Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе "Почему растаяла Снегурочка?"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Михеева Татьяна Михайловна

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе "Почему растаяла Снегурочка?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения 

 «Детский сад комбинированного вида «Ласточка»

Михеева Татьяна Михайловна

р. п. Варгаши

2019 год

Ф.И.О. автора:  Михеева Татьяна Михайловна

Тема занятия: Почему растаяла Снегурочка?

Группа: средняя  (4- 5 лет)

Пояснительная записка

Конспект занятия составлен в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой дошкольного образовательного учреждения.

В процессе занятия осуществляется интеграция следующих образовательных областей: «Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами:

- Принцип непрерывности (занятие   построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

-  Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

-  Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

-  Принцип психологической комфортности.

Цель образовательной деятельности: формирование  познавательной активности детей при исследовании свойств воды, снега и льда.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

  1. Обобщать знания детей в познании окружающего мира.
  2. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.
  3. Учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд.
  4. Учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

 РАЗВИВАЮЩИЕ.

  1. Развивать мышление, интерес к явлениям неживой природы.
  2. Вызывать радость от открытий, полученных из опытов.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ.

  1. Воспитывать нравственно – эстетические чувства в общении с природой.
  2. Формировать нравственные качества – отзывчивость, дружелюбие.

Методы обучения.

Словесный метод был использован для поддержания внимания детей, эмоционального отклика на протяжении всей образовательной деятельность (художественное слово, вопросы, загадки, словесная инструкция – правила поведения при проведении опытов).

Наглядный метод помог в развитии познавательного интереса (просмотр презентации, наблюдение за снегом и льдом).

Практический метод – для закрепления знаний и умений детей на практике (лепка снежных «пирожков»).

Метод эксперимента был использован для формирования у детей наглядно – образного мышления (проведение опытов со снегом и льдом).

Игровой метод использовала с целью снятия психологического напряжения (пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять», упражнение по самомассажу рук, речедвигательная гимнастика «Погреемся»).

Формы организации деятельности обучающихся. Групповая на протяжении всего занятия.  

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Снегурочка», игры со снегом и льдом на прогулке, наблюдение за снегопадом, рассматривание снежинок через лупу, замораживание льда в формочках.

Структура занятия (хронокарта занятия)

Вступительная часть (4 минуты)

Основная часть занятия (12 минут)

Заключительная часть занятия (4 минуты)

Технологическая карта занятия

№ п.п

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

Вступительная часть

Организационный момент

Мотивация (процесс вовлечения в деятельность): установление зрительного и тактильного контакта,   поощрение детей к высказыванию.

дети отвечают на вопросы, проявляют любознательность.

4 минуты

2

Основная часть занятия

Актуализация имеющихся знаний и представлений

Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, опоры на наглядность подвести детей к закреплению имеющихся знаний и умений.  

Дети закрепляют знания,  полученные в предыдущей образовательной деятельности

12 минут

3

Заключительная часть занятия

Итог занятия. Систематизация знаний

Подведение итога занятия с позиции обобщения полученного ребенком опыта.

Дети отвечают на вопросы.

4 минуты

План занятия

Дети стоят в кругу.

Ритуал приветствия «Улыбка»

Ты – мой друг, и я – твой друг,   (Ладонь направляется на друга, потом к себе)

Как прекрасен мир вокруг!  (Развели руки в стороны)

Мы друг другу улыбнёмся,  (Улыбаемся друг другу)

Дружно за руки возьмёмся!   (Берёмся за руки)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:  Ребята, сегодня у нас необычный гость. А чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку.

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали?

Воспитатель: Правильно, это Снегурочка.

Снегурочка: Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».

Дети: Здравствуй, Снегурочка!

Снегурочка:  – Ребята, а какое сейчас время года? (Зима)

Снегурочка: Я люблю зиму. Ведь мне только зимой можно приходить в гости к детям.  Расскажите мне, что происходит зимой, какая погода бывает зимой.

Дети называют приметы зимы.

