда (оборудование): ширма; различные виды театров; афиши; билеты; программки; элементы костюмов.

Ход игры.

1) Приемы создания интереса к игре.

Внести костюмы героев сказки «Репка»: деда, бабки, репки, внучки, Жучки, кошки, мышки. Выйти к детям в костюме Бабы Яги, побеседовать с детьми об этой роли; переодеться в костюм звездочета. Поговорить о разных ролях в театре. Предложить побывать настоящими артистами, отправившись в «театр».

Соорудить с детьми  «автобус» - стулья, «колеса»; расставить стулья для зрителей. Посоветовать, где лучше разложить атрибуты к игре: в «буфете» («угощение»), в «гримерной» (наборы игрушечной косметики), в «костюмерной» (сценическая одежда, различные головные уборы). Напомнить, как должны вести себя пассажиры при посадке в автобус, в театре, оплачивать билеты перед просмотром представления.

2) Сговор на игру: Обсудить с детьми план-сюжет (Шофер ждет пассажиров, которых нужно отвезти в театр. В театре сдают одежду в гардероб, зрители проходят в зрительный зал или в буфет, актеры – в костюмерную, в гримерную. конферансье объявляет о начале спектакля. Показывают сказку. Зрители дарят цветы актерам, берут автографы.) Распределить с детьми роли считалкой или по желанию.

3) Приемы обучения игровым действиям.

Привести детям пример того, как костюмер подбирает костюмы, гример накладывает грим, как буфетчица разносит мороженое во время антракта.

Воспитатель участвует в игре детей  при введении новых ролей:  гардеробщица.

4) Приемы поддержания и развития игры. Если игра прекращается, то воспитатель включается в игру в роли фотокорреспондента, который опоздал на представление или ему нужно взять интервью у какого-либо актера.

Предложить ребятам использовать предметы-заместители: кубик – «сотовый телефон», скалка – «микрофон», картонная коробка от чая – «фотоаппарат», побуждать детей к самостоятельному поиску предметов-заместителей и способов реализации игровой цели.

5) Приемы формирования взаимоотношений в игре. Напомнить о вежливых взаимоотношениях, внимании друг к другу. Помочь детям договориться и совместно действовать, если возникли трудности.

Окончание игры. Обсудить с детьми, как каждый выполнял  роль. Предложить убрать атрибуты и подготовиться к другому виду деятельности: изготовить «билеты» к следующей игре.

Дидактические игры: «Дорисуй узор», «Найди различия и сходства», «Что изменилось?», «В какой руке игрушка», Хорошо - плохо», «Собери сказку». Изучение образца и выбор нужного цвета. Сравнивание матрёшек, нахождение сходства и различия. Развитие памяти, наблюдательности, связной речи. Формирование интереса к русской народной игрушке. Повторение правил поведения в театре, игроки изображают, используя мимику и пантомимику. Закрепление знаний о содержании сказки «Теремок», последовательности событий.

Детская студия

Обыгрывание сказки «Маша и медведь» Развивать умение брать на себя роль, выразительность речи, артистичность.

Обыгрывание сказок народов мира. Развивать умение брать на себя роль, выразительность речи, артистичность.

Обыгрывание стихотворения «В театре» Развивать умение брать на себя роль, выразительность речи, артистичность.

Коммуникативная

Беседа: «Народная игрушки» Знакомство детей с народным промыслом.

«Весёлые матрёшки». Знакомство детей с матрёшкой, как видом народной игрушки.

«Чем играли наши бабушки и дедушки». Приобщение детей к истокам культуры русского народа

«О народных промыслах» (вязание, вышивание, плетение). Расширение представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусств

«Ура! Идём в театр!». Расширение знаний о правилах поведения в театре». Приобщение детей к истокам культуры русского народа

«Какая бывает погода». Понимание природы, умение видеть взаимозависимость человека и природы.

Познавательно -исследовательская

Наблюдения: № 1 «За небом»

Цель: продолжить знакомство с различными природными явлениями; научить отличать состояния неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).

Предложить детям посмотреть на небо. Отметить, какое оно (чистое, голубое), значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами, какое оно? (Хмурое, серое, нерадостное.) Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.) Дуют ветры, ветры буйные, Ходят тучи, тучи ясные.

№ 2 «Следы на снегу».

