Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию экологических представлений «Путешествие в зимний лес»
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

    Косухина Наталия Николаевна

    Интегрированное занятие  по развитию экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста по программе "Развитие".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_ekologiya_zanyatie.docx 577.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированное занятие  по экологии

     с элементами геокешинга

    «Путешествие в зимний лес»

    В средней группе по программе «Развитие»

    Цель: - Обобщение знаний детей о зиме,  зимних явлениях природы.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Закреплять  представления о зимних явлениях природы с использованием условных заместителей.

     Развивающие:   

    • развивать  у детей умение взаимодействовать со сверстниками, умение договариваться, слаженно работать в коллективе.
    • развивать  у детей интерес к самостоятельному                                         решению      творческих познавательных задач посредством игры геокешинга;
    • развивать внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций
    • закрепить основные правила поведения в лесу;
    • развивать  диалогическую  речь;

    Воспитательные:

    • воспитывать заботливое отношение  к природе.  

    Предварительная работа: 

    1. Наблюдение в природе.
    2. Беседа о временах года.
    3. Дидактическая игра; «Узнай по описанию», «Когда это бывает?, «Времена года».
    4. Просмотр презентаций: «Признаки зимы», «Зимующие птицы».
    5. Работа с календарем природы с использованием карточек-заместителей «Признаки зимы».
    6. Чтение стихотворений, рассказов о природе, рассматривание иллюстраций, картин времен года.

    Материал и оборудование: мольберт, картина «Путаница», круговая диаграмма времен года, карточки – заместители (модели признаков времен года), презентация «Зимний лес» (музыкальное сопровождение Вивальди «Зима»), карта, сугроб, елки, корзинка, кормушка, тарелочки с горохом, конверт с письмом, снежный комочек.

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

    Ход занятия

    1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»

    Педагог: -Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся, как мы это умеем.

    (Дети стоят в кругу, выполняют движения в соответствии с текстом):

    -Здравствуй, солнце золотое! (руки над головой, скрестили)

    -Здравствуй, небо голубое! (руки над головой, разводят в стороны)

    -Здравствуй,  маленький дубок! (кисти рук поднесены к подбородку, разведены в стороны)

    -Здравствуй, вольный ветерок! (руки разведены в стороны, машем кистями рук)

    -Здравствуй утро, здравствуй, день! (руки поочередно разводим в стороны)

    -Нам здороваться не лень! (повороты головы вправо, влево).

            2. Основная часть.

    Педагог: Ребята, сегодня я хочу с вами поиграть в одну интересную игру…

    Ворона: Беда, Беда! В лесу беда!

    Педагог: Ворона, успокойся, поздоровайся с детьми и спокойно расскажи, что же произошло в лесу.

    Ворона: Здравствуйте, ребята. Злой колдун заколдовал наш лес и теперь все лесные жители: звери, птицы, деревья забыли какое сейчас время года. Все перепуталось! Все вокруг перепуталось! Беда! Беда! Я еле спаслась. Вот что я нашла по дороге (показывает круг-диаграмму времен года). Колдун сказал, что круг это волшебный. Но что он обозначает и что с ним делать я не знаю.

    Педагог: Ребята, скажите, что это за волшебный круг?  (высказывания детей: Круг «Времена года»).

    -Давайте скажем вороне, какое время года обозначает каждый цвет на этом круге(я показываю, а дети  отвечают)

    -А какое сейчас время года?  (Зима).

    Педагог: Интересно, ребята, а почему лесные жители забыли, что сейчас зима? И при чем здесь этот круг? Как вы думаете? (рассуждения детей)

    Ворона:- может письмо вам поможет. Я его тоже нашла в лесу. А я полетела дальше, НАДО ВСЕМ РАССКАЗАТЬ!

    Педагог читает письмо. 

    Оно от лесных жителей.

    Помогите, просим вас, ребята! Помогите!

    Заколдовал наш лес колдун злобный.

    Мы забыли, какое сейчас время года.

    И в лесу непонятно,  какая погода.

    Нет ни круга волшебного, ни карточек  времени года.

    Поможет вам карта колдуна . Там отмечены места, где он спрятал  карточки.

    Педагог:

    -Ребята, О чем просят нас лесные жители?(наводящие вопросы: -Ребята, скажите, про какие карточки говорится в письме, как вы думаете? И для чего нам этот волшебный круг (показываю)? (ответы детей))

    Педагог:  Как же нам помочь жителям леса? Что нужно сделать?

     (найти карточки)

    Педагог: -Я предлагаю вам отправится в лес. Что нам поможет, найти карточки зимних примет? (карта)

    -Давайте ее рассмотрим, садитесь на ковер. Как вы думаете, что обозначают стрелочки на карте? Скажите, откуда начинается наш маршрут?(дети рассуждают).

