ООД по экологическому воспитанию «Лекарственные растения»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях родного края

Скачать:


Предварительный просмотр:

ООД по экологическому воспитанию  «Лекарственные  растения»

Образовательная область: познание, коммуникация.

Цель: уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях родного края.

Задачи:   Образовательные:

Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;

Познакомить детей с целебными кустарниками;

Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений;

Обогащать и активизировать словарь детей по теме названиями лекарственных растений, способами их использования (травник, лекарственные, отвар, настойка);

Развивающие: Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, связанную речь; развивать познавательный интерес к природе родного края;

Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их;

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: картинки с изображением лекарственных трав,  «Загадки о целебных кустарниках», оборудование для просмотра презентации, аптечные упаковки с травами, сборами для создания соответствующей обстановки,  мяч, чайник для заваривания чая, плоды шиповника и малины сушеные, веточки смородины.

Методы и приемы:   наглядные, словесные, практические, интерактивные, а именно: загадка, художественное слово, вопрос - ответ, словесное упражнение «Мяч лови- бросай, на вопросы отвечай», просмотр презентации «Лекарственные травы» и др.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лекарственных растений; беседы о лекарственных травах и их использовании;  для детей; просмотр презентаций «Лекарственные травы»,  

Ход занятия:

Артикуляционная гимнастика.

Начало на коврике, все сидят полукругом. Сегодня мы с вами отправляемся в гости. Нам не нужно ехать на машине, лететь на самолёте, плыть на корабле. Страна, которая нас ждёт в гости – необычная. Достаточно закрыть глаза и произнести:  «Есть растения такие, Они вовсе не простые., если что-то заболит - эта травка исцелит!                                                                                                                     “Раз, два, три – страна трав нас в гости жди  …”                                                                      Дети открывают глаза, перед ними  дидактический  материал по темам:

Травянистые растения”, “Лекарственные растения    Итак, перед вами самые обычные травы. Иногда мы их не замечаем. А ведь они очень красивые, душистые и полезные.

1. 

Догадались, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать? (дети: о лекарственных растениях)

Воспитатель: Правильно. Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Замечали и составляли специальные книги«Травники». Как вы думаете, что это такое? (Дети: туда складывали травы.) Нет, дети.«Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения. У нас тоже  есть   такие книги, теперь их называют справочник, а раньше называли «Травник»                                            Воспитатель-  показывает современные книги – справочники.                                       Повторение    слова   «Травник»  (индивидуально 2-3детьми.)

Дидактическая игра в кругу  «Мяч лови, бросай, на вопросы отвечай»                                                     Вопросы:

1. Что такое лекарственное растение?                                                                                     (Растения, которые лечат разные болезни)

2. Для чего используют лекарственные растения?                                                           (Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст)

3. В какую погоду собирают лекарственные растения?                                                                          (В сухую, солнечную погоду)

4.Почему подорожник так назвали? (Потому что он растет вдоль дорог.)

5.Можно ли собирать  лекарственные   растения вблизи дорог, около домов?  6.Почему  нельзя?   потому, что у дорог  и около  домов грязно, пыльно

7.Где можно собирать лекарственные растения? (Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках)

8.Почему растение мать – и – мачеха так назвали? (Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый, как мать.)

9. Что делают из лекарственных трав? (Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло)

10.Почему шиповник так назвали? (Потому что у него на веточках есть шипы.)

 Воспитатель: Есть много трав полезных на земле страны родной. Могут справиться с болезнью ромашка, мята, крапива, брусника, зверобой.

Вы хорошо отвечали на мои вопросы.                                                                                            А сейчас мы с вами соберем «Травник». Я буду вам загадывать загадки о лекарственных травах, вы - находите картинку отгадку и рассказываете, что и как  можно лечить этим растением...                                                                                 Картинки находятся в разных местах группы. Будьте внимательны!                                              (Воспитатель загадывает загадки, дети находят, приносят и ставят на мольберт, рассказывают об этом растении).

1. Тонкий стебель у дорожки, на конце его – сережки,

На земле лежат листки – маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг, лечит раны ног и рук (подорожник)

Подорожник люди используют для заживления ран. Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре они заживут, боль пройдет. Отвар подорожника пьют при болезнях желудка.

2. В поле сестрички стоят, желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички - белые реснички (ромашки)

Отваром ромашки полощут горло при ангине, пьют отвар при кашле и температуре, купают малышей в воде с отваром ромашки, ополаскивают волосы, чтобы они были здоровые, блестящие, красивые. Делают крема для лица и рук, добавляют в зубную пасту.

3. Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик бывший …. (одуванчик)

Корень одуванчика выкапывают, моют, сушат, перетирают в порошок и используют при многих болезнях. Из свежих зеленых листьев весной делают полезный салат. А из желтых цветов варят варенье.

4. Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит.

Не огонь, а жжется! (крапива)

Листья крапивы даже останавливают кровь. Из крапивы варят щи, делают отвар, сушат веники. Щи придают силы, здоровье и бодрость. Отвар используют при простуде от кашля, им ополаскивают волосы, умываются или купаются при болезнях кожи. Крапиву добавляют в крема, шампуни, ополаскиватели для волос.

5. Спроси телёнка и барашка – цветка вкусней на свете нет.

Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет (клевер)

Клевер - красивое, ароматное растение. Его любят и дети, и пчелы. Настоем клевера лечат раны, полощут горло. Поможет при простуде. Смягчает кожу. Используют в косметологии для приготовления кремов, мыла, шампуней.

6. Зеленые кусточки, алые цветочки;

Когти – коготочки, стерегут цветочки.

И ограда в саду, и закуска дрозду,

И от хвори настой – душистый, густой (шиповник)

В плодах шиповника много витамина С. Применяют цветы и плоды. Отвар укрепляет организм, придает силы, помогает справляться с болезнями. Масло шиповника используют при ожогах. Настой из лепестков освежает кожу лица. Из плодов делают сироп, пьют каждый день понемногу для укрепления организма, особенно весной. Еще из шиповника делают кремы, мази, бальзамы для губ.

7. Я на луг с утра пошёл, Травку нужную нашёл:

Мелкий, жёлтенький цветок Он не ярок, не высок,

Вылечит недуг любой. Что же это? – (зверобой).

Отвар используют при заболеваниях кожи, в нем купают малышей. Настойкой удаляют бородавки на коже, пьют для очистки организма. Используют для приготовления шампуней, мыла

8. Цветёт он майскою порой, его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд, цветы душистые висят (ландыш)

Настойка применяется при неврозах сердца, нарушениях сердечной деятельности. Является ядовитым.

9. Травка очень душиста, ароматные листья.

Поскорей собирай и заваривай чай!

А найдёшь возле хаты, называется – (мята).

Полезен, приятен и ароматен чай, конечно, не с ватой, а с … мятой

Настой - при тошноте, болеутоляющее при невралгических болях. Добавляют в зубные пасты, жевательные резинки, в шампуни, капли в нос и успокоительные. Заваривают в чай.

Воспитатель -  какие растения еще вы узнали? Принесите карточки. (Дети приносят карточки с изображением знакомых растений: черника, брусника, малина, пижма, тысячелистник.)

Черника - Свежие ягоды черники полезно применять при расстройстве деятельности желудка и кишечника, для повышения остроты зрения, при ревматизме.

Тысячелистник- Настой улучшает кровь, отвар используют для возбуждения аппетита. Хорошо заживляет раны. Можно заваривать в чай хоть каждый день. Используют в косметологии.

Мать – и – мачеха - Применяется при заболеваниях дыхательных органов, катаре верхних дыхательных путей, воспалении легких, бронхиальной астме, ангине. При выпадении волос – 3 раза в неделю мыть голову отваром.

Брусника - Пьют морс при простуде от температуры, при болезнях почек. Используют листья и плоды.

3. Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот у нас с вами и получился травник с картинками и описанием, как растение используют.

Давайте теперь немножко поиграем. Представьте себе, что мы с вами сейчас- лепестки одного цветка, который сначала бывает желтым, а потом превращается в белый. Догадались, что это за цветок? (Дети: одуванчик)

Физминутка «Белый одуванчик»

Белый одуванчик на солнышке блестит

И легкою пушинкой по воздуху летит.

Дети стоят в узком кругу, спиной к центру, взявшись за руки и подняв их вверх – одуванчик. Ветерок подул – пушинки разлетаются по группе, затем собираются вместе.

4. Воспитатель: . Сегодня я хочу рассказать вам о лекарственных кустарниках. Кто знает, чем трава отличается от кустарника? Кустарники  растут, семьей, а трава по одной травинке. У кустарников толстый стебелек, а травинки- тонки

5. Воспитатель: У меня есть плоды лекарственных кустарников. Попробуйте отгадать, что это?                                                                                                                           (Дети смотрят сушеные и мороженые плоды, отгадывают название: шиповник, малина, красная и черная смородина, клюква). Давайте мы заварим витаминный чай.                                                                                                                                Воспитатель с помощью детей заваривают чай из плодов в чайник. Такой чай называют фито чай. Пока наш фито чай заваривается, скажите, пожалуйста, какие лекарственные растения вы будете заготавливать летом? (Дети называют запомнившиеся травы и кустарники). Хорошо. Ну а теперь давайте угощаться витаминным фито  чаем (воспитатель разливает детям и гостям чай.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...