Цель: продолжать обучение в определении следов на снегу: детские, взрослые, следы птиц и животных.

Кругом лежит белый, пушистый снег, идя по которому ты оставляешь следы. По следам можно узнать, кто ходил, ездил, были здесь птички или зверьки. Рассмотреть вместе с детьми на участке следы, определить, чьи они. Предложить детям оставить свои следы на снегу, сравнить следы взрослого и ребенка.

№ 3 «За снегирем»

Цель: закреплять знания детей о птичьих повадках, их внешнем виде; вызывать желание заботиться о птицах.

Выйти с детьми на прогулку, подойти к рябине, показать снегиря.

От простуд он не страдает, не страшится зимних вьюг

И к зиме не улетает на далекий знойный юг.

Пусть покроют снега груды и пригорок и пустырь,

Рад красавец красногрудый - житель

Севера - снегирь.

Отметить, какой красивый снегирь. (Черная головка, красная грудка.) Положить в кормушку ягоды рябины. Понаблюдать, как расправляется с ягодами: выклевывает семена, а мякоть бросает на землю. Птицам зимой холодно и голодно, поэтому надо заботиться о них, оберегать.

№ 4 «За проезжей частью»

Цель: закреплять знания о проезжей части дороги - шоссе; отмечать большое разнообразие машин, их названия; формировать представление о правилах дорожного движения.

Вместе с детьми совершить экскурсию к проезжей части дороги и понаблюдать за движением автомобилей. Объяснить, что детский сад и дома могут находиться рядом с большой дорогой. Это - шоссе.

Как река, проспект широк, Здесь плывет машин поток.

Спросить детей, какие машины есть на шоссе. Грузовые и легковые - их назначение. Обратить внимание детей на то, что водители строго соблюдают правила дорожного движения. При гололеде машины передвигаются медленно из соображения безопасности.

№ 5 «За сосульками»

Цель: познакомить с различными явлениями природы; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Что растет вниз головой? (Сосулька.) Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне. Почему? С южной стороны снег подтаивает и стекает капельками, сосульки не успевают. Упасть и замерзают. Вырастает сосулька в морозную погоду, а в теплую уменьшается. Сосульки начинают «плакать». Найдите место, куда  капают капельки. Чем оно отличается от соседних участков? Откуда произошло слово «капель»?

Сосулька - замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Предложить посмотреть вокруг через сосульку.

Сели дети на карниз и растут все время вниз? (Сосульки.) Почему сосульки «растут» кончиком вниз? Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.

Шаловливые сосульки сели на карниз,

Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

Надоело им свисать, стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон: «Кап-кап-кап! Дон-дон-дон!»

№ 6 «Приметы ранней весны».

Цель: закреплять знания о времени года; изучать приметы ранней весны.

В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые облака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным - из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.

Скоро-скоро быть теплу -

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Надоела нам зима, уходи зима сама!

В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,

И расцвел подснежник в срок - самый первый наш цветок.

Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей!

Опыты: «Родственники стекла» Узнать предметы изготовленные из стекла. «Упрямый воздух» Сжатый воздух обладает силой.

«Уличные тени» Понять как образуется тень.

Восприятие художественной

литературы и фольклора

Чтение

рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости 

«Лисичка со скалочкой»,

рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев

«Сказка о царе Салтане…». А.С. Пушкин

Заучивание

«Посидим в тишине» Е. Благинина

Рассказывание        

рнс «Хаврошечка». обр. А. Н.Толстого

рнс «Сивка-бурка».

 Самообслуживание и эл. бытовой труд

Совершенствование умений аккуратно складывать одежду и вещать; учить просушивать мокрую после прогулки одежду; самостоятельно или с помощью взрослого поддерживать одежду в порядке.

Закрепление навыков дежурства по столовой; закрепление умения самостоятельно поддерживать порядок в группе; закрепление умения самостоятельно ухаживать за комнатными растениями; закрепление навыков по подготовке материалов к занятиям.

Формирование положительного отношения к труду, трудовых навыков, положительного взаимоотношения ребенка с взрослым и сверстниками, воспитание уважения к труду и людям труда; обучение выполнению индивидуальных и коллективных поручений; формирование умения распределять работу с помощью воспитателя.

