Практические мастер-классы по экспериментированию онлайн совместно с АНО ДПО "Институт современного образования".
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Сбор практик по реализации ФГОС ДОО. Название практики "Формирование представлентй об окружающем мире, развитие познавательной активности дошкольников посредством исследовательской и экспериментальной деятельности". Направление практики: "Вариативность дошкольного образования - инновационный ресурс развития конкурентоспособности образовательной организации".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полное наименование организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 22».

Субъект Российской Федерации: г. Воронеж.

Ф.И.О. заведующего, контактный телефон и адрес электронной почты: Меркулова Инга Германовна; контактные телефоны: 300-41-46; 300-41-47; e-mail: detsad22@govvrn.ru.

Название практики: Формирование представлений  об окружающем мире, развитие познавательной активности дошкольников посредством исследовательской и экспериментальной деятельности.

Направление практики: Вариативность дошкольного образования — инновационный ресурс развития конкурентоспособности образовательной организации.

Обоснование актуальности темы: Современная педагогика пришла к мысли о том, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. «Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам» (Ральф У. Эмерсон, философ). Задача взрослых заключается в том, чтобы создать условия для этой активности, природной любознательности, неутомимой жажды новых впечатлений, любопытства ребенка.  

        В МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 22» «Золотой улей (центр детских наук» созданы все условия для формирования представлений детей об окружающем мире ребенка посредством исследовательской и экспериментальной  деятельности: имеется оснащенный модифицированный центр экспериментирования, который мы назвали «Лаборатория медовых наук». Это название символично: продукт деятельности пчеловодства — мед, мед очень полезен; и те знания, которые наши воспитанники получат в нашем центре экспериментирования будут им полезны в их дальнейшей жизни.

        Оснащение нашего центра экспериментирования позволяет нам проводить работу по экспериментированию на самом высоком уровне, в соответствии с ФГОС ДО.

        Под центр экспериментирования оборудован специальный кабинет, в оснащение которого входят: наборы для фильтрации воды; наборы для осуществления работы с воздухом и водой; простые механизмы и постоянные магниты; наборы для изучения природных явлений; наборы для опытов (свет-звук); наборы для наблюдений за погодой (метеостанция); наборы для проведения опытов (плавание и погружение); наборы для экспериментов (от зародыша до взрослого растения); набор — весовые измерения; приборы-помощники (микроскопы, увеличительные стекла, весы, безмены, песочные часы, компасы, бинокли, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема; медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл); резиновые груши; игровое оборудование; контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов; детские халаты, клеенчатые передники, полотенца; центры песка и воды; СМАРТ-доска, компьютер, ноутбук.

Содержание практики (описание практики):

        Наш центр экспериментирования работает по программе экспериментально-исследовательской деятельности «Любознайки», которая разработана творческой группой МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 22» «Золотой улей» с учетом ФГОС ДО, особенностей образовательного учреждения, запросов родителей (законных представителей). Это рабочая программа, которая входит в рамки основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 22» «Золотой улей», которая  ставит перед собой цель: формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность. Цель достигается посредством решения следующих задач: - развивать умение обследовать предметы и явлений с разных сторон, выявлять зависимости; - помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах; - развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы; - стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации; - способствовать воспитанию самостоятельности, активности; - развивать коммуникативные навыки.

        Наши педагоги имеют возможность провести с детьми большое количество различных опытов, исследований, практических наблюдений  и экспериментов, которые пополнят их знания об окружающей действительности, о свойствах различных предметов, о явлениях природы, позволят углубиться в историю вещей.

        В течение всего учебного года мы транслировали свой опыт работы посредством проведения серии мастер-классов онлайн. В этом нам помог АНО ДПО «Институт современного образования» г. Воронеж. Творческой группой нашего детского сада были разработаны практические мастер классы, которые могли увидеть педагоги не только нашего города, но и всей России:

  • мастер-класс «Весовые измерения» - дети знакомятся со свойствами предметов из стекла, металла, дерева; с понятиями: легкий, тяжелый. Имеющийся комплект лабораторного оборудования для проведения практических работ «весовые измерения» позволяет познакомить детей с понятиями: вес, равновесие, различными видами весов (рычажные, пружинные); дети учатся взвешивать предметы и сравнивать результаты, делать выводы. Детям даются некоторые теоретические сведения из истории развития весов, которая насчитывает много веков. Занятие проводится в игровой форме, адаптируется под возраст детей.

E:\работа\МБДОУ 22\фотографии\Золотой улей\MK8. Практический мастер-класс  Весовые измерения в детском саду № 22 Золотой улей.00_10_29_20.Still004.jpgE:\работа\МБДОУ 22\фотографии\Золотой улей\MK8. Практический мастер-класс  Весовые измерения в детском саду № 22 Золотой улей.00_20_27_21.Still011.jpg

Рис. 1, 2. Фрагменты мастер-класса «Весовые измерения».