    -Ребята, в письме написано, что впереди нас ждет несколько остановок, на которых нам нужно будет выполнить задания, за это Колдун нам отдаст конверт с карточками. Мы прикрепим карточки на волшебный круг и все звери вспомнят, что сейчас зима. Запомните! Пока мы не выполним задания, конверт брать нельзя. Иначе Колдун тоже заколдует нас.

    -Дорога предстоит нам нелегкая. В лесу очень опасно, поэтому давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?

     -Молодцы, а  теперь в путь. Давайте возьмем карту. Откуда нам начать наш маршрут?

    (дети рассматривают карту, на ней условные обозначения и стрелка-направление маршрута).

    1 Остановка «Игра»

    -Ребята, эта остановка называется «Игра». Что мы будем здесь делать, как вы думаете?

    Игра называется «Так бывает или нет». Правила игры такие:

    -Я называю, что бывает зимой! Если вы согласны - отвечаете «да», если этого зимой не бывает отвечаете нет!

    -В снежки с друзьями играем?  (ДА)

    - А может грибы собираем? (НЕТ)

    -На санках с гор катаемся? (ДА)

    -А в речке мы купаемся? (НЕТ)

    -Лыжи будем доставать? (ДА)

    -А кораблики пускать? (НЕТ)

    -Шубы одеваем? (ДА)

    -Или загораем?(НЕТ)

    -Медведь малину собирает? (НЕТ)

    -Он в берлоге засыпает? (ДА)

    -Красавицу – елку наряжаем? (ДА)

    -И спелую клубнику собираем? (НЕТ)

    Зима- отличная пора? (ДА)

    Отвечайте громко «Да»!

    -Мы выполнили, что просил Колдун? Давайте поищем карточки (они под елкой).

    -Что обозначают эти карточки?(снег и метель).

    -Что нам с ними делать? (ответы детей)

    -Давайте повесим этот круг на елку, чтобы все лесные жители увидели и вспомнили, что зимой бывает снег и метель.

    2 Остановка «Путаница»  (ориентир сугроб)

    остановка (берем карту и находим следующую остановку) 

     -Эта  остановка называется «Путаница».

    Интересно, почему. Давайте посмотрим тихонечко, что там под сугробом.

     -Что это ребята? (Картина, на которой перепутаны времена года).

    -Как вы думаете, что здесь надо сделать?

    - Что на этой картине не так? Что перепутал художник? (рассуждения детей)

    - Ребята. Художник перепутал времена года. Времена года не могут быть все вместе, они приходят друг за другом.

    - Ребята, а как мы можем исправить ошибки художника? уберем лишнее.  (дети выходят к мольберту по очереди  и убирают лишнюю картинку).

    Игра «Убери лишнее»

    -Мы справились с заданием, значит нам можно взять карточки. Что они обозначают? (день короче ночи, лед).

    Дети крепят карточки по очереди, педагог следит так, чтобы все дети поучаствовали в этом

    .-Прежде, чем идти дальше, давайте немного разомнемся, а то вы наверно замерзли. Возьмитесь за руки, согрейте друг друга ладошками и встаньте в круг. Повторяем за мной:

    Физкульминутка «Мы пойдем направо, мы пойдем налево»

    Встаньте круг. Возьмитесь за руки, повторяйте за мной.

    Мы пойдем сначала вправо (дети двигаются по кругу)

    -Раз-два-три (три хлопка)

    -А потом пойдем налево –( идут налево)

    -Раз- два-три –(три хлопка)

    -А потом мы повернемся (поворачиваются вокруг себя)

    -Раз-два-три(три хлопка).

    -И друг другу улыбнемся (улыбаются).

    -Раз-два-три(три хлопка).

    Педагог: Дальше нам идти пора, посмотрим карту, детвора! Скажите, ребята, куда мы отправимся дальше?

    (Дети рассматривают карту и находят следующий объект –белка)

    Остановка «Загадки» (ориентир белка, в руках у нее конверт)

    -Педагог: Эта остановка называется «Загадки». Ребята, как вы думаете, что здесь нужно сделать? (отгадать загадки)

    Презентация (слайд -загадки о том, как звери подготовились к зиме)

    Педагог: Мы отгадали загадки и колдун разрешает нам взять конверт. Ребята, что означают эти карточки? («животные впадают в спячку», зимой деревья стоят голые ) крепим их на круг).

    Педагог: Снова карта должна подсказать - куда нам дальше путь держать (ориентир «Кормушка»)

    Остановка «Птицы»

    (кормушка-в кормушке лежат пазлы

     «Зимующие птицы и конверт с карточками под кормушкой)

    -Ребята, что же здесь нужно сделать? Как вы думаете? (собрать пазлы) коллективная работа))

    -Давайте соберем и посмотрим, что у нас получится.

    -Скажите, что у вас получилось? (птицы)

    - Назовите этих птиц. Какие это птицы? (зимующие)

    -А почему их называют зимующими? Чем мы можем помочь зимующим птицам?

