Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса по ОО «Познание» на 2019-2020 учебный год. Формирование целостной картины мира. Бережнова О.В. Старшая группа.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Чичерина Ольга Николаевна

Готовое планирование поможет воспитателям при подготовке к работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm_berezhnova.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по ОО «Познание» на 2019-2020 учебный год

Формирование целостной картины мира

Старшая группа

  • Времена года
  • Природные сообщества
  • Живая и неживая природа
  • Охрана природы
  • Рукотворный мир

п/п

Месяц

Тема

Программное содержание

Источник

1

Сентябрь

Времена года. Лето.

Воспоминания о лете

Актуализировать знания детей о названии летних месяцев и их последовательности. Учить выделять приметы лета в неживой и живой природе; устанавливать простейшие взаимосвязи между явлениями окружающего мира. Формировать умение сравнивать, сопоставлять.

Интернет ресурсы

2

Сентябрь

Природные сообщества. Луг

Учить детей определять и называть отличительные особенности луга. Расширять представления о луге как природном сообществе, о разнообразии животных и растений луга, особенностях их внешнего вида и поведения. Знакомить с особенностями жизни сообщества в период ранней осени. Обогащать словарь названиями обитателей луга.

Интернет ресурсы

3

Сентябрь

Времена года. Осень. Осенние превращения.

Учить детей замечать происходящие в неживой и живой природе сезонные изменения, выделять приметы ранней осени. Формировать умение прогнозировать дальнейшие изменения, устанавливать взаимосвязи между явлениями окружающего мира в процессе смены сезона. Знакомить с названиями осенних месяцев и их последовательностью. Развивать умение сравнивать, сопоставлять.

Интернет ресурсы

4

Сентябрь

Охрана природы. Красная книга.

Знакомить детей с красной книгой региона. Формировать представления об охраняемых животных и растениях родного края. Мотивировать к обсуждению проблем взаимоотношений человека и природы на примерах ближайшего окружения.

Интернет ресурсы

5

Октябрь

Рукотворный мир. Из истории одежды, обуви, головных уборов»

Формировать у детей первоначальные представления об истории народного костюма;

знакомить с разнообразием предметов одежды, обуви, головных уборов, с их названиями и материалами. Из которых они изготовлены;

Активизировать правильное применение обобщающих понятий, новых слов.

Интернет ресурсы

6

Октябрь

Продукты питания. Хлеб

Формировать представление о зерновых культурах (рожь, пшеница), о процессе изготовлении из них хлеба. Знакомить с разнообразием хлебобулочных изделий, воспитывать уважение к хлебу, труду людей, его выращивающих и изготавливающих

Интернет ресурсы

7

Октябрь

Рукотворный мир. Из истории домов и зданий. Такие разные дома.

Формировать у детей первоначальные представления об истории жилища. Познакомить детей с разнообразием домов и зданий, с названиями частей зданий и материалов, из которых они построены.

Интернет ресурсы

8

Октябрь

Природные сообщества. Лес.

Учить детей определять и называть отличительные особенности леса. Расширять представление детей о лесе как природном сообществе; о разнообразии животных и растений леса; особенностях их внешнего вида и поведения. Знакомить с особенностями жизни леса осенью. Обогащать словарь названиями обитателей леса.

Интернет ресурсы

9

Ноябрь

Рукотворный мир. Из истории мебели.

Формировать у детей первоначальные представления об истории мебели и внутреннего устройства дома. Знакомить с разнообразием предметов мебели, их названиями и материалами, из которых они сделаны. В процессе выполнения дидактических заданий учить применять сформированные представления.

Интернет ресурсы

10

Ноябрь

Продукты питания. Разнообразие продуктов. Детская лаборатория «Сладкая жизнь».

Конкретизировать и уточнить представления детей о свойствах, назначении и происхождении сахара

Знакомить с производством некоторых продуктов, содержащих сахар; помогать устанавливать взаимосвязи между свойствами сахара и продуктов питания, содержащих сахар. Формировать первоначальные представления о правильном питании. Развивать умение обобщать, анализировать, делать выводы, сопоставлять результаты.

Интернет ресурсы

11

Ноябрь

Рукотворный мир. Из истории посуды и кухонных бытовых приборов.

Обогащать представления детей об истории посуды и некоторых кухонных приборов,

Познакомить с разнообразием предметов посуды, с материалами, из которых они сделаны. Формировать умение выделять кухонную посуду и бытовые приборы из группы предметов; поддерживать познавательный интерес и любознательность.

Интернет ресурсы

12

Ноябрь

Явления природы. Части суток. Детская лаборатория «Почему день становится ночь»

Конкретизировать представления о причинах смены дня и ночи. Познакомить детей с моделью Земли-глобусом. Формировать навыки познавательно-исследовательской деятельности; умение формулировать предположения и самостоятельно проводить простые исследования.

Интернет ресурсы

13

Декабрь

Рукотворный мир. Из истории транспорта.

Формировать у детей первоначальные представления о б истории транспорта.

Знакомить с разнообразием транспортных средств, с их названиями и материалами, из которых они изготовлены, практиковать в выборе транспортных средств с учетом игровой задачи.

