НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Это волшебница— вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лукашева Екатерина Владимировна

конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Это волшебница— вода»

Программное содержание. Закрепить знания детей о различных состояниях воды в окружающей среде, показать значение воды для всего живого, привить навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности научить детей экономно использовать воду, плотно закрывать водопроводный кран, закреплять навыки работы с акварелью, умение рисовать концом кисти.

Методические приемы. Сюрпризный момент письмо, загадки, стихи, беседа, дидактическая игра, музыка.

Словарная работа: пресная, соленая, портрет, глобус, заползает ледником, растворяет, земном шаре.

Предварительная работа. Наблюдение за состоянием воды в разное время года (дождь, снег, иней, лед, сосульки, морозные узоры и т. д.); беседа «вода вокруг нас», рисование на тему: «Куда бежит река», иней, морозные узоры, сосульки. Чтение стихотворения «речка» Мошковская. Загадывание загадок о различных состояниях воды, проведение опытов «Какой бывает вода» - определили цвет, форму, запах, вкус, превращали в лед и, наоборот, в пар.

Проводили наблюдение в группе, на улице, в уголке природы, куда девается вода с мокрых варежек, из аквариума, с мокрого белья, вывешенного на балконе.

Беседы «Что растет в воде» и «Водные растения аквариума»; «Кто живет в реке»; Дидактические игры «Водные растения заблудились», «Помоги водным животным найти свой дом». Чтение экологических сказок «Жила-была речка», Маршак «Двенадцать месяцев», рассказов: «Как люди речку обидели».

Материал: Письмо Незнайки, Дидактическая игра «Помоги водным жителям», плакаты, лес, музыка.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, к нам пришло письмо (зачитывает адрес кому письмо).

А как вы думаете от кого оно?

Дети (от Незнайки)

Воспитатель. Правильно от Незнайки.

Давайте прочитаем, что он пишет (читает).

Дорогие ребята помогите мне, пожалуйста, я не знаю, как нарисовать «портрет» воды

(Незнайка)

Ребята поможем Незнайке?

Дети (поможем) (садитесь).

Давайте вспомним: «Что такое вода

Ответы детей (она течет, это жидкость ее можно наливать, переливать, выливать).

Воспитатель. А какой она формы?

Ответы (вода формы не имеет).

Воспитатель. Имеет ли вода цвет?

Дети (вода не имеет цвета, она бесцветная).

Воспитатель. А имеет ли она вкус?

Дети (вода без вкуса, она безвкусная).

Воспитатель. Имеет ли вода запах?

Дети (вода без запаха).

Воспитатель. Правильно вода – это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

Воспитатель. Для чего нужна вода? Как она нам помогает?

Дети (вода нужна нам, чтобы пить, мыть посуду, стирать, чтобы поливать растения, вода нужна рыбкам и т. д.).

Воспитатель. Правильно, вода нужна не только человеку, но и рыбам, птицам, животным; вода нужна всему живому на земле. Без воды нет жизни.

Воспитатель. А где можно найти воду?

Дети (в луже, в море, в океане, в реке и т. д.).

Воспитатель. А где еще можно найти воду мы узнаем из стихотворения, которое прочтут дети.

1. Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

2. Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает

Ледником в горах зовется

Лентой серебристой вьется

3. На плите у вас кипит

Парой чайника шумит

Растворяет сахар в час

Мы ее не замечаем.

Воспитатель. Кто покажет на глобусе, где можно найти воду?

Ребенок (в океане, в море, в реке).

Воспитатель. Каким цветом на глобусе изображаются моря, реки?

Ребенок. Голубым.

Воспитатель. А что на земле больше воды или суши?

Ребенок. Воды на земле больше.

Воспитатель. Суша занимает только четвертую часть нашей планеты, а остальное вода. Чтобы вам было понятно, я покажу на примере яблока. Я возьму нож и сниму кожицу с яблока, где кожица там океаны и моря, где нет кожицы там суша.

(Опыт с яблоком)

Воспитатель. Нужно ли беречь, если ее так много на земле?

Дети. Да нужно.

Воспитатель. Почему нужно беречь воду?

Ребенок. Потому, что воды на земле много в океанах и морях. Она там соленая. А мы пьем пресную воду, ее на земле мало.

Воспитатель. Если представить, что вся вода планеты умещается в 3-х литровую банку, то пресная вода, т. е., которую можно употреблять в пищу, занимает всего полстакана.

(Опыт с банкой и стаканом)

Воспитатель. А как ты думаешь?

Нужно беречь воду?

Ребенок. Я думаю, что воду нужно беречь. Почему? Потому, что люди загрязняют реки, озера и чистой воды становится все меньше.

Воспитатель. А как ты считаешь. Почему нужно беречь воду?

