Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Волшебная сила воды».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Жучкина Татьяна Александровна

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Тема: «Волшебная сила воды»

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды.
  2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
  3. Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, и глаголами.
  4. Закреплять умения правильно вырезать силуэт рыбки, передовая плавные изгибы, формы, дополнять аппликативное изображение.
  5. Развивать навыки проведения лабораторных опытов; сформировать у детей знания о значения воды в жизни человека.
  6. Закреплять умения детей играть в подвижные игры (физические минутки, в практической деятельности): под музыкальное сопровождение.
  7. Сформировать потребность детей в движение, активизировать пальцевую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_sila_vody.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Тема: «Волшебная сила воды»

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды.
  2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
  3. Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, и глаголами.
  4. Закреплять умения правильно вырезать силуэт рыбки, передовая плавные изгибы, формы, дополнять аппликативное изображение.
  5. Развивать навыки проведения лабораторных опытов; сформировать у детей знания о значения воды в жизни человека.
  6. Закреплять умения детей играть в подвижные игры (физические минутки, в практической деятельности): под музыкальное сопровождение.
  7. Сформировать потребность детей в движение, активизировать пальцевую моторику.

Методы и приемы: (соотнести с методикой О.В. Дыбиной)

 - практические: проведение опытов с водой, физическая минутка “дождик”, игровой – практикум “Мама - тучка”, вырезание и наклеивание рыбок на общую композицию “Речка”.

- наглядные: наблюдение за действиями воспитателя в процессе исследования “Чистим воду”, сюрпризный момент: вручение медалей- капелек.

- словесные: беседа: где у нас в группе живут сестричка – капельки?(в игровом уголке, мой в столовой, в природном уголке, туалетной комнате), как называются трубы по которым вода поступает к нам в детский сад и в наши дома?

Материалы и оборудование: (соотнести с методикой О.В. Дыбиной)

Большие капли (которые приклеиваем в те уголки где нужна вода), маска тучка для воспитателя при игре “Мама тучка”, для исследования банка с чистой водой, банка с грязной водой, воронка, специальная бумага, для опытов: пять стаканов, вода молоко, мелкая игрушка, сахар, цветная бумага, трафареты рыбок, простые карандаши, кисти, ножницы, салфетки, клей, пано-речка.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

(соотнести с методикой О.В. Дыбиной)

Познавательно -исследовательская

Экспериментирование (определяем что вода не имеет цвета, вкуса запаха, вода – растворитель, моделирование коллективной работы.

Цель: Развитие познавательной активности. Формировать умения самостоятельно проводить опыты, делать выводы.

Коммуникативная

Отгадывание загадки о воде, вопросы при беседе в уголках.

 Цель: Активизировать речь детей. Совершенствовать навыки  общения со сверстниками.

Двигательная

Подвижная игра “Мама - тучка”, физическая минутка “Дождик”.

Цель: Снять мышечное напряжение, выполнять движения в соответствии с текстом.

Игровая

Игра – практикум “Мама – тучка”, пальчиковая игра “Капелька”. Игровая ситуация – приходит девочка капелька по имени Капитошка. (Из подготовительной группы)

Цель: Развитие мыслительных операций

Продуктивная

Мастерские по изготовлению предметов детского творчества( изготовление рыбок для коллективной работы)

Цель: Закрепить умения правильно, вырезать силуэт рыбки, предавая плавные изгибы и дополнять графическим изображением.

Музыкально - Художественная

Использование музыкальных произведений Чайковского “Времена года”, “Весенняя капель” для поведения подвижной игры”Мама - тучка”, и самостоятельной деятельности.

Цель: Закреплять слуховое внимание, умение двигаться ритмично.

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворений “Вы слыхали о воде?”

Цель: Продолжить формировать любовь к поэзии.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Загадать загадку о воде

Если на нос сели кляксы,

 Кто тогда нам первый друг,

 Снимет грязь с лица и рук?

 Без чего, не может мама,

 Ни готовить, ни стирать?

 Без чего мы, скажем прямо,

 Человеку умирать?

 Чтобы лился дождик с неба,

 Чтоб росли колосья хлеба,

 Чтобы плыли корабли,

 Чтоб варились кисели,

 Чтобы не было беды-

 Жить нельзя нам без… (воды)

Формировать умения детей отгадывать загадки.

Игра – практикум “Мама - тучка”

-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).

 Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

 Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

 Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама -Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках)

Выполнять движения в соответствии с текстом.

Пришла девочка – капелька, по имени Капитошка. Формировать заинтересованность детей.

Воспитатель просит детей помочь Капитошке найти, где у нас в группе живут её сестрички – капельки. В то место прикрепляют капельку. Дети приходят в природный уголок определяют, что надо поливать цветы, т.к. они живые и без воды погибнут. Приклеивают капельку(в игровой уголок, мойка в столовой, туалетная комната). Формировать умение отвечать но вопросы.

