Конспект НОД по развитию экологических представлений «Путешествие в зимний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Косухина Наталия Николаевна

Интегрированное занятие  по развитию экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста по программе "Развитие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekologiya_zanyatie.docx 577.03 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие  по экологии

 с элементами геокешинга

«Путешествие в зимний лес»

В средней группе по программе «Развитие»

Цель: - Обобщение знаний детей о зиме,  зимних явлениях природы.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять  представления о зимних явлениях природы с использованием условных заместителей.

 Развивающие:   

  • развивать  у детей умение взаимодействовать со сверстниками, умение договариваться, слаженно работать в коллективе.
  • развивать  у детей интерес к самостоятельному                                         решению      творческих познавательных задач посредством игры геокешинга;
  • развивать внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций
  • закрепить основные правила поведения в лесу;
  • развивать  диалогическую  речь;

Воспитательные:

  • воспитывать заботливое отношение  к природе.  

Предварительная работа: 

  1. Наблюдение в природе.
  2. Беседа о временах года.
  3. Дидактическая игра; «Узнай по описанию», «Когда это бывает?, «Времена года».
  4. Просмотр презентаций: «Признаки зимы», «Зимующие птицы».
  5. Работа с календарем природы с использованием карточек-заместителей «Признаки зимы».
  6. Чтение стихотворений, рассказов о природе, рассматривание иллюстраций, картин времен года.

Материал и оборудование: мольберт, картина «Путаница», круговая диаграмма времен года, карточки – заместители (модели признаков времен года), презентация «Зимний лес» (музыкальное сопровождение Вивальди «Зима»), карта, сугроб, елки, корзинка, кормушка, тарелочки с горохом, конверт с письмом, снежный комочек.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»

Педагог: -Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся, как мы это умеем.

(Дети стоят в кругу, выполняют движения в соответствии с текстом):

-Здравствуй, солнце золотое! (руки над головой, скрестили)

-Здравствуй, небо голубое! (руки над головой, разводят в стороны)

-Здравствуй,  маленький дубок! (кисти рук поднесены к подбородку, разведены в стороны)

-Здравствуй, вольный ветерок! (руки разведены в стороны, машем кистями рук)

-Здравствуй утро, здравствуй, день! (руки поочередно разводим в стороны)

-Нам здороваться не лень! (повороты головы вправо, влево).

        2. Основная часть.

Педагог: Ребята, сегодня я хочу с вами поиграть в одну интересную игру…

Ворона: Беда, Беда! В лесу беда!

Педагог: Ворона, успокойся, поздоровайся с детьми и спокойно расскажи, что же произошло в лесу.

Ворона: Здравствуйте, ребята. Злой колдун заколдовал наш лес и теперь все лесные жители: звери, птицы, деревья забыли какое сейчас время года. Все перепуталось! Все вокруг перепуталось! Беда! Беда! Я еле спаслась. Вот что я нашла по дороге (показывает круг-диаграмму времен года). Колдун сказал, что круг это волшебный. Но что он обозначает и что с ним делать я не знаю.

Педагог: Ребята, скажите, что это за волшебный круг?  (высказывания детей: Круг «Времена года»).

-Давайте скажем вороне, какое время года обозначает каждый цвет на этом круге(я показываю, а дети  отвечают)

-А какое сейчас время года?  (Зима).

Педагог: Интересно, ребята, а почему лесные жители забыли, что сейчас зима? И при чем здесь этот круг? Как вы думаете? (рассуждения детей)

Ворона:- может письмо вам поможет. Я его тоже нашла в лесу. А я полетела дальше, НАДО ВСЕМ РАССКАЗАТЬ!

Педагог читает письмо. 

Оно от лесных жителей.

Помогите, просим вас, ребята! Помогите!

Заколдовал наш лес колдун злобный.

Мы забыли, какое сейчас время года.

И в лесу непонятно,  какая погода.

Нет ни круга волшебного, ни карточек  времени года.

Поможет вам карта колдуна . Там отмечены места, где он спрятал  карточки.

Педагог:

-Ребята, О чем просят нас лесные жители?(наводящие вопросы: -Ребята, скажите, про какие карточки говорится в письме, как вы думаете? И для чего нам этот волшебный круг (показываю)? (ответы детей))

Педагог:  Как же нам помочь жителям леса? Что нужно сделать?

 (найти карточки)

Педагог: -Я предлагаю вам отправится в лес. Что нам поможет, найти карточки зимних примет? (карта)

-Давайте ее рассмотрим, садитесь на ковер. Как вы думаете, что обозначают стрелочки на карте? Скажите, откуда начинается наш маршрут?(дети рассуждают).

