Проект "Птичья столовая"
проект по окружающему миру (старшая группа)

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptichya_stolovaya.docx970.38 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад «Шонанпыл» д.Кельмаксола Советского района Республики Марий Эл

Проект

На тему: «Птичья столовая»

Подготовила воспитатель:

                                           Фурзикова Е.Н.

Кельмаксола

2019 г.

Проект  призван способствовать формированию элементарных экологических знаний детей  о зимующих птицах, воспитанию заботливого отношения к птицам.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: дети средней, старшей и подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели).

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в  нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Цель: Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.

Задачи:

  1. Совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.
  2. Воспитывать у детей бережное отношение к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.
  3. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми в изготовлении кормушек

Предполагаемый результат.

  1. Формирование у дошкольников целостного представления о жизни зимующих  птиц.
  2. Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
  3. Заинтересованность  детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек).
  4. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  5. Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы  реализации проекта.

I этап – подготовительный.

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Подобрать художественную и познавательную литературу по теме.

Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, игровые задания и упражнения)

Консультирование родителей по теме проекта: как и из чего можно сделать кормушку для птиц.

II этап – основной.

Реализация проекта через разные виды совместной деятельности педагога с детьми (беседы, настольные игры, наблюдения, посещение сельской библиотеки, подвижные игры, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, заучивание скороговорок, считалок о птицах, прослушивание записи голосов зимующих птиц, рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах)

Аппликация  «Снегирь на ветке рябины» - учить передавать внешний вид снегирей.

Лепка «Птичка невеличка»

Рисование «Синица»

Изготовление кормушек совместно с детьми в домашних условиях.

Организация деятельности детей в рамках проекта:

Игровая деятельность

- Дидактические игры:                                                                                            «Угадай, кого не стало?», «Накорми птичек», «Узнай по голосу» , «Четвертый лишний», «Верю-не верю»

 - Настольные игры:                                                                                                                                      Домино «Птицы» «Разрезные картинки»                                                                                                                

Коммуникативная деятельность

Беседы                                                                                              

«Как живут наши пернатые друзья зимой»,                                                                                                                                                  «Пользу или вред приносят птицы?»,                                                                      «Меню птиц»,                                                                            

 «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»                                                                      -обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок;                                                                                                                                                                                                       - Рассматривание иллюстраций  с изображением зимующих птиц.

Позновательно-исследовательская деятельность

- Непосредственно образовательная деятельность

«Что ты знаешь о зимующих птицах»

 «Трудно птицам зимовать»

 - Наблюдения за птицами на прогулке

Восприятие художественной литературы

-Чтение художественных произведений

Л.Воронкова «Птичьи кормушки»,

В.Сухомлинский «Как синичка меня будит»,

А.Барто «Свиристели», Н Рубцов «Ворона», «Воробей»

- Заучивание стихов

Трудовая деятельность

Изготовление кормушек с родителями

Изобразительная деятельность

Непосредственно образовательная деятельность

Рисование «Синичка»

Лепка «Птичка-невеличка»

Аппликация «Снигирь на ветке рябины

Музыкальная деятельность

Аудиозапись «Голоса птиц».

Двигательная активность

- Подвижные игры:                                                                                                                   «Воробушки и кот», «Найди пару»,                              

- Пальчиковая гимнастика «Кормушка

III этап – заключительный.

Размещение кормушек на территории детского сада.

Награждение благодарственными письмами семей, участвовавших в реализации проекта

Результаты реализации проекта.

Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Рекомендации для родителей

1. Выясните, помнит ли ребенок, каких птиц называют зимующими, почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Напомните ребенку  их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперение, величину), где они живут, чем питаются, как им можно помочь.

2. Познакомьте  ребенка с такими зимующими птицами, как воробей, синица, ворона, клест, кедровка: покажите их  на иллюстрациях (желательно в природе), расскажите  о внешнем виде, повадках, питании. Обратите внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и расскажите , почему именно такой клюв нужен клесту. Расскажите , что кедровка — единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала.

3. Предложите ребенку выполнить упражнение «Скажи, один - много» на образование существительного множественного числа.

Ворона — вороны, синица — синицы и т. д.

4.Предложите ребенку узнать птицу по описанию.

Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?

Рекомендации детям

Правила кормления птиц

1.Во время подкормки птиц не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.

2.Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время – птицы сами будут прилетать к месту кормления.

3.Кормить птиц регулярно, ежедневно. Нельзя подкармливать время от времени, в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Литература: Плешаков, А.А. «Зеленые страницы», М.:Просвещение 1995

А.Яшин «Покормите птиц зимой», М, «Детская литература», 1986 г.

Соколов , Н.А. «Любите и охраняйте птиц» // М.: Просвещение, 2005

Приложение 1.

      

Дидактическая игра «Накорми птиц»

Задача: дать детям знание о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.