Вода  приносит нам большую пользу. Какую? Вода из большой речки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы? Активизировать словарь.

Воспитатель предлагает исследование “Волшебная вода”.  Прежде чем приступить к исследованию напоминаю правила поведения в лаборатории, технику безопасности при проведении опытов.

Воспитатель проводит  исследование “Чистим воду”. В одной банке грязная вода как можно очистить воду? (Взять воронку, вложить в неё лист специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через воронку, что получается? Вода стала чистой. А что стало с бумагой? Она стала грязная).

Воспитатель предлагает детям сесть за три стола, каждый стол проводит свой опыт.

1 стол – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.

 Вывод – Вода прозрачна.

 2 стол - есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?

 Вывод – не имеет запаха и без вкуса.

 3 стол - опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

 -прозрачность

 -нет запаха

 -без вкуса

 - растворитель.

Воспитатель предлагает физкультурную минутку. Пальчиковая игра “дождик” Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой

 На цветы – круговые движения правой рукой

 И на дорожку – обе руки перед собой

 Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы

 Побежали мы домой – бег на месте.

Закреплять умение соотносить действия и речь.

У меня есть маленькая речка с чистой водой, но нет в ней рыбок. Давайте их запустим. Закреплять умения правильно вырезать силуэт рыбки, передавая плавные изгибы, дополнять аппликативное изображение графическим.

Девочка – капелька по имени Капитошка благодарит детей за то, что как много интересного дети знают о воде. Она в качестве сюрприза дарит каждому ребёнку медальку – капельку.

Чтения стихотворения

Вы, слыхали о воде?

 Говорят, она везде!

 В луже, в речке, в океане,

 И в водопроводном кране.

 На плите у вас кипит,

 Паром чайника шипит,

 Мы её не замечаем,

 Мы привыкли, что вода-

 Наша спутница всегда!

 Без воды нам не умыться,

 Не наесться, не напиться!

 Смею вам я доложить:

 Без воды нам не прожить!

 Воду вы в пруду найдёте,

 И в сыром лесном болоте,

 Путешествует всегда,

 Наша спутница – вода! 

Дети решают поставленную задачу.

Под музыку Чайковского “Времена года” “Весенняя капель” дети играют, соблюдая правила игры.

Заинтересованно смотрят на девочку капельку, знакомятся с ней.

Определяют, что вода нужна в природном уголке (полевать цветы, мыть листву и полочки) Приклеивают капельку. В игровом уголке нужны вода для того, чтобы мыть грязные игрушки, стирать кукольную одежду. Приклеивают капельку. Также мойка в столовой и туалетной комнате.

Отвечают какую пользу нам приносит вода. Повторяют что трубы водопроводные.

Дети повторят правила поведения в лаборатории. И правила безопасности при проведение опытов.

Внимательно наблюдают за исследованием, поясняют, дают советы, делятся впечатлениями. Рассказывают,  как они с родителями дома чистят воду.

Выполняют опыты. Помогают друг другу советом, поддерживают, напоминают товарищам как лучше провести этот опыт. Чей стол быстрее справится с заданием помогают отстающим.

Выполняют физическую минутку. Пальчиковую игру “дождик”.

Самостоятельная деятельность детей. Дети обводят рыбок по трафарету, дорисовывают простым карандашом чешую и глаза и опускают свои рыбки в речку (приклеивают на панно). Во время самостоятельной работы играет музыка Чайковского “Весенняя капель”.

Радуются сюрпризу. Рассматривают свои медальки – капельки, показывают друг другу, делятся впечатлениями.

Дети внимательно слушают стихотворение о воде.

Сформировались первичные представления о воде.

Обеспечена потребность детей в движении

Сформирована эмоциональное восприятие сказочного персонажа, положительный отклик на его появления.

Закреплены умения связанно отвечать на вопросы. Сформирован интерес определять, где в группе  живут капельки.

Активизирован словарь детей.

Закреплены правила поведения в лаборатории.

Сформированы умения проведения лабораторных опытов закрепления правила безопасности при проведение опытов.

Дети на собственном опыте определи, что вода: прозрачная, не имеет запаха и вкуса, вода – растворитель.

Обеспеченна потребность детей в движении.

Сформированы умения вырезать рыбку, дорисовывать и приклеивать на коллективную работу.

Сформирован положительный отклик на сюрпризный момент.

Сформирована любовь к поэзии.

Итоговое мероприятие: Выставка коллективной работы “Чудесное превращение реки”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Человек – творец»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с творческой деятельностью взрослых. Показать значение для людей таких профессий, как художник, писатель, композитор, исполнитель. Показать, что для ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Откуда берется вода? Конденсация воды»

Цель: формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду  при охлаждении пара....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе квест- игра «Волшебный лес»

Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности- квест- технологии....