Методическая разработка по окружающему миру
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Витухина Ольга Алексеевна

уСоздание словий для воспитания экологической культуры младших дошкольников. Воспитать у детей положительное отношение к природе; дать знания об обитателях леса. Подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять это богатство нашей Родины; формировать логическое мышление, разнообразное представление о природе; воспитывать бережное отношение к обитателям леса и стремление принять активное участие в их охране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Прогулка по волшебному лесу».

Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры младших дошкольников. Воспитать у детей положительное отношение к природе; дать знания об обитателях леса. Подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять это богатство нашей Родины; формировать логическое мышление, разнообразное представление о природе; воспитывать бережное отношение к обитателям леса и стремление принять активное участие в их охране.

Предварительная работа: ознакомление с обитателями леса и растениями; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок; изготовление кормушек и скворечников для птиц; наблюдение на участке д/с; заучивание стихотворений о природе.

Материалы и оборудование: Макеты деревьев, картинки и фотографии птиц, животных и растений, экологические знаки (правила поведения в лесу)

Возрастная группа: дети 3-4 лет.

                                               1.Организационный момент

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети включаются в деятельность добровольно, из интереса к предложениям воспитателя стремление услышать интересное и новое.

Дети входят в группу.

Дети отвечают на вопросы  

Педагог настраивает детей на хорошее настроение на важность проводимого мероприятия это, достигается, в том числе и с помощью позитивного настроя.

Воспитатель зачитывает стих.

“Полны весенней музыки края

– И сад, и лес, и степь невообразимая.

 У каждой птицы песенка своя,

 Своя родная и неповторимая

 Поют пернатые – весь белый свет внимает,

 Весна на дудочке серебряной играет”.

– Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

– Какое же сейчас время года?

– Давайте вспомним, как пришла весна?

– А почему так много стало птиц?

– Чем же так озабочены птицы неся в клювах солому, пушок?

– Что ещё нам подарила весна, яркое разноцветные?

– Да, всё оживает вокруг.

Рассказ воспитателя “Весна пришла” Скрябицкого Г.А.

“Весна-красна, как художник призадумалась и разукрасила полянки, овраги, тропинки. Вот стоит перед ней лес хмурый, унылый. А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему! Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины поразвесила длинные розовые серёжки”.

Педагог использует различные методы стимулирующие интерес детей предстоящей деятельности. Организует рабочее пространство таким образом, чтобы дети могли свободно перемещаться, общаться, выполнять задания.

2.Основная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети строятся друг за другом, руками имитируют вращение колёс, поют песню.

Дети подходят к макету берёзке.

Дети двигаются дальше.

Дети повторяют.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Дети выполняют зарядку.

Дети рассматривают рисунок и отвечают на вопросы.

Дети выходят на опушку леса.

Чтение стихотворения одним из детей.

– Хотите, ребята, побывать в таком чудесном, сказочном лесу?

– Тогда давайте отправимся на поезде в лес, доедем до станции “Лесная”, где и совершим свою прогулку.

– Станция “Лесная”.

– Ребята, прежде, чем зайти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу:

– Не срывать в лесу цветы.

– Не ломать ветки.        

– Не ловить птиц.

– Не топтать траву, цветы.

– Не оставлять мусор в лесу.

– Ребята, необходимо внимательно вслушиваться и всматриваться в лесу, чтобы обнаружить красивое и интересное. Если что-то случится с лесными жильцами – необходимо оказать помощь. Поэтому мы взяли с собой аптечку.

Звучит фонограмма “Шум леса”.

– На горе, как поясок,

 Молодой блестит лесок

 Редкий, низкорослый,

 А шумит, как взрослый.

 Всё чернее с каждым днём

 Стёжки и дорожки,

 А на маленькой берёзке

 Распускаются серёжки.

– Что это за дерево?

– Что вы на ней видите?

– Почки очень нежные и трогать их нельзя.

– Давайте рассмотрим берёзку, из каких частей она состоит?

– Что же это за девица?

 Не швея, не мастерица?

 Ничего сама не шьёт,

 А в иголках круглый год.

– Как вы узнали, что это ёлка?

– Листочки у ёлки в виде иголочек, а шишки – плоды, они служат кормом для лесных жителей. Да, нельзя себе представить землю без деревьев. А какие деревья знаете вы?

– У всех деревьев разные листья, стволы, кора. Не все деревья красивые, но их нужно беречь и охранять.

– А кого же можно встретить в лесу на деревьях?

Звучит фонограмма “Пение птиц”.

– Слышите пение птиц – это лесной оркестр. Ранним утром все лесные жители поют и играют кто на чём и кто как умеет. Тут услышишь и звонкие голоса синичек “тинь-тинь”. Как поёт синичка? Можно услышать и барабанную дробь дятла “тр-р-р, тр-р-р”. Как барабанит дятел?

Показ иллюстрации с изображением дятла.

– Здравствуй дятел, наш приятель! Дятел, это лесная птица. А как можно о нём ещё сказать?