-Ребята, в письме написано, что впереди нас ждет несколько остановок, на которых нам нужно будет выполнить задания, за это Колдун нам отдаст конверт с карточками. Мы прикрепим карточки на волшебный круг и все звери вспомнят, что сейчас зима. Запомните! Пока мы не выполним задания, конверт брать нельзя. Иначе Колдун тоже заколдует нас.

-Дорога предстоит нам нелегкая. В лесу очень опасно, поэтому давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?

 -Молодцы, а  теперь в путь. Давайте возьмем карту. Откуда нам начать наш маршрут?

(дети рассматривают карту, на ней условные обозначения и стрелка-направление маршрута).

1 Остановка «Игра»

-Ребята, эта остановка называется «Игра». Что мы будем здесь делать, как вы думаете?

Игра называется «Так бывает или нет». Правила игры такие:

-Я называю, что бывает зимой! Если вы согласны - отвечаете «да», если этого зимой не бывает отвечаете нет!

-В снежки с друзьями играем?  (ДА)

- А может грибы собираем? (НЕТ)

-На санках с гор катаемся? (ДА)

-А в речке мы купаемся? (НЕТ)

-Лыжи будем доставать? (ДА)

-А кораблики пускать? (НЕТ)

-Шубы одеваем? (ДА)

-Или загораем?(НЕТ)

-Медведь малину собирает? (НЕТ)

-Он в берлоге засыпает? (ДА)

-Красавицу – елку наряжаем? (ДА)

-И спелую клубнику собираем? (НЕТ)

Зима- отличная пора? (ДА)

Отвечайте громко «Да»!

-Мы выполнили, что просил Колдун? Давайте поищем карточки (они под елкой).

-Что обозначают эти карточки?(снег и метель).

-Что нам с ними делать? (ответы детей)

-Давайте повесим этот круг на елку, чтобы все лесные жители увидели и вспомнили, что зимой бывает снег и метель.

2 Остановка «Путаница»  (ориентир сугроб)

остановка (берем карту и находим следующую остановку) 

 -Эта  остановка называется «Путаница».

Интересно, почему. Давайте посмотрим тихонечко, что там под сугробом.

 -Что это ребята? (Картина, на которой перепутаны времена года).

-Как вы думаете, что здесь надо сделать?

- Что на этой картине не так? Что перепутал художник? (рассуждения детей)

- Ребята. Художник перепутал времена года. Времена года не могут быть все вместе, они приходят друг за другом.

- Ребята, а как мы можем исправить ошибки художника? уберем лишнее.  (дети выходят к мольберту по очереди  и убирают лишнюю картинку).

Игра «Убери лишнее»

-Мы справились с заданием, значит нам можно взять карточки. Что они обозначают? (день короче ночи, лед).

Дети крепят карточки по очереди, педагог следит так, чтобы все дети поучаствовали в этом

.-Прежде, чем идти дальше, давайте немного разомнемся, а то вы наверно замерзли. Возьмитесь за руки, согрейте друг друга ладошками и встаньте в круг. Повторяем за мной:

Физкульминутка «Мы пойдем направо, мы пойдем налево»

Встаньте круг. Возьмитесь за руки, повторяйте за мной.

Мы пойдем сначала вправо (дети двигаются по кругу)

-Раз-два-три (три хлопка)

-А потом пойдем налево –( идут налево)

-Раз- два-три –(три хлопка)

-А потом мы повернемся (поворачиваются вокруг себя)

-Раз-два-три(три хлопка).

-И друг другу улыбнемся (улыбаются).

-Раз-два-три(три хлопка).

Педагог: Дальше нам идти пора, посмотрим карту, детвора! Скажите, ребята, куда мы отправимся дальше?

(Дети рассматривают карту и находят следующий объект –белка)

Остановка «Загадки» (ориентир белка, в руках у нее конверт)

-Педагог: Эта остановка называется «Загадки». Ребята, как вы думаете, что здесь нужно сделать? (отгадать загадки)

Презентация (слайд -загадки о том, как звери подготовились к зиме)

Педагог: Мы отгадали загадки и колдун разрешает нам взять конверт. Ребята, что означают эти карточки? («животные впадают в спячку», зимой деревья стоят голые ) крепим их на круг).

Педагог: Снова карта должна подсказать - куда нам дальше путь держать (ориентир «Кормушка»)

Остановка «Птицы»

(кормушка-в кормушке лежат пазлы

 «Зимующие птицы и конверт с карточками под кормушкой)

-Ребята, что же здесь нужно сделать? Как вы думаете? (собрать пазлы) коллективная работа))

-Давайте соберем и посмотрим, что у нас получится.