Ребенок. Потому что люди иногда не закрывают плотно краны и воды в реках и озерах становится меньше.

Воспитатель. Чтобы вода в реках и озерах всегда оставалась чистой чего люди не должны делать?

Ребенок. Нельзя бросать бутылки, банки, палки, мыть машины около реки, потому что бензин попадает в реку, нельзя выбрасывать мусор, бумагу, коробки, пакеты, нельзя оставлять открытыми краны.

Воспитатель. Правильно. Нельзя оставлять открытыми краны, потому что из одного неплотно закрытого крана за день (сутки) вытекает 15 литров воды. А чтобы мы не забыли плотно закрывать кран, мы повесили в умывальной комнате знак, напоминающий о бережном отношении к воде.

Бережливым будь к воде

И как только воду взял,

Хорошенько кран закрой.

А сейчас я загадаю вам загадки, а вы должны не только отгадать их, но и сказать о воде или нет эта загадка.

1. Шумит он в поле и в саду… (дождь).

2. В огне не горит и в воде не тонет

(лед вода – в твердом состоянии).

3. Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные – вырезные,

А возьмешь – вода в руке

(Снежинка – это застывшие капельки воды).

4. Весной веселит

Летом холодит

Осенью питает

Зимой согревает (дерево).

(Это загадка не о воде).

5. Растет, она вниз головою,

Не летом растет, а зимою

Чуть солнце ее припечет

Заплачет она и умрет

(сосулька – замерзшая вода).

6. Какой мастер

На стекла нанес

И листья, и травы

И заросли роз? (Мороз).

(Но снежные узоры на окне вода).

Воспитатель. Молодцы ребята все загадки отгадали правильно. Вода превращается то в снежные узоры, то в сосульки, то в снежинки.

Давайте отправимся с вами в зимний лес, немного отдохнем.

Физминутка.

(Воспитатель, читает дети имитируют).

Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес

Справа – березка в шубке стоит

Слева елочка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся

На землю тихо ложатся

Вот и зайка проскакал

От лисы он убежал

Серый волк по лесу рыщет

Он себе добычу ищет

Все мы спрячемся сейчас

Не найдет тогда он нас

Лишь медведь в берлоге спит

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири

Как прекрасны они!

В лесу тишина и покой

А нам пора домой.

(Дети садятся)

Воспитатель. Ребята. Незнайка попросил нас нарисовать «портрет» воды. А вода как волшебница умеет быть разной, превращаться, поэтому нарисовать ее портрет человеку очень сложно. А мы все вместе это сможем сделать. Пусть каждый подумает, что он представляет при слове вода, и что он будет рисовать.

Ответы детей (3 – 4)

Воспитатель. А теперь начинаем рисовать.

(звучит тихая музыка)

Воспитатель. (когда дети закончили рисовать) Когда работы подсохнут мы их запечатаем в конверт и отправим Незнайке. Пусть Незнайка увидит, какая вода волшебница, что она может быть и сосульками, и морозными узорами, и дождем, и инеем и т. д.

Самоанализ занятия:

Занятие проводилось в старшей группе. Состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач с применением различных методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС в ДОУ, также возрастным возможностям воспитанников. Прослеживается связь целей и задач с заявленной темой. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

В ходе проведения занятия была использована технология исследовательской деятельности. Дети показали знания программного материла, а также получили новые в процессе занятия. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации мыслительных операций воспитанников были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение);

2. Практический (рисование);

3. Эксперимент (с водой);

4. Игровой.

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали воспитанников на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Были просты и понятны, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей, создание проблемных ситуаций).

Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса.

В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов.

Считаю, что занятие прошло успешно, поставленные цели и задачи были достигнуты.

Краткий анализ деятельности воспитателя:

Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Воспитатель использовала наводящие вопросы, которые подталкивали воспитанников на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания были подобраны так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Воспитатель старалась вызывала интерес у детей к деятельности, использовала разнообразный материал и

Выбранная форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Воспитатель старалась быть для детей партнером, дети свободно обращались к ней за помощью Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме «Волшебница-весна»

Интегрированное занятие - ознакомление с окружающим миром, развитие речи, рисование. Весна, подснежник....

Конспект ООД по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему "Очищение воды с помощью фильтра"

Буричева Людмила Александровна,воспитательМБДОУ детского сада №41комбинированного видаг.о.г. Шахунья,Нижегородской области. Задачи:Образовательные:- способствовать формированию представлений...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Откуда берется вода? Конденсация воды»

Цель: формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду  при охлаждении пара....

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Вода - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных областей (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, продуктивная дея

Открытое занятие по  познавательному развитию в старшей группе № 5 на тему: «Вода  - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных обла...