  • мастер-класс «Свет-звук» - дети знакомятся с некоторыми свойствами света; с распространением света; с возникновением тени и ее длиной; отражением света в зеркале; преломлением света (как увидеть малое большим); цветом света (световая палитра). Также дети знакомятся со свойствами звука: звуки вокруг нас (высокие и низкие); как изменить высоту звука; как увидеть звук, как его почувствовать, как передать звук.

E:\работа\МБДОУ 22\фотографии\Золотой улей\MK10. Практический мастер-класс  'Свет - Звук' в детском саду № 22 'Золотой улей'.00_22_46_10.Still003.jpg

Рис. 3. Фрагмент мастер-класса «Свет-звук». Теневой театр.

  • мастер-класс «Воздух-вода»  - дети знакомятся со свойствами воды (разные состояния воды; круговорот воды в природе; принцип сообщающихся сосудов; давление воды; передача усилия водой)  и воздуха (его можно увидеть и почувствовать; он может сопротивляться; он может удерживать предметы; он может двигать предметы; он может поднимать предметы). Имеющиеся комплекты лабораторного оборудования позволят проводить опыты как с водой, так и с воздухом и изучать их свойства, научат их работать с инструментами и материалами.

E:\работа\МБДОУ 22\фотографии\Золотой улей\MK12. Практический мастер-класс  Воздух - Вода в детском саду № 22 Золотой улей.00_26_58_04.Still014.jpg

Рис. 4. Фрагмент мастер-класса «Воздух-вода». Как работает вода: водяная мельница.

  • мастер-класс «Детям о времени и часах» - мы не ставим своей целью научить определять время по часам, наша  цель: формирование представлений детей о времени и о разных способах для его измерения (понятие «время», «ориентировка во времени» (часы, время суток, дни недели, времена года, месяцы); знания о часах (приборах) их видах и назначении; единицы измерения времени; движение времени в одном направлении (от прошлого к будущему; о бережном отношении ко времени).

E:\работа\МБДОУ 22\фотографии\Золотой улей\MK13. Практический мастер-класс  Детям о времени и часах в детском саду № 22 Золотой улей.00_11_29_14.Still007.jpg

E:\работа\МБДОУ 22\фотографии\Золотой улей\MK13. Практический мастер-класс  Детям о времени и часах в детском саду № 22 Золотой улей.00_25_20_21.Still013.jpg

Рис.5,6. Фрагменты мастер-класса «Детям о времени и часах». Конструируем различные  виды часов.

  • мастер-класс «Чтобы живое росло» - дети знакомятся с процессом прорастания растений из семян; с условиями роста (свет, почва тепло, влага); со способами размножения растений; со строением растений (о функциях каждой из его частей); дети узнают, что в почве есть жизнь (рассматривание некоторых живых существ с помощью специального оборудования (лупа. Микроскоп); о свойствах почвы.

Результаты практики: наши педагоги приобрели неоценимый опыт совместной работы с детьми в рамках экспериментирования; онлайн трансляции мастер-классов повысил их ответственность за предлагаемый детям материал для изучения его вместе с детьми; они научились поведению перед камерой, которая не позволяет расслабляться и повышает ответственность за все сказанное и сделанное; наши воспитанники с большим интересом включаются в работу; им нравится проводить экспериментальную деятельность, вести наблюдения, делать выводы; они с восторгом делятся впечатлениями о своей деятельности в кабинете экспериментирования с родителями дома и просят их повторить опыты, проводимые в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс по теме «Экспериментирование в детском саду»

Конспект мастер-класса по теме "Эксперементирование  в детском саду"...

Мастер - класс для педагогов "Экспериментирование в детском саду"

Мастер - класс для педагогов по повышению уровня мастерства в экспериментальной деятельности, в процессе активного педагогического общения....

Мастер-класс с родителями «Экспериментирование через сказку «Путешествие Алисы в мир чудес».

Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объясн...

Практический мастер-класс по направлению «КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Практический мастер-класс по направлению«КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»Чикалова Людмила  ЮрьевнаВоспитатель 1 категорииГБОУ лицей с. Хрящевка СПДС «Сказка»Цель: повышение проф...

Практический мастер-класс "Элементарное музицирование, как один из способов формирования музыкально-ритмического воспитания дошкольников"

Практический мастер-класс по направлению: «Художественно-эстетическое развитие» подготовила Инглик Алсу Талгатовна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ №9 структурное подразделение «Де...

Практический мастер–класс «Театр для малышей» с использованием техники оригами для детей 4-5 лет

Развитие познавательно-творческой активности детей. Создание детьми героев театра для малышей в технике оригами...