Сенсорное развитие детей 2-3 лет по средствам игр с песком.
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Аркашева Светлана Анатольевна

В материале представлены игры с песком в деском саду для детей 1 младшей группы,направленные на знакомство со войством песка, предметов и явлений окружающего мира (мокрый- сухой, большой-маленький, высокий-низкий, форма, цвет и другие признаки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИГР С ПЕСКОМ.

Большие возможности для  сенсомоторного развития детей раннего  возраста представляют игры с песком. В играх с песком происходит сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов - их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию, проводить игры на знакомство с окружающим миром, строить с детьми заборчики (высокие и низкие), знакомиться с домашними и дикими животными, по ходу объясняя различие между ними, знакомить со средой обитания. Так постепенно дети получают информацию об окружающем мире.

Первый коммуникативный  опыт у ребенка появляется в процессе игры с песком. Едва научившись ходить, наши малыши с удовольствием ковыряются в песочнице. Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков - умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

В играх-упражнениях с  песком и другими сыпучими материалами  активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Известный педагог  Мария Монтессори ещё в начале XX века говорила о том, что в процессе труда ребёнок делает себя сознательным, творит из себя Человека и с помощью  собственных рук и собственного опыта он становится разумным. Совершенствование жизненно важных психических процессов, таких как ощущение, восприятие, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, имеет огромное значение в процессе умственного воспитания ребёнка в младшем дошкольном возрасте. И. М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от других приобретается человеком в раннем детском возрасте. Дети начинают познавать качества материалов, через их чувственное различие, и в этом им окажут большую помощь «Игры с песком».

Во время адаптации детей раннего возраста к детскому саду положительное влияние могут оказывать игры-эксперименты с песком. Игры с песком вызывают неповторимые тактильные ощущения, доставляют необычайное удовольствие и являются исцеляющим методом песочной терапии. Песок в работе с детьми используется для сенсорного развития, но может применяться и в психотерапевтических целях. Он дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы. Работа с песком и водой позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Песочные формы детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния.

Песок - прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития мелкой моторики рук детей. Для детей раннего возраста это не только увлекательное, но и познавательное событие.

В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.

Огромный простор для детского экспериментирования открывают такие игры с песком как «Отпечатки наших рук», «Волшебные секреты», «Домики для животных» и другие. Они не только чрезвычайно увлекательны для малышей, но и полезны для установления физических закономерностей, познания свойств и возможностей, побуждают творческую активность детей в сложный мир взаимоотношений со взрослым. Дети очень любят хватать, сыпать песок, копаться в нем руками, лопаткой, палочкой, топтать его ножками, втыкать в него палочки, веточки, листочки, камушки, делать куличи.

Игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться, вызывает положительные эмоции, способствует внутренней раскованности.

Игра «Пересыпаем песок»

Знакомство детей с основными свойствами песка. Покажите ребенку, как пересыпается сухой песок. Для этого можно использовать мельницу из песочного набора и ситечко, воронку. Попросить насыпать песок в формочку красного цвета, а пересыпать в желтым цветом.

 Игра «Куличики из песка»

Делать пасочки из песка любят все малыши. Эта простая игра в песок развивает координацию движения, внимательность и приносит детям много радости.

Игра «Отпечатки на песке»

· Из влажного песка можно строить различные фигурки. Двухлетний малыш не всегда может сделать куличик или фигурки без помощи взрослого, а смотреть и не участвовать в игре не всегда интересно, поэтому двухлетнему малышу можно предложить сделать на влажном песке отпечатки своих рук и ног. Особенно это интересно делать летом на море или около реки, озера, где есть песочный пляж, а потом наблюдать, как накатывает волна и не оставляет и следа от этих отпечатков.

· Можно поиграть в сравнение: следы, оставленные взрослыми – большие, а вот у малыша и следы – маленькие.

· Для сравнения можно оставить отпечаток на сухом песке, потом полить его водой и сделать отпечаток уже на влажном песке. Показать малышу, чем отличаются эти отпечатки. Пусть он посмотрит, где отпечаток получится более четким, а где практически незаметным. Отпечатки можно делать ладонями, кулаками, пальцами.

· Также можно предложить малышу сделать отпечатки следов животных или различных предметов. Ребенка такая игра может увлечь довольно на длительное время.

Игра «Поиски спрятанных сокровищ»

С помощью этой нехитрой игры в песок можно научить ребенка различать признаки и свойства предметовс помощью которых он отличается от других.

Ход игры:

В начале игры закопайте в песке несколько сокровищ. Это могут быть небольшие шарики, крупные бусины, ракушки, которые нередко привозятся с моря в качестве сувениров, речные и морские камешки, которые многими родителями используются в качестве материалов для сенсорных коробок, а также желуди, каштаны, собранные детьми осенью для различных поделок.

