Главные вкладки

    Конспект ОД "В Мещерских лесах мы гуляли лекарственные травы собирали"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Курягина Оксана Юрьевна
    Цель: Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.
    Задачи:
    Воспитательные задачи.
     воспитывать гуманное и ответственное отношение к природе родного края.;
     воспитывать интерес к природе, проблемам ее охраны.
    Развивающие задачи.
     развивать умение грамотно применять лекарственные растения и
    использовать их целебные свойства;
     развивать любознательность, логическое мышление, связную речь,
    способность видеть красоту и уникальность родной природы
    Обучающие задачи.
     сформировать у детей первые связные представления о лекарственных
    растениях; учить различать и находить растения по описанию, правильно
    собирать их, сушить, знать назначение.
     познакомить детей с лекарственными травами Владимирской области.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_lekarstvennye_rasteniya.docx116.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад №9 общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением  деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

    Конспект образовательной деятельности

    в подготовительной группе

     Тема : «В Мещерских лесах я гуляю –

    лекарственные травы собираю»

     

    https://img.vixdata.io/pd/jpg-large/es/sites/default/files/imj/otramedicina/R/Remedios-caseros-para-ovular-2.jpg

                                                                  Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад №9»

    Курягина Оксана Юрьевна

    г. Гусь-Хрустальный

    2020

    Образовательная область:  Познавательно-исследовательская

    Методы проведения занятия: словесные, игровые, исследовательские.

    Продолжительность занятия: 30 мин.

    Интеграция областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, игровая деятельность.

    Цель: Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.

    Задачи: 

     

                  Воспитательные задачи.

    • воспитывать гуманное и ответственное отношение к природе родного края.;
    • воспитывать интерес к природе, проблемам ее охраны.

                Развивающие задачи.

    • развивать умение грамотно применять лекарственные растения и использовать их целебные свойства;
    • развивать любознательность, логическое мышление, связную речь,

    способность  видеть красоту и  уникальность родной   природы

               Обучающие задачи.

    • сформировать у детей первые связные представления о лекарственных    растениях; учить различать и находить растения по описанию, правильно собирать их, сушить, знать назначение.
    • познакомить детей с лекарственными травами Владимирской области.

           

    Оборудование:  выставка книг о лекарственных растениях, наглядный материал по теме, Познавательная книга «В мещерских лесах мы гуляем – лекарственные травы собираем» , пазлы «Лекарственные растения», ноутбук, презентация « Сбор и заготовка лекарственных растений.»

    Предварительная работа: беседы, наблюдения, чтение художественной литературы о лекарственных растениях, просмотр презентации о лекарственных растениях, настольные, дидактические игры, знакомство с устным народным творчеством по теме, разучивание пословиц и поговорок про лекарственные растения.

    Взаимодействие с семьями воспитанников:  консультация для родителей «Лекарственные растения –вместо таблеток»,  «Фитотерапия»;  

               Содержание деятельности:

    Этапы деятельности

    Содержание

    Время

    1.Процесс вовлечения

    В: Ребята, давайте поприветствуем друг друга:

    Станем рядышком, по кругу,

    Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

    Нам здороваться ни лень:

    Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

    Если каждый улыбнётся –

    Утро доброе начнётся.

    – ДОБРОЕ УТРО!

    Дети приветствуют друг друга вместе с воспитателем.

    В:  Ребята, сегодня к нам пришло письмо! Давайте посмотрим от кого оно: «Здравствуйте, дорогие друзья! Мне очень нужна ваша помощь, помогите мне, пожалуйста вылечить больных в лесу зверей! Подскажите, чем я могу их вылечить? Буду вам очень благодарен!»

    В:  Как вы думаете от кого это письмо? Почему вы так думаете? (Ответы детей) 

    В: Молодцы, угадали это доктор Айболит! Как вы думаете, как мы можем помочь доктору Айболиту?

    Ответы детей.(мы можем в аптеке купить лекарства и отправить из доктору Айбалиту, можно собрать лекарственных растений и т.д.)

    В: ребята, а кто хочет помочь доктору Айболиту вылечить больных зверей в лесу?

    Ответ детей. (Мы…)

    2 мин

    2.Процесс целеполагания

    В: Чем мы будем сейчас заниматься?

    Дети: Мы поможем доктору Айболиту вылечить больных зверей в лесу.

    1 мин

    3.Процесс проектирования,

    планирования

    В: А как можно это сделать? Ответы детей.

    В: Ребята, а скажите мне чем лечатся звери в лесу?

    Д: Лекарственными травами и растениями

    В: Правильно ребята. А вы знаете какие-нибудь лекарственные растения? (Ответы детей)

    В: Значит как мы будем помогать доктору Айболиту?

    Д: Соберем лекарственные растения и поможем доктору Айболиту вылечить животных в лесу.

    1 мин

    4.Процесс осуществления деятельности

    В:  Кто из вас знает, чем дышит наша планета, благодаря чему? (ответы детей)

    В: Какую пользу растения приносят человеку?

    (ответы детей)

    В: А как называются растения, которые помогают человеку лечиться?

    Д: Лекарственные растения

    В: Правильно, это лекарственные растения.  Лекарственными называются растения, которые применяются для лечения людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарств.

    В: Где мы можем встретить лекарственные растения? (ответы детей)

    В:  Верно! Они окружают нас повсюду! Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. 

    В:  Кто из вас знает, как называется наука, которая занимается лечением болезней травами? (ответы детей)

    В:  Верно! Это фитотерапия!