Интернет ресурсы

14

Декабрь

Времена года. Зима.

Учить детей замечать происходящие в неживой природе сезонные изменения.

Учить выделять приметы зимы в художественном произведении. Формировать умение прогнозировать дальнейшие изменения, знакомить с названиями зимних месяцев и их последовательностью. Развивать умение сравнивать, сопоставлять.

Интернет ресурсы

15

Декабрь

Продукты питания. Праздничные блюда.

Уточнять представления детей о продуктах питания и блюдах, которые готовят из разных продуктов. В процессе выполнения игровых задач учить дифференцировать и применять знания о мясных, овощных и фруктовых блюдах, холодных и горячих закусках, салатах, десертах и напитках. Стимулировать к обсуждению особенностей сервировки праздничного стола, украшения блюд к Новому году.

Интернет ресурсы

16

Декабрь

Виртуальная экскурсия «Новый год в разных странах»

Познакомить детей с традициями и особенностями празднования Нового года в разных странах мира. Уточнять и конкретизировать представления детей о русских традициях и обычаях празднования нового года; знакомить с некоторыми традициями встречи Нового года в разных странах. Поддерживать познавательный интерес, любознательность.

Интернет ресурсы

17

Январь

Живая природа. Животные и растения холодных стран. Образовательная ситуация «На севере».

Знакомить детей с представителями флоры и фауны севера. Формировать представление об особенностях внешнего вида животных и растений холодных стран, чертах приспособленности к жизни в условиях низких температур. Учить находить территории, покрытые льдом, на карте (глобусе). Поддерживать познавательный интерес, любознательность.

Интернет ресурсы

18

Январь

Неживая природа. Горные породы и минералы» Детская лаборатория «Чудесная соль»

Расширять представления детей о соли как о горной породе и её свойствах. Показать значимость соли для каждого человека, возможности её использования в быту. Учить самостоятельно организовывать простые эксперименты с растворением соли. Формировать умение высказывать предположения, проверять их опытным путем. Знакомить с наблюдением и экспериментом, как способами проверки предположений.

Интернет ресурсы

19

Январь

Природные сообщества. Водоём.

Обобщать и конкретизировать представления детей о водоёме как природном сообществе. Познакомить детей с разнообразием водоёмов (с пресной, соленой водой), их особенностями, состоянием в зимний период. Знакомить с животным и растительным миром различных природных водоёмов, их отличительными особенностями. Учить различать водоёмы на географической карте (глобусе), воспитывать бережное отношение к природе.

Интернет ресурсы

20

Февраль

Живая природа. Домашние питомцы. Аквариум.

Утонить и систематизировать представления детей об аквариуме как искусственно созданной водной среде. Актуализировать знания детей об обитателях аквариума. Учить узнавать и называть их по описанию. Развивать интерес к природным объектам. Воспитывать любовь ко всему живому.

Интернет ресурсы

21

Февраль

Рукотворный мир. Магниты.

Знакомить детей со свойствами магнитов. Учить самостоятельно организовывать простые эксперименты с магнитами, формулировать предложения и делать выводы. Создавать условия для применения освоенных представлений в процессе выполнения практических заданий.

Интернет ресурсы

22

Февраль

Явления общественной жизни. Профессии. Образовательная ситуация «Наши защитники»

Расширять представления детей о профессиях спасателей, пожарных, военнослужащих, полицейских. Знакомить со спецодеждой (включая обувь, головные уборы) людей разных профессий, разъяснять причины выбора цветовой гаммы, материалов, из которых она сделана. Учить узнавать по спецодежде и описанию характерных трудовых функций людей разных профессий, пояснять свой выбор. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Интернет ресурсы

23

Февраль

Живая и неживая природа. Сельскохозяйственные культуры. Детская лаборатория «Огород на окне».

Расширять представления детей о взаимосвязях в живой и неживой природе. О зависимости роста растений от почвы, света и воды. Создавать условия для применения основных представлений на практике. Учить самостоятельно сажать семена различных растений, формулировать гипотезы об их росте и развитии. Закреплять представления о роли человека в обеспечении условий для жизни растений в искусственно созданных условиях.

Интернет ресурсы

24

Март

Рукотворный мир. Вторичное использование ресурсов. Творческая мастерская «Салон подарков».

Расширять представления детей о природных материалах, которые используются для изготовления женских аксессуаров. Учить изготавливать подарки – аксессуары из бросового и природного материалов. Формировать нравственные представления о ценности подарков, сделанных своими руками; элементарные экологические представления об экономии (сбережении) природных ресурсов. Развивать творческое воображение и фантазию.

Интернет ресурсы

25

Март

Времена года. Весна.

Учить детей замечать происходящие в неживой и живой природе сезонные изменения, выделять приметы ранней весны. Формировать умение прогнозировать дальнейшие изменения, устанавливать взаимосвязи между явлениями окружающего мира в процессе смены сезона. Знакомить с названиями весенних месяцем и их последовательностью. Развивать умение сравнивать, сопоставлять.

Интернет ресурсы

26

Март

Явления природы. Перелет птиц.

