Главные вкладки

    Конспект ОД "Грибное царство Мещерского края"
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

    Курягина Оксана Юрьевна

    Цель:  расширения знаний детей о лесных грибах родного края, их особенностях внешнего строения.

    Задачи:

    Воспитательные:

    • воспитывать бережное отношение к природе родного края;

    Развивающие:

    • развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
    • развивать активный словарь детей (названия грибов)

    Обучающие:

    • совершенствовать грамматический строй речи, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и подбор слов – действий (глагол)
    • продолжать знакомить с особенностями внешнего вида и местами произрастания грибов Владимирской области;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_griby.docx156.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад №9 общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением  деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

    Конспект образовательной деятельности

    в средней группе

     Тема:  «Грибное царство Мещерского края»

    https://on-desktop.com/wps/2018Food_Big_basket_of_mushrooms_with_berries_on_a_white_background_129993_.jpg

    Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад №9»

    Курягина Оксана Юрьевна

    г. Гусь-Хрустальный

    2020

    Образовательная область:  речевое развитие

    Методы проведения занятия: словесные, игровые, исследовательские, игровая ситуация.

    Продолжительность занятия: 20 мин.

    Интеграция областей: познавательное, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, игровая деятельность.

    Цель:  расширения знаний детей о лесных грибах родного края, их особенностях внешнего строения.

    Задачи:

    Воспитательные:

    • воспитывать бережное отношение к природе родного края;

    Развивающие:

    • развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
    • развивать активный словарь детей (названия грибов)

    Обучающие:

    • совершенствовать грамматический строй речи, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и подбор слов – действий (глагол)
    • продолжать знакомить с особенностями внешнего вида и местами 

    произрастания грибов Владимирской области;

    Оборудование:  выставка художественной литературы по теме, наглядный материал, Познавательная книга «Всем Мещера хороша, много  в ней богатства, славится на всю страну ее грибное царство», корзинка и муляжи грибов, мяч.

    Предварительная работа: беседы, наблюдения,  настольные, дидактические игры, знакомство с устным народным творчеством по теме, разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок, просмотр презентаций « Лесные дары осени», презентация «Грибы  Мещерского края»

     

    Взаимодействие с семьями воспитанников:  консультация для родителей «Осторожно ядовитый гриб», «Как оказать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами», «Не все грибы съедобны».

               Содержание деятельности:

    Этапы деятельности

    Содержание

    Время

    1.Процесс вовлечения

    В: Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
    Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
    Доброе утро, родной детский сад!
    Видеть друзей своих очень я рад! ( поворачиваются лицом в круг и хлопают в ладоши)
    Ребята, давайте жить дружно!

    1 слайд.( Красивый дом, в окошке домика бабушка и дедушка).

    В: Ах, какой красивый дом!

    Угадайте, кто живёт в нём?

    Дети: Дом бабушки и дедушки.

    В: Да, вы правильно ответили.

    Дом бабули и дедули вы приметили.

    Вот дедуля печку натопил

    И бабулю попросил

    Чтобы пирожков с начинкой из грибов она напекла.

    А бабуля дедуле отвечает:

    -Нет, я в лес не пойду, а то ещё я упаду.

    -Вы ребята, помогите!

    Вы, в лесочек сходите. Грибочков наберите.

    В: Ребята, ну что поможем бабушке и дедушке?

    Д: да

    1 мин.

    2.Процесс целеполагания

    В:Ребята, что мы сейчас будем делать?

    Д: Мы поможем бабушке собрать грибы.

    В: А для чего нужны грибы?

    Д: Чтобы испечь пирожки с начинкой для дедушки.

    1 мин.

    3.Процесс проектирования и планирования

    В: А скажите мне ребята, где растут грибы?

    Д: в лесу.

    В: Значит для того, чтобы набрать грибов  нам надо отправиться в лес.

    В: Итак, мы в лес сейчас пойдем и гостинцев бабуле и дедули принесем.

    1 мин.

    5.Процесс

    осуществления

    деятельности

    В: Мы идем сегодня в лес.( Дети идут по кругу)

    В том лесу полно чудес!

