Методическая разработка «Создание мини-музея «Животные жарких стран» в подготовительной группе детского сада»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Улина Наталья Викторовна

Целью данной методической разработки является анализ и обобщение методических особенностей образовательной деятельности детей и взрослых на примере создания мини-музея «Животные жарких стран» для детей подготовительной группы (6-7 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_zhivotnye_zharkih_stran.docx49 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 44 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 44 Красносельского района Санкт-Петербурга)

Методическая разработка

«Создание мини-музея «Животные жарких стран»

в подготовительной группе детского сада»

Составила

Воспитатель

Улина Наталья Викторовна

Санкт-Петербург

2020

1.Цели и задачи методической разработки

Целью данной методической разработки является анализ и обобщение методических особенностей образовательной деятельности детей и взрослых на примере создания мини-музея «Животные жарких стран» для детей подготовительной группы (6-7 лет).

Задачи:

  • Описать организацию работы, в ходе которой ребенок поставлен в условия поиска, заблуждений и радостных открытий.
  • Привести серию примеров образовательной деятельности, продуманной таким образом, что поставленные цели подразделяются на ряд образовательных задач, решаемых детьми самостоятельно и совместно со сверстниками и взрослыми.

Актуальность:

 Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей и миром природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического образования дошкольников. Любовь, понимание и забота – это то, что ждёт природа от каждого человека. Воспитание внимательного, чуткого, заботливого ребёнка, способного познавать окружающий мир и себя в нём может успешно проводиться через музейную педагогику.

Дети дошкольного возраста проявляют активный интерес к природе: животным, растениям, погодным явлениям. Животные жарких стран – наиболее яркие представители животного мира. Они привлекают ребят своим внешним видом. Известно, что дети активно познают то, что для них эмоционально значимо. В процессе общения с детьми было выявлено, что представления детей о животных жарких стран весьма ограничены. Однако, есть большое желание узнать больше. Создание мини-музея экологического содержания даёт возможность максимально раскрыть познавательные, творческие, исследовательские способности детей.

В связи с этим был создан мини – музей «Животные жарких стран».

Цели мини-музея «Животные жарких стран»

  • Расширение представлений о животных жарких стран.

Задачи мини-музея «Животные жарких стран»

  • Обогатить предметно-развивающую среду группы.
  • Развивать у дошкольников представления о музее, расширять кругозор.
  • Формировать навыки составления экспозиции.
  • Развивать познавательные способности и познавательную деятельность.
  • Формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
  • Способствовать развитию художественно-эстетического восприятия.
  • Улучшать детско-родительские отношения через совместную деятельность.

Важной особенностью мини-музея является участие в его создании детей и родителей.

Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять и переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка, дедушка. Каждая выставка мини-музея – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Стоит отметить, что размещение экспонатов становится для детей большим праздником.

        Мини- музей постоянно пополняется новыми экспонатами и становится неотъемлемой частью развивающей среды.

В основу решения задач по достижению этих целей положены следующие принципы:

  • учет возрастных особенностей дошкольников;
  • наглядность и последовательность;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми;
  • принцип сотрудничества и взаимодействия.

В подготовительной группе дети становятся самостоятельными создателями мини-музея. Они умеют собирать коллекцию, классифицировать экспонаты. У них есть свои предпочтения к разным видам экспонатов. У детей хорошо развита речь, они могут самостоятельно рассказывать об экспонатах, выразительно читать стихи, проводить с малышами различные игры.

В подготовительной группе дети осваивают такое непростое дело, как создание экспозиции. Не секрет, что от того, как расставлены экспонаты, насколько привлекательно все будет выглядеть, как правильно буду классифицированы предметы – во многом зависит успех работы по созданию мини- музея.

План работы по созданию мини-музея.

Название этапа

Содержание   работы

Ожидаемый результат

1.

Подготовительный этап.

Информирование детей, родителей, сотрудников детского сада.

Консультации для родителей.

Экскурсии выходного дня в зоопарк и Зоологический музей.

1.Определение темы

и названия музея.

2.Выбор места для

размещения.

2.

Практический этап.

Сбор экспонатов.  

Подбор стихов, загадок, иллюстративного материала.

