Проект «В снежном царстве, морозном государстве»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Кукушкина Елена Алексеевна

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческо – информационный, социальный

Сроки реализации: 17.12 – 27.12

Краткосрочный: 2 недели.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

 

Актуальность проекта:

Формированию у дошкольников целостного представления о зиме для общения ребенка с миром природы и развития у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Цель: дать знания о живой и неживой природе зимой

Задачи проекта:

Образовательные

  • расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
  • знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
  • уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.

Развивающие:

  • развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
  • формировать реалистические представления о природе, умение устанавливать связь между поведением птиц и животных и изменениями в природе.

Воспитательные:

  • воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.
  • вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу

Ожидаемый результат:

По окончанию проекта дети смогут:

  • устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
  • осознанно правильно относиться к растениям и животным.
  • расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekabr_2018_v_snezhnom_tsarstve_moroznom_gosudarstve.docx563.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 59» г. Ярославль

Проект

 «В снежном царстве, морозном государстве»

Воспитатель: Кукушкина Е.А

декабрь, 2018 г.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческо – информационный, социальный

Сроки реализации: 17.12 – 27.12

Краткосрочный: 2 недели.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Актуальность проекта:

Формированию у дошкольников целостного представления о зиме для общения ребенка с миром природы и развития у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Цель: дать знания о живой и неживой природе зимой

Задачи проекта:

Образовательные

  • расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
  • знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
  • уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.

Развивающие:

  • развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
  • формировать реалистические представления о природе, умение устанавливать связь между поведением птиц и животных и изменениями в природе.

Воспитательные:

  • воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.
  • вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу

Ожидаемый результат:

По окончанию проекта дети смогут:

  • устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
  • осознанно правильно относиться к растениям и животным.
  • расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.

 Формы реализации проекта:

  • занятия;
  • беседы;
  • наблюдения;
  • досуговая деятельность;
  • игровая деятельность;
  • исследовательская деятельность;
  • продуктивная деятельность детей;
  • чтение художественной литературы;

 

 

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

  1. Создание необходимых условий для реализации проекта.
  2. Разработка и накопление методических материалов.
  3. Создание развивающей среды.
  4. Подбор художественной литературы по теме.
  5. Разработка мероприятий. 

II этап – основной (практический):

Дата

День недели

Мероприятие

17.12

Понедельник

Беседа ««Почему мне нравится зима?».

Отгадывание загадок о зиме

Чтение стихов о зиме

18.12

Вторник

Беседа «Как звери и птицы зимуют?».

Дидактические игры: ««Найди ошибки» (чего не бывает зимой), ««Кто что делает зимой»

«Найди по следу»

19.12

Среда

Беседа «Зачем зимой снег?», «Почему скрипит снег?»

Наблюдение на прогулке за снегом

Проведение экспериментов со снегом

20.12

Четверг

Просмотр мультфильмов про зиму

Коллективная работа «Волшебные снежинки»

21.12

Пятница

Беседа: «Как заботиться о здоровье зимой».

Наблюдение за одеждой детей зимой

Постройки из снега на участке во время прогулки

24.12

Понедельник

Просмотр презентации «Зимующие птицы»

Беседа: «Помоги птицам»

На прогулке вывешивание кормушек.

25.12

Вторник

Утренник «Новый год у ворот»

Работа с родителями

  1. Организация выставок «Новогодних поделок»
  2. Участие в оформлении зала к утреннику
  3. Участие в утреннике «Новый год у ворот»
  4. Изготовление кормушек для птиц
  5. Консультации «Осторожно гололед»
  6. Консультация «Детям о зиме»

III. – заключительный этап: проведение викторины «Зимушка зима»

Приложения

 Детские загадки о зиме

Падают снежинки, 
Зазвенели льдинки.
И невидимый мороз
Щиплет уши, щёки, нос!
- Знаю, знаю я сама! -
Это к нам пришла ...! (Зима) 

Твёрдый снег и держит нас,
Можно бегать… Крепок (наст).