Ход игры:

Дети получают большие карточки с изображением птиц. Воспитатель по очереди показывает маленькие карточки с изображением корма для птиц и ставит вопрос: какая птица любит полакомиться хлебными крошками, семенами арбуза, ягодами рябины и т. д.

Птицы

Дидактическая игра «Разрезная картинка».

Цель: развивать аналитико-синтетическую деятельность, зрительное восприятие, образное мышление; воспитывать усидчивость, терпение, целеустремленность.

Собрать из   частей птиц (синица, воробей, дятел и другие)

Птицы    Птицы

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Цель: учить узнавать и отличать зимующих птиц от перелетных.

1 Вариант:    Воробей, синица, лебедь, голубь.

Птицы

2 Вариант:     Ворона, цапля, снегирь, голубь.

Птицы

Дидактическая игра «Верю – не верю»

Задача: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю.

•        Клесты выводят птенцов зимой.

•        У синицы желтая грудка.

•        У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?

•        У сороки длинный черный хвост.

•        У свиристеля на голове хохолок.

•        Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?

•        Ворона питается остатками пищи.

•        Клесты любят семена шишек.

     

 

Создание копилки загадок о птицах.

Цель: развитие логического мышления, памяти, речи.

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

По ночам ночует, – зернышки ворует? (Воробей.)

Кто присел на толстый сук

И стучит “Тук – тук, тук – тук?” (Дятел.)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее -… (Ворона.)

 Кто так громко всех стрекочет,

Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)

Мы построили вдвоем,

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец,

Прилетай скорей … (Скворец.)

Всех прелестных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне, вскачь,

А зовется птица… (Грач.)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат

На носу повисла капля…

Узнаете? Это… (Цапля.)

В лесу ночном кукует птица.

Она позвать себя боится

Ку-ку…ку-ку не спит опушка

А птицу эту звать? (Кукушка.)

Чернокрылый, красногрудый.

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)

Что такое – посмотри!

Выпал снег, на нем огни

Это птицы - … (снегири).

Летом ловит он жуков,

Поедает червяков.

На юг не улетает,

Под крышей обитает.

«Чики-рики», - не робей.

Дам тебе крошек, …. (воробей).

Села на кормушку

Птичка с желтым брюшком (синица).

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья – хрипловатая,

Знатная персона.

Это же … (ворона)

Бела как снег,

Черна как жук,

Вертится как бес,

Стрекочет на весь лес (сорока).

На деревьях днем умело

Клювом долбит он кору.

Друг деревьев, враг жуков –

Это кто же он таков? (дятел)

 

Беседы:

«Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».

 Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

Игра средней подвижности «Филин и пташки».

Задача: закрепить умение подражать голосам птиц, развивать ловкость, внимание, смекалку.

Ход игры.

Перед началом игры выбирается филин, а дети делятся на две стайки: синиц и клестов. Каждая стайка встает в свой обруч (обручи находятся в противоположных концах зала). Филин сидит на стуле в центре зала. Подражая крику птиц (синички – «ци-фи, ци-фи», клесты – «кле-кле»), дети «летают» по залу. На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свой обруч. Если птица попадает в чужой обруч, то другие птицы ей говорят: «Кыш – кыш, лети в свою стаю». Пойманную пташку филин угадывает по птичьему крику.

Чтение стихотворения

 Н. Рубцова «Ворона», «Воробей»

А.Барто «Свиристели»

Малоподвижная ира «Найди пару»

Задачи: учить составлять пары одинаковых птиц по признаку, указанному взрослым. Закреплять знания о внешнем виде и размере птиц. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

Приложение 2.

Акция «Птичья столовая»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: «Знакомство с ножом как столовым прибором». В старшей группе.

Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему:                                     ...

Конспект открытого занятия в средней группе по теме «столовый этикет» «Поможем Федоре Егоровне»

История этикета очень интересна, и её значение принесет нам, воспитателям, несомненную пользу. Ведь детям мало сказать:" Делай так, а не иначе". Надо объяснить. почему, и умело объяснить. В противном ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе "Знакомство детей с классификацией посуды: кухонная,столовая,чайная"

Конспект интегрированного занятия в средней группе "Знакомство  детей с классификацией посуды: кухонная,столовая,чайная"...

"Столовая для пернатых"

Данный материал использовался в акции "Покормите птиц"...

Детский экологический проект "Птичья столовая"

Цель данного проекта в рамках эколого-образовательной программы, которая является приоритетом в деятельности нашего ДОУ, это -знакомство детей с жизнью зимующих птиц Самарской области. Работа по проек...

Птичья столовая в детском саду.

Рекомендации по организации подкормки птиц в зимний период....

по столовому этикету в старшей группе по теме «Застольное поведение»

Главные задачи цикла занятий по столовому этикету.Формирование этикетного поведения у детей ст. дошкольного возраста.Обучение детей на специальных занятиях в игровой форме с привлечением родител...