Чтение художественной литературы: А.Куприн «Слон»; Р. Киплинг «Рикки – Тики - Тави», «Отчего у верблюда горб»; Михайлов «Животный мир Африки»; Кожевников «Кто, где живет?»; И.Новикова «Мы идем по зоопарку»; С.Маршак «Детки в клетке» и др.

Придумывание детьми загадок о животных.
Просмотр видеофильмов: «Маугли», «38 попугаев», «Слоненок-турист», «Мой зеленый крокодил», «Про бегемота, который боялся прививок», «Чья мама?», «Кто чей папа?».

Проведение бесед: «Почему у жирафа длинная шея», «Верблюды – жители пустыни»,

«Что такое Джунгли»

«В стране обезьян», «Удивительные птицы»,

«О чем рассказала кенгуру»

«Чем питаются животные?» и др.

Просмотр презентаций: «Кто где живет. Животные жарких стран», «Путешествие в Австралию»

Выполнение рисунков, аппликации, оригами по теме «Животные жарких стран»

Создание экспозиции.

Индивидуальная

работа с детьми.

Создание паспорта мини-музея.

Создание мини-музея

«Животные жарких стран».

3.

Заключительный  этап.

Торжественное открытие мини-музея.

Проведение экскурсий для детей и родителей.

Альбом «Мини-музей

«Животные жарких стран».

Выставка экспонатов

мини-музея.

Разделы мини-музея «Животные жарких стран»

  • Экспозиция
  • Африка
  • пустыня
  • саванна
  • тропики
  • Австралия
  • «Библиотека».

Здесь собраны стихи, загадки и авторские произведения о животных, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

  • «Игротека».

Игры и атрибуты для игр расположены рядом с основной экспозицией. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

  • «Своими руками».                                                                                        

Этот раздел мини-музея организован в центре художественно-эстетического развития. Здесь посетители смогут попробовать себя в роли художников и скульпторов, можно вылепить из пластилина понравившуюся зверюшку. Из цветной бумаги сложить фигурки животных и птиц, выполнить аппликацию.

Создание экспозиции

Для размещения экспонатов необходимо выделить место в группе. Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины и высоты, тумбы.

Учитывая, что в музее есть разделы - пустыня, саванна, тропики – следует группы экспонатов разделять с помощью ширм или размещать их на разных уровнях. Иллюстрации размещаются на стендах.

Пример проведения экскурсии для детей и родителей подготовительной группы.

«Путешествие в Африку»

Цель:

Систематизирование представлений детей о климатических условиях и жизни животных пустыни, саванны, тропиков.

Задачи:

  • Закреплять представление о жизни животных Африки.
  • Расширять представления детей о земноводных и пресмыкающихся.
  • Продолжать учить устанавливать связь между климатическими условиями и животным миром.
  • Создать у детей радостное настроение.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Улучшение детско-родительских отношений через совместную деятельность.

Оборудование:

  • Экспонаты мини-музея «Животные жарких стран».
  • Штурвал, костюм моряка.
  • Материалы для экспериментирования: два ведерка, две мензурки, губки, кусочки полиэтилена, брусочки, пластмассовые мелкие игрушки, тряпочки, кисточки, трубочки для коктейля, бумага.
  • Изображение контура жирафа (2)
  • Цветная бумага для оригами, цветные карандаши, фломастеры, клеящий карандаш.
  • Магнитофон, аудиозаписи «Чунга-Чанга», эстафета.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать!
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами опять отправимся в интересное путешествие. Попробуйте угадать, куда же мы отправимся.


Огромный этот континент
Известен людям много лет.
Там обитают крокодилы,
Львы, бегемоты и гориллы.
Жирафы тоже там живут.
Как этот континент зовут?
(Африка)


Воспитатель.
Предлагает детям рассмотреть глобус.
Дети, попробуйте найти Африку на глобусе. (Ищут).

Д.И. «Найди континент по контуру»

(На доске размещены изображения континентов. Детям предлагается найти нужный материк).

Воспитатель: Как мы можем до неё добраться?
Дети: На самолете, пароходе, корабле.
Воспитатель: Давайте отправимся в Африку на пароходе.

  У нас есть корабль. Нам необходимо выбрать капитана.

