План-конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно-экологическому воспитанию детей в подготовительной компенсирующей группе «Сказка». Тема: «Мы – защитники природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Залишева Галина Сергеевна

Общероссийский проект конкурсов методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов.                                                     

«Педагогическое мастерство»

Номинация: разработка урока (занятия)                                                                        

План-конспект непосредственной образовательной деятельности  по нравственно-экологическому воспитанию  детей    в подготовительной компенсирующей группе «Сказка»                                                                                                                                                 Тема: «Мы – защитники природы»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мы - защитники пироды!104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Юго – Восточное управление министерства образования и науки    Самарской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области

структурное подразделение, реализующее  основную общеобразовательную программу дошкольного образования – детский сад «Солнышко», расположенный по адресу 446640 Самарская область, муниципальный район Алексеевский, с. Алексеевка, ул. Советская, 39

Общероссийский проект конкурсов методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов.                                                      «Педагогическое мастерство»

Номинация: разработка урока (занятия)                                                                         План-конспект непосредственной образовательной деятельности  по нравственно-экологическому воспитанию  детей    в подготовительной компенсирующей группе «Сказка»                                                                                                                                                  Тема: «Мы – защитники природы»

Залишева Галина Сергеевна

Воспитатель

                                                   

                                     с. Алексеевка. 2014 г

Цель образовательной деятельности: познавательно-речевое развитие, нравственно-экологическое  воспитание  детей, формирование базовой культуры личности, на основе организации разнообразных видов детской деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Познание»,  «Труд», «Здоровье», «Физическое воспитание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»,  «Художественное творчество».

Задачи:

 - расширять и систематизировать знания и  представления детей о лесе: растительном и животном мире («Познание») 

- формировать положительное отношение к природе через расширение взаимодействия с объектами окружающего мира, желание принимать посильное участие в приумножении природных богатств. («Познание») 

-закреплять правила поведения в лесу, экологические знания и представления. («Познание») 

- развивать чувственное и эмоциональное осознание взаимосвязанности  и взаимозависимости человека и природы, его бережного отношения к ней, любовь к природе и желание охранять («Познание») 

- расширять кругозор, формировать целостную картину мир. («Познание») 

-способствовать  духовно-нравственному  и экологическому воспитанию детей. («Познание») 

- развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения. («Познание») 

- вызывать желание трудиться  по сохранению природы, оберегать ее и беречь. («Труд»)

- способствовать сохранению психического и физического здоровья детей.

(через своевременную смену видов детской деятельности) («Здоровье»)

-  развивать  общую и ручную моторику, что стимулирует активность клеток головного мозга и его отделов и оказывает положительное влияние на речевые зоны и на сенсорное восприятие. («Здоровье»)

- развивать физическую активность, гибкость всех мышц тела. («Физическое воспитание»)

- формировать чувства принадлежности к обществу, сопереживанию и осознанию  его настоящего и будущего. («Социализация»)

- развивать умение строить диалог в процессе общения, вести беседу, адекватно и осознанно выбирать стиль и разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, активизировать речевую активность («Коммуникация»)

- развивать эмоциональный мир и высоконравственные качества личности: чувства сопереживания, милосердия, желания придти на помощь и т.д. («Коммуникация»)

- активизировать и обогащать словарь, совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу, закреплять знания букв и умение составлять из них слова. («Коммуникация»)

- развивать интерес к художественному слову: стихам, пословицам, загадкам, рассказам и способствовать осознанному  и выразительному чтению стихов.   («Чтение художественной литературы»)

- развивать творческие музыкальные способности, воображение, умения  передавать свои чувства и эмоции в прослушивании музыкальных произведений. («Музыка»)

- совершенствовать певческий голос, выразительность и эмоциональность, вокально-слуховую координацию («Музыка»)

- совершенствовать умения передавать и обобщать полученные  знания и впечатления в  изготовлении экологической газеты, развивать творческие способности («Художественное творчество»)