Воспитатель (обобщает): Да, Снегурочка, зимой очень холодно. Все покрыто белым, пушистым снегом. Часто дуют сильные ветры. На улице мороз. С неба летят снежинки.  Снежинки - это замерзшие капельки воды, которые превратились в тонкие иголочки. Когда  снежинок падает много – много, то это уже снегопад! (Повторяют) А еще зимой замерзают реки, озера. Они покрываются слоем льда.

Снегурочка: А вам, дети, не скучно зимой?

 Дети: Нет.

Воспитатель:  Давайте расскажем Снегурочке, что мы делаем зимой.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Снегурочка: Какие вы молодцы.

Воспитатель:  Снегурочка, ты сказала, что у тебя есть для нас сюрпризы. Покажешь?

Снегурочка: – Конечно, покажу, если вы сумеете отгадать мою загадку:

В холод белый и колючий,

в оттепель сырой, липучий.

Принесешь его домой –

Станет талою водой. (Снег)

Воспитатель:  Снегурочка нам принесла  немного снега. Как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате. (Ответы детей).

Воспитатель: – Молодцы, конечно, снег растает и превратится в воду. А пока снег не растаял, давайте с ним поиграем. Играть со снегом мы будем в нашей лаборатории. Давайте вспомним правила поведения при проведении опытов. (Ответы детей)

Воспитатель: – Правильно.  При проведении опытов необходимо:

1. Работать за своим рабочим место, не толкаясь и не мешая другому.  

2. Внимательно слушать объяснение заданий.

3. Выполнять работу только с  разрешения воспитателя.

4. Делать все аккуратно и дружно.

Воспитатель: Вот сколько снега в тазу, давайте потрогаем снег.

Воспитатель: - Какой снег?  

Дети: - Холодный, мокрый, белый.


Воспитатель: - Чем пахнет снег?  

Дети: - Снежинками, без запаха, ничем.


Воспитатель: - Что можно из него слепить?  

Дети: - Комочки, снежки, горку.


Воспитатель: - Давайте, слепим снежные пирожки для Снегурочки. Возьмите в свои ладошки немного снега. Прижмите другой ладошкой.


Речедвигательная гимнастика «Я пеку, пеку, пеку…»:

Я пеку, пеку, пеку,
Пирожочек я слеплю.
Пирожочек я слеплю.
И в тарелку положу!  (Дети кладут «пирожки» в тарелочки.)


Воспитатель: - Ну, что, ребята, удалось нам слепить пирожки из снега?  

Дети: - Да!


Воспитатель: - Почему?  

Дети: - Снег липкий, потому что подтаял.


Воспитатель: - Какой формы «пирожки»?

Дети: - Круглые.


Воспитатель: - Что стало с нашими руками?

Дети: - Замерзли, стали холодными, мокрыми.


Воспитатель: - Почему руки замерзли?

Дети: - Потому что снег холодный.


Воспитатель: - Почему руки мокрые?

Дети: - Снег растаял от теплых ладошек. Превратились в капли воды. 


Воспитатель: - Давайте вытрем руки салфеткой. (Дети вытирают руки).  Потрогайте друг у друга ладони, действительно ли они холодные? ( Дети трогают ладони друг у друга, прикладывают ладони к своим щекам.)


Воспитатель: - Что нужно сделать, чтобы согреть руки?  

Дети: - Погреть их.

Упражнение по самомассажу  рук:

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки – ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

Воспитатель: - Ну, что, согрелись!?

Дети: - Да!


Воспитатель: - Ребята, что происходит с нашими «пирожками»?

Дети: - «Пирожки» тают.


Воспитатель: - Во что превращается снег?  

Дети: - Снег превращается в воду.


Воспитатель: - Почему «пирожки» тают?  

Дети: - В группе тепло.


Воспитатель: - А где ещё быстро может растаять снег?  

Дети: - На батарее, на печке, в комнате.

Воспитатель:  Ребята, Снегурочка, нам еще кое-что принесла. Что это? (Лёд)

Воспитатель:  Возьмите по одной льдинке, потрогайте ее, какая она? (Ответы)

Дети: - Холодная, мокрая.

Воспитатель:  А если мы нажмем на льдинки, что можно о них сказать, какие они? Твердые или мягкие?