Выбор капитана.

Капитан:

Все по местам. Отдать швартовы. Полный вперед.

Воспитатель:


Мы отправились в поход,

Наш корабль вдаль плывет,

А чтоб было веселей,

Добавляйте поскорей.

Загадки – добавлялки:

1.
С пальмы вниз,
На пальму снова
Ловко прыгает…корова (обезьяна).
2.
Длиннее шеи не найдёшь.
Сорвёт любую ветку …ёж (жираф).
3.
Фрукты хоботом берёт
Толстокожий …бегемот (слон).
4.
Над лесом
Солнца луч потух,
Крадётся
Царь зверей…петух (лев).

Капитан:

Вижу землю.

-Вот мы и добрались до Африки.  Выходите из корабля, нас ждут приключения, друзья. 

Остановка 1: ПУСТЫНЯ

Воспитатель:
-Мы с вами попали в царство горячего песка и яркого солнца. Как же называется это место?
-Конечно, пустыня. В Африке много пустынь –пустыня Калахари, пустыня Намиб. Но самая большая – это пустыня…Сахара (
дети продолжают предложение). 
Сейчас мы отправимся в путь по пустыне. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.

Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)
- Оказывается, могут.  Растет в пустыне верблюжья колючка. У нее очень длинные корни , чтобы доставать воду, которая  находится глубоко под землей
- К жизни в пустыне приспособились и животные.

ВЕРБЛЮД

“Зверь я горбатый,
Нравлюсь ребятам”.
Кто это? (верблюд)


Ребенок:

Верблюда называют кораблем пустыни.
Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля).
-А верблюд – это домашнее или дикое животное? (дети отвечают)
 -Караваны  верблюдов перевозят тяжелые грузы, людей. 
Это очень сильные и выносливые животные. Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей. На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку. В пустынях Африки обитают только одногорбые верблюды, их еще называют… дромадеры. 

В пустыне самое главное сокровище – это вода.

Но даже среди пустыни встречаются места, где есть источник и колодцы с водой. Такие места называют ОАЗИСАМИ. Сюда собираются путешественники и животные со всей пустыни, чтобы утолить жажду.

Воспитатель:

Вот мы добрались до такого оазиса. Давайте напоим наших верблюдов. Но нам нечем зачерпнуть воды! Как же нам поступить?

ОПЫТ с водой

(Впитывание воды различными материалами)

Воспитатель:

Отправляемся дальше. Нас ждет саванна.

Остановка 2: САВАННА

Воспитатель:

- Чем покрыта земля в саванне? (травой).
 Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Как они называются?
(ответы детей)
Это баобабы (
показ  слайда). Это удивительные деревья, у них толстый ствол. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада. 
Понаблюдаем за обитателями саванны.

СЛОН

 - Вот и африканские гиганты.

Ноги – два и два столба,
Шланг пожарный возле рта,
Два клыка могучих, длинных
(по-другому, это бивни).
Умница, красавец он,
Знают все, что это… 
слон.

Ребенок:

Это слоны.  Самое удивительное у слона – хобот. 
-Зачем слону хобот? (
ответы детей). При помощи хобота слон собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет. Им он играючи может перенести довольно толстое дерево. Хоботом мама слониха может погладить своего детеныша.

Вот бы мне, вот бы мне
Прокатиться на слоне!
У него спина —поляна,
Шире нашего дивана.

На его большое ухо
Села маленькая муха
И сидит, как на стене...
Муха едет на слоне!

ЖИРАФ
Воспитатель:

Назовите самое высокое животное нашей планеты.


А у жителя саванны
Рост большой – он очень странный:
Шея длинная и рожки,
На подъёмный кран похож он,
Он пятнист, красив… Тот прав,
Кто назвал его… 
жираф.

-Конечно же, это жираф. Почему у жирафа такая длинная шея? (ответы детей) Чем питается жираф? (ответы детей). Кроме длинной шеи, у жирафа есть длинный… язык. Жираф – хищное или травоядное животное? (ответы детей)
А зачем жирафу пятна?

Наверно, редко мылся в детстве.

