Главные вкладки

    План-конспект организации и проведения занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Худи Анна Ильинична

    План-конспект организации и проведения занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan-konspekt_po_okruzhayushchemu_miru.docx17.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель занятия: расширять представления о важных компонентах здорового образа жизни – солнце, воздухе и воде, познакомить со свойствами воздуха, воды и их ролью в жизни человека.

    Задачи:

    1. Образовательные: расширять представления детей о неживой природе: солнце, воздухе и воде.

    2.Развивающие: развивать познавательный интерес.

    3.Воспитательные: воспитывать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни.

    Тип занятия: занятия усвоения новых знаний и умений

    Форма занятия: традиционная форма занятия

    Продолжительность: 25 минут

    Участники: воспитатель, дети

    Возраст обучающихся: старшая группа, 5-6 лет.

    Оборудование и материалы: магнитная доска, картинки с изображением солнца, капель воды и неба; глобус – модель планеты Земля; растения, выращенные в разных условиях: одно в нормальных условиях (с поливом, светом, на открытом месте), второе, выращенное в темном месте; третье, росшее в безвоздушной среде; четвертое долгое время росло без полива.

    Предварительная работа: чтение сказок К.Чуковского «Мойдодыр», «Краденое солнце». Рассматривание альбома «Солнечная система». Беседа по картинкам «Чистый воздух – залог здоровья». Наблюдения на прогулке за лужами, за солнцем, за ветром.

    Методы и приемы работы с детьми: беседа, показ наглядного материла.

    Структура  занятия:

    Этап занятия

    Содержание

    Время

    Организационный момент

    -Ребята, сегодня к нам пришли гости.

    Для того, чтобы узнать кто именно, нужно отгадать загадки:

    По небу ходит

    Маляр без кистей.

    Краской коричневой

    Красит людей. (Солнце)

    (Появляется изображение солнца на доске)

    В морях и реках обитает,

    Но часто по небу летает.

    А как наскучит ее летать,

    На землю падает опять. (Вода)

    (Появляется изображение капель воды на доске)

    Через нос проходит в грудь

    И обратный держит путь.

    Он невидимый, и все же

    Без него мы жить не можем. (Воздух)

    (Появляется изображение неба на доске)

    Итак, кто у нас сегодня в гостях?

    Дети: Солнце, воздух и вода!

    Верно! А как вы думаете это наши друзья или враги?

    Дети: Друзья!

    Правильно! А о друзьях нужно многое знать! Что такое Солнце?

    Дети: Это космическое тело.

    Действительно, Солнце – это звезда, которая находится в космосе, так же, как и Луна, и наша планета Земля. Наша планета Земля непрерывно движется вокруг Солнца. Когда одна ее часть освещена Солнцем – там день, другая находится в темноте – там ночь (показывает на глобусе).

    Солнце дает нашей планете много света и тепла, хотя находится очень-очень далеко от нас. Давайте посмотрим, может ли живая природа обходиться без солнечного света и тепла.

    3-5 минут

    Основной момент

    Опыт: «Роль света в жизни растений»

    Одновременно выращивали два растения одного и того же вида, но в разных условиях: одно – на свету, а второе – в темном месте. Дети проводят сравнение растений.

    -Видите, ребята, растению, которое росло в темноте плохо без света, оно перестало расти. Без света растения жить не могут. Давайте поместим его на светлое место и позже понаблюдаем за его ростом.

    -Ребята, посмотрите, что находится в нашей группе?

    Дети перечислят предметы интерьера, игрушки и прочее.

    -А что же находится между потолком, стенами и полом, где пустота?

    Дети: Воздух.

    Воздух невидим, поэтому его называют «невидимка». Воздух – это бесцветный, прозрачный газ. Он состоит из кислорода и других элементов (азот, углекислый газ), которыми мы дышим. Как вы думаете, почему планета земля из космоса кажется голубым шаром?

    Дети: Она окружена воздухом.

    -Верно. Мы с вами носим одежду, чтобы не замерзнуть и не перегреться. А нашу планету Земля окружает голубая «воздушная рубашка», чтобы она не перегревалась от солнечных лучей и не стыла от космического холода. А еще «воздушная рубашка» оберегает нашу планету от метеоритов – космических снарядов, которые столкнувшись с воздухом, сгорают не долетев до Земли.

    А еще воздух следит за погодой. Он перегоняет холодные воздушные потоки на юг, а теплые на север; собирает влагу с морей, океанов, рек и озер и отдает ее суше (земле). Поливает землю дождями летом и укрывает пушистым снежным одеялом зимой. Животные, растения и люди дышат кислородом и, не будь его, погибли бы. Но вот удивительно: кислород потребляют большое количество живых существ, его сжигают самолеты и машины.

