Конспект НОД "Весенний калейдоскоп"
план-конспект занятия по окружающему миру

Кривошеина Марина Васильевна

Задачи:

-закреплять знания признаков весны;

- закреплять умение составлять рассказы на заданную тему;

-закреплять умение детей употреблять обобщающие слова - ранняя и поздняя весна, проталины;

-развивать мышление, память, воображение;

-развивать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности;

- поддерживать интерес к речевой деятельности, развивать умение играть в команде;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesenniy_kaleydoskop.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55»

«Весенний калейдоскоп»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила воспитатель: Кривошеина Марина Васильевна

Ачинск 2019 г.

«Весенний калейдоскоп»

Задачи:

-закреплять знания признаков весны;

- закреплять умение составлять рассказы на заданную тему;

-закреплять умение детей употреблять обобщающие слова - ранняя и поздняя весна, проталины;

-развивать мышление, память, воображение;

-развивать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности;

- поддерживать интерес к речевой деятельности, развивать умение играть в команде;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке; рассматривание иллюстраций по теме; чтение рассказов, разучивание стихов о весне, беседы о птицах, животных, растениях, деревьях; работа с лэпбуками «Времена года» и «Волшебница вода».

Оборудование: ноутбук, проектор, экран для показа презентации «Весенний калейдоскоп», произведение Вивальди «Весна. Времена года», запись птичьих голосов, картинки с изображением цветов;  материал для экспериментирования: стаканчики с водой, трубочки, сахар, соль, гуашь; костюм Весны, накидка для Тучи.

Ход мероприятия.

Дети входят в зал.

Воспитатель: Придумано кем - то просто и мудро

При встрече здороваться:

Дети: Доброе утро!

Воспитатель: Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

 И каждый становится добрым, доверчивым,

Дети: Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычное мероприятие. Посмотрите на наш волшебный экран, что же  он для нас приготовил(на экране картинки: сосулька, подснежник, ручей, солнце, проталины, ветка с почками).

- Что, вы видите? (дети перечисляют)

-Как вы думаете,  о чем мы сегодня будем беседовать?  (ответы детей)

-Правильно, сегодня мы с вами поговорим о весне. Что же весной происходит? (ответы детей).

А вы, хотите, чтобы поскорей настали теплые весенние деньки? (ответы детей). Что ж, давайте тогда весну зазывать.

Физкультминутка «Веснянка»

- Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

(Идут по кругу)

Побежал в саду ручей,

(Бегут по кругу)

Прилетели сто грачей,

(Машут рукам.)

А сугробы тают, тают,

(Приседают)

А цветочки подрастают.

(Поднимают руки вверх)

Дети расходятся. Под музыку Вивальди «Времена года. Весна» входит весна с накинутой на плечи зимней накидкой.

Весна: Доброе утро, ребята, я очень рада видеть вас. Давайте познакомимся.

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

А зовут меня - …Весна.

- Правильно, ребята.

- Я – красавица – Весна!

Теперь пришел и мой черед –

Природа пробужденье ждет.

Только почему-то вдруг солнце не играет?

Ведь оно большой мой друг, всегда мне помогает!

Посмотрите: тучка лучики закрыла…

Вы, ребята, поспешите – солнца лучики спасите.

Только добрые дела вам помогут.

И, тогда солнце на небо взойдет,

И весна скорей придет!»

Воспитатель: Что ж, ребята, поможем весне? Спасем солнечные лучики?(ответы детей). Но как нам это сделать?

Весна: Надо разогнать коварную тучу и освободить солнышко.

Воспитатель берет 1 «сектор» тучи, а на нем – задание.

Воспитатель: Задание 1. «Загадки от весны», весна загадывает детям загадки.

Что за тонкие иголки

Зеленеют на пригорке?

Это, выросши, едва

К солнцу тянется….. (Трава).

Наконец река проснулась,

С боку на бок повернулась –

Затрещал, ломаясь, лед –

Значит скоро….. (Ледоход).

Белоснежною горой

Во дворе стоял зимой.

Где он был, теперь потоп

Стал водицею….. (Сугроб).