    Дождь вчера в лесу прошел (Дети  встряхивают кистями)

    Это очень хорошо.(Дети хлопают в ладоши)

    Будем мы грибы искать  (Дети приставляют ладонь ко лбу)

    И в корзинку собирать. (Дети приседают, собирают грибы)

    Вот сидят маслята  (Дети показывают рукой вправо)

    На пеньке – опята. (Дети показывают рукой влево)

    Ну, а ты, мухомор, (Дети грозят пальчиком)

    Украшай осенний бор.

    В: Вот мы и в лесу. Посмотрите, сколько вокруг грибов. Давайте рассмотрим поближе. А чтобы вам было поудобнее присядем на пенёчки. (дети садятся на стульчики)

    В:  «Всем Мещера хороша, много в ней богатства – славится на всю страну ее грибное царство».  Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей , ни листьев, ни цветов. Ножка, шляпка, корни-грибница. Через корни- ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества.  Много разных грибов встречаются в Мещерском лесу: подосиновики, подберезовики, грузди и лисички, сыроежки и белые грибы, волнушки.

     (Воспитатель показывает детям познавательную книгу о грибах и загадывает загадки)

    В: Ребята, а сейчас отгадайте  загадку: 

    Этот гриб - король грибов, Полюбуйтесь, он каков!

    Коричневая шляпка, Беленькая ножка,
    Я такого молодца Заберу в лукошко.
    Он и крепок, и велик, Гриб с названьем (
    Боровик).

    Ответы детей. Воспитатель показывает иллюстрацию гриба из познавательной книги.

    В: Этот гриб называется – белый гриб. У него есть ножка и шляпка. (Показывает) Какого цвета у гриба шляпка?

    Д: Шляпка коричневая.

    Воспитатель: Какого цвета у гриба ножка?

    Дети: Ножка белая.

    Воспитатель: У белого гриба ножка очень толстая и крепкая. Если этот гриб разрезать, то в середине он будет белого цвета. Отсюда и название этого гриба. Белый гриб считают царем грибов (главным в лесу). Потому, что он самый большой гриб в лесу и ценный (вкусный).

    В: Под осиною растёт, особенность имеет,
    Если срезать ножку, тотчас посинеет.
    Оранжевые шляпки у этих грибочков,
    Семьями они растут под деревом в тенёчке.

    (Подосиновик)

    Ответы детей. Воспитатель показывает иллюстрацию гриба из познавательной книги.

    В: Правильно ребята, этот гриб называется подосиновик. Растет он под осиной, поэтому так и называется – подосиновик.

    В: Что есть у подосиновика?

    Д: Ножка и шляпка.

    В: Какого цвета шляпка?

    Д: Шляпка красная.

    В: А ножка?

    Д: Ножка белая с черными.

    В: Следующая загадка: Их солят, а также жарят,
    Они мелковаты, нежны, в салатики добавляют, 
    Полезны они и вкусны. Словно рыжие сестрички, кучками растут.
    (Лисички)

    Ответы детей. Воспитатель показывает иллюстрацию гриба из познавательной книги.

    В: Кто скажет, почему эти грибы так называются?

    Д: Они рыжие, как лисички.

    Воспитатель читает стих про подберезовик.

    В: Под берёзкой у дорожки

     кто стоит на крепкой ножке?
    Он, в коричневом берете,

    самый вкусный гриб на свете.
    ПОДБЕРЕЗОВИК - крепыш.

    В: Перед нами еще один гриб -это подберезовик. Как вы думаете, почему он так называется?

    Воспитатель показывает иллюстрацию гриба из познавательной книги.

    Д: Растет под березой.

    В: Чем он отличается от подосиновика?

    Д: Шляпкой. У подберезовика шляпка коричневая.

    В: Ребята, а вы знаете кто такие грибники?

    Д: Это люди, которые собирают грибы.

    Воспитатель: Дети, какие грибы мы встретили на полянке? (Расставлены муляжи грибов, дети собирают из в корзинку)

    Дети: Лисички, подберезовик, подосиновик, белый гриб.

    В: Все эти грибы можно есть, готовить из них разные блюда (жарить, сушить, варить грибной суп). Поэтому всех их можно назвать съедобными. В лесу много грибов. Но нужно быть осторожными, кроме съедобных грибов в лесу растут и несъедобные.