Расширять представления детей о разнообразии птиц. Обитающих в разных природных условиях, их внешнем виде и характерных признаках. Уточнять и конкретизировать представления об особенностях поведения птиц в связи со сменой сезона.

Учить узнавать птиц по внешнему виду, описанию, с помощью адаптированных детских определителей. Поддерживать познавательный интерес, любознательность.

Интернет ресурсы

27

Март

Природные сообщества. Горы.

Учить детей определять и называть ландшафтные признаки гор. Расширять представления о горах как природном сообществе. О разнообразии животных и растений гор. Особенностях их внешнего вида и поведения весной. Обогащать словарь названиями обитателей гор. Поддерживать познавательный интерес.

Интернет ресурсы

28

Апрель

Неживая природа. Космос.

Знакомить детей с планетами, звёздами и другими космическими телами. Формировать первоначальные представления об освоении космоса. Поддерживать познавательный интерес, любознательность. Обогащать активный словарь.

Интернет ресурсы

29

Апрель

Явления природы. Круговорот воды в природе.

Знакомить детей с различными агрегатными состояниями воды – твердым, жидким, газообразным; с круговоротом воды в природе. Учить самостоятельно организовывать эксперименты с водой. Учить формулировать гипотезы, проверять их экспериментальным путем. Развивать зрительное восприятие, воображение. Обогащать словарный запас.

Интернет ресурсы

30

Апрель

Охрана природы. Природоохранные мероприятия. Экологический практикум «День Земли»

Формировать у детей элементарные представления о проблемах загрязнения окружающей среды на примерах ближайшего окружения; о сезонных работах в природе. Знакомить с проблемой бережного отношения и экономии природных ресурсов (воды, земли). Стимулировать применение на практике трудовых умений по уборке территории. Актуализировать основные природоохранные правила поведения человека.

Интернет ресурсы

31

Апрель

Живая природа. Животные и растения жарких стран. Образовательная ситуация «Кто живет в пустыне».

Знакомить детей с представителями флоры и фауны пустыни. Формировать представления об особенностях внешнего вида животных и растений жарких стран, чертах приспособленности к жизни в условиях высоких температур. Учить ориентироваться на глобусе, находить территории, покрытые песками (пустыни). Поддерживать познавательный интерес, любознательность. Развивать наблюдательность, активный словарный запас.

Интернет ресурсы

32

Май

Живая природа. Комнатные и садовые растения. Образовательная ситуация «В горшке или на клумбе».

Знакомить детей с разнообразием садовых и комнатных растений ближайшего окружения. Конкретизировать представления об условиях роста и особенностях ухода за комнатными и садовыми растениями. Учить узнавать растения по описанию, внешнему виду, с помощью адаптированных детских определителей. Формировать умение сравнивать объекты по нескольким признакам. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.

Интернет ресурсы

33

Май

Живая природа. Насекомые. Экскурсия по территории детского сада «Жужжащий мир».

Обогащать представления детей о разнообразии насекомых, встречающихся в ближайшем окружении. Знакомить с характерными особенностями внешнего вида насекомых, характерными способами передвижения. Учить устанавливать простейшие взаимосвязи между поведением насекомых и сезоном. Поддерживать познавательный интерес, любознательность.

Интернет ресурсы

34

Май

Живая природа. Ягоды и грибы.

Конкретизировать представления детей о разнообразии ягод и грибов, произрастающих в регионе. Учить определять ягоды и грибы, пользуясь адаптированными детскими определителями. Формировать умение сравнивать, сопоставлять. Тренировать в классификации ягод и грибов по разным признакам, правильном применении обобщающих понятий.

Интернет ресурсы

35

Май

Времена года. Круглый год. Интерактивный праздник «От лета до лета».

Систематизировать представления детей о цикличности изменений в природе, смене времен года. Учить определять и называть дату и месяц рождения. Создавать условия для применения полученных знаний при выполнении творческих заданий. Обогащать словарный запас.

Интернет ресурсы

Литература:

Бережнова О.В. «Календарное планирование образовательной деятельности по программе «Мир открытий». Рабочий план воспитателя. Базовый уровень Старшая группа. Москва. БИНОМ. «Лаборатория знаний», 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»

Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Закрепить представление о былине, о былинных ...

Конспект проведения ООД: интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и рисованию в старшей группе. Тема: «Моя семья»

На занятии ребята учатся по-новому понимать слово "семья". Рисуночный тест "Моя семья", проведеный в конце занятия, интересен как воспитателям, так и педагогам-психологам ДОУ....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Зимующие птицы» в старшей группе

Занятие способствует развитию познавательно-иследовательской деятельности детей.Дети учатся выделять характерные особенности  зимующих птиц....

Конспект по формированию целостной картины мира «Домашние птицы» в старшей группе.

Программное содержание: Закреплять и расширять представления детей о домашних птицах, их семьях.Уточнить, где они живут, какую пользу приносят.Развивать мышление, память.Закреплять навыки детей отвеча...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира (развитию речи) в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Посуда»

Описание интерактивного занятия по формированию целостной картины мира (развитию речи) в старшей группе по теме "Посуда"...