Фрагмент экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воды»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Чивелева Наталья Викторовна

Предлагаемый вариант проведения фрагмента экспериментальной деятельности «Свойства воды» в подготовительной группе детского сада позволяет создать условий для формирования основ целостного мировоззрения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского эксперимента, что значительно активизирует дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_svoystva_vody.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Колокольчик» города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»

Презентация познавательно-речевого приоритета

Фрагмент экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

«Свойства воды»

Составила:  Трипольская Наталья Викторовна

воспитатель муниципального автономного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 5 «Колокольчик»

города Кувандыка  Кувандыкского района

Оренбургской области»

март, 2011 г.

Краткая аннотация

Данная работа относится к познавательно – речевому направлению; образовательные области: познание, коммуникация, социализация, безопасность и здоровье.

Предлагаемый вариант проведения фрагмента экспериментальной деятельности «Свойства воды» в подготовительной группе детского сада позволяет создать условий для формирования основ целостного мировоззрения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского эксперимента, что значительно активизирует дошкольников.

Смена функций, мест, видов деятельности способствует повышению эмоционального тонуса всего процесса деятельности детей.

Данную разработку занятия можно использовать  при защите приоритета, аттестации педагога и  как открытый просмотр.

Данной работой могут воспользоваться воспитатели ДОУ.

Тема: «Свойства воды».

Цель: создание условий для формирования основ целостного мировоззрения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского эксперимента.

Программное содержание.

Образовательные задачи:

-продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного;

-формировать интерес к исследованию природы;

-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

-обогащать словарный запас детей.

Развивающие задачи:

-развивать мыслительные операции ( анализ, синтез, классификацию, обобщение) ;

- стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка;

- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

Воспитательные задачи:

-развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, слушать партнера, отстаивать и доказывать свое мнение;

-прививать бережное отношение к воде.

Материалы и оборудование: стакан воды, стакан молока, две чайные ложки; стакан холодной воды, стакан теплой воды, салфетки на всех детей; термос с горячей водой, зеркальце, чайная ложка, пустая чайная чашка; тарелочка с растительным маслом; стаканы с водой, чистые пустые стаканы салфетки, пипетки, вата, обрезанные горлышки 0,5 пластиковых бутылочек (для фильтров) – на всех детей.

Предварительная работа:

  1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека, живой природы.
  2. Проведение экспериментов с водой.
  3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
  4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Где есть вода?».
  5. Чтение художественной и познавательной литературы.
  6. Наблюдение за водой, ее состоянием во время прогулок и в повседневной жизни.
  7. Разучивание стихотворений о воде.

Ход эксперимента.

  1. Организационный момент.

Воспитатель собирает детей стихотворением.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

 Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?...

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли-

Жить нельзя нам без …(воды).

  1. Основная часть.
  1. Введение в тему.

-Что такое вода?

-Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?  (Нет, она может превращаться)

-Действительно, вода может быть разной. Вот отгадайте загадки о разных состояниях воды.

  • Скатерть бела

Всю землю одела.

(Снег)

  • Меня ждут- не дождутся,

А как завидят- разбегутся.

(Дождь)

  • Растет она вниз годовою,

Не летом растет- а зимою.

Чуть солнце ее припечет-

Растает она и умрет.

(Сосулька)

-А сегодня, мы вместе с вами, мальчики и девочки, познакомимся с некоторыми свойствами воды.

2. Проведение экспериментов с водой.

Опыт №1. Вода прозрачная. (Опыт проводится ребенком)

-Скажите, пожалуйста, что в этих стаканах? (В одном - вода, а в другом - молоко)

-В оба стакана помещаем по чайной ложке. Видно ли ложку в стакане с водой, в стакане с молоком? Почему?

Вывод: в стакане с молоком ложку не видно, потому что молоко непрозрачное, а в стакане с водой видно, вода - прозрачная.

Опыт №2. Вода бывает холодной, теплой, горячей. Горячая вода может нагревать предметы. (Первую часть опыта проводит ребенок, вторую - воспитатель)

1 часть.

-Что находится в этих стаканах? (Вода)

-Попробуйте пальчиком воду в стаканах и скажите, где какая вода. (В стакане 1 –холодная вода, в стакане 2 –теплая)

Вывод: Вода бывает холодной, теплой.

2 часть.

-А ещё, девочки и мальчики, вода бывает горячей. Как можно воду сделать горячей? С горячей водой нужно быть очень осторожным.

-Оказывается, горячая вода может нагревать предметы.

Воспитатель опускает на несколько секунд чайную ложку в чашку с горячей водой. Потом дает потрогать ложку детям.