Здесь на ветке, чей – то дом.

Ни дверей в нем, ни окон.

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут…. (Гнездо).

Ручейки бегут быстрее.

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад-

Потому что месяц…. (Март).

Весна: Какие же вы молодцы, ребята! Вот и показалось совсем немножко наше солнышко.

Воспитатель берет 2 «сектор» тучи, а на нем – задание.

Воспитатель: Задание 2. «Назовите весенние приметы».

- А вспомнить весенние приметы нашим ребятам помогут стихи о весне (дети рассказывают стихи о весенних приметах).

Деньки стоят погожие 

Деньки стоят погожие

На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.


Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.


Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее! 
(М. Пляцковский)

   Весна: Какие же вы молодцы ребята, какие красивые стихи прочитали! Вот и туча наша потихоньку сдается.

Воспитатель берет 3«сектор» тучи, а на нем – задание.

  Воспитатель: Задание 3 «Отгадай по описанию».

- Ребята, нам нужно сейчас отгадать, что же находиться в этой коробке.

  В этой коробке лежит то, что появляется на солнечных местах, опушках ,припеках, проталинах, радует глаз; их очень любят получать , в качестве подарка на 8 марта женщины, их любят  за нежность и красоту, некоторые из них являются лечебными ( первые весенние цветы: мать – и – мачеха, ветреница, фиалка, ландыш, подснежник, тюльпан, мимоза)

  Весна: Наше солнышко появляется из-за тучи все больше и больше. Какие вы, молодцы!

Воспитатель берет 4«сектор» тучи, а на нем – задание.

  Воспитатель: Следующее задание «Комплименты для весны»

  Мы будем передавать друг - дугу подснежник  и при этом называть весенние слова. (весна какая - теплая, красивая, солнечная, долгожданная, радостная, шаловливая, дружная, загадочная, таинственная, сказочная, веселая, приветливая, зеленая, звонкая, поющая, шумная, пахучая, яркая, добрая, цветущая, молодая, пестрая).

  Весна:  Спасибо вам ребята, за прекрасные слова.

  Слышится пение птиц

  Воспитатель: А сейчас ребята, закройте глазки и давайте с вами представим, что

  мы вдруг оказались в весеннем лесу на солнечной полянке. Прислушайтесь,

  что вы слышите?  (ответы детей).

   Воспитатель: Правильно, вы слышите пение птиц, вернувшихся к нам из тёплых

  стран. А как можно одним словом назвать этих птиц? (ответы детей).

  Воспитатель: Ребята, скажите, а что делают птички, когда прилетают к нам?

  (ответы детей)

  Воспитатель: А сейчас давайте расскажем весне о интересных фактах из жизни некоторых перелетных птиц.

(на экране появляется птица, дети ее называют и рассказывают о ней).

1. Грач

  Воспитатель: Правильно грач. А что вы знаете о нём?

  Дети: он самый первый прилетает к нам.

  Воспитатель: А как ещё называют грача?

  Дети: Вестник весны.

  Воспитатель:  А ещё говорят, что грач на своих крыльях весну

  приносит. Грач ходит по оттаявшему полю и кричит: «Крак! Всем червякам - враг!»

  2. Скворец.

  Воспитатель: Что вы можете о нём сказать?

Дети: Скворец может петь голосом любой птички. Он прилетает вслед за грачом.

3. Кукушка.

Воспитатель: А, что вы можете рассказать о кукушке?

Дети: Она плохая мама, подбрасывает своих птенцов в чужие гнёзда.

Но зато она питается крупными гусеницами, которых другие птицы проглотить не могут, тем самым очищает лес от вредителей.

4. Ласточка.

Дети: Ласточка прилетает к нам самая последняя из перелётных птиц. Считается, что если эта юркая птичка построила свое гнездышко под карнизом вашего жилища, то это указывает на то, что вы очень добрая семья, где люди живут в спокойствии и любви.

Если ласточка пролетает низко над землей, то скоро начнется дождь, а высокий полет птицы предсказывает ясную и солнечную погоду.