Методы и приемы

Практические:                                                                                                                                                       - аутотренинг с элементами дыхательной  гимнастики;                                                                              - физкультминутка;                                                                                                                                          - движения в играх по инструкции: топают, хлопают.                                                                                                                                                                   - работа с карточками: выбирают нужные и  расставляют их на стенды;                                                           - игра «Город больше - лес меньше»;                                                                                                                                                                                          - танцевальная импровизация,  превращение в животного или птицу.                                      - изготовление «Экологической газеты»

Наглядные:                                                                                                                                                                     - рассматривание  иллюстраций, плакатов, картинок и фотографий деревьев и их  плодов, листьев и семян,                                                                                                                                           -  показ знаков-символов по правилам поведения в природе;                                                              Словесные:                                                                                                                                                  - чтение письма от «лесовика»;                                                                                                       - беседа по вопросам;                                                                                                                                      -  пословицы о лесе;                                                                                                                                         - стихи воспитателя и детей;                                                                                                                                         - исполнение песни «Лес» слова  М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова.                                                      - словесные игры и упражнения: «Если я приду в лесок», «Какой лес бывает?», «Найдите и расскажите»; «Узнай дерево по семенам, плодам и листьям», «Кто живет в родном лесу?»

Материалы и оборудование:                                                                                                                      - Стереомагнитола с дисками (звуки леса, танцевальная музыка и т.д.)                                                                                                                                                                                                                                               - раздаточный материал:  большое количество картинок для выбора детьми, о  поведении людей в  лесу,                                                                                                                                    - демонстрационный материал ( иллюстрации деревьев, волшебная коробка с листьями, семенами и плодами деревьев)                                                                                                                                                   - знаки – символы по правилам поведения в природе.                                                                              - ватман, клей, фломастеры для газеты.                                                                                                       - музыкальное сопровождение песни на пианино музыкальным руководителем.                                  - маски и шапочки животных и птиц.                                                                                                                  - длинный шнур для игры-импровизации «Город больше - лес меньше»

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка «Мы по лесу гуляли»                          Аутотренинг с элементами дыхательной гимнастики.       Словесная игра «Кто живет в родном лесу?» (с движениями) Словесная игра с движениями «Если я приду в лесок»         Подвижная игра-импровизация «Город больше, лес все меньше»                  

Игровая

Словесная игра «Кто живет в родном лесу?» (с движениями) Словесная   игра « Кто скажет, кто знает, какой лес бывает?»  Настольно-дидактическая  игра с правилами «Узнай дерево по листьям и плодам и покажи»  Словесная игра с движениями «Если я приду в лесок».                      

Продуктивная

Изготовление « экологической газеты». Съемки детского фильма «Лес – богатство и краса, береги свои леса»

Познавательно-исследовательская

Настольно-дидактическая игра «Узнай дерево по листьям и плодам и покажи»                                                                                          Решение проблемной ситуации: «Город больше, лес все меньше»  Дидактическая игра «Покажите и объясните правило»  

Коммуникативная

 Решение речевой ситуации «Письмо от Лесовика», вопросы о лесе, его роли в жизни человека, о правилах поведения в лесу, деревьях и животных. Словесные игры. Презентация «экологической газеты»

Музыкально-художественная

Слушание музыки «лесные звуки                                         Исполнение песни «Лес»                                                     Подвижная игра-импровизация с музыкальным сопровождением  «Город больше, лес все меньше»  

Чтение художественной литературы (восприятие)

Пословицы о лесе.                                                                          Стихи о правилах поведения в лесу

                                                 

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Внести и прочитать  письмо от «Лесовика» (о неправильном отношении людей к природе, к лесу)

Предложить «выполнить просьбу Лесовика о  снятии фильма  по правилам поведения в лесу и просмотре его среди всех детей детского сада и их родителей.

 Слушают, сочувствуют,  обдумывают предложение «Лесовика»  и отвечают на вопросы.

Сформирован интерес к предстоящей деятельности. Активизация эмоциональных чувств и нравственных качеств личности: сопереживание, осознание,  желание помочь, сострадание. Сформирован эмоциональный положительный  отклик

2

Детям предлагаются вопросы:     Что такое лес?