    -Ой, смотрите, что здесь на тарелочках? Это горох

    Давайте покормим птичек. Берем из тарелочки по одной горошине и кладем в кормушку, поочередно меняем пальцы. Я говорю слово, на каждое слово мы кладем по горошине.

    Пальчиковая игра «Чудные птицы»

    Дети на каждое слово перекладывают горошины по одной в кормушку.

    Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

    Зимуют у нас эти чудные птицы.

    И чтоб они жили по-прежнему с нами, мы будем кормить их, конечно же, сами.

    -Ну вот, какие же вы молодцы. Накормили птиц и выполнили последнее задание Колдуна.

    -Теперь можно взять конверт. Что обозначают эти карточки?

    («Птицы, слетающие к человеческому жилью», «сугробы»)

    3. Рефлексия:

    Педагог: Ребята, посмотрите карту, куда нам дальше идти? (это была последняя остановка)

    -Вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу. Давайте подойдем к нашему волшебному кругу.

    -Скажите, ребята, чем важным мы с вами сегодня занимались? (ответы детей: искали карточки зимних примет, выполняли задания, помогли жителям леса вспомнить, какое сейчас время года).

    -Ребята, кто считает, что этих карточек достаточно для жителей леса, чтобы они вспомнили, что сейчас зима – сделайте вот так (большой палец к верху), а кто считает, что этих карточек не достаточно - сделайте вот так (руки на пояс).

    Педагог сообщает тем детям, кто поставил руки на пояс, что по возвращении в детский сад мы подумаем, как можно еще лесным жителям объяснить, что наступила зима.

    -Ребята,  что мы будем делать с эти волшебным кругом? (рассуждения детей- оставить в лесу…)

    Влетает ворона. УРРРААА! УРРРА! Наконец то все  в лесу вспомнили, что наступила зима! Спасибо вам, ребята.

    Педагог: Ребята, а давайте отдадим круг вороне. Пусть она полетает над лесом с этим кругом и всем покажет, что наступила зима.

    Ворона-Спасибо! Спасибо! Я его обязательно покажу всем!

    Педагог: А сейчас пора возвращаться домой.

    - Садитесь в волшебные сани – они домчат нас обратно домой. А по пути мы посмотрим, что происходит в лесу.  (открываю шторки на интерактивной доске).

    -Эй вы, сани удалые!

    Волшебные да снеговые!

    Провезите нас через лес

    Отвезите в садик – дворец.

    (дети садятся в «сани» - мини диванчик).

    Презентация «Зимний  лес под музыку Вивальди  «Зима» (ремикс)(шторки открываются на интерактивной доске).

    (музыка останавливается, шторки закрываются)

    -Вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу (закрываю шторки)

    -Ребята, лесные жители благодарят нас за помощь и дарят  « зимние» раскраски  Вы можете взять карандаши и разукрасить их.

    C:\Users\123\Desktop\садик\Фото занятия по экологии\Круг-модель Времена года.jpg

    Круг – модель «Времена года». 

    C:\Users\123\Desktop\садик\Фото занятия по экологии\Карта-план путешествия.jpg

    Отправляемся в путь! Наша карта нам поможет.

    C:\Users\123\Desktop\садик\Фото занятия по экологии\Собираем пазлы птиц.jpg

    Собираем пазлы

    C:\Users\123\Desktop\садик\Фото занятия по экологии\Нашли еще одну подсказку.jpg

    Нашли еще одну подсказку


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие по зимнему лесу" (старшая группа)

    -  Способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах;- расширять представления о лесе и его обитателях;- продолжать знакомить с характерными особенностя...

    Конспект по развитию экологических представлений у детей младшей группы " Мишка в гостях"

    Конспект по развитию экологических представлений у детей младшей группы" Мишка в гостях"Программное содержание. Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отно...

    квест-путешествие по экологическому воспитанию "Путешествие в зимний лес"

    квест-путешествие по экологическому воспитанию...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений в подготовительной группе «Путешествие в лес».

    Занятие способствует накоплению и обогащению представлений детей старшего дошкольного возраста о лесе и его обитателях....

    Конспект НОД по формированию экологических представлений «Путешествие в зимний лес» в старшей группе 2017-18

    Закреплять знания детей о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей....

    Конспект занятия «Тайны Совушки». (конспект НОД по развитию экологических представлений для детей старшего дошкольного возраста)

    Цель. Углублять экологические представления детей старшего дошкольного возраста о мире растений в процессе ознакомления с разнообразием и функциями листьев.Задачи.Создавать условия для развития познав...

    Конспект занятия по развитию экологических представлений в подготовительной группе на тему "Путешествие на Север"

    Конспект занятия по развитию экологических представлений в подготовительной группе на тему "Путешествие на Север"...