-Какая стала ложка? (Теплая)

Вывод: Вода бывает горячей. Горячая вода может нагревать предметы.

-Свойство горячей воды нагревать предметы, используют для отопления помещений.

-Посмотрите внимательно, что еще я вам хочу показать.

Воспитатель открывает термос с горячей водой. Идет пар.

-Что вы видите?

Воспитатель помещает над паром зеркальце.

-Что вы видите на зеркальце? (Зеркальце запотело, на нем образовались капельки воды.)

-Почему на зеркальце образовались капельки воды? (Зеркальце холодное, а пар горячий. Зеркало остудило пар. Пар снова превратился в воду.)

Вывод: пар - это тоже вода.

-Скажите, пожалуйста, почему, когда вода нагревается, она превращается в пар? (Вода, как и все вещества, состоит из молекул- маленьких частиц. Когда вода нагревается, молекулы начинают двигаться, им становится тесно, и они толкаются, отрываются друг о друга, и парят, испаряются. Образуется пар.)

Физминутка.

Дети встают в круг и по просьбе воспитателя показывают молекулу холодной воды, льда, снова холодной воды, теплой воды, горячей воды, кипящей воды.

Опыт №3. Очистка воды. (Опыт проводит воспитатель совместно с детьми)

-Вспомните предыдущие опыты с водой и скажите, пожалуйста, все ли вещества могут растворяться в воде?

-Какие вещества растворяются в воде? (Соль, сахар, мед, краски, крахмал)

-А какие не растворяются? (Глина, песок, мел, земля)

-Сейчас мы проведем опыт с еще одним нерастворимым в воде веществом, маслом.

-Добавьте в стаканы с водой с помощью пипеток несколько капель масла.

-Что произошло с маслом в воде? (Масло не растворилось, оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.)

Можно ли пить такую воду и почему? (Нет.Она пахнет маслом и неприятная на вкус.)

-Действительно, такая вода непригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (Ее нужно очистить от масла.)

-А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Сами простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами из обычной салфетки и ваты. Посмотрите, как это сделаю я. (Воспитатель заворачивает в ¼ бумажной салфетки вату и вставляет в обрезанное горлышко от пластиковой бутылочки.)

А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. (Самостоятельная работа детей.)

-Попробуем, как работают наши фильтры? Мы очень осторожно, понемногу, будем лить масленую воду через фильтр в чистый стаканчик.

-Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? (Вода стала чистой.)

-Куда же делось масло? (Все масло осталось на фильтре.)

-Мы с вами узнали простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами встречаемся каждый день. Вода, которая попадает к нам в квартиры, детский сад через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или подземного водохранилища, затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, микробов. И только после этого вода попадает в водопровод.

-Итак, вода стала чистой, и если ее вскипятить, то можно будет ее выпить. Почему необходимо кипятить воду, прежде чем ее пить?

-Кому еще нужна чистая вода? (Рыбкам и растениям в аквариуме, комнатным растениям.)

  1. Итог занятия.

-Девочки и мальчики, вода - одно из самых удивительных веществ на планете.

-Какие основные свойства воды мы сегодня с помощью экспериментов узнали? (Вода прозрачная, может бать холодной, теплой, горячей. Вода может нагревать предметы, превращаться в пар. Воду можно очистить с помощью фильтра.)

Дети читают стихотворение.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька - замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется.

Лентой серебристой вьется

Средь высоких, стройных елей.

Рушится потоком селей,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

-Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

Трипольская Наталья Викторовна,

воспитатель  муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад  № 5 «Колокольчик» города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Волшебница вода"

Сформировать представление у детей о переходе воды из одного агрегатного состояния в другое (из твёрдого в жидкое, из жидкого в пар и наоборот)....

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе "Свойства воды"

Занятие по закреплению знаний детей о свойствах воды с помощью опытов...

Опытно - экспериментальная деятельность в младшей группе «Свойства воды»

middot;        познакомить детей  со свойствами  воды (вкус, цвет, запах);·        развивать познавательные ...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства песка»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной  группе «Свойства песка»...

опытно-экспериментальная деятельность в средней группе: "Свойства воды"

Тема. «Как камни выталкивают  воду?»Цель: Цели: развивать интерес к исследовательской деятельности в процессе знакомства со свойствами воды.Задачи: расширять предс...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства, качества и особенности различных предметов» Составила и провела воспитатель: Сурова Н. В.

Цель: Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование. Изучить особенности, свойства, качества и применение различных предметов.Задачи:Образовательная: ...