А если серьезно, то, когда местность "пятнистая", то и почти все животные, обитающие там тоже "пятнистые", т.к. это помогает им прятаться. Травоядным от хищников, чтобы не съели, хищникам от травоядных, чтобы успешно охотиться.

Жирафы живут в саванне - а это вполне пятнистая местность, потому и жирафы - пятнистые.

АТРАКЦИОН «У ЖИРАФА ПЯТНА»

(Дети и взрослые образуют две команды. По сигналу воспитателя участники по очереди приклеивают пятнышки на контурное изображение жирафа. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее)

ЗЕБРА

Ребенок:

- Африканские коняшки одеваются в тельняшки…  Что же это за коняшки? (ответы детей)

Полосатая лошадка,
Словно для письма тетрадка.
На полосочках, друзья,
Ничего писать нельзя.
Кто ответит самый первый,
Как зовут лошадку?… 
Зебра.

Воспитатель:

- Зачем зебре полоски?

Полоски сбивают с толку и хищников, и кровососущих насекомых. Это и ранее было одной из версий. В мировой практике с начала XX века используется так называемый Dazzle camouflage: рисунок, состоящий из полос различной длины и ширины наносится на боевую технику не для маскировки объекта, а для того, чтобы противник не мог на глаз определить размеры, форму, направление и скорость движения техники. 
Зебры травоядные или хищные животные?

НОСОРОГ

Воспитатель:

- Название, какого животного состоит их двух слов? (Ответы детей) (Носорог).  

А почему его так назвали? (
ответы детей)

Ребенок:


- Носорог – травоядное или хищное животное? (ответы детей)

Его внушительные размеры многих вводят в заблуждение, поэтому они считают его хищником. На самом деле носорог - млекопитающее, основным рационом которого с момента рождения до исполнения одного года является молоко матери. Что едят носороги помимо молока? В недельном возрасте они впервые пробуют траву, которая в дальнейшем становится основой их "меню" на всю жизнь. Опрашивая обычных людей, является ли носорог хищником или травоядным животным, исследователи столкнулись с массовым заблуждением: большинство опрашиваемых назвали их плотоядными. Несмотря на солидные размеры и развитую мускулатуру, носороги - представители семейства травоядных.

ЛЕВ

Ребенок:

Это царь зверей - лев. (Показывает картинку с изображением льва).
Где же он, почему мы его не видим?
 (Ответы детей)
Цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы.
Почему льву важно быть незаметным?
 (Ответы детей)
Он хищник, выслеживает добычу. На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, склонны к царственной лености. А чем внешне отличаются львы от львицы? (
Показывает картинку с изображением льва и львицы). (Ответы детей)
У льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет.

Ребенок:

Мама-львица папе-льву
Говорит раз поутру:
«День рождения у львёнка,
Чем порадуем ребёнка?»
«Мы ему устроим праздник —
Веселится пусть, проказник!
Пригласим слонов-соседей,
Иностранцев — двух медведей.
За беседой, за столом
Славно время проведём.
Вслед за тем — разминка в мячик,
Вот поскачем, так поскачем!
Кенгуру бьёт без промашки…
А потом сыграем в шашки!
Лучше всех играет слон:
В шашки он давно влюблён!»
Навострил тут львёнок уши,
Слушал папу, слушал, слушал…
И сказал: «Я не пойму,
День рождения — кому?»

Остановка 3: ТРОПИКИ

-Мы с вами оказались в тропическом лесу. Как он называется? (ответы детей). Да, это джунгли. В джунглях растут очень высокие деревья и пальмы, лианы, папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева и обвивается вокруг него Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много. Каких вы знаете обезьян? (дети называют – мартышка, горилла, орангутанг, шимпанзе, бабуин). В джунглях  также можно увидеть разноцветных попугаев.

Физминутка «ЧУНГА-ЧАНГА»

ОБЕЗЬЯНА

Воспитатель:

С ветки прыгает на ветку.

Ест бананы, сладости

К общей детской радости. (Обезьяна.)

АТРАКЦИОН «КТО БЫСТРЕЕ СЪЕСТ БАНАН»

Воспитатель:

Африка, это земля, на которой находится около сотни различных видов птиц. Это только те, которые ведут оседлый образ жизни. А сколько ещё прилетает птиц из Европейских и Азиатских, земель на зимовку в Африку. Поэтому, живущих здесь птиц можно встретить по всему миру. Несмотря на нестабильный Африканский климат, то страшная засуха, то сезоны дождей, они всё равно прилетают в эти места. Рассмотрим некоторые виды африканских птиц.