Закрутил буран снега –
Начинается (пурга).
Пурга... и днём от тучи тёмка,
И змейкой стелется (поземка).

Белая волчица
по дороге мчится,
Воет, копошится…
Спать в сугроб ложится.(Вьюга)

По ночам людей пугает,
Зверем страшным завывает,
Вихрем кружит на пути -
Ни проехать, ни пройти.
Очень путники боятся
В снежной буре оказаться:
Не увидишь в ней друг-друга.
Что же это? Это...(вьюга

В холодильнике живёт.
Превращает воду в лёд.
Щиплет пальчики и нос
Это дедушка…(мороз)!

Рисовать на окнах - мастер,
Но не требует фломастер...
Щиплет нам зимою нос
Бодрый утренний ... (Мороз)

Каменна страница.
Всяк на ней резвится.
Коньками делает следы,
А страница из воды.т(Лед)

Стихотворения о зиме

                   Живой снежок» 

Кто-то стукнул к нам в окно

Тихо еле, еле…

За окном темно-темно

От пурги метели.

«Кто там? - я спросить хотел

И кого вам надо?»

Вдруг снежок к нам залетел

В форточку из сада.

Оказалось, он живой,

С крыльями и головой!

Сел он к маме на плечо -

Запушённый, белый.

Догадались мы, о чём

Песенку запел он:

«Я влетел сюда не зря!

Приютите снегиря!»

Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт - по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

Эксперименты и опыты

Опыт №1. Почему снег мягкий?

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как  он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.  Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка»:

       Светло-пушистая                  Дорогой бурною

       Снежинка белая,                   Легко проносится,

       Какая чистая,                        Не в высь лазурную,-

Какая смелая!                      На землю просится…

                          Лежит пушистая,

                          Снежинка смелая,

                          Какая чистая,

                          Какая белая!

 На основе  наблюдений за снегом можно провести четыре различных опыта.  Я опишу один из них, а остальные можно провести аналогично.

 

Опыт №2. Где лучики?

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Ход. Дать детям понаблюдать за ветром.  Отметить его силу и направление при помощи вертушек.  Спросить  у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон.  У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.

Мы с детьми часто на прогулке раскапываем снежные сугробы в поисках чего-то интересного, необычного. Добравшись до земли, дети  видят там маленькие зелёные растения. Как же детям не показать

 

Опыт №3. Почему снег греет?

Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход. Предложить детям  вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом).  Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

 Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить  детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят  рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод.  В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему?  Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета:

                 Скрип шагов вдоль улиц белых,

                 Огоньки вдали;

                 На стенах оледенелых

                 Блещут хрустали.

                 От ресниц нависнул в очи

                 Серебристый пух,                

                 Тишина холодной ночи

                 Занимает дух.

                 Ветер спит, и всё немеет,

                 Только бы уснуть;

                 Ясный воздух сам робеет

                 На мороз дохнуть.

При подготовке к Новому году, когда дети рассматривают иллюстрации о празднике, они часто спрашивают, а почему Дед Мороз и Снегурочка никогда не снимают свои шубы? Здесь уместно провести такой опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «В бумажном царстве – государстве»

Цель:познакомить детей с историей возникновения бумаги, её видами, свойствами, технологией изготовления бумаги, значением в нашей жизни.Задачи:- дать знания детям об  истории возникновения ...

Проект "Подводное царство - богатое государство"

Проект "Подводное царство - богатое государство"...

проект "В бумажном царстве государстве"

Проект в печатном формате. Отчет в видиофомате....

Региональный проект "В клюквенном царстве, в морошковом государстве"

Краткая аннотация проектаПроект в области охраны окружающее среды Северодвинской городской общественной организации многодетных семей «СЕМЬ  Я» и МБДОУ под названием «В клюквенном царстве, морошк...

Сценарий новогоднего утренника «В снежном царстве, морозном государстве» (подготовительная группа)

Сценарий новогоднего утренника «В снежном царстве, морозном государстве» (подготовительная группа)...