Чем же именно дорог нам лес?

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

-    Так чем же является лес для человека?

Обобщение сказанного детьми.

Лес наш добрый, лес могучий, Лес зеленый - друг наш лучший.

Ты поможешь, дом построить, людям дашь тепло зимою.

Летом нам подаришь ягод - всем сластенам хватит на год.

В зной пошлешь ты полю тучи, лес зеленый, друг наш лучший. (В. Татаринов)

Дети  отвечают на вопросы: Лес – это наше богатство!

 Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух. Лес – это дом для зверей и птиц.

Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогают человеку выращивать хороший урожай. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. Лес - это место отдыха человека.  Лес может обогреть человека.  Лес – аптека.

Осведомленность о лесе, высокий уровень знаний и представлений. Речевая активность.

3

 Предложить словесную  игру  « Кто скажет, кто знает, какой лес бывает?»  ( в кругу с логопедическим мячом) Любит подберёзовик лес, какой? (березовый)    Дуб налево, дуб направо, это что у нас? (дубрава) Любит подосиновик лес, какой? (осиновый)                                               Ели, словно на подбор, красной шапкой мухомор                    спрятался бездельник в вечнозеленый (ельник).

Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес... (хвойный);

Если дубы и осины - лиственный;                                 Если растут ели, березы, дубы - смешанный;       

 Если в роще растут березы - березовая роща;

Если одни клены - кленовая роща.  Если одни дубы - дубовая роща;

Если одни сосны - сосновый бор;

 Если одни осины - осиновая роща.

Дети  ловят мяч и отвечают на вопросы.

 Развитый кругозор и осведомленность, богатые знания о видах леса, их отличии друг от друга..

Хорошее развитие произвольного внимания и интереса, быстрота реакции.

4

 Предложить поиграть в настольно-дидактическую игру «Узнай дерево по листьям и плодам и покажи»

Дети берут из закрытой «волшебной коробочки» (на ощупь) плоды, семена или  листья деревьев  и называют дерево, а затем находят его и выставляют на стенд.

Систематизированы знания деревьев, умения их различать и узнавать по листьям, семенам и плодам. Развито осязание, чувственное восприятие. Стимулирование умственной активности через воздействие на пальцы рук. Обеспечена потребность детей в смене положения тела и вида деятельности.

5

  Словесная игра «Кто живет в родном лесу?» «Я буду называть разных животных, а вы выбирайте только тех, кто живет в наших лесах, в России. Если живут -  хлопайте в ладоши, если нет -  не хлопайте:  белка, лисица, жираф, бегемот, заяц, олень, крокодил, еж, волки, лось, верблюды, моржи и тюлени, медведи, слоны, обезьяны»

Дети думают, хлопают в ладоши.

Сформировано произвольное внимание, быстрота реакции. Закреплены знания о животном мире России.

6

 Обобщение представлений о лесе (животных, насекомых, птицах, растениях и т. д.)

Дети активно отвечают на вопросы педагога.

Развито умение делать выводы и умозаключения, понимать взаимосвязь всего  происходящего в природе. Активизирован словарь и речевая активность.

7

   Дети приглашаются в лес (включается музыка «лесные звуки») Физкультминутка «Мы по лесу гуляли»

     

   

  (дети встают, проговаривают и делают движения)

- «Мы все по лесу гуляли, за природой наблюдали! (гуляют, смотрят по сторонам)

  Вверх на солнце посмотрели и нас лучики погрели (смотрят вверх)

  Бабочки летали, крылышками махали (машут руками – двигаются)

  Дружно хлопнем 1-2-3-4-5,  глазами

 будем  букет собирать (хлопают в ладоши, переводят взгляд и кивают)

  Раз присели, два присели, слушаем, как  ландыши запели (приседают,  прислушиваются)

  Вправо звон и влево звон, динь – дон, динь, динь – дон!»

Обеспечена потребность детей в движении (ходьба, повороты головы и туловища, движения рук и ног, приседания)

Четкая дикция и звукопроизношение.