1. Попросите малыша разыскать эти сокровища и сгруппировать их по какому-либо признаку. Например, можно сгруппировать предметы по цвету, размеру, форме.

2. После того, как все сокровища будут найдены и сгруппированы, попросите ребенка посчитать, сколько же он нашел сокровищ каждого вида (один или много).

Игра «Найди пару»

1. Нужно приготовить по паре предметов. Это могут быть два карандаша, два небольших шарика, две счетных палочки и другие.

2. По одному предмету из каждой пары нужно спрятать в песке.

3. Оставшиеся предметы из каждой пары нужно показать ребенку, чтобы он познакомился с ними поближе, ощупал их.

4. Предложить ребенку найти к этим предметам пару, но только на ощупь. От малыша можно прятать как один предмет, так и все сразу, опираясь на его возраст и уровень навыков и умений. Игра помогает развивать мелкую моторику у детей.

5. Предложить найти ребенку к этим предметам пару, обговорив цвет. Форму, размер.

 Игра «Радужные баночки»

Наверное, у каждой мамы остается много лишних и ненужных баночек от детского пюре, которые могут лежать на кухне в шкафу даже несколько лет. Таким баночкам всегда найдется применение для детского творчества. Например, из них можно сделать подсвечники с помощью клея и соли. А можно, используя такие баночки, песок и мелки сделать украшения для комнаты. Для его изготовления понадобятся следующие материалы:

· мелкий просеянный песок лучше белый, но если такого нет, можно использовать и желтый;

· цветные мелки для рисунков на асфальте или художественная пастель;

· баночка от детского пюре.

Ход работы:

1. На белый лист нужно насыпать просеянный песок и цветным мелком растереть его.

2. После этого нужно пересыпать цветной песок в приготовленную баночку.

3. Далее нужно взять чистый лист и вновь повторить эту процедуру уже с мелками другого цвета. И так продолжать до тех пор, пока баночка не заполнится. После заполнения, закрыть баночку крышкой. И поделка готова.

4. Пересыпать каждый слой песка следует очень аккуратно, чтобы они не смешались и не превратились в песок непонятного цвета.

 Игра «Как напоить песочек?»

Привить любовь малыша к опытам можно с помощью простой игры, используя при этом самые простые материалы – песок и воду. Ребенок должен увидеть, что одним из свойств песка является его умение впитывать воду. Показать ему это можно на наглядном примере. Для этого ребенок должен собрать из сухого песка горку и сделать в ней ямку. Именно в эту ямку потихоньку он и будет вливать воду из лейки с тонким носиком. Сначала малыш увидит, что ямка по мере вливания песка будет становиться все глубже, получится небольшое озеро, наполненное водой. Но постепенно это озеро будет мельчать, так как вода будет впитываться песком и исчезнет, а песок из сухого превратиться в мокрый.

 Игра «Самая высока башня»

У кинетического песка есть несколько особенностей. Строения из него очень прочные, но как только давление наверху превышает допустимый вес, они могут моментально рухнуть. Эти свойства можно использовать для игры. Если играют несколько детей, можно им предложить конкурс – чья башня будет выше. Выиграет тот, чья башня будет выше и крепче. Строить башню можно любой формы. В ходе такой игры ребенок познакомится с такими понятиями как высокий — низкий.

Игра «Горки»

В этой игре ребенок знакомится с понятиями «высокий» и «низкий».

С помощью ведерок, формочек насыпаем горки разной высоты. Можно использовать игрушечные грузовики, подойдут детские тележки-тачки. Грузим песок в одном месте, затем аккуратно перевозим в другое и насыпаем горки разной высоты. Сравниваем горки по высоте и ширине. Можно посоревноваться –кто насыплет горку выше. Если наливать воду на вершину песчаной горы, можно наблюдать, как вода течет, образовывая канавки, впитываясь в песок.

Игра «Ямки»

В этой игре мы знакомим малыша с понятиями «большой» и «маленький», «глубокая» и «мелкая», «узкая» и «широкая». Для игрушек разной величины нужно построить домики – ямки. Для большой игрушки – ямку большую, для маленькой – маленькую. Каждой ямке в дать дополнительное определение: глубокая, мелкая, узкая, широкая. Это обогатит словарь малыша и познакомит его с величинами.

Игра «Дорожки из песка»

Взрослый показывает ребенку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая простые формы. Это упражнение достаточно трудно дается маленьким детям, и для его удачного выполнения требуется многократное повторение. Для того чтобы ребенку было интересно, следует сказать ему, что дорожку надо сделать для игрушечного зайчика (цыпленка, медвежонка и т. д., который заблудился и не может найти дорогу домой.