Главные вкладки

    Конспект ОД "Ягодное лукошко Мещерского края"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Курягина Оксана Юрьевна

    Цель:  расширения знаний детей о лесных ягодах Мещерского края.

    Задачи:

    Воспитательные:

    • воспитывать бережное отношение к природе родного края;

    Развивающие:

    • развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
    • развивать активный словарь детей (названия ягод)

    Обучающие:

    • совершенствовать грамматический строй речи, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами .
    • продолжать знакомить с особенностями внешнего вида и местами произрастания ягод Владимирской области;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_yagody.docx161.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад №9 общеразвивающего вида  с приоритетным

    осуществлением  деятельности по художественно-эстетическому

     направлению развития воспитанников»

    Конспект образовательной деятельности

    в старшей группе

     Тема:  «Ягодное лукошко»

       https://st2.depositphotos.com/1801791/5243/i/950/depositphotos_52432795-stock-photo-forest-berries-in-wicker-baskets.jpg

    Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад №9»

    Курягина Оксана Юрьевна

    г. Гусь-Хрустальный

    2020

    Образовательная область:  познавательное

    Методы проведения занятия: словесные, игровые, исследовательские, игровая ситуация.

    Продолжительность занятия: 25 мин.

    Интеграция областей: познавательное, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, игровая деятельность, речевое развитие.

    Цель:  расширения знаний детей о лесных ягодах Мещерского края.

    Задачи:

    Воспитательные:

    • воспитывать бережное отношение к природе родного края;

    Развивающие:

    • развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
    • развивать активный словарь детей (названия ягод)

    Обучающие:

    • совершенствовать грамматический строй речи, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами .
    • продолжать знакомить с особенностями внешнего вида и местами 

    произрастания ягод Владимирской области;

    Оборудование:  выставка художественной литературы по теме, наглядный материал, Познавательная книга «Ягодное царство мещерского края», разрезные пазлы «Лесные ягоды»,

    Предварительная работа: беседы, наблюдения,  настольные, дидактические игры, знакомство с устным народным творчеством по теме, разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок, просмотр презентаций « Лесные дары осени», презентация «Ягода Мещерского края»

     

    Взаимодействие с семьями воспитанников:  консультация для родителей «Волшебные свойства ягод»;  «Ягодный сезон»

         Содержание деятельности:

    Этапы деятельности

    Содержание

    Время

    1. Процесс вовлечения

    В: Утром солнышко проснулось

    Потянулось, улыбнулось.

    Свои лучики раскрыло

    Всем улыбки подарило.

    Оглядело все вокруг

    Слева друг, справа друг.

    День с улыбки начинайте,

    Всем здоровья пожелайте.

    Здравствуйте!

    Добрый день!

    Воспитатель приветствует детей и достает конверт.

    В: Ребята , сегодня утром я получила письмо. Его прислали Маша и Мишка. Они хотят приехать к нам в гости и посмотреть, как мы живем и проводим время в нашем  саду.  Нам нужно подготовиться к их приезду.  А внизу письма сластена Маша написала, что очень любит черничное варенье. Так чем мы будем угощать Машу и Мишку?

    Ответы детей (конфеты, пирожное, печенье и т.д.)

    В: Правильно, но нам еще нужно варенье.

    2 мин

    2. Процесс целеполагания

    В: Ребята, я посмотрела у нас нет варенья, но Маша его очень любит. И чтобы ее не разочаровать, что нам нужно сделать?

    Д: Нам нужно сварить варенье.

    1 мин

    3. Процесс проектирования, планирования

    В: Ребята, а из чего варят варенье?

    Д: Из ягод.

    В: А где мы можем взять ягоды?

    Ответы детей.

     В: Варенье Маша любит черничное. А где растет черника?

    Д: В лесу.

    В: Правильно ребята. Так что нам нужно сделать, чтобы накормить Машу вареньем?

    Д: Сходить в лес, набрать ягод  и сварить варенье.

    1 мин

    4. Процесс осуществления деятельности

    В: Молодцы ребята. Я предлагаю вам прогуляться в лес за ягодами и познакомимся с ними. Что же такое Ягоды?

    Ягоды – это сочные плоды некоторых видов растений, которые всегда содержат некоторое количество семян. Перечень названий ягод может длиться до бесконечности. Какие ягоды вы знаете? (смородина, черника и ежевика, калина, рябина, малина и клубника).

