Конспект ОД "В Мещерских лесах мы гуляли лекарственные травы собирали"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Курягина Оксана Юрьевна
Цель: Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.
Задачи:
Воспитательные задачи.
 воспитывать гуманное и ответственное отношение к природе родного края.;
 воспитывать интерес к природе, проблемам ее охраны.
Развивающие задачи.
 развивать умение грамотно применять лекарственные растения и
использовать их целебные свойства;
 развивать любознательность, логическое мышление, связную речь,
способность видеть красоту и уникальность родной природы
Обучающие задачи.
 сформировать у детей первые связные представления о лекарственных
растениях; учить различать и находить растения по описанию, правильно
собирать их, сушить, знать назначение.
 познакомить детей с лекарственными травами Владимирской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lekarstvennye_rasteniya.docx116.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №9 общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением  деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

Конспект образовательной деятельности

в подготовительной группе

 Тема : «В Мещерских лесах я гуляю –

лекарственные травы собираю»

 

https://img.vixdata.io/pd/jpg-large/es/sites/default/files/imj/otramedicina/R/Remedios-caseros-para-ovular-2.jpg

                                                              Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад №9»

Курягина Оксана Юрьевна

г. Гусь-Хрустальный

2020

Образовательная область:  Познавательно-исследовательская

Методы проведения занятия: словесные, игровые, исследовательские.

Продолжительность занятия: 30 мин.

Интеграция областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, игровая деятельность.

Цель: Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.

Задачи: 

 

              Воспитательные задачи.

  • воспитывать гуманное и ответственное отношение к природе родного края.;
  • воспитывать интерес к природе, проблемам ее охраны.

            Развивающие задачи.

  • развивать умение грамотно применять лекарственные растения и использовать их целебные свойства;
  • развивать любознательность, логическое мышление, связную речь,

способность  видеть красоту и  уникальность родной   природы

           Обучающие задачи.

  • сформировать у детей первые связные представления о лекарственных    растениях; учить различать и находить растения по описанию, правильно собирать их, сушить, знать назначение.
  • познакомить детей с лекарственными травами Владимирской области.

       

Оборудование:  выставка книг о лекарственных растениях, наглядный материал по теме, Познавательная книга «В мещерских лесах мы гуляем – лекарственные травы собираем» , пазлы «Лекарственные растения», ноутбук, презентация « Сбор и заготовка лекарственных растений.»

Предварительная работа: беседы, наблюдения, чтение художественной литературы о лекарственных растениях, просмотр презентации о лекарственных растениях, настольные, дидактические игры, знакомство с устным народным творчеством по теме, разучивание пословиц и поговорок про лекарственные растения.

Взаимодействие с семьями воспитанников:  консультация для родителей «Лекарственные растения –вместо таблеток»,  «Фитотерапия»;  

           Содержание деятельности:

Этапы деятельности

Содержание

Время

1.Процесс вовлечения

В: Ребята, давайте поприветствуем друг друга:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Дети приветствуют друг друга вместе с воспитателем.

В:  Ребята, сегодня к нам пришло письмо! Давайте посмотрим от кого оно: «Здравствуйте, дорогие друзья! Мне очень нужна ваша помощь, помогите мне, пожалуйста вылечить больных в лесу зверей! Подскажите, чем я могу их вылечить? Буду вам очень благодарен!»

В:  Как вы думаете от кого это письмо? Почему вы так думаете? (Ответы детей) 

В: Молодцы, угадали это доктор Айболит! Как вы думаете, как мы можем помочь доктору Айболиту?

Ответы детей.(мы можем в аптеке купить лекарства и отправить из доктору Айбалиту, можно собрать лекарственных растений и т.д.)

В: ребята, а кто хочет помочь доктору Айболиту вылечить больных зверей в лесу?

Ответ детей. (Мы…)

2 мин

2.Процесс целеполагания

В: Чем мы будем сейчас заниматься?

Дети: Мы поможем доктору Айболиту вылечить больных зверей в лесу.

1 мин

3.Процесс проектирования,

планирования

В: А как можно это сделать? Ответы детей.

В: Ребята, а скажите мне чем лечатся звери в лесу?

Д: Лекарственными травами и растениями

В: Правильно ребята. А вы знаете какие-нибудь лекарственные растения? (Ответы детей)

В: Значит как мы будем помогать доктору Айболиту?

Д: Соберем лекарственные растения и поможем доктору Айболиту вылечить животных в лесу.

1 мин

4.Процесс осуществления деятельности

В:  Кто из вас знает, чем дышит наша планета, благодаря чему? (ответы детей)

В: Какую пользу растения приносят человеку?

(ответы детей)

В: А как называются растения, которые помогают человеку лечиться?

Д: Лекарственные растения

В: Правильно, это лекарственные растения.  Лекарственными называются растения, которые применяются для лечения людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарств.

В: Где мы можем встретить лекарственные растения? (ответы детей)

В:  Верно! Они окружают нас повсюду! Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. 

В:  Кто из вас знает, как называется наука, которая занимается лечением болезней травами? (ответы детей)

В:  Верно! Это фитотерапия!