-Скажите, что у вас получилось? (птицы)

- Назовите этих птиц. Какие это птицы? (зимующие)

-А почему их называют зимующими? Чем мы можем помочь зимующим птицам?

-Ой, смотрите, что здесь на тарелочках? Это горох

Давайте покормим птичек. Берем из тарелочки по одной горошине и кладем в кормушку, поочередно меняем пальцы. Я говорю слово, на каждое слово мы кладем по горошине.

Пальчиковая игра «Чудные птицы»

Дети на каждое слово перекладывают горошины по одной в кормушку.

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами, мы будем кормить их, конечно же, сами.

-Ну вот, какие же вы молодцы. Накормили птиц и выполнили последнее задание Колдуна.

-Теперь можно взять конверт. Что обозначают эти карточки?

(«Птицы, слетающие к человеческому жилью», «сугробы»)

3. Рефлексия:

Педагог: Ребята, посмотрите карту, куда нам дальше идти? (это была последняя остановка)

-Вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу. Давайте подойдем к нашему волшебному кругу.

-Скажите, ребята, чем важным мы с вами сегодня занимались? (ответы детей: искали карточки зимних примет, выполняли задания, помогли жителям леса вспомнить, какое сейчас время года).

-Ребята, кто считает, что этих карточек достаточно для жителей леса, чтобы они вспомнили, что сейчас зима – сделайте вот так (большой палец к верху), а кто считает, что этих карточек не достаточно - сделайте вот так (руки на пояс).

Педагог сообщает тем детям, кто поставил руки на пояс, что по возвращении в детский сад мы подумаем, как можно еще лесным жителям объяснить, что наступила зима.

-Ребята,  что мы будем делать с эти волшебным кругом? (рассуждения детей- оставить в лесу…)

Влетает ворона. УРРРААА! УРРРА! Наконец то все  в лесу вспомнили, что наступила зима! Спасибо вам, ребята.

Педагог: Ребята, а давайте отдадим круг вороне. Пусть она полетает над лесом с этим кругом и всем покажет, что наступила зима.

Ворона-Спасибо! Спасибо! Я его обязательно покажу всем!

Педагог: А сейчас пора возвращаться домой.

- Садитесь в волшебные сани – они домчат нас обратно домой. А по пути мы посмотрим, что происходит в лесу.  (открываю шторки на интерактивной доске).

-Эй вы, сани удалые!

Волшебные да снеговые!

Провезите нас через лес

Отвезите в садик – дворец.

(дети садятся в «сани» - мини диванчик).

Презентация «Зимний  лес под музыку Вивальди  «Зима» (ремикс)(шторки открываются на интерактивной доске).

(музыка останавливается, шторки закрываются)

-Вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу (закрываю шторки)

-Ребята, лесные жители благодарят нас за помощь и дарят  « зимние» раскраски  Вы можете взять карандаши и разукрасить их.

C:\Users\123\Desktop\садик\Фото занятия по экологии\Круг-модель Времена года.jpg

Круг – модель «Времена года». 

C:\Users\123\Desktop\садик\Фото занятия по экологии\Карта-план путешествия.jpg

Отправляемся в путь! Наша карта нам поможет.

C:\Users\123\Desktop\садик\Фото занятия по экологии\Собираем пазлы птиц.jpg

Собираем пазлы

C:\Users\123\Desktop\садик\Фото занятия по экологии\Нашли еще одну подсказку.jpg

Нашли еще одну подсказку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие по зимнему лесу" (старшая группа)

-  Способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах;- расширять представления о лесе и его обитателях;- продолжать знакомить с характерными особенностя...

Конспект по развитию экологических представлений у детей младшей группы " Мишка в гостях"

Конспект по развитию экологических представлений у детей младшей группы" Мишка в гостях"Программное содержание. Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений в подготовительной группе «Путешествие в лес».

Занятие способствует накоплению и обогащению представлений детей старшего дошкольного возраста о лесе и его обитателях....

Конспект НОД по формированию экологических представлений «Путешествие в зимний лес» в старшей группе 2017-18

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей....

Конспект по развитию речи "Увлекательное путешествие в зимнее царство"

Программное содержание:развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детейспособствовать осознанному желанию детей следовать правилам речевого этикета в процессе общенияобогаща...

Конспект занятия «Развитие экологических представлений» в старшей группе. Пчелы – друзья человека».

Данный материал содержит конспект занятия «Развитие экологических представлений» для старшей группы "Пчелы - друзья человека", а также сопроводительную презентацию для занят...