    В: А скажите мне, какие ягоды растут в лесу?

    Д: Лесные ягоды

    В: Правильно, а в саду или в огороде?

    Д: Садовые ягоды.

    В: К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках.

    Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду. Как вы думаете ребята, какие ягоды полезней? 

    Д: И те и другие ягоды полезные, в них много витаминов.

    В: А вы знаете ребята, что лесные ягоды бывают съедобными и ядовитыми?

    Чтение рассказа: “Ягодная сказка”

    На лесной поляне, где всегда было солнечно, жили по соседству ягоды: черника, земляника, малина и брусника.

    Ягодки любили кружиться под яркими лучами солнышка и нахваливать себя.

    – Какая я красная, красивая и кисленькая! – говорила Ягодка Бруся.

    – А я сочна, крупна да розова! – веселилась Ягодка Маля.

    – Ха–ха–ха! Зато я – синее всех! – любовалась перед росинкой на листике Ягодка Черня.

    – Ну, тогда я – всех слаще! – сказала земляничка Варя.

    И вот однажды, так же веселясь, они услышали, как кто-то бежит по тропинке на их солнечную полянку. Испугались ягоды, да и спрятались под листочками. Видят двух девочек, а в руках у них кувшинчики. «За нами пришли значит!» – подумали ягоды.

    Долго стояли девчушки и никак не могли решиться, что же им собирать, кувшинчиков-то только два.

    – Давай малину! Она сочная, крупная, полезная ягода! – говорит одна девочка.

    – Черника тоже полезная и брусника! – говорит другая.

    – Ага, но от черники язычки у нас будут синие-синие, а брусника – кислая. Давай собирать малину и землянику. Из малины сварим варенье на зиму, а из земляники сделаем варенье к чаю.

    Вскоре кувшины наполнились с горкой. Довольные девочки отправились домой.

    В: Про какие ягоды вы узнали, прослушав рассказ.

    Д: черника, земляника, малина и брусника.

    Физминутка «Прогулка в лес» (имитация движений)

    Дети по лесу гуляли,

    За природой наблюдали.

    Вверх на солнце посмотрели,

    И их все лучи согрели.

    Мы по ягоды идем,

    Дружно ягоды берем.

    Посмотри-ка, погляди-ка,

    Ах, какая земляника!

    Ниже, ниже приседай,

    А теперь скорей вставай!

    Дружно хлопаем, ногами топаем,

    Хорошо мы погуляли,

    И немножечко устали!

    В: А теперь ребята Я загадаю вам загадки из познавательной книги « Ягодное царство Мещерского края», а вы попробуйте их отгадать:

    Мы нагнёмся до земли,

    Чтоб наполнить кузовки.

    Стебельки раздвигаем —

    Огоньки собираем. (Земляника)

    В: Земляника – самая вкусная лесная ягода, которая уже появилась в наших лесах. Собирать землянику конечно хлопотно, но зато как приятно ее есть, особенно со сливками или с молоком. Все дети просто обожают землянику. Вы должны знать, что ягоды земляники не только вкусны, но и польза ее вне всякой конкуренции.

    Чёрненькие ягодки
    На кусте висят,
    Будут-будут чёрными
    Ротики ребят!
    (Черника)

    В: Черника — почти чёрного цвета, с сизоватым налётом и тёмно-пурпурной кисло-сладкой мякотью. Созревает черника в июле-августе. Замечено, что черника обостряет ночное зрение, уменьшает усталость глаз, тонизирует нервную систему.

    Красная, пахучая,
    Веточки колючие,
    Соберу в корзину,
    Сладкую
    … (Малину)

    В: Малина ценная лечебная ягода.У лесной малины ягоды мельче, чем  у садовой. Зато в ней больше витаминов. Широкое применение в медицине находят и листья малины.

    Осень лес позолотила,
    Ягоду нам подарила,
    Витаминов много в ней,
    С ней любой пирог вкусней,
    На полянке, погляди-ка,
    Темно-красная
    (Брусника)

    В: Брусника растет по сухим хвойным и лиственным лесам иногда на болотах Свежие плоды брусники применяются при авитаминозах, отвар ягод хорошо утоляет жажду при горячке.

