Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром.
статья по окружающему миру (старшая группа)

Агошкина Екатерина Александровна

Экспериментирование в дошкольном возрасте является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Особенно важно экспериментирование при формировании основ естественнонаучных и экологических понятий. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. «Что я слышу – я забуду, что я вижу – то запомню, что я сделаю – я пойму» это выражение отражает сущность восприятия окружающего мира дошкольником.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром.

Экспериментирование в дошкольном возрасте является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Особенно важно экспериментирование при формировании основ естественнонаучных и экологических понятий. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. «Что я слышу – я забуду, что я вижу – то запомню, что я сделаю – я пойму» это выражение отражает сущность восприятия окружающего мира дошкольником.

   Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе опытов идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, обобщения. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

    Нельзя не отметить положительного влияния исследований на эмоциональную сферу дошкольника, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

    И в нашем детском саду мы используем элементарные опыты при знакомстве детей с объектами неживой природы (вода, песок, глина, воздух, камни), живой природы (какой цвет предпочитают насекомые, как дождевые черви образуют почву и тд.), при изучении собственного организма (зачем нужен нос, язык, уши). В работе с детьми используем исследовательскую деятельность как в процессе занятий, так и во время прогулок (превращение воды в лед, откуда дует ветер, как снег защищает итд.). прежде всего мы стараемся знакомить ребят с теми фактами действительности, которые, так или иначе, попадают в их поле зрения в повседневной жизни (например, свойство воды растворять, разливаться; свойство воздуха, движение, распространения запаха; магнита притяжение и тд.).

   Занятия – экспериментирования проходят в увлекательной для детей форме: работа в «лаборатории», путешествия; с использованием художественного слова (чтение отрывков их художественных произведений,

загадывание загадок), демонстрационного материала (схем, карт, презентаций) и использовании лупы, магнита, различных предметов, микроскопа.

И в каждой возрастной группе (кроме ясельной) создаются уголки исследований содержание которых постоянно пополняются необходимым для проведения опытов в самостоятельной деятельности дошкольников. Это может быть: бусины, нитки, прищепки, резинки, различный природный материал, перья, пробки , вата, растворимые продукты, прозрачные и непрозрачные сосуды различной формы, бросовый материал, технический материал, увеличительные стекла, микроскоп, магниты, песочные часы и тд.

  И во время экспериментирования, предоставляя детям старшего дошкольного возраста самостоятельность, педагог должен внимательно следить за ходом опыта и выполнением правил безопасн6ости.

Литература:

  • Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004.
  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005.
  •  Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  • «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003.
  • Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по ознакомлению дошкольников с окружающим миром «Путешествие в зимний лес»

Накопление у детей представлений о зиме и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях...

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольника с окружающим миром

Советы по организацииуголка экспериментиования в детском саду...

Программа по организации экспериментальной деятельности при ознакомлении младших дошкольников с окружающим миром 2014-2015 учебный год

Программа содержит рекомендации по организации исследовательского центра во второй младшей группе. Перспективный план позволит планировать исследовательскую деятельность в течение года....

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с окружающим миром в средней группе "Наблюдение за улиткой"

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с окружающим миромв средней группе.Тема: «Наблюдение за улиткой»....

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на тему: «Наша Родина-Россия»

Тема: Наша Родина – Россия.Цель: Систематизация знаний по теме.Задачи:· Закрепить знания детей о государственных символах России;· Воспитывать чувство любви к своей ...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией «Ходит капелька по кругу»

laquo;Ходит капелька по кругу»Программное содержание:- создать целостное представление о воде как о природном явление;- дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;- формировать...