Главные вкладки

    Конспект викторины "Что? Где?Когда?" на тему "Зимующие птицы"
    план-конспект занятия по окружающему миру

    Минина Елена Ивановна

    Познавательное развитие

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy_viktoriny.docx22.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий  викторины «Что? Где? Когда?» на тему «Зимующие птицы»

    Тема: Зимующие птицы (СЛАЙД 1)

    Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах. (СЛАЙД 2)

    Задачи:

    1. Образовательные

    Расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах;

    Вырабатывать умение быстро находить ответ.

    2. Развивающие

    Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом;

    Развивать умение слушать ответы друг друга;

    Развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.

    3. Воспитательные

    Воспитывать у детей стремление к познаниям, дух соревнования, умение наблюдать за окружающим миром, любовь к природе;

    Воспитывать дружеские чувства между детьми, сплачивать детский коллектив;

    Предварительная работа: проведение цикла наблюдений за птицами на участке, рассматривание картинок с изображением птиц, чтение художественной литературы о птицах, прослушивание аудиозаписей.

    Оборудование: мультимедийная установка, иллюстрации, изображающие различных птиц, презентация, разрезанные картинки птиц, коробка.

    Дети входят в зал под песню «Ужасно интересно, всё то, что неизвестно».

    Воспитатель: Ребята отгадайте загадку (СЛАЙД 3)

    «Различаемся мы цветом

    Встретишь нас зимой и летом,

    Если крыльями взмахнём,

    Будем в небе голубом.

    Нас зимою покормите

    Дети кто мы? Назовите»

    Воспитатель: Правильно, это птицы. Сегодня мы проведём необычную игру, на тему «Зимние птицы». Итак, мы начинаем игру «Что? Где? Когда? », в ней участвуют две команды.

    1 Ребёнок читает стихотворение: (СЛАЙД 4)

    Воробышки

    На дворе — морозище —

    Градусов под сорок,

    Плачутся воробышки,

    Что весна не скоро.

    Что в морозы лютые:

    Плохо греют шубки. —

    Я принес воробышкам

    На тарелке крупки:

    Кушайте, воробышки

    Кушайте, хорошие.

    Я бы вам и валенки

    Подарил с калошами.

    Но сказала мама:

    Воробей ведь маленький,

    Сразу, как запрыгает.

    Потеряет валенки.

    (В. Звягин)

    Воспитатель: Встречайте первую команду: «Воробышки»

    Капитан команды … .(имя ребёнка)

    2 Ребёнок читает стихотворение: (СЛАЙД 5)

    Выбегай поскорей,

    Посмотри на снегирей!

    Прилетели, прилетели!

    Стайку встретили метели,

    А Мороз Красный Нос

    Им рябинки принес.

    А. Прокофьев

    Встречайте вторую команду: «Снегири», капитан команды (имя ребёнка) .

    1 ребёнок: Приветствуем сегодня всех

    Мы рады встрече с вами

    И не случайно в этом зале

    Всех вместе мы собрали.

    2 ребёнок: Детей и взрослых позвала игра

    «Что? Где? Когда? »

    И думаем, пройдёт она

    Активно и не скучно.

    Воспитатель: команды занимайте свои места. Для начала нашей игры нам надо пригласить жюри (вызываются члены жюри) .

    Ребята, вы уже много знаете о зиме, о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. Я думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые мы приготовили для вас. Напомню, что темой нашей игры будут зимующие птицы.

    Команды готовы к первому заданию?

    Первый конкурс – разминка: «Я начну, а ты закончи»

    Я буду читать предложение, а вы должны его закончить. Читать я буду по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команды получают один бал.

    У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый) ; (СЛАЙД 6)

    Снегирь малоподвижный, а синица (шустрая) ; (СЛАЙД 7)

    Клёст нарядный, а воробей (невзрачный) ; (СЛАЙД 8)

    Синицы высиживают птенцов летом, а клёст (зимой) ;(СЛАЙД 9)

    У воробья туловище мелкое, а у вороны (крупное) ; (СЛАЙД 10)

    У вороны клюв большой, а у воробья (маленький)

    У воробья хвост короткий, а у вороны (длинный) ;

    У воробья лапки тонкие, а у вороны (толстые) ;

    Ворона большая, а воробей (маленький) ;

    Если снегирь мало двигается, то он (малоподвижный) (СЛАЙД 11)

    Если у синицы чёрная голова, то она какая? (черноголовая) ;

    Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая) ;

    Если у сороки чёрный хвост, то она какая? (чернохвостая) ;

    Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый).

