Конспект комплексного открытого занятия в подготовительной группе.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Воронина Наталья Валерьевна

Тема "Птицы" конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_ptitsi.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

                Конспект комплексного открытого занятия в  подготовительной группе.

Подготовила воспитатель : Воронина Н.В.

Тема: По страницам книги  « Тайны живой природы»

Цель :Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Задачи:

-формировать умение замечать красоту живущих рядом птиц;

-распознавать экологические группы птиц, и их признаки;

-закреплять базовые экологические понятия: пищевая цепочка, условия и среда обитания;

-расширять знания о мире птиц, их внешнем виде. Образе жизни; о роли птиц в природе и жизни человека;

-упражнять в словообразовании, развивать память, мышление, наблюдательность, любознательность;

- воспитывать интерес к жизни птиц, бережное отношение, желание помогать им.

Оборудование:

Дидактическое пособие « Протяни дорожку», иллюстрации птиц и их гнёзда, экологический светофор, карточки «Пищевые цепочки;, листы для оригами по количеству детей, « Волшебная палочка».

Методы:

-наглядного обучения( использование схем-моделей, иллюстраций птиц);

-игровой ( дидактические игры и игры упражнения);

-словесный метод( беседа, рассказ, обсуждение, художественное слово);

-практичкский(физкультминутка, проведение опыта, изготовление птиц методом оригами);

Словарная работа:

Обогащение словаря прилагательными и новыми терминами-(орнитолог-человек изучающий птиц);

Стержень- предмет удлиненной формы, являющийся основанием чего либо;

Опахало- эластичная пластинчатая часть контурного пера, лежащая по обе стороны  от его стержня.

Предварительная работа:

-ознакомление со схемой-моделью птицы;

-проведение цикла наблюдений за птицами на участке, рассматривание иллюстраций.

                             

                                      Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать по страницам книги « Тайны живой природы», а поможет нам в этом наша волшебная палочка. Какие же тайны скрывают её страницы?

Воспитатель взмахивает палочкой, книга открывается, на её странице появляется модель птицы

Вы догадались?

Дети высказывают свои предложения?

Воспитатель:

Мы поговорим о птицах. Кто же такие птицы, где живут, как выглядят, чем отличаются друг от друга? Ответы на эти вопросы мы найдём в этой книге.

На время путешествия нам необходимо стать орнитологами. Вы знаете кто такие орнитологи?

Ответы детей.

Орнитолог- это человек, изучающий птиц. Мы много говорили с вами о птицах, наблюдали  за ними на прогулке. Давайте проверим , хорошо ли вы знаете их.

Проводится игра на внимание « Прилетели птицы».

Воспитатель читает стихотворение. Если дети услышат, что он называет птицу, хлопают в ладоши.

Прилетели птицы,

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи,

Комары ,кукушки,

Чибисы, стрижи,

Аисты, лягушки,

Совы и ватрушки.

Ой, как много в мире птиц:

Пеликанов и синиц,

Зимородков и клестов,

Попугаев и дроздов.

Есть фламинго, воробьи,

Есть колибри, соловьи,

Голуби, кукушки

Пеночки-простушки,

Дятел, сокол и сова.

( Днём в дупле сидит она).

В поле перепел кричит.

Знаешь, их так много есть,

Что их всех не перечесть.

Нас сражают пением,

Буйным оперением.

Воспитатель:

Пришло время открыть следующую страницу нашей книги.

Раздел « Птицы в природе».

Воспитатель:

А хорошо ли вы знаете как выглядят птицы?. Попробуйте узнать по элементу, что это за птица.

Проводится игра « Элементы».

Дети должны соединить птицу с кружочком , в котором изображён птичий элемент (клюв, лапа, и.т.д.).

Воспитатель:

Да, каких только птиц на свете нет! Посмотрите, какие они все разные! Как вы думаете, отчего это зависит?

Высказывание детей.

Благодаря своей многочисленности, высокому уровню развития и самому совершенному способу передвижения- полёту, птицы смогли расселиться практически по всему земному шару, приспособиться к сузествованию в любых условиях- от сухих, почти безводных пустынь до суровых высокогорий.

Проводится игра « Где живут птицы?»

Например, снегирь, кукушка, живут в лесу; пеликан, пингвин- у моря; индюк, петух- домашняя птица. И.т.д.

В поисках пищи и в борьбе за жизнь птицы устанавливают особые отношения со своими собратьями, животными и человеком. Большинство из них добывают себе корм, но некоторые похищают его. Как вы думаете , с помощью чего птицы добывают себе корм?

Ответы детей.

Правильно, при помощи клюва.

Воспитатель показывает картинки с изображением прибрежных птиц: речная чайка, пеликан, утка, зимородок.

Эти птицы живут по берегам рек, прудов, морей. Внимательно присмотритесь к ним. Что у них общего , и сем они отличаются?

Обратите внимание, какие у них разные клювы! У пеликана клюв длинный, мощный. С его помощью он ловит рыбу как сочком. У чайка клюв загнут крючком, так как ей удобно хватать и удерживать скользкую рыбу. Клюв утки плоский. Он помогает ей отцеживать из воды пищу- семена растений, насекомых, водных улиток.

Задание « Пищевые цепочки».

Дети по предложенным карточкам должны составить пищевые цепочки насекомоядных, растительноядных, и хищных птиц.

Игра « Четвёртый лишний».

Все иллюстрации птиц нужно обозначить цифрами. Воспитатель задаёт вопрос, дети с помощью математического веера должны показать цифру обозначающую правильный ответ.