Весна: Молодцы, ребята, посмотрите, вы солнышко освободили, и оно ярко засияло на весеннем небосклоне, и моя снежная накидка тоже растаяла. Спасибо вам за помощь. В благодарность я хочу подарить каждому это по-весеннему яркое, веселое, солнышко. Пусть оно вас согревает и у вас будет всегда хорошее настроение.  А сейчас я предлагаю вам поиграть в весеннюю игру  «Ручеек».

Воспитатель: Ребята, скажите, что же нужно и растениям, и птицам, и животным, и людям для  продолжения жизни и этого весной много? (вода). Конечно, это  вода. А ручеек у нас сегодня не простой, а волшебный. Весна, а мы приглашаем тебя в нашу лабораторию «Экотоши», где проведем опыты с водой и посмотрим, какой же она может быть.

Дети проходят из музыкального зала в зимний сад, где расположена лаборатория,

 по ручейку, сделанному из лент.

Воспитатель: Вы слышали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит

Паром чайника шипит,

Без неё вам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Опыт №1. Экспериментальные игры.

- Опустите в воду ложки, соломинки.

- Что вы видите?

- Почему предметы хорошо видны?

 - А теперь попробуйте чистую воду. Какой вкус?

- Что будет если в воду добавить сахар или соль?

- Давайте проверим.

- Попробуйте воду через соломинку, где растворили сахар, соль?

- Что вы чувствуете?  (ответы детей)

- Что произойдёт, если в воду бросить краситель (гуашь)?

- Бросайте.

- Что изменилось? (вода изменила цвет)

- Видны ли предметы в окрашенной воде?  (нет)

Вывод: Чистая вода не имеет запаха. Вода из под крана пахнет хлоркой. Сок пахнет фруктами. Значит, вода может иметь или не иметь запаха и вкуса. Запах,  вкус и цвет ей придают растворённые в ней вещества.

Физкультминутка “Ходят капельки по кругу”

Воспитатель:- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду - мама Тучка, а вы - мои детки Капельки.  Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг подул сильный ветер и капельки (“под музыку дождя” танцуют. Музыка стихает, дети присели) очутились на земле, притихли, но им скучно стало поодиночке,  и собрались они сначала маленькими ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (взявшись за руки дети под музыку выполняют упражнение “змейка” ). Плыли Капельки по большой реке, и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх). Все Капельки испарились под лучиками солнца и вернулись к своей маме Тучке.

Весна: Спасибо, вам , ребята, за интересное путешествие. А мне пора отправляться дальше в своё путешествие по земле, будить природу после долгого зимнего сна.

Дети прощаются с гостьей.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Кто сегодня к нам приходил в гости?

Какое задание вам понравилось больше?

Какое задание показалось для вас трудным?

Ну что ж, вы сегодня очень хорошо отвечали и показали, что действительно готовы к школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологическому воспитанию детей средней группы "Витаминный калейдоскоп"

Цель:закрепить у детей знания о витаминных качествах овощей и фруктов, об их значимости в жизни людей, необходимости применять их в питании взрослых и детей; закреплять названия различных овощей, обоб...

образовательная область «Коммуникация» Калейдоскоп сказок (конспект)

непосредственно образовательная деятельность по правовому воспитанию образовательная область «Коммуникация" старшая группа...

Конспект занятия по математике "Экономический калейдоскоп" .

Это было моё открытое занятие по математике с элементами экономики для подготовительной группы. Была использована интерактивная доска.Цель занятия:Познакомить детей с историей денежных единиц ст...

Конспект занятия "Калейдоскоп русских народных сказок"

итоговое занятие по разделу "Сказка" для детей младшего дошкольного возраста...

Конспект "Математический калейдоскоп"

Доброе утро ! Уважаемые родители! Остается несколько недель до окончания учебного года, но закрепить и повторить пройденный материал никогда, никому не помешает. Всем кому интересно поииграть и уделит...

Конспект НОД "Калейдоскоп музыкальных профессий"

Конспект НОД разработан для знакомства дошкольников с профессиями, связанными с музыкальной деятельностью....