    Разминка прошла удачно.

    Переходим к следующему конкурсу «Угадай по описанию».

    Команды составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая её. Вторая команда отгадывает, про какую птицу рассказали.

    (включаем мелодию птиц) . При описании птиц СЛАЙД 12-13)

    Прежде чем перейти к следующему конкурсу, давайте поиграем.

    Пальчиковая игра «Покормите птиц». (СЛАЙД 14)

    Покормите птиц зимой! Изображают как сыплют крошки

    Пусть со всех концов Разводят руки в стороны

    К нам слетятся, как домой, Большие пальцы соединяют

    остальными машут, как крыльями

    Стайки на крыльцо. Кончики пальцев соединяют

    изображая крышу дома

    Сколько гибнет их – не счесть Держатся за голову и качают ей

    Видеть тяжело.

    А ведь в нашем сердце есть Прижимают руки к сердечку

    И для птиц тепло. Обнимают и гладят себя

    Приучите птиц в мороз Изображают как сыплют крошки

    К своему окну, Соединяют руки кольцом, над головой

    Чтоб без песен не пришлось Пальцы щепоткой «открывают

    и закрывают клюв»

    Нам встречать весну.

    III конкурс (СЛАЙД 15)

    Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (птицы) .

    Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Сейчас вам надо отгадать какая птица поёт?

    За правильный ответ присуждается один бал (прослушивание записи с голосами птиц) .

    Четвёртый конкурс называется «Четвёртый лишний».

    На экране появляются картинки четырёх птиц, необходимо убрать лишнюю и объяснить почему.

    Сорока, воробей, ласточка, дятел; (СЛАЙД 16)

    Ворона, скворец, синичка, сова; (СЛАЙД 17)

    Утка, снегирь, голубь, свиристель; (СЛАЙД 18)

    Клёст, воробей, синичка, кукушка. (СЛАЙД 19)

    А сейчас, чтобы вы, ребята, отдохнули, давайте поиграем в игру «Совушка».

    Подвижная игра «Совушка» (СЛАЙД 20)

    В уголке площадки - обруч. Это «гнездо совы». В него становится ребёнок, который избран «совушкой». Остальные дети - это «мотыльки» и «жучки». Они становятся на другой стороне площадки. Середина площадки свободная.

    На слова воспитателя: «День начинается, все просыпаются» - мотыльки и жучки начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают сок из цветов.

    На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в любой позе. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом избирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

    Мы немного отдохнули, приступаем к пятому конкурсу:

    «Птичья мозаика»

    Командам нужно собрать разрезанные картинки (на разрезанных картинках изображены снегирь, синица). Чья команда первая справится с заданием, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.

    Ребята приготовили для вас стихотворение про птиц, послушайте.

    1 ребёнок (СЛАЙД 21)

    Птицы

    Ой, как много в мире птиц: Пеликанов и синиц,

    Зимородков и клестов, попугаев и дроздов.

    Есть фламинго, воробьи, есть колибри, соловьи.

    Голуби, кукушки, пеночки-простушки.

    Дятел, сокол и сова (днем в дупле сидит она)

    В поле перепел кричит, дятел по стволу стучит.

    Знаешь, их так много есть, что их всех не перечесть.

    Нас сражают пением и буйным оперением!

    2 ребёнок (СЛАЙД 22)

    Новая столовая

    Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.

    Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед.

    В гости в первый день недели

    К нам синицы прилетели.

    А во вторник — снегири, ярче утренней зари.

    Три вороны были в среду.

    Мы не ждали их к обеду.

    А в четверг со всех краев —

    стая жадных воробьев.

    В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей,

    А в субботу на пирог налетели семь сорок.

    В воскресенье,

    Воскресенье

    Прилетел гонец

    Весенний —

    Путешественник-скворец, вот и песенке конец.

    (3. Александрова)

    Шестой конкурс «Отгадай загадку»

    Загадки буду загадывать по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команда получает один бал.

    Спиною зеленовато,

    Животиком желтовато,

    Черненькая лапочка

    И полоска шарфика. (Синица)

    В серой шубке перовой

    И в морозы он герой.

    Скачет, на лету резвится.

    Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

    Черный жилет,

    Красный берет,

    Нос как топор,

    Хвост как упор.

    {Дятел)

    Это кто там на дорожке

    Испугался нашей кошки?