Совершенствовать трудовые умения; воспитывать желание трудиться;

Конструирование

«Разнообразные мосты» Учить сооружать разные по протяженности мосты(длинные и короткие). Закреплять ранее приобретённые навыки, умение использовать разные варианты оформления мостов.

«Дома». Учить детей сооружать постройки с перекрытиями, по образцу определять, из каких деталей сделаны отдельные части постройки.                                                        «Мост». Упражнять в конструировании мостов, передавая его характерные признаки.

Изобразительная

Творческая мастерская

«Ветер по морю гуляет» Познакомить детей с новым приемом лепки - цветовой растяжки.

«По морям, по волнам» Учить детей создавать из бумаги разные кораблики. «Космические просторы» Вызвать желание создания космического пространства разными способами.

Музыкальная

Слушание «Вальс» Кабалевский, «Частушка» Кабалевского

Пение «Весенняя песенка» Полонского

Игры на инструментах  «Сорока-сорока» р. н.п. обр. Попова

Музыкально ритмические движения «Игра с бубнами» п. н.м. обр. Агафонникова

Двигательная

Комплекс утренней гимнастики

Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построение         в круг.

Общеразвивающие упражнения с погремушкой.

  1. «Посмотрим на погремушку».

И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу, погремушка в правой руке. Поднять погремушку вверх, потрясти, посмотреть на нее, опустить, повторить 4 раза. Переложить погремушку в левую руку и выполнить те же движения.

  1. «Постучи погремушкой.

И.п.: ноги на ширине плеч, погремушка внизу в правой руке. Наклониться, постучать погремушкой по коленям, сказать «тук-тук», выпрямиться.

Переложить погремушку в левую руку и выполнить те же движения.

  1. «Положи погремушку». И. n.: ноги слегка расставлены, погремушка внизу в правой руке. Присесть, положить погремушку, выпрямиться, присесть, взять по гремушку, встать. Повторить 3 раза.        

Перестроение из круга. Бег друг за другом. Спокойная ходьба.

Гимнастика после сна

1. «Веселые ручки»

И. п.: лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз (4 раза)

2. «Резвые ножки»

И. п.: то же. Поочередно поднимать то одну, то другую ногу (4 раза)

  1. «Жучки».

И. п.: то же. Перекаты на правый, затем на левый бок (4-6 раз)

  1. «Кошечки».

И. п.: стоя на средних четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и.п (4 раза)

Ходьба на месте обычная, выходят из спальни на носках.

Физминутка «Колобок»

Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,

(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево-вправо.)

Доставала из печи

(Руки вверх, в стороны, вниз.)

Ни пирог, ни калачи,

(Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны.)

Как поставила на стол,

(Приседания.)

Он от бабушки ушел.

(Прыжки.)

Кто же бегает без ног?

(Хлопки в ладоши.)

Это желтый колобок!

 Подвижные игры:

«Мы весёлые ребята» Учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую сторону по сигналу, стараясь, чтобы

«Найди себе пару» Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, по сигналу находить себе пару.  Закрепить разные виды бега. Воспитывать чуткое отношение друг к другу.

«Не забегай в круг» Учить детей бегать, увёртываясь. Закрепить умение бегать боковым галопом с захлёстом голени. Развивать ловкость, быстроту. Воспитывать выдержку, смелость.

«Не боюсь» Учить детей подпрыгивать на месте с разными положениями рук: руки вверх, в стороны, вперёд, за голову, к плечам. Укреплять мышцы ног, развивать координацию движений, умение менять движения.

«Кто соберёт больше лент» Учить детей прыгать вверх на месте, стараясь достать ленточку, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги.

Основные виды движения: 

Ползание по доске.

Ходьба по гимнастической скамейке.

Стоя на месте подниматься на носки и сохранять равновесие.

Метание мяча в горизонтальную цель.

Бег по прямой и извилистой дорожке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».

ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...

Тематическое планирование ООД по физической культуре "Народная культура и традиции"

Методический материал для ООД по физической культуре по  теме "Народная культура и традиции"...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Формирование у детей представления о традициях и быте чувашского народа, пробуждение интереса к истории чувашской культуры и традиции

16 декабря 2022 года воспитанники группы «Непоседы» вместе с воспитателями и с родителями посетили Аликовский литературно-краеведческий музей.     Цель...