 Сформировано эмоциональное восприятие и реагирование на музыку, ровное дыхание, произвольное внимание, медитация.

Активность всех органов.

8

Предлагается аутотренинг с элементами дыхательной гимнастики.

«Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок.  Я вдыхаю его чистый свежий воздух. Надо мной плывут облака. Под ногами шуршит трава. Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому»

Дети выполняют дыхательную гимнастику и аутотренинг

Активизировано образное восприятие и эмоциональная отзывчивость. Развито умение правильно дышать, вслушиваться в себя и  в свое состояние.

9

Предлагается словесная игра с движениями «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, хлопаем в ладоши и говорим «ДА», если «плохо» - топаем  и говорим «Нет». Договорились?
«Если я приду в лесок,
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок,
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок,
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костёр,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю,
И убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу,
в пакеты запакую? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!» (да)

Дети играют (думают, затем хлопают и топают – делают выводы)

Смена видов деятельности, активизация работы всех анализаторов для поддержания интереса.

Активизирована моторика рук и ног и их согласованные действия. Активизировано слуховое восприятие.

Обобщены экологические знания.

10

Какие  правила поведения в лесу вы усвоили?   Предложить поиграть в дидактическую настольно-печатную игру «Покажите и объясните правило»

(Дети выбирают  картинки со знаками, объясняют их смысл, выставляют на стенде)

Обобщены знания правил поведения в природе

Развитие навыков: обобщения, логического мышления и умения делать выводы. Активизирован словарь.

11

 Предлагается подвижная игра-импровизация с музыкальным сопровождением «Город больше, лес все меньше»  

На полу кольцом выкладывается ленточка. Она условно обозначает границы леса. Дети не могут выходить за пределы круга, но внутри просторно, и они гуляют, изображая обитателей леса

По ходу игры педагог несколько раз останавливает ребят, объясняя, что условия существования изменились -   часть леса вырубили или территория, занятая лесом, стала меньше, т.к. на его месте построен город, завод, проложена дорога. При введении каждого нового условия площадь круга уменьшается.  Хорошо ли вам, птицы, звери? Почему вам теперь не нравится?

Дети выбирают себе животного или птицу, надевают маску и воспроизводят их повадки, движения (входят в образы и импровизируют под музыку: ходят, танцуют, двигаются)

Дети отвечают на вопросы, рассуждают, на себе испытывают то, что чувствуют жители леса и делают, соответственно, выводы.

Развивается умение медитации, импровизации,  актерское мастерство. Повышается уверенность в себе, снимаются мышечные зажимы, и формируется умение расслабляться.

Появляется осознание, что чувствуют животные и птицы, когда люди их не берегут, не охраняют, а истребляют и обижают.

Развивается умение делать выводы.  Развитие всех мыслительных процессов

.

.

12

Обобщение. « Где бы ни жил человек, он всегда окружен растениями и животными, но люди не всегда бережно относятся к природе. Они часто совершают поступки, которые вредят природе. Вырубая леса и загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие другие стали редкие. Что же делать, как сохранить лес? Как помочь животным и птицам?»

 Дети слушают, добавляют. Дети обсуждают изменение условий обитания и их влияние на жителей леса, придумывают, как помочь лесу  (Посеять семена трав, высадить деревья  подкармливать птиц и животных в лесу т.д.)

Появляется  осознанность.

Обобщены экологические знания. Активизация эмоциональных чувств и нравственных качеств личности: сопереживание, осознание,  желание помочь, сострадание.

Сформирован эмоциональный положительный  отклик. Умеют устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы и простейшие умозаключения.

13

Предлагается вспомнить и  назвать пословицы и поговорки о лесе.

Дети называют пословицы и поговорки о лесе:        Невысок лесок – а от ветра защита. Срубил дерево – посади два.      Зеленое царство – лучшее лекарство. Рощи да леса – всему свету краса. Больше леса – больше снега.      По лесу ходи – под ноги гляди.    Много леса – не губи, мало леса – береги, а нет леса – посади.            Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.  Птиц, зверей оберегай – никогда не обижай. Лес – богатство и краса, береги свои леса.