Дети: - Твердые.

Воспитатель:  Посмотрите, льдинки выскальзывают у меня из рук, удержать их очень трудно, почему, как вы думаете?

Дети: - Они скользкие.

Воспитатель:  Положите свои льдинки в тарелочки. Посмотрите на ладошки – они у вас влажные. Как вы думаете, откуда взялась вода?

Дети: - Льдинки растаяли.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, почему льдинки начали таять?

Дети: - Трогали теплыми ладошками, в помещении тепло, а в тепле лед тает.

Воспитатель:  Ребята, а можно ли льдинки брать в рот? Почему?

Дети: - Нет. Это очень опасно. Можно простудиться и заболеть, так как льдинки очень холодные.

Воспитатель:  Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег и лед? (ответы)

Воспитатель:  Давайте это проверим. Проводят опыт: воспитатель опускает кусочек льда и снега в воду. Дети наблюдают за тем, как лёд и снег плавают на поверхности. Так происходит  потому что снег и лёд легче воды).

Воспитатель:  Ребята, какого цвета снег? Какого цвета лёд? (Ответы) Проводят опыт: Воспитатель прикладывает  к снегу полоски бумаги белого, серого  и голубого цвета.  Наглядным путём определяют, что снег белого цвета.

Проводят опыт: Воспитатель прикладывает картон разных цветов к ледяной пластинке. Дети наблюдают за тем, что картон виден через ледяную пластинку. Делают вывод, что лед просвечивает, потому что он прозрачный.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, что произошло со снегом и льдом в стаканчиках?

Дети: - Они  растаяли.

Воспитатель: - Почему? (Ответы детей)

Воспитатель:  Ребята, покажите мне свои ладошки, они, наверное, замерзли. Давайте вернемся на свои стульчики и согреем руки.

Речедвигательная гимнастика «Погреемся»:
Мы погреемся немножко
И похлопаем в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Хлоп-хлоп-хлоп!
Ножки тоже мы погреем 
И потопаем скорее:
Топ-топ-топ!
Топ-топ-топ!
По коленочкам ударим:
Тише, тише, тише.
Руки вверх мы поднимаем:
Выше, выше, выше. 

Воспитатель:   Ну, что, согрелись!?  

Дети: - Да!

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, наша Снегурочка загрустила.  Что случилось с тобой?

Снегурочка: Я таю…

Воспитатель:  Ребята, а почему тает Снегурочка?  (ответы)

Воспитатель:  Правильно, Снегурочка сделана из снега, а снег в комнате тает, потому что тепло. Дети, нужно попрощаться со Снегурочкой и отпустить её домой в лес.

Дети – До свидания.

Воспитатель:  Ребята, скажите, какие сюрпризы приносила вам Снегурочка. Какой снег? Какой лед?

Материально- техническое обеспечение занятия:  экран, мультимедийный проектор, мольберт, игрушка Снегурочка, таз со снегом, лед в формочках, тарелочки для снега и льда для каждого ребенка,  два стакана с водой, полоски бумаги белого, серого и голубого цвета, картон разных цветов, салфетки.

Список используемой литературы   и ресурсы сети Интернет:

https://po-ymy.ru/novogodnie-zagadki-pro-snegurochku.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/10/kartoteka-fizkultminutok-i-palchikovykh-igr

Приложения: презентация, фото с занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме "Лёд"

Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения со льдом, воспитывать любознательность, активизировать в речи детей «...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе тема: «Посадка лука»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе  тема: «Посадка лука»...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «В гости к воде».

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе«В гости к воде».Интеграция образовательных областей: Музыка, Чтение художественной литературы, Социализация, Коммуника...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы на тему: «Все профессии важны»

Уважаемые коллеги, предоставляю вам конспект по познавательному развитию на тему профессии....

План конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе. Тема "Мы волшебники"

План конспект занятия по познавательно -исследовательской деятельности в средгей группе на тему: "Мы волшебники"...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Прогулка по лесу»

Цель:1. Развивать познавательную активность детей2. Развивать умения технологично конструировать занятия...