– А почему его называют санитаром леса?

– А если в лесу живёт много дятлов, какая будет польза лесу?

– Побывал дятел на дереве, подолбил ствол и перелетел на другое дерево.

– Каких птиц вы ещё знаете?

– Ребята, послушайте, какую историю я вам расскажу: “Однажды мальчик с мамой пошёл в лес. “Смотри мама – птичка летает низко”, я её поймаю, пусть она поживёт у нас”. “Нет, этого делать нельзя”, - сказала мама”

– Почему мама так ответила сыну?

– Поэтому, ребята, гнёзда вы не разоряйте, птичьих гнёзд не трогайте, яичек тёплых не берите, птиц друзья, вы берегите!

– Давайте поговорим с лесом:

Физкультминутка

В: Что ты делаешь мой лес?

Д: Целый день качаю кроны (движение руками вверху).

В: На кого похож ты лес?

Д: На высокий дом зелёный (встают на носочки и потягиваются вверх).

В: Почему ты зелен лес?

Д: Чтоб меня любили дети (обнимаются друг с другом).

В: Сколько лет тебе, мой лес?

Д: Больше всех на белом свете (руки разводят в стороны).

В: Сколько птиц ты знаешь лес?

Д: Сколько листьев, трав и ряски (попеременно размахивают руками).

В: А когда запел ты лес?

Д: В миг, когда возникли сказки.

– Мы продолжаем нашу прогулку. Лесные обитатели живут не только на деревьях, но и на земле. Присмотритесь внимательно:

– Ой, посмотрите, кто это осторожно крадётся? Хвост пушистый, мех золотистый.

Показ иллюстрации лисы.

– Что можно сказать про лису?

– Каких лесных зверей ещё вы знаете?

– В лесу, где стоят высокие деревья – прохлада и тень, а в местах, где ярко светит солнце растёт много разных цветов и трав.

– На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

– Пройдите, покажите на полянке одуванчики.

– А кто знает стихотворение об одуванчике?

“Однажды девочка гуляла с мамой в лесу. Там было много-много красивых цветов, пели птицы. Девочка увидела большой красивый цветок, и хотела его сорвать, но мама ей сказала: “Не трогай цветочек руками, не рви его””.

– Почему мама не разрешила дочке сорвать цветок?

– Ребята, а почему ещё нельзя рвать цветы?

3.Заключительная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети ходят по лесу и делают добрые дела: лечат веточки, вешают по деревьям кормушки и скворечники для птиц

Дети занимают места в поезде и уезжают.

Поднимают листочки

– Вот и заканчивается наша прогулка. Богата природа нашей страны, но её богатства не бесконечны, поэтому её нужно беречь и охранять.

“Рыбе нужна вода, птице – воздух, зерно и лес, а человеку нужна Родина ,а наша родина это Алтай”

– Охранять природу – значит охранять Родину!

– Посмотрите, нужна ли наша помощь в лесу?

– Ой ребята, посмотрите, под ёлкой я нашла корзинку с подарками. Я думаю, что лес и его лесные жители благодарят нас за помощь.

– Мы гуляли долго, каждый очень рад,

Но пора вернуться нам к обеду в детский сад.

- Ребята, кому понравилось занятие, кто считает, что он взял для себя что-то новое, полезное, пусть возьмет “Красный листочек”.

- А кто считает, что занятие было неинтересное и знания полученные на занятии уме не пригодятся, возьмите “Зеленый листочек”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме:

Занятия-игры по формированию доброжелательных отношений у дошкольников.Опубликовано 11.06.2012 - 22:06 - Наталья Вячеславовна Репина"Жизнь в лесу" Воспитатель садится на ковер, рассаживая в...

Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме: Проект «Наш родной город - Дзержинск».

Тип проекта:  долгосрочный ( два года), внутригрупповой, исследовательский.Осуществляется внутри старшей и подготовительной  группы МКДОУ совместно с семьями воспитанников.Участники пр...

Методическая разработка по окружающему миру на тему: проект сюжетно-ролеой игры: Кафе"Улыбка".

Сюжетно- ролевые игры позволяют развивать у детей творческие способности, фантазию, развивают интелект, воображение. В сюжетно-ролевой игре ребенок может самореализоваться и самовыразиться....

Методическая разработка по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста по теме:"Волшебный мир насекомых".

Проводится с использованием мультимедиа - слайдов.Цель: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых....

Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: "Безопасный город: формирование представлений о безопасности у детей старшего дошкольного возраста"

Главная задача цивилизованного общества и его основная цель - это обеспечение здоровья детей.Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о безопасном поведении при переходе дороги...

Методическая разработка по окружающему миру в средней группе "Что нам осень принесла?"

Цель: закреплять знания детей о характерных признаках осени, умение самостоятельно находить их; уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; соблюдать правила безо...

Методическая разработка по окружающему миру на тему: "Методические рекомендации педагогам дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста"

Методические рекомендации педагогом дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста. Цель: развитие у детей активного познавате...