    Это кто там поднял крик

    - Чик-чирик да чик-чирик?

    (Воробей)

    Непоседа пестрая,

    Птица длиннохвостая,

    Птица говорливая,

    Самая болтливая!

    (Сорока)

    Выпал снег, а эта птица

    Снега вовсе не боится.

    Эту птицу мы зовем

    Красногрудым. (снегирем) .

    Он по-рабочему одет – удобно, просто, ловко.

    На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел)

    На голом суку сидит,

    На весь двор кричит:

    "Кар-кар-кар! "

    (Ворона)

    Кто там прыгает, шуршит,

    Клювом шишки потрошит,

    Голоском речистым, чистым,

    Кле-кле-кле поёт со свистом? (клёст)

    Сизокрылая птичка любит семечки и крошки.

    У окна она сидит и тихонечко воркует. (Голубь.)

    А теперь немного отдохните, инсценировку посмотрите.

    Экологическая инсценировка

    Воспитатель: Хотелось бы проверить вас на смекалку. Отгадайте, что лежит в коробочке, а я загадаю вам описательную загадку.

    Игра черный ящик

    То, что лежит в этой коробочке:

    -имеет овальную форму;

    -есть дома, в магазине, можно найти в поле, лесу.

    -бывает белого, желтого, коричневого цвета

    -очень полезно для всех;

    -хрупкое, может разбиться;

    -сказка есть про это, вы ее знаете все;

    -один злой волшебник хранил в нем свою смерть;

    - с этого начинается жизнь птиц (в нем иногда зарождается жизнь птиц) .

    1 ребёнок

    Мы на игре сегодня славно время провели,

    А теперь жюри попросим, чтоб итоги подвели.

    Воспитатель: пока жюри подводит итоги, объявляю музыкальную паузу.

    Танец «Птицы», в исполнении мальчиков

    Слово для подведения итогов и награждения предоставляется жюри.

    Воспитатель: и вот закончилась игра, но мы надеемся, что с ней, вы стали чуточку умней, дружней.

    Ребята, оставайтесь добрыми друзьями для птиц. Давайте все вместе исполним песню: (СЛАЙД 23)

    «Всем нужны друзья»

    Текст песни "Воробьиная песенка"

    1

    Мне не нужно ни игрушек,

    Ни цветных карандашей,

    Потому что у кормушки

    Поселился воробей.

    Только слушался бы лучше

    Этот хитрый озорник.

    Я решил на всякий случай

    Птичий выучить язык.

    Припев:

    Чирик-чик-чик,

    Чирик-чик-чик,

    Всем нужны друзья.

    Чирик-чик-чик,

    Чирик-чик-чик,

    Даже воробьям.

    2

    Сколько вкусных бутербродов

    Искрошил в кормушку я.

    Очень трудная работа -

    Дрессировка воробья.

    Но зато в районе нашем

    Удивляется народ -

    Воробей вприсядку пляшет,

    Бьёт в ладоши и поёт.

    Припев.

    3

    С ним мы делимся обедом,

    Как положено друзьям.

    Расчирикал он об этом

    Всем знакомым воробьям.

    Я им крошек дам послаще.

    И недели не пройдёт -

    Все увидят настоящий

    Воробьиный хоровод.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной деятельности . " ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ".

    Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из-под снега, то можно сохранить их численность...

    Конспект занятия :"Самовар-жар птица"

    Знакомство с предметами быта в старину, историей возникновения самовара.Чаепитие из самовара....

    Конспект совместной деятельности "Домашние птицы"

    Использование метода ТРИЗ "Системный оператор" в образовательной области "Познание"....

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Птица счастья""

    Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Птица счастья".   Цель НОД - прродолжать поддерживать интерес к истории русского народа, через знакомство с предмет...

    Конспект на тему «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы» 4-ая неделя октября 2 занятие.

    Конспект подгрупповых логопедических занятий в подготовительной  к школе группе детского сада для детей с ОНР Н.В.Нищева...

    Конспект на тему " Перелетные птицы. Водоплавающие птицы" 4-ая неделя октября 1 занятие.

    Конспект подгрупповых логопедических занятий в подготовительной  к школе группе детского сада для детей с ОНР Н.В.Нищева...

    Конспект на тему " Перелетные птицы. Водоплавающие птицы" 4-ая неделя октября 2 занятие.

    Конспект подгрупповых логопедических занятий в подготовительной  к школе группе детского сада для детей с ОНР Н.В.Нищева...