    В: Далеко не все ягоды полезны. Некоторые красивые, яркие ягоды смертельно опасны. Например волчье лыко и вороний глаз. Воспитатель показывает иллюстрации и фото ягод.

    Волчье лыко - это невысокий кустарник, который цветет белыми или светло-розовыми цветочками, похожими на сирень. Плоды появляются прямо на стебле, созревают в июле. Внешне волчья ягода очень привлекательна: ярко-красная, блестящая, сочная. Дети так и тянутся попробовать эти красивые плоды. Однако волчья ягода целиком ядовита – и листики, и кора, и плоды представляют опасность, поскольку в них содержится токсичное вещество дафнин. Если прикоснуться к коре или потереть листья, то на коже могут возникнуть красные зудящие пятна и волдыри.

    Вороний глаз - невысокие кустики этого растения встречаются только в лесу, их можно спутать с черникой или голубикой. Но отличить ядовитое растение несложно: ягодка растет одиночно, в середине четырехлистного венчика обладает весьма неприятным запахом. Одна или две ягоды большой опасности не представляют, а вот большее количество может привести к рвоте и поносу.

    Будем мы собирать такие ягоды?

    Д: нет

    В: А теперь я предлагаю вам поиграть и собрать ягоды, чтобы наполнить наше лукошко из разрезных картинок.

    Дети собирают пазлы.

    Физминутка «Собираем ягоды»

    Мы по лесу пойдём (шаги на месте)

    В лесу ягоды найдем (наклоны вперед)

    Если нет лукошка (пожать плечами)

    Соберу в ладушку (загибание пальцев)

    Прыгну через лужицу (прыжки на месте)

    Голова не кружиться? (покачать головой)

     В: А теперь ребята давайте еще немного поиграем и узнаем какова варенья мы сегодня наварим для угощения?

     «Как сказать иначе»

    Варенье из малины - ….(малиновое).

    Варенье из земляники -…(земляничное).

    Варенье из черники - …(черничное).

    Варенье из брусники - …(брусничное).

    Варенье из клюквы - …(клюквенное)

    Компот из малины - … (малиновый)

    Компот из земляники -…(земляничный)

    Ответы детей.

    В: Молодцы ребята. Ну а теперь нам пора возвращаться назад в группу. Мы набрали полное лукошко ягод и нам будет чем угостить Машу и Мишку.

    5. Рефлексия

    В: Чем мы сегодня занимались ребята?

    Д: ходили в лес за ягодами

    В: А какие бывают ягоды?

    Ответы детей. ( садовые и лесные, съедобные и ядовитые.

    В: А каких ягод мы сегодня набрали полное лукошко?

    Ответы детей.(малина, земляника, черника, брусника )

    В: А что можно приготовить из ягод?

    Ответы детей (сварить варенье и компот )

    В: Что нового вы сегодня узнали?

    Ответы детей.

    В: Спасибо скажем мы не раз
    Всему живому вокруг нас:
    Как хорошо на свете жить,
    Как хорошо уметь дружить

    2мин


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект ООД "Знатоки родного края"

    Предлагаю конспект ООД  для подготовительной группы. Цели:  воспитывать чувство гордости за свой родной край,  желание сохранить город чистым и красивым, формировать четк...

    Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."

    Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...

    Конспект интегрированного занятия Тема: Край Бурятский – край Сибирский.

    Обобщить и систематизировать представление детей о родном крае. Учить делать выводы. Продолжать формировать представления взаимозависимости живых организмов со средой обитания. Дать понятие – ла...

    Конспект ОД "В Мещерских лесах мы гуляли лекарственные травы собирали"

    Цель: Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.Задачи:Воспитательные задачи. воспитывать гуманное и ответственное отношение к природе родного края.; воспитывать интерес к природ...

    Конспект ОД "Грибное царство Мещерского края"

    Цель:  расширения знаний детей о лесных грибах родного края, их особенностях внешнего строения.Задачи:Воспитательные:воспитывать бережное отношение к...

    Конспект организованной образовательной деятельности «Край Чувашский, край наш милый» в старшей группе детского сада

    Цель: Приобщение детей к чувашской национальной культуре.Задачи:1. Продолжить знакомство детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим.2. Знакомить с народными традициями, бытом, нацио...