ПОПУГАЙ

Ребенок:

Я расскажу вам про попугая. Родители дают каждому птенцу свой набор звуков, который затем используют, чтобы поговорить с ним. Птенец запоминает этот звук и потом легко отличает, кого зовут родители — его или сестру, брата.

Исследования показали, что попугаи могут быть правшами или левшами. Чтобы выяснить это, обратите внимание на то, какой лапкой птица берет еду и пытается открыть дверцу клетки.

Воспитатель:

Вот мы и подошли к знаменитой реке ЛИМПОПО.

Нам жарко. Может быть искупаемся?

На корягу он похож,
Зубы острые, как нож.
Он лежит, зарывшись в ил,
Злой и страшный… 
крокодил.


Воспитатель:

Вот и подошло к концу наше путешествие. Садимся на корабль. Отправляемся домой.

Капитан:

Все по местам. Отдать швартовы. Полный вперед.

Воспитатель:

А пока мы плывем домой давайте поиграем в игру:

Д.И. «Назови детеныша животного»

Слон

Слониха

Слоненок

Жираф

Жирафиха

Теленок, так называют всех детенышей парнокопытных животных, но встречается также жирафёнок.

Зебра

Зебра

Жеребенок

Носорог

Самка носорога

Телёнок, в разговорной речи также встречается носорожик.

Страус

Страусиха

Страусенок

Самец панды

Панда

Детеныш панды, медвежонок Панды, так как панда относиться к семейству медвежьих. 

Когда детеныш панда немного подрастает его начинают называть маленькой пандой.

Крокодил

Крокодилица

Крокодильчик

Бегемот

Бегемотиха

бегемоты относятся к семейству парнокопытных. На научном языке детёнышей всех парнокопытных называют телятами.

Самец обезьяны

Обезьяна

Детеныш обезьяны

Леопард

Самка леопарда

Котенок

Верблюд

Верблюдица

Верблюжонок

Слон

Слониха

Слоненок

Самец пантеры

Пантера

Котенок

Гепард

Самка гепарда

Котенок

Самец акулы

Акула

Акуленок

Капитан:

Вижу землю.

Это наш родной город Санкт-Петербург. Стоп машина. Мы прибыли домой.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

Мне тоже очень понравилось, как вы рассказывали о животных, играли в игры, отгадывали загадки.

Давайте скажем «Спасибо» нашему капитану.

Фотосессия в музее «Животные жарких стран»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Проект по теме: «Животные жарких стран»

Основная работа в подготовительной группе это подготовка детей к школе. Это их социализация и коммуникация. Ребёнок свободно чувствует себя в процессе общения по поставленному вопросу, если у него ест...

Конспект НОД по развитию речи на тему "Животные жарких стран" в подготовительной группе

Игровое занятие по речевому развитию детей с использованием ТРИЗ технологии и технологии мнемосхемы.Занятие позволяет в игровой форме обобщить знания детей о животных жарких стран, активизировать слов...

Методическая разработка "Создание мини-музеев в ДОУ"

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы по созданию мини-музеев в дошкольном учреждении...

Методическая разработка сценария "Новый год встречаем в сказке" в подготовительной группе детского сада.

К детям на праздник ёлки приходят Дед Мороз и Снегурочка, но праздник пытаются омрачить Бармалей и Баба Яга, они не пускают на праздник сказочных героев. Детям помогают весёлые цыганочки, пришедшие на...

Методическая разработка : "Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей-подготовительной группе детского сада" (март)

Комплексно-тематический план по лексическим темам : "Мамин праздник", "Весна.Признаки весны", "Перелетные птицы","Животные жарких стран и севера"....

ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ «АЗ БУКИ ВЕДИ» для детей подготовительной группы

Буквы очень важны в нашей жизни. Нет математики без цифр, так и нет чтения без букв. Если бы не было букв, мы не могли бы написать своё имя, фамилию, отчество. Не могли бы сохранить и передать информа...