НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гришина Елена Владимировна

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим природным миром (экология) для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Осенний брейн - ринг". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №7 «Ягодка»

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

Гришина Е.В., воспитатель

Джубга

2020

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о природе, об осенних изменениях в природе, о правилах поведения в лесу. Закреплять умение устанавливать взаимосвязи между объектами живой природы и понимание последствий нарушения их;  соотносить музыку с образом животного и имитировать его повадки. Формировать умение отвечать на вопросы полным ответом, развивая диалогическую речь в ситуативном разговоре, умение делать выводы. Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и бережное отношение к ней.

 Развивающие: развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,  речевое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, ситуативный разговор.

Формы организации деятельности: групповая.

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе, поиск признаков осени на участке детского сада, заучивание пословиц об осени, беседы о животных, о правилах поведения в лесу, чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций осенних пейзажей, животных, птиц.

Средства реализации: сюрпризный момент, вопросы детям, метод ТРИЗ «Хорошо-плохо», дидактические игры «Невидимые нити», музыкальные загадки, показ, указания, напоминание, поощрение, использование художественного слова, рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование: корзинка, венок, маленькие желтые листочки и крупные, на которых написаны задания. Карточки с экологическими знаками, два набора карточек: лес, птицы, животные, насекомые, карточки с признаками осени, ватман, клей, карандаши. Два диплома для награждений, маленькие открытки по числу детей. Два стола, два подноса, музыкальный центр, аудиозапись.

 ХОД НОД

Звучит спокойная музыка.

Воспитатель: Дети! Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнитесь мне радостно, по-доброму. Теперь возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Тогда и в группе нашей станет уютнее и теплей.

Слушают музыку.  Улыбаются друг другу, настраиваясь на дальнейшую совместную работу.

Воспитатель обращает внимание на корзинку, в которой находятся осенние листочки и венок из листьев.

Воспитатель: веночек волшебный. Кто его наденет, тот превратится в Осень. (Воспитатель надевает венок, и становиться осенью.).

 Педагог зовет поиграть в игру осенний брейн - ринг. Предлагает разделиться на две команды и выбрать капитанов. В корзинке есть волшебные листочки, на которых написаны задания для каждой команды. За правильные ответы команды будут получать по листочку. А в конце брейн-ринга листочки посчитают, и определится победитель.  

Дети рассматривают листочки, веночек из листьев. Делятся на две команды.

1 задание.

1.Назовите три осенних месяца? (сентябрь, октябрь, ноябрь);

2.Назовите три состояния осени? (ранняя, золотая, поздняя). Дети внимательно слушают вопросы, отвечают на вопросы, дополняют ответы своих товарищей.

2 задание.

Игра «Хорошо-плохо». Нужно назвать признаки осени.

Первая команда начинает словами: «Хорошо, что осень пришла, потому что …» (созрел урожай, на деревьях красивая желтая листва, мама купит теплую желтую одежду, на зиму консервируют огурцы и помидоры, солят капусту, копают картошку…).

Вторая команда начинает словами: «Плохо, что осень пришла, потому что…» (улетели птицы; опадают листья с деревьев; часто бывает пасмурная, сырая погода; стало холоднее…). Дети внимательно слушают вопросы, рассуждают, советуются, отвечают на вопросы, дополняют ответы своих товарищей. Учатся работать в команде.

3 задание. «Кто больше скажет пословиц об осени».  

Команды по очереди говорят пословицы, связанные с осенью.

4 задание.  «Экологические правила».

Каждая команда получает по три экологических знака. Нужно сказать, что этот знак обозначает.

1. «Нельзя ломать деревья», потому что…

2. «Нельзя разорять птичьи гнезда», потому что…

3. «Нельзя уничтожать лягушек», потому что…

4. «Нельзя ежей и других животных забирать из леса домой», потому что…

5. «Нельзя губить растения в лесу», потому что…

6. «Нельзя в лесу разводить костер», потому что…

Дети рассматривают, полученные знаки рассуждают, советуются, дополняют ответы своих товарищей. Учатся работать в команде.  

5 задание. «Невидимые нити»

Каждая команда получает по 4 одинаковые карточки: «Лес», «Птицы», «Животные», «Насекомые».

Воспитатель: какая экологическая катастрофа может произойти, если вдруг на земле исчезнет лес или птицы?».

У первой команды убирается карточка «Лес», у второй «Птицы».

Дети внимательно слушают вопросы, рассуждают, советуются между собой, отвечают на вопросы, дополняют ответы своих товарищей.

Физкультминутка. «Музыкальные загадки»

Дети должны узнать животное под музыку и изобразить его повадки  Ребята прослушивают музыку, изображают повадки животного. Внимательно слушают музыку, определяют ее настроение, к какому животному оно подходит.  

6 задание. «Занимательные вопросы»

Командам по очереди задаются вопросы, за правильные ответы даются осенние листочки.

1. Назовите перелетных птиц нашего края.

2. Назовите зимующих птиц нашего края.

3. Какие животные впадают в спячку? (медведь, енот, змеи, барсук);

4. Какая ягода заменяет лимон? (клюква)

5. Как называются животные, которые питаются травой? (травоядные)

6. Какая птица охотится ночью? (сова);

7. Как готовится к зиме белка? (собирает орехи, сушит грибы, утепляет дупло);

8. Как готовится к зиме заяц? (меняет серую шубку на белую);

9. Что происходит осенью с насекомыми?

10. У каких животных осенью рождаются детеныши?;

11. Какие животные откладывают яйца? (черепахи, крокодилы, змеи);

12. Какое животное называют «корабль пустыни»? (верблюд).

Дети внимательно слушают вопросы, отвечают на вопросы, дополняют ответы своих товарищей. Учатся работать в команде.

7 задание. «Признаки осени»

Из предложенных картинок выбрать признаки осени и наклеить на коллаж. Какая команда быстрее справится с заданием.

Дети рассматривают предложенные картинки, выбирают признаки осени. Берут необходимые средства и материал. Создают осенний коллаж.

Подбирают средства и материал для работы.  Развивают творческое воображение.

Осень пересчитывает листочки, заработанные, каждой командой и объявляет победителя. Победившая команда награждается «золотым» дипломом победителя брейн-ринга. Другая команда награждается «серебряным» дипломом участника брейн-ринга.

Воспитатель:

Какие впечатления остались у вас от нашего брей-ринга?

Что вам больше всего понравилось?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ВЕТЕР, ВЕТЕР, ТЫ МОГУЧ…»...

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим».

Конспект образовательной ситуации  по познавательному развитию для  детей старшего дошкольного возраста  «Знаем, помним и чтим».Цели:1.     Закрепить знания детей о ...

НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в лесу».

НОД по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста  «Путешествие в лесу».Цель: Закрепить правила поведения в лесу, знания о диких животных. Дать знания о том, что каждо...

Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с растениями и животными»

Цель: Закрепить представление о жизни растений и животных, их взаимосвязи.Развивать диалектическое мышление, воображение, развитие речи, тактильные ощущения.Воспитывать сочувствие, сопереживание....