Деревья украшения земли.

Активизация слуховой произвольной памяти.

Активизация речевой активности. Богатый и разнообразный  словарный запас.

14

Предлагается  из всех знаков, которые были  рассмотрены, сделать экологическую газету, используя знаки-символы и из букв сложить и наклеить слова «Берегите лес»             ( наклеим знаки, подрисуем их  и повесим эту газету  для ваших пап и мам, чтобы не только вы, но и взрослые соблюдали эти правила и любили нашу  Родину»

Дети выбирают знаки:   клеят и дорисовывают экологическую газету, подбирают буквы и наклеивают слова.

Развиты согласованные действия обеих рук, зрительно-моторная координация Удовлетворена потребность в самовыражении через развитие продуктивной деятельности и приобщения к художественному творчеству. Закреплены правила поведения в лесу через наглядность. Закреплены знания букв и умения составлять из них слова.

15

  Презентация газеты: (предлагается  вспомнить и  прочесть стихи, разученные в ходе реализации проекта  к окружному конкурсу «С чего начинается Родина»)

Дети читают стихи.1.Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай, и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
2.  Ветки дуба не ломай, никогда не забывай мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять! Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают ну, кому они мешают!
3. Здесь не нужно всех ловить
топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу- всего лишь гость.
Здесь хозяин- дуб и лось.
Их покой побереги
ведь они нам не враги!
4.Люди запомнить должны и понять: гнезда у птичек нельзя разорять. 5.Нельзя костер бросать в лесу, костер в лесу несет беду. Пожар в лесу может случиться, без дома будут зверь и птица!

Четкая дикция, выразительное чтение стихотворений. Правильное звукопроизношение.

Активизированы нравственно-экологические чувства.

Воспитано экологическое сознание.

Обобщены знания и представления о правилах поведения в природе.

16

Предлагается  спеть песню «Лес»  Слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова

Дети поют песню

. Развитие музыкальных способностей: голоса, слуха, слухового восприятия. Сформированы певческие  способности, дикция и выразительность исполнения песни.

Происходит воздействие на экологическое сознание.

17

Предлагаю послушать стихотворение:

1. Дерево, трава, цветок и птица,             Не всегда сумеют защититься,    Если будут уничтожены они,         на планете мы окажемся одни?

Дети слушают стихотворение

. Активизируются процессы слухового восприятия.

18

Вручение детям значков «Защитники природы».                      Подведение итога о  снятом фильме.

Дети охотно принимают значки.

Повышается самооценка,

Сформирован интерес к проблемам в обществе и желание их решать.

19

Приглашаю детей в фойе, чтобы повесить для родителей газету.

Дети идут вешать экологическую газету.

Осознание выполненного долга, своей роли в охране и защите природы.

Реализованы творческие способности детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Воронкевич О. А.Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург, издательство “Детство-Пресс” 2000г.

2.   Дик Н. Ф.Развивающие занятия по экологии для дошкольников. Москва, издательство «Русское слово», 2006г.

3.  Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна». Комплект из 2-х пособий.  Издательство: Гном. 2006г.

 4.  Лапшина Г. А,   Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Волгоград, Издательство «Учитель», 2006г.

 5. Масленникова О. М, Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград, Издательство «Учитель». 2009г.

6.   Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду”  Москва, издательство “Просвещение”, 2000 г.

7. Тугушев Г.П., Чичтякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.  Санкт-Петербург, Издательство  “Детство-Пресс” 2008 г.

.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Примерный план – конспект непрерывно - непосредственной образовательной деятельности в рамках реализации тематической недели: «Безопасность на дороге» тема: «Наша улица»

Тема: «Наша улица»Возрастная группа: старшаяОбразовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Художественно-эстет...

План – конспект организации непосредственно образовательной деятельности развитие речи в I-ой младшей группе "Встречаем гостей"

Данный конспект поможет вам научить детей называть отдельные предметы посуды, формировать представления об их функциях, а так же познакомить с производными словами «сахар – сахарница»...