"Вот она, бумажная страна»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах, об использовании бумаги в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_poznavatelno.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Вот она, бумажная страна»

Цели:

Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах, об использовании бумаги в жизни человека.

Познакомить детей с историей бумаги (копировальной бумагой).

Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

Оборудование.

Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.

Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.

Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

Ход занятия

Дети выходят в раздевалку. В это время помощник воспитателя и дежурные готовят рабочие места к занятию.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. У нас с вами сегодня необычное, увлекательное занятие. Показывает детям кораблик, который сделан из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова «Бумажный кораблик».

Кораблик непрочный, кораблик бумажный

В потоке весеннем несётся отважно

К неведомым странам, в чужие места.

Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.

Воспитатель:  Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в страну бумаги. Вы согласны?

Тогда смелее в путь.

Дети, садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

Воспитатель:  В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

Воспитатель: Ребята, скажите вся бумага одинаковая?

Дети: Нет.

Воспитатель: Чем же отличаются листочки друг от друга? (Ответы детей)

Воспитатель: А давайте с Вами поиграем в игру «Нади такой же листочек, как я». Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться.

(Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся, санитарная, альбомная).

Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу).

Воспитатель:  Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята Из чего делают бумагу? (Ответы детей).

Воспитатель: В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).

В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстраций). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).

А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).

Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).

Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

Воспитатель: Ребята, а какие предметы из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

Дети перечисляют бумажные предметы.

Воспитатель: Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

Дети: Нет, не может.

Воспитатель:  Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

Физкультминутка

Воспитатель: Давайте поиграем в игру: «Бывает, не бывает».

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

Воспитатель: Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.

Она бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой,

Салфеткой, веером, талоном,

Неувядаемым пионом.

Она бывает и деньгами.

А что? Догадывайтесь сами!

Дети: Бумага.

Воспитатель: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают бешумную, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

Воспитатель: Какие свойства бумаги вы знаете?

Дети: Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.

Воспитатель: Если я нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

Дети: Бумага скрутилась.

Воспитатель: Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

Воспитатель: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)

Воспитатель: Вы видели такую бумагу раньше?

Воспитатель: Как вы думаете, для чего она нужна?

Воспитатель: Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

Воспитатель: Обследуем копировальную бумагу.

Воспитатель: Какие стороны имеет эта бумага?

Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги «жирная», с краской, а другая «матовая».

Воспитатель: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.

Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

Дети: Два.

Воспитатель: Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.

Воспитатель: Сколько рисунков у вас получилось?

Воспитатель: Как вам удалось это сделать?

Воспитатель: Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

Дети отвечают.

Воспитатель: Ваши версии мы проверим на следующем занятии.

Воспитатель: А теперь нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?

Воспитатель: Наш кораблик «Мечта» отправляется в обратный путь. (Дети выходят в раздевалку).

Воспитатель: Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем!

Литература: Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

путешествие в бумажную страну

занятие по ознакомлению дошкольников со свойствами бумаги...

конспект интегрированной НОД в старшей группе "Бумажная страна"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников. Интергация образовательных областей "«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность»....

Конспект игры-занятия "Путешествие по бумажной стране".

развитие воссоздающего и творческого воображения....

Конспект коррекционно - развивающего заняти в подготовительной группе "Путешествие в Бумажную страну"

Конспект занятия "Путешествие в Бумажную страну" для детей подготовительной группы.Цель занятия- подготовка детей к школе...

Конспект занятия и презентация "Бумажная страна"

Конспект занятия создан для детей подготовительной группы. Благодаря презентации дети не только услышат, но и увидят, как изготавливают бумагу....

Путешествие в бумажную страну

Конспект НОД по экспериментированию с бумагой во второй младшей группе "Путешествие в бумажную страну"...

Тема: «Путешествие в бумажную страну»

1) Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.  Познакомить детей с историей бумаги , сформировать знания о производстве бума...