    В:  Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами? (ответы детей)

    В:  Верно! Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги. Как вы думаете как называется книга, в которой собраны лечебные травы? (ответы детей)

    В:  Эта книга называется «Травники»,

    В: А как называется книга, в которой собраны лекарственные цветы? (ответы детей)

    В:  Верно, это «Цветники»!

    В: За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать, как правильно это делать.

    В: Ребята, давайте, мы с вами представим, что мы очутились на лугу!

    Физминутка «На лугу» с имитацией движений.

    Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)

    Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)

    Вот выходим мы на луг- (Наклониться и коснуться левой ступни)

    Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)

    Вот ромашка, василек, Медуница, кашка — клевер.

    Расстилается ковер

    И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)

    Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)

    Наклоняйтесь до носочков. Раз- цветок, два - цветок,

    А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)

    Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)

    А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)

    Отдохнуть пора ,дружок,

    Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).

    В: Посмотрите, мы с вами остановились на лугу, посмотрите, какой он прекрасный. Это луг нашего Мещерского края, нашей малой Родины. На нем растет множество растений, а среди них и лекарственные. Только ветер подул и перепутал их, поможем Айболиту их собрать? Предлагаю вам собрать их с помощью разрезных картинок.

    Д/игра «Собери картинку». (В познавательной книге «В Мещерских лесах мы гуляем – лекарственные травы собираем имеются заламинированные и разрезанные на части изображения лекарственных растений: ромашка, подорожник,  одуванчик,). Воспитатель использует их для игры.  

    В: Посмотрите внимательно какие у вас получились изображения. Какие это растения? (Ответы детей.)

    В: А теперь я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать, что это за лекарственное растение.

     Жёлтая серёдка,
    Лепесточки белые,
    Срежу их немножко, 
    И веночек сделаю
    . (Ромашка)

    Воспитатель вместе с детьми находит изображение  ромашки.

    В: Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику. Отвары из ромашки используют при простудных заболеваниях для полоскания горла. В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней.

    Вдоль дорожек его встретишь,
    Ранки, ссадины излечишь,
    Сорвешь листочек осторожно.
    Кто нас излечит?
     (Подорожник)

    Дети самостоятельно находят подорожник из разрезанных картинок.

    В: Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. Кто из вас пользовался подорожником? Что необходимо сделать? (Ответы детей).

    В: В настоящее время настой и отвар листьев большого подорожника применяется при лечении кашля. Отваром листьев растения промывают глаза при их воспалениях и полощут полость рта при зубной боли и воспалении десен. Сок из свежих листьев растения эффективен при болезни желудка.

    Жёлтые головки  яркие, махровые
    Превратятся в шарики, мягкие, пуховые. 
    Дунет в поле ветерок, И размножится

    цветок! (Одуванчик)

    Дети самостоятельно находят одуванчик из разрезанных картинок.

    В: Что вы знаете о одуванчике?(Ответы детей)

    В: Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. Наружно настой корней одуванчика советуют при разных кожных болезнях. Свежий сок растения используется как косметическое средство.

    В: Вот какие вы молодцы, помогаете доктору Айболиту найти лекарственные растения! Эти растения, как и многие другие, растут в нашей несравненной Мещере. Ну а теперь давайте мы отдохнем!

     Физминутка «Цветы».

    Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

    К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)

    Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)

    Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)

    Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)

    Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)

    Ветерок убегай! (грозят пальчиком)

    Ты цветочки не сломай! (приседают)

    Пусть они растут, растут,

    Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

    В: Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. 

    В: Ребята, Доктор Айболит приготовил вам сказку о муравье, послушайте и скажите чем лечили муравья? Какими лекарственными растениями? Кто ему что принес? (Воспитатель читает и показывает детям «Сказка про лекарственнные травы»  

    П.А. Синявский Д.)

    Дети отвечают на вопросы воспитателя. 

    В: Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Как мы должны беречь растения?

    Д: Не рвать растения без надобности, не топтать их

    и т.д.

    В: Но также необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые.

    В:Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила. Давайте познакомимся с ними.

    (Детям демонстрируются презентация "Сбор и заготовка лекарственных растений").

     В: А сейчас, давайте те растения,  которые мы нашли и собрали на лугу отдадим тетушке Сове и она передаст их Доктору Айбалиту ,для лечения больных зверей.

    25 мин

    5.Рефлексия

    В: О чем мы с вами сегодня говорили?

    Ответы детей.

    В: Какие растения называются лекарственными?

    Ответы детей

    В: Какие к ним относятся?

    Ответы детей.

    В: Вот какие вы молодцы! Помогли доктору Айболиту вылечить больных зверей в лесу! 

    1 мин.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Лекарственные травы"

    Конспект занятия для детей старшей группы. Знакомство с лекарственными травами....

    Конспект занятия в подготовительной группе «Лекарственные травы»

    Конспект занятия в подготовительной группе «Лекарственные травы»Цель: закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.Задачи:Образовательная:Расширять знания детей о лекарственных...

    Конспект образовательной ситуации для детей старшего возраста "Лекарственные травы Сибири" Автор: Михнёва И.Н.- старший воспитатель г.Братск

    Цель: формирование представлений о лекарственных травах Сибири. Задачи: 1. Познакомить с лекарственными травами нашего края: календула, ромашка, рябина, шиповник, зверобой, мята, клевер, крапива, мат ...

    Конспект ООД "Цыплята гуляют в траве"

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребенка детский сад №27 «Росинка»(МАДОУ ЦРР д/с №27 «Росинка»)...