В:  Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами? (ответы детей)

В:  Верно! Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги. Как вы думаете как называется книга, в которой собраны лечебные травы? (ответы детей)

В:  Эта книга называется «Травники»,

В: А как называется книга, в которой собраны лекарственные цветы? (ответы детей)

В:  Верно, это «Цветники»!

В: За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать, как правильно это делать.

В: Ребята, давайте, мы с вами представим, что мы очутились на лугу!

Физминутка «На лугу» с имитацией движений.

Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)

Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)

Вот выходим мы на луг- (Наклониться и коснуться левой ступни)

Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)

Вот ромашка, василек, Медуница, кашка — клевер.

Расстилается ковер

И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)

Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)

Наклоняйтесь до носочков. Раз- цветок, два - цветок,

А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)

Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)

А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)

Отдохнуть пора ,дружок,

Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).

В: Посмотрите, мы с вами остановились на лугу, посмотрите, какой он прекрасный. Это луг нашего Мещерского края, нашей малой Родины. На нем растет множество растений, а среди них и лекарственные. Только ветер подул и перепутал их, поможем Айболиту их собрать? Предлагаю вам собрать их с помощью разрезных картинок.

Д/игра «Собери картинку». (В познавательной книге «В Мещерских лесах мы гуляем – лекарственные травы собираем имеются заламинированные и разрезанные на части изображения лекарственных растений: ромашка, подорожник,  одуванчик,). Воспитатель использует их для игры.  

В: Посмотрите внимательно какие у вас получились изображения. Какие это растения? (Ответы детей.)

В: А теперь я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать, что это за лекарственное растение.

 Жёлтая серёдка,
Лепесточки белые,
Срежу их немножко, 
И веночек сделаю
. (Ромашка)

Воспитатель вместе с детьми находит изображение  ромашки.

В: Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику. Отвары из ромашки используют при простудных заболеваниях для полоскания горла. В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней.

Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?
 (Подорожник)

Дети самостоятельно находят подорожник из разрезанных картинок.

В: Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. Кто из вас пользовался подорожником? Что необходимо сделать? (Ответы детей).

В: В настоящее время настой и отвар листьев большого подорожника применяется при лечении кашля. Отваром листьев растения промывают глаза при их воспалениях и полощут полость рта при зубной боли и воспалении десен. Сок из свежих листьев растения эффективен при болезни желудка.

Жёлтые головки  яркие, махровые
Превратятся в шарики, мягкие, пуховые. 
Дунет в поле ветерок, И размножится

цветок! (Одуванчик)

Дети самостоятельно находят одуванчик из разрезанных картинок.

В: Что вы знаете о одуванчике?(Ответы детей)

В: Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. Наружно настой корней одуванчика советуют при разных кожных болезнях. Свежий сок растения используется как косметическое средство.

В: Вот какие вы молодцы, помогаете доктору Айболиту найти лекарственные растения! Эти растения, как и многие другие, растут в нашей несравненной Мещере. Ну а теперь давайте мы отдохнем!

 Физминутка «Цветы».

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)

Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)

Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)

Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)

Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)

Ветерок убегай! (грозят пальчиком)

Ты цветочки не сломай! (приседают)

Пусть они растут, растут,

Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

В: Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. 

В: Ребята, Доктор Айболит приготовил вам сказку о муравье, послушайте и скажите чем лечили муравья? Какими лекарственными растениями? Кто ему что принес? (Воспитатель читает и показывает детям «Сказка про лекарственнные травы»  

П.А. Синявский Д.)

Дети отвечают на вопросы воспитателя. 

В: Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Как мы должны беречь растения?

Д: Не рвать растения без надобности, не топтать их

и т.д.

В: Но также необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые.

В:Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила. Давайте познакомимся с ними.

(Детям демонстрируются презентация "Сбор и заготовка лекарственных растений").

 В: А сейчас, давайте те растения,  которые мы нашли и собрали на лугу отдадим тетушке Сове и она передаст их Доктору Айбалиту ,для лечения больных зверей.

25 мин

5.Рефлексия

В: О чем мы с вами сегодня говорили?

Ответы детей.

В: Какие растения называются лекарственными?

Ответы детей

В: Какие к ним относятся?

Ответы детей.

В: Вот какие вы молодцы! Помогли доктору Айболиту вылечить больных зверей в лесу! 

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Лекарственные травы"

Конспект занятия для детей старшей группы. Знакомство с лекарственными травами....

Конспект занятия в подготовительной группе «Лекарственные травы»

Конспект занятия в подготовительной группе «Лекарственные травы»Цель: закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.Задачи:Образовательная:Расширять знания детей о лекарственных...

Конспект образовательной ситуации для детей старшего возраста "Лекарственные травы Сибири" Автор: Михнёва И.Н.- старший воспитатель г.Братск

Цель: формирование представлений о лекарственных травах Сибири. Задачи: 1. Познакомить с лекарственными травами нашего края: календула, ромашка, рябина, шиповник, зверобой, мята, клевер, крапива, мат ...

Конспект ОД лепка в первой младшей группе «А я по лесу гулял и грибочки собирал»

Конспект ОД лепка в первой младшей группе «А я по лесу гулял и грибочки собирал» Цель: Расширить знание о грибах. Закреплять умение самостоятельно лепить грибы,используя ранее ус...