Воспитатель:

Найдите лишнюю птицу по среде обитания: дятел, клёст, глухарь, воробей ( воробей).

Под каким номером обозначена птица  не являющаяся водоплавающей: лебедь, пингвин, гусь, цапля. ( цапля).

Найдите лишнюю  птицу по способу добывания пищи: ястреб, беркут, орёл, фазан,( фазан).

Назовите птицу которая не является домашней: курица, индюк, утка, павлин,( павлин).

Молодцы ребята! Хорошо выполнили задание. А как вы думаете, в какое время года больше птиц? Почему? Почему многие птицы улетают на юг?

Ответы детей.

Перелётных птиц очень много, но нам редко удаётся увидеть улетающие стаи. Как вы думаете почему?

Ответы детей.

Правильно они летят ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта птицы придерживаются строгого порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли летят –клином; гуси и цапли- шеренгой, крылом к крылу; утки  выстраиваются в прямую линию и образуют дугу; скворцы, дрозды и другие мелкие перелётные птицы порядка не любят- летят как попало.

Упражнение на словообразование.

Вы уже знаете , что сова чаще всего вылетает на охоту ночью, как будет называться такая охота? Как будет называться охота утром,  днём, вечером, весной,  летом,  осенью, зимой, в лесу?

Молодцы.

А теперь давайте превратимся в птиц.( Воспитатель взмахивает палочкой)

Физминутка.

Птица крыльями взмахнула,

Птица перья отряхнула,

Крылья убрала назад, Сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо влево,

Удивилась « Что за дело?»

Нет тут птицы ни одной,

Полечу- ка я домой.

Полетела, полетела, В гнёздышко своё присела.

( Дети выполняют движение).

Новый материал.

Ребята давайте проведём опыт. Перед вами ,два листа бумаги, (самолётик).

Возьмите один и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло?( упал) .Возьмите второй лист и так же осторожно опустите перед собой. Что произошло? Почему так происходит- листы одинаковые а падают по разному? Какой вывод можно сделать?

Птицы самые крупные, быстрые и выносливые из ныне живущих летающих животных. Их гладкое тело с лёгкостью преодолевает сопротивление воздуха, а сильные крылья поднимают в высь несут вперёд. Крылья у птиц лёгкие, сильные и гибкие. Птицы единственные животные на земле, имеющие перья. Как вы думаете,  какую роль перья играют для птиц? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, У всех ли птиц одинаковые перья?

Ответы детей.

Форма перьев, их расцветка и узоры у каждой птицы свои. Давайте рассмотрим их внимательно. А наша книга нам поможет.

Иллюстрации различных перьев.

Воспитатель:

Ребята , скажите чем они отличаются?

Ответы детей.

Правильно. Размером, цветом, строением. Оперение птиц состоит из огромного количества перьев. Длинные перья называются маховыми. Они предназначены для полёта, поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти перья поднимают птицу ввысь .Хвостовые перья называют рулевыми. Они тоже прочные и длинные предназначены для поворота в полёте. Мелкие перья – пуховые. Расположены под под рулевыми и маховыми. Они согревают птиц. Перья спасают птиц от ушибов  и царапин, холода и жары, намокания и пересыхания. Перья птиц постепенно изнашиваются и поэтому подвергаются периодической смене или линьке.

Проводится игровое упражнение « Как птицы передвигаются».

Воспитатель:

Пришло время перелистнуть страницу нашей книги.

Ребята! Птицы- как и люди- живые существа. Но они меньше и не могут себя защитить. А маленьких и слабых обижать нельзя! Что вы можете предложить для охраны птиц?

Дети:

Не разорять гнёзда. Не кричать в лесу. Не брать яйца и птенцов из гнезда, а развешивать кормушки.

Коллективная работа.

Воспитатель:

Посмотрите, ребята ,какой красивый волшебный лес!( иллюстрация).

Давайте в нём поселим волшебных птиц, сделанных нашими руками.

 Дети выполняют оригами различных птиц на выбор и сажают их на веточки.

Молодцы! Какие красивые птицы получились! Скажите, а вам хотелось бы узнать , что таит в себе следующая страница?

Воспитатель:

И мне хочется( взмахивает палочкой а страница не переворачивается). Это волшебная книга и правила её нарушать нельзя. О новых тайнах природы мы сможем узнать  в следующий раз.

Итог .

Воспитатель:

Сегодня мы  разгадали одну из тайн нашей книги и много нового узнали о птицах. Что вам больше всего понравилось и запомнилось Какое задание было самым интересным?

Ответы детей.

Воспитатель:

 Наше путешествие закончилось. Но осталось ещё много тайн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного открытого занятия по теме "Бабочки летают" в разновозрастной группе II-младшая - средняя.

Сначало дети знакомятся с образованием числа 4, затем делают из цветной бумаги аппликацию "Бабочки летают" (у бабочки 4 крылышка, 4 глазка)....

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: Чудо-чудное, диво дивное—золотая хохлома. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

Прдолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; продолжать знакомить с русской ...

Конспект комплексного открытого занятия в средней группе по художественному творчеству (аппликация) и музыкальному воспитанию « Подснежник»

Формировать интерес к музыке, пробуждать у детей желание слушать классические произведения, развивать музыкальные способности.Учить видеть положительные результаты своего труда (красиво, аккуратно, яр...

Конспект комплексного открытого занятия в младшей группе.

Конспект комплексного открытого занятия в младшей группе.На тему «Кто не работает, то не ест!»...

Конспект комплексного открытого занятия в младшей группе «Совушка-сова".

План-конспект НОД по знакомству с нетрадиционной техникой рисования - рисование вилкой....