    -Растения – это настоящая фабрика кислорода. Они поглощают углекислый газ и выделяют в воздух кислород. В настоящее время воздух (воздушная среда) загрязнен выбросами вредных веществ с заводов и фабрик. От этого страдают все живые организмы. От чистоты воздушного «океана» зависит вся жизнь на планете.

    Опыт «Роль воздуха в жизни растений»

    Дети выращивают в разных условиях два растения одного вида. Одно в открытой воздушной среде, а другое в замкнутой среде (под банкой). Произведя сравнение внешнего вида обоих растений, делают вывод, что без воздуха растения погибают.

    Физкультминутка

    Солнце, воздух и вода

    Наши верные друзья

    (шагают на месте)

    Рано утром мы проснулись

    И до солнца дотянулись

    (Потягиваются на носочках)

    Чтоб здоровым быть всегда

    Помогает нам вода

    (Показывают, что плывут)

    На прогулку мяч бери

    Прыгай, бегай, не грусти!

    (Прыгают, изображая отбивание мяча)

    -Ребята, посмотрите на модель нашей планеты Земля – глобус. Какого цвета на нем больше?

    Дети: Голубого.

    -А что это означает?

    Дети: Голубой цвет на глобусе – это вода – моря и океаны нашей планеты.

    -Суши в два раза меньше, чем воды. На нашей планете 4 океана. Более 30 морей. Все они составляют Мировой океан, который для планеты Земля, как гигантский котел отопления: Солнце все лето греет воду, а зимой прогретая вода постепенно отдает свое тепло Земле. Если не будет мирового океана, наступят такие жестокие морозы, которые погубят все живое: и зверей, и птиц, и леса, и поля… Какую еще работу выполняет вода?

    Дети: Поит землю.

    Да, действительно, вода поит все живое: поля, леса, луга. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни растения, ни люди. Но вода не только поит, но и кормит. Как ей это удается?

    Дети: В морях, реках и озерах водится рыба. Рыбаки добывают ее на рыболовных судах. Электростанции вырабатывают электричество с помощью воды.

    -Молодцы, ребята! А для чего еще нам нужна вода?

    Дети предлагают разные версии.

    Да, правильно: водой люди умываются, моют машины и дороги. По морям и океанам плывет водный транспорт – суда, везущие грузы и пассажиров. Без воды нельзя приготовить еду, лекарства, бетон для стройки и многое другое. А вы знаете, где еще находится вода, кроме рек, озер, океанов и морей?

    Дети: В воздухе, почве, растениях, животных, людях.

    -Вода не всегда жидкая. Она может находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.

    Опыт «Значение воды для жизни»

    Долгое время не поливали комнатное растение и дети делают вывод, что без воды погибает все живое.

    -Дети, всем живым существам, в том числе и человеку, необходимы солнце, воздух и вода! Чтобы не болеть нужно быть здоровым – больше гулять на свежем воздухе, содержать тело в чистоте и заниматься спортом. В здоровом теле здоровый дух!

    16-18 минуты

    Заключительный момент

    -Ребята, вот и наше занятие подошло к концу.

    Итак, дети, мы с вами сегодня узнали три важных фактора для жизни.

    Это – солнце, воздух и вода. Без них не будет жизни на земле.

    Нас солнца луч смешит и дразнит,

    Нам нынче весело с утра.

    И вместе с нами всюду рядом

    Наши лучшие друзья:

    Солнце, воздух и вода!

    2-3 минуты


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие в старше – подготовительной группе : «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

    развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде...

    Спортивное развлечение для детей старшего возраста. Тема: " Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!"

    Назначение: Сценарий для детей дошкольного возраста. Может быть, интересен для инструкторов по физической культуре, воспитателей.   Цель: Приобщать детей к здоровому образу жи...

    КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ознакомлению с окружающим миром «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» с детьми старшей группе

    Цель: формировать целостное восприятие окружающего мира посредством  познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи:Образовательные:Расширить знания детей о свойствах воздуха, воды и с...

    План-конспект организации и проведения занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «Леса и луга нашей родины»

    План-конспект организации и проведения занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: "Леса и луга нашей родины"...

    План-конспект организации и проведения занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Цветы»

    План-конспект организации и проведения занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Цветы»...

    План-конспект организации и проведения занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк»

    План-конспект организации и проведения занятия по окружающему миру в старшей группе.  Тема: «Путешествие в зоопарк»...