План-конспект организации и проведения викторины по экологическому воспитанию Тема: «Пернатые друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Яптунай Ксения Львовна

Тема: «Пернатые друзья»

Цель: формировать экологическую культуру; обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах.

Задачи:

Образовательные: Уточнить знания детей об особенностях птиц: внешнем виде, месте обитания, питании; Активизировать словарь по лексической теме: «Зимующие и перелётные птицы»;

Развивающие: Формировать умения и навыки по уходу за птицами в зимний период; Развивать мышление, наблюдательность, речь, познавательный интерес;

Воспитательные: Воспитывать бережное и внимательное отношение к птицам, желание помогать им в зимнее время; Воспитывать желание получать и находить новые знания о птицах;

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: Старшая группа (5 – 6 лет)

Материал и оборудование: Презентация с изображением птиц; фишки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_pernatye_druzya.docx41.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Пернатые друзья»

Цель: формировать экологическую культуру; обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах.

Задачи:

Образовательные: Уточнить знания детей об особенностях птиц: внешнем виде, месте обитания, питании; Активизировать словарь по лексической теме: «Зимующие и перелётные птицы»;

Развивающие: Формировать умения и навыки по уходу за птицами в зимний период; Развивать мышление, наблюдательность, речь, познавательный интерес;

Воспитательные: Воспитывать бережное и внимательное отношение к птицам, желание помогать им в зимнее время; Воспитывать желание получать и находить новые знания о птицах;

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: Старшая группа (5 – 6 лет)

Материал и оборудование: Презентация с изображением птиц; фишки.

Ход занятия:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Организационный момент.

«Нам здороваться не лень,

«Здравствуй», говорим мы каждый день

Маме, папе, бабушке и другу.

Пожелай здоровья всем,

Улыбнись друг другу»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами проведем викторину, которая называется «Пернатые друзья». Для начала вам нужно разделиться на две команды.

(Дети делятся на две команды по принципу девочки – мальчики. Название каждой команды соответствует теме викторины)

Воспитатель: У нас получились две команды.

Команда – Воробьи (мальчики) и команда – Синички (девочки).

Чтобы победить, вы должны внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания викторины. Выигрывает та команда, которая наберет больше фишек.

1.Основная часть.

1 задание:

Отгадайте загадку, найдите и покажите соответствующее изображение на картинке.

Ночь, как смола, черным черна.

Серой птице не до сна.

Меж кустов как тень скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает … (Сова)

(Команда, которая первой отгадает загадку получает фишку.)

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинку. (Показ картинки Сова)

Что вы можете рассказать об этой птице?

Ответы детей.

(Команды получают фишки за рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей.)

Воспитатель: Сова - крупная птица. Голова у совы круглая, как тарелка, по бокам головы перышки торчат (словно ушки), клюв крючком. Глаза у нее большие, круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Сова ночью издает звуки, как будто охает – «У-ху». Поэтому и говорят сова «ухает». 

 2 задание:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Воспитатель: Кто это? Что вы знаете о ней? Чем питается синица?

(Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице.)

Воспитатель: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами синички и немного поиграем.

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири! (прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим.

3 Задание:

Собирает он проворно

Горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом

Наш любимый… (Голубь сизый)

Дети отвечают на вопросы

Воспитатель: Какой окрас у голубя? Голубь по размеру меньше или больше воробья? Чем питаются голуби? Могут ли голуби передавать письма?

(Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице).

Воспитатель: Голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе. 

4 задание:

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Дети отвечают на вопросы:

Воспитатель: Какой окрас у дятла? (У самца на голове красивая ярко-красная «шапочка», а у самочки дятла ее нет.)

Почему дятел в лесу часто стучит по дереву? (Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков). Чем питаются дятлы?

(Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице.)

 

5 задание:

Воспитатель задает вопросы:

Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края?.

Воспитатель: Назовите перелетных птиц.

Воспитатель: Как называют птиц, которые остаются зимовать?

Воспитатель: Назовите зимующих птиц.

Воспитатель: Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать?

Рассказ воспитателя.

Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые птицы научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в дальние края, где тепло и есть пища. Во время полета птицы преодолевают большие расстояния. Некоторые птицы, которые остаются зимовать, делают запасы семян растений и орехов. Другие перебираются поближе к жилью человека в надежде на помощь. Перья птиц и пух помогают им пережить холод. А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно. Как мы можем помочь птицам пережить холодную зиму?

Игра «Кто лишний?»

А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.

1 слайд – 2 перелетные (ласточка, скворец), одна зимующая (воробей)

2 слайд – 2 зимующие (голубь, синица), одна перелетная (утка)   

3 слайд – все птицы зимующие.

3.Подведение итогов.

Воспитатель:

Нам занятие заканчивать пора,

Утомилась наша детвора.

Всем «спасибо» - скажем дружно,

Отдохнуть ребятам нужно.

Поиграть, покувыркаться,

Чтоб здоровыми остаться.

Давайте подведем итоги, узнаем, какая команда выиграла.

(Подведение итогов)

Ребята, вам понравилось занятие - викторина? Что нового вы узнали? (Ответы детей).

Молодцы, вы хорошо потрудились, но дома вам придется еще потрудиться. Вместе с родителями вы можете сделать кормушки и принести в детский сад. Мы повесим кормушки на деревьях нашей площадки и наши друзья – птицы будут всю зиму сыты.

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досточку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

-(Сова)

-(Синичка)

-(Голубь)

-(Дятел)

-(Перелетные)

-Ласточка, скворец, журавль, гусь и утки, грачи, кукушка,соловьи .

-(Зимующие)

-Ворона, синица, воробей, голубь и дятел, куропатка, снегирь, сорока, рябчик, снегирь.

-Для перелетных птиц в зимнее время не будет корма – они кормятся насекомыми.

-Зимой нужно подкармливать птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно-экологическому воспитанию детей в компенсирующей группе «Сказка»

АННОТАЦИЯДанный план-конспект непосредственной  образовательной деятельности с детьми является  обобщением  реализованного в группе проекта «Земля - наш общий дом». Основная цель: ...

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно-экологическому воспитанию детей в подготовительной группе «Сказка» с использованием ЭОР и современных образовательных технологий.

Цель образовательной деятельности: нравственно-экологическое  воспитание  детей, формирование базовой культуры личности, на основе организации разнообразных видов детской деятельности.Интегр...

Экологическая викторина.Тема: «Пернатые друзья».

викторина для старшего дошкольного возраста...

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: « О друзьях и дружбе».

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе.тема: О друзьях и дружбе"...

План-конспект организации и проведения занятия по экологическому воспитанию Тема: «Моя Семья»

Цель: создание условий для формирования у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, закрепить понятие как появляется семья, из кого она с...