    Воспитатель показывает иллюстрации из познавательной книги «Всем Мещера хороша, много  в ней богатства, славится на всю страну ее грибное царство» и просит детей запомнить эти ядовитые грибы. Затем читает стихи про ядовитые грибы.

    В: Этот гриб в лесу растет, не клади его ты в рот!

    Он совсем не сладкий крапинки на шляпке

    Красный, словно помидор несъедобный мухомор!

    Посмотрите, как выглядит мухомор.

    Д: Белая ножка, красная шляпка с белыми точками.

    В: Он красивый и яркий, но очень опасный, потому что ядовитый. Ни в коем случае его нельзя трогать руками и даже пинать ногами.

    В: Вот еще один ядовитый для человека гриб.

    Бледнолицые поганки

    Бродят стаей по полянке.

    С ними я играть не буду.

    Обойду и позабуду.

    Почему нужно обходить эти грибы стороной?

    Д: Они ядовитые, несъедобные, их нельзя трогать.

    Дидактическая игра «Собери грибы» Дети собирают пазлы из разрезных картинок.

    После того как дети собрали грибы, воспитатель спрашивает у каждого какой гриб он собрал.

    Воспитатель: Как можно назвать все грибы, которые мы собрали?

    Д: Съедобные грибы.

    Игра с мячом. «Соберём семейку»

    В:Давайте подберем слова одной семейки к слову «гриб». Будем бросать мяч и подбирать слова.

    - Как ты назовешь маленький гриб(грибок)

    - Как называют суп из грибов(грибной)

    - Как называют человека, собирающего грибы(грибник)

    - Как называют корешки грибов(грибница)

    - Как можно ласково назвать гриб(грибочек)

    - Как называется начинки для пирога из грибов(грибная)

    В: Ну вот ребята, грибочков мы собрали целую корзинку. Теперь отправляемся к бабуле и дедуле с гостинцами.

    Бабуля и дедуля говорят вам большое спасибо___

    Теперь бабуля может испечь пирожки.

    15 мин.

    4.Рефлексия

    В:  Ребята, чем мы сегодня занимались?

    Д: Ответ детей (помогали бабушке, ходили в лес зп грибами)).

    В: Все ли у вас получилось?

    Д: Ответы детей.

    В: Может ли теперь бабушка напечь пирожков для дедушки?

    Ответы детей.(конечно, мы принесли много разных грибов)

    В: А каких грибов?

    Ответы детей (Съедобные:Белые, подберезовик, подосиновики, лисички и д.р.)

    В: А что вы  еще  сегодня узнали?

    Д: Что еще бывают ядовитые грибы, которые трогать нельзя.

    В: Итак ребята, с какой начинкой бабушка будет печь пирожки?

    Д: С грибной.

    В: Молодцы, я рада что вы много сегодня узнали и вам все понравилось.

    А теперь мы улыбнемся,

    Дружно за руки возьмемся.

    И друг другу на прощанье

    Мы подарим пожелание –

    Знания ищи всегда

    Умным станешь ты тогда.

    2 мин.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."

    Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...

    Конспект интегрированного занятия Тема: Край Бурятский – край Сибирский.

    Обобщить и систематизировать представление детей о родном крае. Учить делать выводы. Продолжать формировать представления взаимозависимости живых организмов со средой обитания. Дать понятие – ла...

    Конспект ОД "В Мещерских лесах мы гуляли лекарственные травы собирали"

    Цель: Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.Задачи:Воспитательные задачи. воспитывать гуманное и ответственное отношение к природе родного края.; воспитывать интерес к природ...

    Конспект ОД "Ягодное лукошко Мещерского края"

    Цель:  расширения знаний детей о лесных ягодах Мещерского края.Задачи:Воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе родного края;Развив...

    Конспект организованной образовательной деятельности «Край Чувашский, край наш милый» в старшей группе детского сада

    Цель: Приобщение детей к чувашской национальной культуре.Задачи:1. Продолжить знакомство детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим.2. Знакомить с народными традициями, бытом, нацио...